Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Д.И.Трайтака.   Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии, в основной школе направлен на фо...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество недельных часов 2 Количество часов в год 70

Уровень программы базовый

Классификация рабочей программы: типовая

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Д.И.Трайтака.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии, в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели программы:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

  • ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)

  • социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004;

  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 г. № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 « 760»

  • Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утвержден решением педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2014 г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 №136/1 от 27.08.2014 г.;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущеных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. №253. )

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  • Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2008. - 272 с.

Формы обучения и контроля: преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы.. Важным средством повышения мотивации к изучению предмета на данном этапе обучения являются игровые уроки (используются для обобщения материала, после изучения крупных тематических блоков, как подготовка к контрольному тестированию), уроки проводимые в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок-конференция и проч.)

Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые по возможности рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным стандартом основного общего образования и представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов (работ)

Практические работы

26

Обобщающие уроки

4

Тестовый контроль

(8)

Подготовка сообщений

(17)

Итоговая контрольная работа

1

Содержание программы


ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Введение (2 часа)

Животные - часть живой природы. Зоология - комплекс наук о животных. Понятие о фауне. Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного мира: царства, типы, отряды, семейства, роды, виды.

РАЗДЕЛ 1. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (6 часов)

Одноклеточные животные, или простейшие (6 часов)

Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

РАЗДЕЛ 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (23 часа, в т.ч. 2 часа на обобщение и систематизацию знаний)

Кишечнополостные (2 часа)

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Черви (4 часа)

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Среды обитания червей. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей.

Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень.

Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний.

Кольчатые черви: дождевые черви, пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение дождевых червей в почвообразовании.

Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски. Среды обитания и распространение моллюсков. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие (13 часов, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний по тематическому блоку «Членистоногие» )

Общая характеристика типа членистоногие. Классы членистоногих.

Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук-крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности. Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры предосторожности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные насекомые. Медоносные пчелы, муравьи, наездники. Насекомые - паразиты и распространители заболеваний человека и животных. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве.

РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ (35 часов)

Подтип Бесчерепные (2 часа)

Общая характеристика типа хордовые. Ланцетник. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности ланцетника.

Подтип Черепные. Рыбы (7 часов)

Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Земноводные (4 часа)

Общая характеристика класса Земноводные. Среды обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. Внешнее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у земноводных. Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе.

Пресмыкающиеся (4 часа, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний о холоднокровных позвоночных животных)

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся (чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их значение и охрана.

Птицы (8 часов)

Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего (мускулатуры, скелета) строения, процессов жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц. Экологические группы птиц по местам их обитания. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство.

Млекопитающие (10 часов, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний позвоночных теплокровных животных)

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. размножение, развитие и забота о потомстве у млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих.

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения курса биологии 7 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • значение видового многообразия животного мира;

  • роль животных в природе и жизни человека;

  • связи животных со средой обитания;

  • особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп (на примере типичных объектов);

  • отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;

  • основные систематические категории изучаемых животных;

  • экологические факторы, влияющие на животных;

  • роль животных в пищевых цепях и биогеоценозах;

  • влияние деятельности человека на животный мир;

  • редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;

  • правила и нормы поведения человека в природе

Уметь:

  • проводить наблюдения за животными;

  • ухаживать за животными уголка живой природы;

  • пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;

  • определять виды наиболее распространенных животных родного края (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах)

  • составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;

  • владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;

  • проводить просветительскую работу по охране животных.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Семенцова В.Н. Биология 7 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2008. - 224 с. (Серия «Поурочное планирование»)

  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2007. - 272 с. - (Учитель года России).

  3. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2008. - 128 с.

  4. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина / авт-сост. М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006. - 447 с.

  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: Вако, 2005. - 352 с. - (В помощь школьному учителю).

  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Биология 7 - 8 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М.и др. - М.: ВАКО, 2007. - 432 с. - (В помощь школьному учителю).

  7. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 352 с.

  8. Биологический эксперимент в школе. Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишрв и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Б-ка учителя биологии). Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. - СПб.: «Паритет», 2006. - 224 с. - (Серия «Поурочное планирование»).

