Рабочая программа по биологии СПО

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего  профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Ро...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Биология», предназначенной для изучения «Биология» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Аграрный техникум» (ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»)

Разработчик: Кривец Г.С., преподаватель ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум».

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии

Протокол № ________ «______»_____________20___г. Подпись_________

Рабочая программа рассмотрена и продлена на заседании предметной цикловой комиссии

До ______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________

До______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________

Содержание



1

Пояснительная записка к программе учебной дисциплины 1.1 Область применения рабочей программы 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

3

2

Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

6

3

Условия реализации учебной дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2 Информационное обеспечение обучения

14

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15

5

Технологии формирования ОК

29

6

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

30







  1. Пояснительная записка к программе учебной дисциплины биологии 1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО: 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 110809 Механизация сельского хозяйства Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Биология относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Примерная программа курса «Биология» предназначена для обучающихся, имеющих основное общее образование. Она составлена на основе базисного уровня общеобразовательной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом по биологии. Дисциплина Биология, как важное звено в системе образования, в общекультурной подготовке призвана обеспечить достижение следующих целей обучения:

- овладение знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений с природой, со все живым как главной ценностью на Земле;

- гигиенической воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

-формирование у студентов отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

Программа отражает содержание основных требований к результатам обучения по биологии, которые могут быть достигнуты исходя из 78 учебных часов, выделенных на ее изучение в учебном плане техникума и проводимых в первом и втором полугодии.

Требования к уровню знаний и умений обучающихся. В результате изучения дисциплины в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и вузовским компонентом обучающиеся приобретают следующие знания и умения:

Обучающиеся должны знать:

Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.

Строение и функции биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.

Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора. Формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки.

Биологическую терминологию и символику.

Обучающиеся должны уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. Объяснять влияние мутагенов на растения, животных и человека; объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов. Объяснять нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; объяснять устойчивость, развитие и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

Решать элементарные биологически задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

Составлять схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания)

Описывать особенности видов по морфологическому критерию.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности

Сравнивать процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождения жизни и человека

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.

Связь дисциплины с профессиями:

Механизация сельского хозяйства - Тема: «Основы селекции»

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного парка - Тема: «Последствия хозяйственной деятельности для человека»

Технология производства и переработки сельскохозяйственной

продукции - Темы: «Основы селекции», «Создание пород и сортов».





Формирования ключевых компетенций на уроках биологии:

Ценностно-смысловая компетенция.
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми обучающийся часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы "почему?", "зачем?", "в чем причина?", "как это устроено?", осознавать свою роль и предназначение в нем - "а я смогу так?", "как это сделать?"), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией;
Образовательная.
На уроках биологии обучающийся учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность обучающегося к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии. Этот компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов обучающегося. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с обучающимися, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал.
Обучающиеся больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует, советует, помогает грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата.

Учебная.
В процессе работы индивидуально или в группах студенты учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, при проведении аудиторных и домашних опытов у обучающихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
Обучающиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных обучающихся.
Познавательная.
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение - сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт - передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из обучающихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, обучающимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы.
Информационно-коммуникативная.
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение обучающегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.
Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу - сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Общекультурная компетенция.
На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения обучающимся научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии - как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения обучающимся научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Социально-трудовая компетенция.
Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Таким образом, формирование т.н. универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работу по формированию мотивации к изучению биологии мы начинаем со среднего звена. При этом разнообразные педагогические средства, используемые нами, в среднем и старшем звене существенно отличаются. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность обучающихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка - 117 часов, в том числе:

1.Обязательной аудиторной нагрузки - 78 часов - из них: теория - 40 часов; лабораторные и практические занятия - 38 часов.

2.Самостоятельной работы - 39 часов

Рабочая программа составлена к учебникам:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2010 - 624с.: ил.

Промежуточный контроль в соответствии с учебным планом предусматривает зачет в 1 полугодии и дифференцированный зачет во 2 полугодии.











2. Структура содержания учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной дисциплины

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

78

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

В том числе:


Самостоятельная внеаудиторная работа

39

Промежуточная аттестация (зачет)

1

Итоговая аттестация (дифференцированный зачет)

1





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины биология, 1 курс

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел I Введение

Тема 1

Введение. Уровни организации живой материи.


