- Преподавателю
- Биология
- Методические разработки по лабораторным работам
Методические разработки по лабораторным работам
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лыхман В.А. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОУДБ.08 БИОЛОГИЯ
КОМПЛЕКТ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка);
Ростов-на-Дону 2015 г.
СОГЛАСОВАНО цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин протокол № 1 от «1» сентября 2015 г.
Председатель цикловой комиссии:
____________ / Е.В. Гайдай
ОУДБ.08 Биология: Комплект лабораторных занятий. - 20 с.
Комплект лабораторных занятий по учебной дисциплине ОУДБ.08 Биология разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28 июля 2014 г. № 801, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, рабочей программой учебной дисциплины ОУДБ.08 Биология, локальным нормативным актом СМК.П-20 Положение о порядке планирования, организации и проведения лабораторных и лабораторных занятий.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
Разработчик:
Лыхман В.А,
преподаватель ГБПОУ РО
«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
Рецензент:
Тычинская Н.Л.
преподаватель ГБПОУ РО
«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
© Методический отдел
ГБОУ СПО РО «Ростовский-на-Дону
автодорожный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания содержат общие сведения о порядке, правилах подготовки и представления лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология», включают краткую теорию, порядок выполнения работы, контрольные вопросы, рекомендуемые информационно-библиографические ресурсы.
Предназначаются студентам очной формы обучения Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, лабораторные работы являются одним из видов учебных занятий.
Выполнение студентами лабораторных работ по дисциплине Биология направлено:
1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
2) формирование у будущих специалистов умений применять полученные знания на практике;
3) развитие интеллектуальных умений;
4)формирование при решении поставленных задач компонентов общих и профессиональных компетенций, профессионально значимых качеств - способность обучаться самостоятельно, готовность решать сложные вопросы, проявлять творческую инициативу и пр.
5) развитие общеучебных и исследовательских умений:
- читать и комментировать философский текст;
- применять метод поэтапного изучения источников;
- видеть понимать проблемы, находить способы её решения;
- сравнивать, выделять общие черты и различия, выделять главное, существенные признаки;
- осуществлять самоконтроль и коррекцию своей учебной деятельности;
- рационально использовать рабочее время;
- работать в составе малой группы, выполнять работу в общем ритме;
- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и правовой точек зрения;
- систематизировать информацию, полученную из различных источников (объяснение преподавателя, тексты, видеофильмы, компьютерные презентации, Интернет);
- участвовать в групповом обсуждении в соответствии с заданной темой и процедурой, соблюдать жанр вербального общения.
6) формирование при решении поставленных задач профессионально и личностно значимых качеств, компонентов общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке и комплексной оценке:
Наименование элемента умений или знаний
Виды аттестации
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Уметь:
Дифференцированный
зачет
[У.1] ориентироваться в наиболее общих биологических проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Оценка результатов выполнения лабораторных занятий; оценка работы с текстами философского содержания: оценка работ, выполненных студентами по собственной инициативе.
Общие критерии оценки выполнения лабораторных заданий.
Оценка «отлично» ставится, если студент:
-
выполнил работу творчески в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; правильно и аккуратно выполнил все записи, сравнительные таблицы;
-
понимает биологическую проблему в целом, проявляет способность к самостоятельному суждению; сохраняет логику изложения, свободно владеет философскими категориями, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой практической ситуации;
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
-
выполнил требования к оценке «5», но допустил недочеты, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя;
-
понимает проблему, проявляет способность к рассуждению; владеет биологическими понятиями, но испытывает затруднения при необходимости использовать их в новой ситуации;
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
-
выполнил работу на репродуктивном уровне, в ходе выполнения заданий допустил ошибки, которые не может исправить самостоятельно;
-
понимает проблему фрагментарно; испытывает очевидные затруднения в определении биологических терминов, их смысла и значения; не соблюдает логику изложения;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
-
не выполнил работу в установленном объеме;
-
не овладел основными умениями и знаниями в соответствии с требованиями программы и не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценки (по пятибалльной системе) проставляются в журнале и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
-
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
1
2
3
Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Тема 2.1Формы размножения организмов
Лабораторное занятие №1. Строение растительной клетки.
Лабораторное занятие №2. Решение генетических задач
Раздел 3 «Основы генетики и селекции»
Тема 3.1 Основные понятия генетики
Лабораторное занятие №3 Решение генетических задач».
2
-
КОМПЛЕКТ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата
Группа
Наименование учебной дисциплины: Биология
Наименование раздела, темы: Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1.Формы размножения организмов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
1. Тема лабораторной работы «Строение растительной клетки»
2. Количество часов - 2
3. Место проведения: Аудитория 82
4. Характер работы (нужное подчеркнуть):
репродуктивный, частично-поисковый, поисковый
5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):
фронтальная, групповая, индивидуальная
6. Внутрипредметные и межпредметные связи:
-
Микробиология: «Приготовление препаратов для микроскопа»;
-
Связь с темой по биологии: « Видовое разнообразие организмов»
7. Дидактические цели лабораторной работы:
7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:
-
Виды тканей, их особенности и значение
-
Строение растительных клеток, их функции
-
Основные этапы митоза
7.2. Сформировать практические умения и навыки:
-
Характеризовать строение растительных клеток в зависимости от их функции
7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:
-
Объяснять взаимозависимость между строением растительных и животных клеток
8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):
микроскопы, готовые микропрепараты растительных клеток, препаровальные иглы, предметные, покровные стекла, вода, пипетка, зеленые листья комнатных растений, кожица лука.