  9. Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр. / Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им.В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.

  10. Экологический задачник. Составители: Патрушева Л.И., Землянова О.В. - Барнаул: АКДЭЦ, 2007. - 44 с.


Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Планируемая дата

Фактическая Дата

Раз-дел

Тема урока

Основное содержание, формируемые компетенции

Домашнее задание

Примечания

  1. 1

1.09


ВВЕДЕНИЕ

Многообразие животных

Значение животных в экосистемах, Сходства и различия животных и растений, причины многообразия животных. Животные и среда обитания.

§ 1

Вводный урок

  1. 2

3.09


Науки о животных

Предмета изучения зоологии, принципы классификации животных, понятие фауна. Взаимосвязь животных и растений. Питание животных.

§2

Комбинированный урок

  1. 3

8.09


РАЗДЕЛ 1. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ


Общая характеристика простейших животных

Характерные признаки одноклеточных животных.

§3

Комбинированный урок, п/р «Изучение одноклеточных под микроскопом»

  1. 4

10.09


Типы Корненожки и Фораминиферы

Характерные особенности строения и жизнедеятельности корненожек. Фораминиферы - морские корненожки.

§4

Комбиниро-ванный урок, п/р «Изучение капли раствора мела под микроскопом»

  1. 5

15.09


Тип Жгутиконосцы

Характерные особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев. Колониальные жгутиконосцы.

§5

Комбинированный урок, п/р «Изучение эвглены зеленой и вольвокса»

  1. 6

17.09


Тип Инфузории

Характерные особенности строения и жизнедеятельности инфузорий. Особенности инфузории-туфельки. Размножение инфузорий.

§6, сообщения об инвазионных заболеваниях, вызываемых простейшими

Комбинированный урок, п/р «Изучение простейших в сенном настое»

  1. 7

22.09


Тип Споровики. Паразитические простейшие

Характерные особенности строения и жизнедеятельности споровиков. Паразитические простейшие и заболевания вызываемые ими.

§7

Комбинированный урок

24.09



Одноклеточние животные

Повторение, контроль

  1. 8

29.09


РАЗДЕЛ 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Общая характеристика многоклеточных животных Тип Кишечнополостные

Сходства и различия многоклеточных и одноклеточных животных.

Характерные особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Гидра как характерный представитель кишечнополостных.

§8§9, п/р «Наблюдения за пресноводной гидрой в аквариуме»

Вводный урок

Тестирование по теме «Одноклеточ-ные животные»

  1. 10

1.10


Медузы и кораллы

Признаки медуз и коралловых полипов как представителей кишечнополостных. Сходства различных классов кишечнополостных. Коралловые рифы.

§10, * сообщение о медузах или кораллах

Комбинированный урок

  1. 11

6.10


Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

Характерные особенности строения и жизнедеятельности представителей группы черви. Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей, ресничных червей. Белая планария как представитель ресничных червей.

§11

Комбинированный урок, тестирование по теме «Тип Кишечнополостные»

  1. 12

8.10


Гельминты

Приспособления червей к паразитическому образу жизни. Цикл размножения и развития печеночного сосальщика. Характерные особенности строения и жизнедеятельности ленточных червей. Способы заражения гельминтами.

§12, * плакат «Как не заболеть гельминтозом?»

Комбинированный урок

  1. 13

13.10


Тип Круглые черви

Характерные особенности строения и жизнедеятельности представителей круглых червей. Гельминтозы, вызываемые круглыми червями, и их профилактика. Нематоды - паразиты растений.

§13, * п/р «Изучение нематод - паразитов растений»

Комбинированный урок

  1. 14

15.10


Тип Кольчатые черви

Характерные особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей на примере класса Малощетинковые черви. Роль дождевых червей в почвообразовании. Особенности строения многощетинковых червей.

§ 14

Комбинированный урок, п/р «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя»

  1. 15

20.10


Общая характеристика моллюсков Класс Брюхоногие, или Улитки

Характерные особенности строения и жизнедеятельности представителей типа Моллюски. Внутреннее строение моллюсков. Отличительные черты Брюхоногих моллюсков. Особенности строения и образа жизни водных и наземных брюхоногих моллюсков. Разнообразие брюхоногих моллюсков. Значение брюхоногих моллюсков в жизни людей и в природе.

