- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Потоки энергии в экосистеме и трофические связи
Урок по теме Потоки энергии в экосистеме и трофические связи
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамонтов М.А. |
Дата | 09.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока
Предмет: Общая биология
Класс: 9
Учебник: Основы общей биологии И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.
Тема: Потоки энергии в экосистеме и трофические связи.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Игра.
Цель: После изучения темы ребенок сможет:
-
Дать определение экологическая система.
-
Перечислить условия существования экосистемы.
-
Назвать компоненты экосистемы и привести примеры.
-
Объяснить суть и значение трофических связей.
-
Сформулировать правило 10%, решить экологическую задачу.
Задачи:
Усовершенствование в ходе урока ключевых компетентностей учащихся и развитие УУД.
Используя учебник, дополнительную литературу, таблицы сформулировать определение экосистема, определить условия ее существования, выделить ее компоненты, построить план схему экосистема.
В процессе игры создать представление об трофических связях и их значении, сформулировать правило 10 %, на основе полученных знаний решить экологическую задачу.
Оборудование: учебник, тетрадь, таблицы, карточки задания, карточки понятия.
Время
Содержание деятельности
Предполагаемые результаты
Организационные формы
Действия учителя
Действия ученика
УУД ученика
4 минуты
Организационный момент, формирование групп.
Подготовка детей к изучению нового материала, формирование групп,
подготовка детьми к работе на уроке необходимого оборудования.
Индивидуальная, групповая.
Здоровается. Просит приготовить к уроку все необходимое.
Учитель объявляет, что на уроке дети будут: работать
в группах по 3 человека,
изучать новый материал при помощи таблиц, учебника, дополнительной литературы, карт заданий.
К концу урока на доске и в тетрадях учащихся должна быть построена схема «Экосистема», найден ответ на вопрос,
решена экологическая задача.
Просит занять свои места для работы в группах, приготовить к работе раздаточный материал, учебник, ручки и тетради.
Дети подготавливают к работе рабочее место, формируют пары, настраиваются на работу в группе.
Познавательные: общеучебные и логические
Анализирует первичную информацию, полученную от учителя,
анализирует оборудование к уроку, выделяет главные задачи урока,
оценивает обстановку в классе,
оценивает свои возможности,
выбирает подходящую ему группу, для успешной работы на уроке,
осознает необходимость выполнения поставленных задач, формирует алгоритм своих действий в группе и на уроке.
Коммуникативные:
контактирует с детьми в классе,
соблюдает правила поведения при общении, организует общение в группе: слушает, решает конфликтные ситуации.
Личностные:
Личностное самоопределение, смообразование.
Регулятивные:
Целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.
5 минут.
Определение темы и целей урока.
Определение целей урока.
Индивидуальная.
Беседа. Посмотрите внимательно вокруг себя и на доску, подумайте, модель чего мы попытались воссоздать в нашем кабинете?
Помещает на доску табличку с понятием экосистема. Скажите, какую тему мы сегодня с вами будем рассматривать?
Учитель объявляет цели урока: - возникает вопрос
-
Что такое экосистема рисует стрелку напротив таблички экосистема и знак вопроса.
-
Какими свойствами она обладает, вешает на доску табличку свойства, рисует стрелку от экосистемы к свойствам и знаки вопросов напротив таблички свойства (рисует 4 стрелки от таблички свойства и знаки вопроса).
-
Каково главное условие существования экосистемы? Вешает на доску табличку условие существование экосистемы. Рисует стрелку от экосистемы к условиям? Рисует стрелку от таблички условия и знак вопроса.
-
Каковы компоненты экосистемы? Вешает на доску табличку компоненты. Рисует стрелку от экосистемы к компонентам. Рисует стрелки от таблички компоненты и знаки вопроса. Внизу между вопросами ставит стрелки и знаки вопросов.
-
Какие связи существуют между компонентами экосистемы? Вешает табличку связи, ставит вопрос. Под вопросом ставит объединяющую скобку и под ней ставит знак вопроса.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Ответ учащихся: - Экосистема.
Дети называют тему урока, записанную на доске « Потоки энергии в экосистеме и трофические связи».
Фиксируют цели урока в виде схемы в тетради, при этом видят на доске план схему (конспекта нового материала).
Познавательные: общеучебные и логические
Анализирует оборудование к уроку, выделяет тему и цели урока,
оценивает обстановку в группе,
оценивает свои знания,
осознает необходимость выполнения поставленных задач, формирует алгоритм своих действий в группе и на уроке.