Тема 2

Критерии живых систем.

Объект изучения биологии - живая природа.

Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.

Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Выделение уровней организации живой материи. Процессы межмолекулярного взаимодействия органических соединений. Метаболические процессы. Организмы, популяции, биоценозы.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Подготовка доклада «Многообразие жизни».


4

2


2


2


2


1,2


Раздел II Учение о клетке

Тема 3

Химический состав клетки

Тема 4

Обмен веществ в клетке.

Тема 5

Биосинтез белков. Прокариоты.

Тема 6

Метаболизм - основа существования живых организмов.

Тема 7

Эукариотическая клетка.


Тема 8

Строение растительной клетки.

Тема 9

Неклеточные формы жизни- вирусы.

Тема 10

Деление клетки. Митоз.

Тема 11

Половое размножение. Мейоз.


Тема 12

Постэмбриональное размножение.



Раздел III Основы генетики и селекции.

Тема 13

Основные понятия генетики.

Тема 14

Моногибридное скрещивание.

Тема 15

Анализирующее скрещивание.

Тема 16

Сцепленное наследование генов.

Тема 17

Наследственная изменчивость.

Зачет

Тема 18

Зависимость проявления генов от условий внешней среды.

Тема 19

Основы селекции.

Тема 20

Создание пород и сортов.



Раздел IV

Эволюционное учение

Тема 21

Развитие биологии.


Тема 22

Искусственный отбор.

Тема 23

Естественный отбор.

Тема 24

Критерии вида.

Тема 25

Приспособленческие особенности организмов.

Тема 26

Факторы эволюции




Раздел V История развития жизни на Земле.

Тема 27

Современные представления о жизни.

Тема 28

Жизнь в архейскую эру.

Тема 29

Жизнь в палеозойскую эру.

Тема 30

Жизнь в кайнозойскую эру.

Тема 31

Происхождение человека.

Тема 32

Стадии эволюции человека.




Раздел VI Основы экологии.

Тема 33

Структура биосферы.



Тема 34

Формы сообществ.

Тема 35

Биоценозы, биогеоценозы.

Тема 36

Абиотические, биотические факторы среды.

Тема 37

Последствия хозяйственной деятельности.

Тема 38

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.


Раздел VII Бионика

Тема 39

Бионика как наука.


Дифференцированный зачет




Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Этапы диссимиляции. Роль АТФ в обмене веществ в клетке. Типы питания организмов. Гетеротрофы.

Функции белков. Биосинтез белка в живой клетке. Решение задач. Элементарный состав и мономеры белков. Проявление функций белков. Причина денатурации белков. Биологическая роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Ассимиляция. Генетический код. Основные свойства генетического кода.


Основные черты строения эукариотическая клетки. Основа структурной организации клетки. Строение мембраны. Функции наружной мембраны. Пиноцитоз и фагоцитоз. Органоиды клетки. Органоиды клетки, содержащие ДНК.


Цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Простые и сложные вирусы. Принцип взаимодействия вируса и клетки. Действие вируса на клетку.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме

Дифференцировка клеток

Клеточная теория строения организмов

Жизненный цикл клетки. Митоз

Организм - единое целое

Многообразие организмов

Размножение - важнейшее свойство живых организмов

Половое и бесполое размножение

Мейоз

Образование половых клеток и оплодотворение

Постэмбриональное развитие. Неопределенный рост. Определенный рост. Прямое, непрямое развитие. Метаморфоз. Репродуктивный период.

Наследственность и гены. Аллельные гены. Множественный аллеломорфизм. Изменчивость, генотип, фенотип.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Реферативная работа по одной из выбранных тем:

Строение растительной клетки.

Строение животной клетки.

Функции хромосом.

Значение рибосом в процессе биологического синтеза белков в клетке.


Законы генетики, установленные Г. Менделем

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки.

Схема анализирующего скрещивания. Скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

Хромосомная теория наследственности

Взаимодействие генов

Генетика пола

Сцепленное с полом наследование

Значение генетики для селекции и медицины

Наследственная или генотипическая изменчивость

Модификационная изменчивость

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Примеры влияния среды на проявление признака. Норма реакции. Свойства мутаций и модификаций. Вариационная кривая.