§15, п/р «Наблюдение за улитками в аквариуме и в природе» §16

Комбинированный урок, п/р «Изучение внешнего строения моллюсков на натуральных объектах (ахатины)», тестирование по теме «Черви»

  1. 17

22.10


Класс Двустворчатые моллюски

Отличительные черты двустворчатых моллюсков. Значение двустворчатых моллюсков в жизни людей и в природе.

§17, * сообщение о местных видах типа Моллюски

Комбинированный урок

27.10


Класс Головоногие моллюски

Отличительные черты головоногих моллюсков. Хозяйственное значение головоногих моллюсков.

§18, * сообщение о необычных представителях типа Моллюски

Комбинированный урок, тестирование по теме «Моллюски»

29.10


Беспозвоночные животные

Обобщение знаний по изученным темам в игровой форме.

-

Обобщающе-повторительный урок

  1. 18

10.11


Общая характеристика типа Членистоногие

Прогрессивные черты строения членистоногих животных. Особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих.

§19

Комбинированный урок,

п/р «Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией)»


  1. 20

12.11


Характеристика класса Ракообразные

Приспособленность ракообразных к условиям водной среды. Особенности образа жизни, внешнего и внутреннего строения речного рака.

§21, * сообщение о необычных представителях класса Ракообразные или о местных видах ракообразных

Комбинированный урок, п/р «Покровы и внешнее строение речного рака», «Изучение дафний и циклопов под микроскопом»

  1. 21

17.11


Характеристика класса Паукообразные

Характерные особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Отличительные представителей черты отрядов клещей, скорпионов и пауков.

§22,* сообщение о необычных представителях класса Паукообразные или о местных видах паукообразных

Комбинированный урок

  1. 22

19.11


Общая характеристика класса Насекомые

Черты прогрессивной организации насекомых по сравнению с другими группами членистоногих. Способы питания насекомых.

§23

Комбиниро-ванный урок, п/р «Внешнее строение насекомых (мадагаскарские тараканы)

»

  1. 23

24.11



Развитие насекомых

Особенности развития насекомых, характеристика разных стадий (яйцо, личинка, куколка, имаго) развития.

§24,* сообщение о необычных представителях отряда Жуки или о местных видах жуков

Комбинированный урок

  1. 24

26.11


Жуки или Жесткокрылые

Особенности строения и образа жизни жуков. Колорадский жук и особенности его жизнедеятельности, биологические методы борьбы. Особенности образа жизни водных жуков. Разнообразие жуков. Жуки своей местности.

§25,* сообщение о необычных представителях отряда Бабочек или о местных видах бабочек

Комбинированный урок

  1. 25

1.12


Бабочки, или Чешуекрылые

Характерные особенности строения и жизнедеятельности чешуекрылых. Тутовый шелкопряд и его значение в жизни человека. Разнообразие бабочек. Бабочки своей местности.

§26

Комбинированный урок

  1. 26

3.12


Общественные насекомые. Пчелы медоносные

Понятие «общественные насекомые», особенности образа жизни медоносных пчел. Пчеловодство как отрасль народного хозяйства.

§27

Комбинированный урок

  1. 27

8.12


Муравьи. Биологические особенности их жизни

Роль муравьев в природе. Особенности жизни муравьиного гнезда. Разнообразие муравьев.

§29, * сообщение о необычных представителях или о местных видах муравьев

Комбинированный урок

  1. 28

10.12


Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве

Полезные насекомые (наездники, божья коровка, почвенные насекомые). Относительность понятия «насекомые-вредители», их многообразие.

§30

Урок- конференция

  1. 29

15.12



Насекомые паразиты и распространители болезней человека и животных

Насекомые - паразиты человека и животных: человеческая вошь, постельный клоп, блохи, комнатные мухи. Соблюдение правил гигиены для предотвращения размножения паразитических насекомых.

