• Преподавателю
  • Биология
  • Урок биологии в 7 классе по теме Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Урок биологии в 7 классе по теме Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горская средняя общеобразовательная школа»

Красненского района Белгородской области.


Фролова Мария Сергеевна,

учитель биологии, химии, экологии


Урок биологии в 7 классе


Тема: Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Цели урока по содержанию:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению строения животных Типа Кишечнополостные, раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры, их связь со средой обитания, познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые, дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.

Развивающие: создать условия для развития умений применять полученные знания в практической деятельности, развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, формулировать выводы, искать причинно-следственные связи в новой ситуации, развивать представление об усложнении организации живых организмов;

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, ответственность за свои решения и действия, культуру труда, аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Методы используемые на уроке:

словесные - беседа, рассказ;

наглядные - презентация;

практические - выполнение исследовательской работы;

контроля - устный опрос;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, рельефная таблица по строению гидры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дидактическая задача - подготовка учащихся к работе на занятии.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

II. Актуализация знаний.

Дидактическая задача - актуализация опорных знаний и умений.

Дорогие ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочтите предложения.

Слайд 2.

Что, как, зачем, почему? Такие вопросы задают себе не только любопытные, но и любознательные люди. Если Вы - тот, кому «любо знание» и интересно всё, что происходит вокруг него, то вам сюда.

Я думаю, что Вы сегодня узнаете на уроке много интересного и полезного.

В начале урока я предлагаю вашему вниманию корзину идей, в которой находятся изображения животных. С помощью подсказок вы должны назвать этих животных.

Слайды 3,4,5,6.

Слайд 7.

«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей!... На вертикальной стене… находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре её - особенно крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивительное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные начали медленно сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе животных… и не могли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень тонкое и длинное тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенно красивые сочетания цветов… Например, темно-бурое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками на нем; изумрудно-зелёное тело и оливкового цвета щупальца. Так можно перечислять долго. Среди множества животных на встречалось и двух с одинаковой окраской».

Ю.Ф.Астафьев. [2]

(Ответы учащихся).

- Правильно, эти красивые животные - Кишечнополостные.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направляет деятельность учащихся. Подводит к теме урока.

Используют личные впечатления. Определяют тему урока. Записывают тему урока в тетрадях.

III. Целеполагание и мотивация.

Дидактическая задача - обеспечение мотивации и принятия учащимися целей, учебно-познавательной деятельности.

Слайд 8.

Тема сегодняшнего урока «Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Затем учитель ставит проблемный вопрос (обсуждение и поиск ответа на него учащиеся находят в ходе урока).

Слайд 9.

Каковы особенности данных животных подводного мира, какой образ жизни они ведут, почему они такие чудесные?

- Ребята, как вы думаете каковы цели нашего урока? А помогут вам правильно их сформулировать начало предложений:

Слайд 10.

Продолжите, пожалуйста:

Познакомимся………..

Научимся определять…………

Рассмотрим………..

Выясним………

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направляет деятельность учащихся. Подводит к формулированию целей урока.

Формулируют цели урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Дидактическая задача - обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

1.Вступительное слово учителя. Рассказ учителя о происхождении Кишечнополостных.

Все классы Кишечнополостных известны с докембрия (более 600 млн. лет). Кишечнополостных считают древней группой, близкой к предкам всех многоклеточных животных. Исходной формой, вероятно, следует считать гидроидных полипов. В дальнейшем эволюция пошла по пути утраты полиплоидной стадии (у сцифомедуз) или медузоидной стадии (у кораллов). По преобладанию остатков медуз конец протерозоя называют «веком медуз» (около 700 миллионов лет назад). С тех пор медуза - это один из самых многочисленных хищников на Земле. [4]

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Рассказ учителя о происхождении Кишечнополостных.

Учащиеся слушают рассказ учителя и делают необходимые записи в тетрадях.

2. Сообщения учащихся о кишечнополостных.

Слайд 11.

Большинство кишечнополостных живет в морях и океанах. Они подразделяются на 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы

Слайд 12.

Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний - энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма - функции переваривания пищи.

Основные особенности кишечнополостных - 2 слоя клеток, лучевая симметрия и наличие стрекательных клеток. Впервые появляются 2 типа ткани. Полость тела у них имеет вид мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки. У них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.

Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами, так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные мелкими водными организмами и мальками рыб.

Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации (восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела гидры промежуточные клетки начинают усиленно расти, и раненное место восстанавливается.

Кишечнополостные живут свободно плавая в воде или прикрепляются к различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные представлены полипами, а свободноплавающие - медузами. Среди кишечнополостных есть виды, образующие колонии (колониальные красные кораллы). Малоподвижные кишечнополостные прикрепляются под водой к различным предметам или к телу других животных (раковины моллюсков, панцири раков) при помощи подошвы.

К классу гидроидных относятся пресноводные гидры и морские колониальные полипы.