Зачет

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Порода, сорт. Гетерозис. Применение мутагенов. Мутагенные факторы.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Реферативная работа по одной из выбранных тем:

Открытие законов Грегора Менделя.

Гибридологический метод Грегора Менделя.

Моногибридное и дигибридное скрещивание.

Хромосомная теория наследственности.

Кроссинговер.

Генотип как целостная система.

Полиплоидия.

Комбинативная изменчивость.


История развития эволюционных идей

Значение работ К. Линнея в развитии эволюционных идей в биологии.

Значение работ К. Линнея в развитии эволюционных идей в биологии.

Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Формы искусственного отбора: бессознательный и методический. Искусственный отбор - один из основных методов селекции, который может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами.

Сущность естественного отбора

Творческая роль естественного отбора

Борьба за существование. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор.

Ареал вида. Радиус индивидуальной активности организмов. Популяция. Видообразование.

Приспособленность организма к условиям существования. Демонстрирующий окрас. Явление мимикрия.


Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Ч. Дарвин о видообразовании. Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Эмбриологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Формы борьбы за существование. Приспособленность организмов и ее многообразие. Биологический прогресс. Ароморфоз

Идиоадаптация

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Дайте сравнительную характеристику этапов эволюционного процесса (оформить в виде таблицы).

Составить конспект фактические доказательства эволюции.


Современные гипотезы о происхождении человека

Доказательства родства человека с млекопитающими животными

Определенные промежутки времени: эры, периоды

Возникновение жизни в водной стихии

Появление организмов на суше

Эволюция животных в палеозое. Особенности строения позвоночных животных.

Эволюция жизни в кайнозое. Оледенения. Сходство фауны и флоры Евразии и северной Америки. Дрейф материков. Четвертичный период. Приматы.

Современные гипотезы о происхождении человека

Доказательства родства человека с млекопитающими животными

Развитие представлений о происхождении человека

Общие черты строения человека и животных

Движущие силы антропогенеза

Направления эволюции: древнейшие, древние и первые современные люди

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Составление конспекта «Вид, его критерии. Популяция единицы эволюции».

Составление глоссария по теме «Макроэволюция»



Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере Изменения в биосфере

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной

деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Геологическая история материков и ее последствия для эволюции растений и животных. Формирование сообществ.

Компоненты биогеоценоза. Биомасса. Количество биомассы в разных климатических зонах.

Действие местных абиотических факторов на живые организмы. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. Экосистемы.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы Ноосфера

Правила поведения людей в окружающей природной среде

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы Ноосфера

Правила поведения людей в окружающей природной среде

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Составление схематичного рисунка «Состав и взаимосвязи в экосистеме», «Круговорот веществ в экосистеме».

Составить кроссворд «Межвидовые отношения в экосистеме, ее устойчивость»

Составление таблицы «Искусственные экосистемы»

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Дифференцированный зачет.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Подготовка доклада «Значение бионики»

20

2

2

2


2


2


2


2

2


2


2


12


16

2

2

2


2

1

1

2


2

2

12



6

2


2

2

2

2


2



2

2

6

2

2

2

2

2

2


2

2



6

2



2

2

2


2

2


2

1

1

2

1


1

1


1,2

1,2

1,2


1,2


2,3


1,2


1,2

1,2


1,2


2




2

2

2


1,2

1,2


1,2


1,2

1,2




1,2


1,2

1,2

2

2


2







1,2

1,2

1,2

1,2


2



1,2

1,2



2

1,2

1,2


2,3

2,3





2




Итого по дисциплине, 1 курс максимальная нагрузка: в том числе: аудиторных - 78 и сам. работа - 39

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

Оборудование учебного кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 учебный комплект пособий «Биология»

учебно-методический комплект.

Технические средства обучения:

 компьютер с лицензионным программным обеспечением;

 мультимедиапроектор;

 принтер;

экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для преподавателя:

1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. М 2010г.

2. Тупикин Е.И., Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. [Текст]/ Тупикин Е.И., Тупикин Е.И. - М.: ОИЦ «Академия» 2010. -327 с. (РекомендованоМО РФ).

3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Биология. [Текст] /Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.- М.: ОИЦ «Академия» 2010. - 256 с. (РекомендованоМО РФ).