§31

Комбинированный урок, работа в группах

17.12


Тип Членистоногие

Обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности представителей разных групп типа Членистоногие

Обобщающе-повторительный урок

22.12



Полугодовая контрольная работа


  1. 30

24.12


РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ

Общая характеристика хордовых

Хордовые - эволюционно молодая группа животных. Отличительные черты внутреннего строения хордовых. Классификация хордовых.

§32

Вводный урок, тестирование по теме «Тип Членистоногие»

  1. 32

12.01


Ланцетники

Характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни ланцетника. Размножение и развитие ланцетников

§33

Комбинированный урок

  1. 33

14.01


Места обитания и внешнее строение рыб

Экологические группы рыб, особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.

§34, п/р «Виды рыб местных водоемов»

Комбинированный урок , выполнение ОК, п/р «Внешнее строение, формы и окраски тела рыб»

19.01


Резервное время


  1. 34

23.01


РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ

Многообразие способов движения, форм и окраски рыб

Причины различных способов движения рыб и разнообразия формы и окраски тела

§ 35

Комбиниро-ванный урок, п/р «Изучение формы и окраски тела рыб»

  1. 35

26.01


Особенности внутреннего строения рыб

Особенности внутреннего строения рыб связанные с водным образом жизни. Обмен веществ в организме рыб.

§ 36

Комбинированный урок

  1. 36

28.01


Нервная система и органы чувств рыб

Особенности строения нервной системы рыб, ее значение в жизни рыбы. Ориентирование рыб в пространстве с помощью органов чувств.

§ 37, п/р «Наблюдение за аквариумными рыбами»

Комбинированный урок

  1. 37

2.02


Размножение, развитие и миграции рыб

Размножение и развитие рыб разных экологических групп. Забота о потомстве у рыб. Миграции рыб и их причины.

§38

Комбинированный урок/урок-путешествие

  1. 38

4.02


Происхождение, классификация и значение рыб в природе

Предковые формы современных рыб. Латимерия. Современные классы группы Рыбы. Роль рыб в природе.

§39, * сообщение о необычных представителях разных групп рыб

Комбинированный урок

  1. 39

9.02


Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов

Значение рыб в жизни человека, промысловые рыбы, разведение рыб. Охрана рыбных запасов.

§40, сообщение о промысловых рыбах

Комбинированный урок/ урок -конференция

  1. 40

11.02


РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ

Общая характеристика и внешнее строение Земноводных

Черты приспособленности земноводных к обитанию в водной и наземно-воздушной среде. Способы передвижения в разных средах жизни.

§41

Комбинированный урок, п/р «Внешнее строение лягушки»

тестирование по теме «Тип Хордовые. Группа Рыбы»

  1. 41

16.02


Особенности внутреннего строения земноводных

Особенности строения мускулатуры и скелета в связи с наземно-водным образом жизни. Строение и функции пищеварительной, дыхательной и кровеносной системы. Обмен веществ в организме лягушки.

§42, п/р «Наблюдение за лягушкой в аквариуме»

Комбинированный урок, п/р «Строение скелета лягушки»

  1. 42

18.02


Размножение, развитие и происхождение земноводных

Процесс размножения земноводных, развитие с метаморфозом. Происхождение земноводных от древних кистеперых рыб.

§43,* сообщение о необычных представителях разных групп земноводных или местных видах

Комбинированный урок/ ученический семинар

  1. 43

23.02


Многообразие земноводных. Их значение в природе и для человека

Классификация земноводных (Бесхвостые, Хвостатые, Безногие). Роль земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека.

§44

Комбинированный урок

  1. 44

25.02


Общая характеристика и внешнее строение Пресмыкающихся

Характерные особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

§45

Комбинированный урок Выполнение ОК

тестирование по теме «Класс Земноводные»

  1. 45

2.03


РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ

Особенности внутреннего строения и происхождение Пресмыкающихся

Особенности внутреннего строения размножения пресмыкающихся в связи с переходом к наземному образу жизни. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных - стегоцефалов.

§46 ,* сообщение о необычных представителях разных групп пресмыкающихся или местных видах

Комбинированный урок

  1. 45

4.03


Многообразие Пресмыкающихся. Их значение в природе и для человека

Классификация класса Пресмыкающиеся (отряды Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы). Особенности строения представителей разных отрядов. Первая помощь при укусе змеи. Роль пресмыкающихся в природе и хозяйственной деятельности человека.