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
Отвечает на вопросы учителя, контактирует с детьми в группе,
соблюдает правила поведения при общении, организует общение в группе: слушает, решает конфликтные ситуации.
Личностные:
Личностное самоопределение, смообразование.
Регулятивные:
Целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.
3 минуты
Изучение новой темы:
ввод в игру
Погружение в ситуацию, знакомство с игровым реквизитом, дополнительной информацией и заданиями.
Индивидуально - групповая.
Представьте, что вы находитесь в экосистеме, ваша задача:
Используя игровой реквизит добиться указанной в игровом задании цели. Найти ответы, на поставленные вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, таблицы и собственный опыт, приобретенный в игре.
Сформулировать определение трофические связи и их значение. Сформулировать правило 10 %.
Заполнить план схему экосистема.
На основе полученных знаний решить экологическую задачу.
Изучают модель экосистемы, игровой реквизит, источники дополнительной информации, карточки задания.
Познавательные: общеучебные и логические
Определение основной и второстепенной информации, ориентация и восприятие текстов, постановка и формулирование проблемы,
Знаково - символические преобразование объекта из чувствительной формы в модель, с выделением существенных характеристик объекта, преобразование модели с целью выявления общих законов.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, контакт со сверстниками, выражение своих мыслей.
Личностные:
Смыслообразование, личностное самоопределение, смообразование.
Регулятивные:
Планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция.
2 минуты
Разработка стратегии игры в группах
Разработка стратегии игры в группах, распределение обязанностей среди детей.
Групповая.
Учитель объясняет необходимость разработки стратегии игры для достижения результата.
Дети, составляют пан своих действий, распределяют обязанности в группах.
Познавательные: общеучебные и логические
Осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, контакт со сверстниками, выражение своих мыслей, контроль поведения партнеров, умение выражать свои мысли.
Личностные:
Оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные:
Планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция.
20 минут
Игра
Свободное общение, обмен реквизитом, выполнение заданий
Групповая
Размещает в разброс, по всей доске, карточки понятия необходимые для заполнения схемы. При необходимости корректирует ход игры.
Дети изучают новый материал в процессе свободного общения и работы с различными источниками информации, выполняют задания на основе самостоятельно полученных знаний.
Познавательные: общеучебные и логические
Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор эффективных способов решения задач в конкретных условиях, рефлексия способов и условий действия, моделирование, анализ, синтез, выведение следствий, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Создание способов решения задач.
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные:
Отвечает на вопросы учителя, контактирует с детьми в группе,
соблюдает правила поведения при общении, организует общение в группе: слушает, решает конфликтные ситуации.
Личностные:
Личностное самоопределение, смообразование.
Регулятивные:
Целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.
1 минута
Конец игры.
Завершение игры. Выявление победителей, выполнивших все задания.
Групповая.
Учитель просить всех закончить игру и перейти к следующему этапу урока.
Дети сообщают о выполнении всех заданий.
Регулятивные:
Оценка, саморегуляция.
10 минут
Рефлексия
Заполнение схемы на доске. Обсуждение результатов игры. Проверка выполнения экологической задачи.
Групповая.
Просит представителей групп заполнить пропуски в схеме в соответствии с номерами групп. По необходимости задает корректирующие вопросы и вопросы на понимание темы.
В процессе игры, не показалось ли вам, что ресурсов в экологической системе не достаточно?
Каких именно ресурсов недостает больше всего, и что необходимо для их пополнения.
Предлагает победителям оформить решение задачи на доске.
(Если задача не решена учитель, вывешивает табличку с решением на доску, и обсуждает ход выполнения задачи с детьми.)
Заполняют схему на доске. Обсуждают результаты игры. Проверяют выполнение экологической задачи.
Познавательные: общеучебные и логические
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка результатов деятельности, выведение следствий, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, их обоснование.
Решение задачи.
Коммуникативные:
Отвечает на вопросы учителя, контактирует с детьми в группе,
соблюдает правила поведения при общении.
Личностные:
Личностное самоопределение.
Регулятивные:
Оценка, саморегуляция.
Резервное время
Обсуждение проблемных вопросов.
Ответы на вопросы с использованием знаний приобретенных на уроке.
Индивидуальная.
Как вы думаете, что произойдет, если будет нарушена структура биогеоценоза за счет изменения биомассы, какого либо трофического уровня?
Отвечают на вопросы с использованием знаний приобретенных на уроке.
Познавательные: общеучебные и логические,
решение задачи.
Коммуникативные.
Регулятивные.
Личностные.