4.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11кл. М. 2009г.

5.Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО - М., 2010г.

Для обучающихся:

Основная:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2010.

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2009.

3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2009.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2009.

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2009.

6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.

Дополнительная:

  1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии (Книга для самообразования). М.: Просвещение, 1992.

  3. Мамонтов С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

  4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10 - 11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука, 1996.

  5. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

  6. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

Интернет - ресурсы:

1. elibrary.ru Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа : elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2011

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2011

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eor.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2011

4. Образовательный сайт мультимедийных интерактивных обучающихся программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: teachpro.ru, свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2011

5. Электронная библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knigafund.ru/, свободный. - Загл. с экрана . - 31.10.2011

6. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: iqlib.ru , свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2011

7. Профессиональное образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. - 1997 - 2011. - М.: НИИРПО, 2006-2011. - Ежемес. e-profobr.ru/

8. Среднее профессиональной образование [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель Российская академия образования, Союз директоров ССУЗов России - М.: Среднее профессиональное образование, 2006-2011. - Ежемес. mgopu.ru/spo.htm

9. Инновации в образовании [Текст] / учредитель Современная гуманитарная академия. - [Б.м]: [Б.и], 2006 - 2011. - Ежемес. edit.muh.ru/content/mags_innov.htm

10. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006-2011. - Ежеквар. krirpo.ru/etc.htm?id=757 Специалист [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель ООО «Специалист». - 1954 - 2011. - М.: Специалист, 2006-2011. - Ежемес.

11. greenpeace.ru - сайт экологической организации «Greenpeace»

12. nature.ok.ru/mlk_nas.htm zavuch.info.ru - дидактические материалы, тесты, контрольные.

13. researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».

14. ecosystema.ru - сайт экологического центра «Экосистема» о проблемах полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников. teacher-edu.ru - стандарты общеобразовательной школы.

15. mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 - сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний, лекции).

16. bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».
17. revolution.allbest.ru/biolog - коллекция рефератов Revolution, каталог рефератов, Глобальная сеть рефератов.

18. zavuch.info.ru - дидактические материалы, тесты, контрольные.
19. pravoteka.ru - правила по технике безопасности при изучении биологии.








4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования по отдельным темам, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований.

Результаты обучения
(усвоенные умения, знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов

Тестирование

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека

Доклад

Объяснять влияние экологических факторов на живые организмы

Решение упражнений

Объяснять влияние мутагенов на растения, животных и человека

Ответы на вопросы

Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды

Тестирование

Объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов

Сообщение

Объяснять нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

Доклад

Объяснять устойчивость, развитие и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Кроссворд

Решать элементарные биологически задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

Самостоятельная работа по решению задач

Составлять схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания)

Доклад

Описывать особенности видов по

морфологическому критерию.

Составление глоссария

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Биологический диктант

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Доклад

Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных

Реферат

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности

Кроссворд

Сравнивать процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое

размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

Ответы на вопросы

Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождения жизни и человека

Самостоятельная работа с учебником

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения ,последствия собственной деятельности в окружающей среде

Доклад

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.

Биологический диктант

Знать:


Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и

наследственности.

Контрольная работа

Строение и функции биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

Контрольная работа

Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора. Формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

Доклад

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки.

Доклад

Биологическую терминологию и символику.

Тестирование





5. Технологии формирования ОК

Название ОК

Технология формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Видеть объективную картину мира. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничной, компетентной личности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выполнять индивидуальные практические или групповые задания. Определять способы и методы выполнения самостоятельных творческих проектов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски.

Анализировать стандартные и нестандартные ситуации. Моделировать цепочку биологических последствий в разных ситуациях, делать свои прогнозы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития

Уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать. Выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Использовать различные методы информационной технологии для разработки презентаций, написания проектов, рефератов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться с руководством.

Участвовать в различных формах классной и внеклассной деятельности по предмету.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы.

Брать на себя ответственность при защите групповых проектов, выполнения творческих заданий, защите презентаций.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности.

Самостоятельно определять пробелы в своих знаниях. Планировать и осуществлять самообразование, самостоятельно готовиться к сдаче зачетов, практических и других задолженностей по предмету.





© 2010-2022