§47

Комбинированный урок

9.03


Холоднокровные позвоночные животные

Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Обобщающе-повторительный урок

  1. 46

11.03


Общая характеристика и внешнее строение птиц

Характерные особенности внешнего строения и жизнедеятельности птиц. Перьевой покров.

§48

Комбинированный урок, п/р «Внешнее строение птицы (на примере зебровой амадины)», п/р «Строение перьев птиц»

  1. 47

16.03


Особенности внутреннего строения птиц

Особенности строения скелета и мускулатуры, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной системы птиц как приспособление к полету.

§49

Комбинированный урок, п/р «Строение скелета птицы»

  1. 48

18.03



Размножение птиц

Особенности размножение птиц, строение яйца.

§49

Комбинированный урок, п/р «Строение куриного яйца»

  1. 49

1.04


Жизнедеятельность птиц в течение года

Поведение птиц в брачный период. Птенцовые и выводковые птицы. Особенности жизни птиц в послегнездовой период.

§50

Комбинированный урок

  1. 50

6.04


Происхождения птиц. Основные систематические группы современных птиц

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Характерные особенности строения и жизнедеятельности пингвинов, страусов и типичных летающих птиц.

§51, сообщение о запомнившейся птице

Комбинированный урок

  1. 51

8.04


Экологические группы птиц

Приспособления птиц к обитанию в лесу, у водоемов. Приспособления для добывания пищи у хищных птиц.

§52

Комбинированный урок

  1. 52

13.04


Значение птиц в природе и для человека

Роль птиц в природе, значение птиц для человека. Охрана птиц.

§53, *сообщение о домашних птицах

Комбинированный урок

  1. 53

15.04


Одомашнивание птиц. Птицеводство

Процесс одомашнивания птиц. Птицеводство

§54

Урок-конференция

  1. 54

20.04



Общая характеристика и внешнее строение млекопитающих

Характерные особенности внешнего строения и жизнедеятельности млекопитающих. Разнообразие млекопитающих.

§55

Комбинированный урок, п/р «Внешнее строение млекопитающих (на примере хомяков или морской свинки)»

тестирование по теме «Класс Птицы»

  1. 55

22.04


Особенности скелета и мускулатуры млекопитающих

Отделы скелета млекопитающих. Причины развития мускулатуры - разнообразные движения. Диафрагма.

§56

Комбинированный урок, п/р «Строение скелета млекопитающих»

  1. 56

27.04


Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих

Строение пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной системы млекопитающих.

§57

Комбинированный урок

  1. 57

29.04


Нервная система и органы чувств млекопитающих

Причины сложного поведения млекопитающих. Развитие органов чувств млекопитающих.

§58

Комбинированный урок

  1. 58

4.05


Размножение и развитие млекопитающих

Преимущества в способе размножения млекопитающих, забота о потомстве у млекопитающих.

§59, * сообщение о заботе о потомстве у млекопитающих

Комбинированный урок

  1. 59

6.05


РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ

Происхождение млекопитающих и их современное многообразие

Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие современные зверей: подклассы Первозвери и Настоящие звери. Характерные особенности сумчатых млекопитающих.

§60

Комбинированный урок

  1. 60

11.05


Экологические группы млекопитающих: наземные и подземные звери

Адаптации млекопитающих к обитанию в лесу, на открытых пространствах, к подземному образу жизни.

§61

Комбинированный урок

13.05


Экологические группы млекопитающих: водные и летающие звери

Домашние животные

Особенности образа жизни и адаптации летающих и водных млекопитающих.

Причины одомашнивания животных. Животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство, овцеводство, козоводство, кролиководство, звероводство) и его продукция

§62, сообщение о домашних зверях§63

Комбинированный урок

  1. 61

18.05


Теплокровные животные

.

Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих.

Обобщающе-повторительный урок

  1. 62

20.05


Итоговое тестирование за курс биологии 7 класса


25.05



Повторение

Урок контроля и корректировки ЗУН.

  1. 63

27.05



Повторение




Повторение



© 2010-2022