Гидры ведут одиночный, обычно прикрепленный образ жизни. Они хищники. Питаются дафниями и циклопами. Морские гидроидные ведут сидячий образ жизни. Похожи они на кустики, состоящие из сотен особей. Особи без щупалец и рта отпочковывают маленьких медузок разного пола. Самки выметывают в воду яйца, а самцы - сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц разовьются планулы (личинки), которые дадут начало новым колониям. [1]

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель дополняет и уточняет сообщение учащегося.

Учащиеся слушают и делают необходимые записи в тетрадях. Обсуждают информацию.

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику классов Типа Кишечнополостных. Работать будем в парах.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность.

Слайды 13-20

Элементы исследовательской деятельности.

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).

Слайды 21-25

Элементы исследовательской деятельности.

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты медузы (описать строение).

Слайды 26-30

Элементы исследовательской деятельности.

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты кораллового полипа (описать строение).

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель организует работу с текстом учебника, оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Учащиеся, работая с текстом исследуют анализируют, делают записи в тетрадях, готовятся к ответу на проблемный вопрос.

V. Первичная проверка понимания.

Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Слайд 31.

Ответ на проблемный вопрос:

Каковы особенности данных животных подводного мира, какой образ жизни они ведут, почему они такие чудесные?

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организует деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос.

Учащиеся формулируют выводы, дают ответ на проблемный вопрос. Высказывают и обосновывают своё мнение.

Физкультминутка. Музыкальное сопровождение.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Дидактическая задача - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Слайды 32-37.

Анимированный блиц - опрос.

Контрольный тест. [Приложение 1] [1,3]

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Дополняет, корректирует ответы учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы теста. Осуществляют взаимопроверку.

VII.Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая задача- формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Слайд 38.

Создание синквейна о Кишечнополостных. Работа в парах.

- существительное,
- прилагательное, прилагательное,
- глагол, глагол, глагол,
- предложение.
Слайд 39

Кишечнополостные.

причудливые, величественные.

прикрепляются, плавают, питаются.

Коралловые полипы идут на изготовление украшений.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель организует работу.

Обсуждают, записывают в тетрадь созданный синквейн.

VIII. Подведение итога урока.

Дидактическая задача - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель обращает внимание уч-ся на достижение целей урока. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке.

Уч-ся убеждаются в достижении целей урока, оценивают свою работу.

IX. Информация о домашнем задании.

Дидактическая задача - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.

Слайд 40.

Изучить конспект, п.6 с.25-29, составить тест из 5-7 вопросов по кишечнополостным животным.

Творческое задание. Подготовить сообщение о ядовитых кишечнополостных.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Учитель дает домашнее задание и поясняет его.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и задают учителю уточняющие вопросы.

X. Рефлексия.

Дидактическая задача - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Слайд 41.

- А сейчас давайте оценим совместную работу. Вам предлагается набор смайликов, значки, которыми можно обозначить своё настроение по окончании нашего урока. Урок биологии в 7 классе по теме Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Урок биологии в 7 классе по теме Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.Урок биологии в 7 классе по теме Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

При выходе из кабинета отобразите своё настроение.

Ещё раз всем спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

Слайд 42.











Список литературы:

1. Галушкова, Н.И. Биология. Животные. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина [Текст] / Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 282 с.

2. Пепеляева, О.А. Поурочные разработки по биологии. Животные. [Текст]/ О.А. Пепеляева. - М.: «Вако», 2004. - 432 с.

3. Резанов, А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках [Текст]/ А.Г. Резанов - М.: «Издат - школа 2000», 2002. - 272 с.

4 Videouroki. net [Электронный ресурс] - Режим доступа: videouroki.net/filecom.php?fileid=98689923, свободный. Загл. с экрана.













Приложение 1

Слайд 33.

Какие классы относятся к типу Кишечнополостных?

-Класс Сцифоидные.

-Класс Саркодовые.

-Класс Млекопитающие.

-Класс Полихеты.

Слайд 34.

Подбери пару.

-Через центр тела можно провести несколько полостей, рассекающих его на равные части.

-Одна плоскость делит тело примерно на две равные половины.

-Двусторонняя симметрия.

-Радиальная симметрия.

Слайд 35.

- Что характерно для кишечнополостных?

  • Относятся к простейшим.

  • Стенка тела образована двумя слоями.

  • Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

  • Развита регенерация.

Слайд 36.

Какое размножение характерно для кишечнополостных?

=Бесполое.

=Половое.

Слайд 37.

Подбери пары.

1. Промежуточные клетки.

2. Кожно-мускульные клетки.

3. Стрекательные клетки.

4. Железистые клетки на внутренней стенке.

А) Вырабатывают пищеварительные ферменты.

Б) Функция защиты и поражение жертвы.

В) Покров, функция движения.

Г)Способны образовывать любые другие клетки.




© 2010-2022