9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):
Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -
М.: Высш. шк., 2008. С208-212
10. Хронологическая структура лабораторной работы
Время (мин)
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
Структурные элементы
1
2
2
2
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
11. Дидактическая структура лабораторной работы
Структурные элементы
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Целевая установка, активизация
1. Сообщение плана учебного занятия.
2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.
1. Подготовка рабочего места
2. Запись темы урока.
2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы
Проверка домашнего задания
Запись вопросов, подлежащих проработке
3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.
3. Объяснение заполнения таблицы.
Осознание полученной информации, запись необходимых данных.
4. Выполнение лабораторной работы
Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по инструкции
5. Оценка выполненной работы
Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков
Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.
Это надо знать! Растения - это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные организмы. Царство растений насчитывает около 500 тыс. видов. Человек использует для различных целей около 1,5 тыс. видов. Растения служат источником кислорода воздуха за счет процесса фотосинтеза и оказывают значительное влияние на климат Земли.
ХОД РАБОТЫ:
-
Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки. Найдите основные части клетки и ее органоиды.
-
Зарисуйте растительную клетку, подпишите все ее составные части.
-
Приготовьте микропрепараты клетки кожицы лука и мякоти зеленого листа. Найдите их общие черты и отличительные особенности.
-
Заполните таблицу:
Основные части и органоиды растительной клетки
Выполняемые функции
-
Сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки в связи с
выполняемыми функциями.
-
Сделайте сравнительный анализ бактериальной и растительной клеток. Выявите сходства и различия. Чем объяснить различия между этими клетками?
Клетки кожицы лука под микроскопом
Дата
Группа
Наименование учебной дисциплины: Биология
Наименование раздела, темы: Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1.Формы размножения организмов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
1. Тема лабораторной работы «Решение генетических задач»
2. Количество часов - 2
3. Место проведения: Аудитория 82
4. Характер работы (нужное подчеркнуть):
репродуктивный, частично-поисковый, поисковый
5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):
фронтальная, групповая, индивидуальная
6. Внутрипредметные и межпредметные связи:
-
Генетика: «Составление родословной»
-
Связь с темой по биологии: « Генетика и селекция»
7. Дидактические цели лабораторной работы:
7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:
-
на конкретных примерах показать, как наследуются признаки
-
каковы условия их проявления,
7.2. Сформировать практические умения и навыки:
что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных
7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:
-
Объяснять взаимозависимость между генотипиескими и фенотипическими признаками
8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):
-
учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 142-143),
-
тетрадь,
-
условия задач,
-
ручка.
9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):
Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -
М.: Высш. шк., 2008. С208-212
10. Хронологическая структура лабораторной работы
Время (мин)
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
Структурные элементы
1
2
2
2
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
11. Дидактическая структура лабораторной работы
Структурные элементы
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Целевая установка, активизация
1. Сообщение плана учебного занятия.
2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.
1. Подготовка рабочего места
2. Запись темы урока.
2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы
Проверка домашнего задания
Запись вопросов, подлежащих проработке
3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.
3. Объяснение заполнения таблицы.
Осознание полученной информации, запись необходимых данных.
4. Выполнение лабораторной работы
Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по инструкции
5. Оценка выполненной работы
Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков
Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.
«Решение генетических задач»
Цель работы: Изучить закономерности наследования при моно- и дигибридном скрещивании. Научиться использовать полученные теоретические знания для анализа менделирующих признаков человека.
Оборудование: таблица «Законы Г. Менделя», карточки с задачами на I, II, III
законы Менделя.
Задание№1:
1 вариант:
1. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над
умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать
которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трех братьев и
сестер, двое из которых - левши. Определите возможные генотипы женщины и
вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.
2. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаламина, в результате которого
развивается слабоумие) наследуется как рецессивный признак. Какими могут
быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным
зрением, а цвет карих глаз над голубыми. Гены обеих пар не сцеплены. Какое
потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам
родителей? Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного
мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?
2вариант:
1. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на
кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые , а у матери - карие.
Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих
глаз доминирует над геном голубых?
2. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты,
рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое
потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? От брака
глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок.
Определите генотипы родителей.
3. У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение
владеть преимущественно правой рукой - над леворукостью. Обе пары генов
расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их
гетерозиготны? Какие могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по
цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготная в отношении умения владеть
руками.
3 вариант:
1. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над нормальным
строением кисти. Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье,
где оба родителя гетерозиготны. В семье, где один из родителей имеет
нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с
нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего
ребенка тоже без аномалии?
2. Миоплегия (периодические параличи) передаются по наследству как
доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями
в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
3. В семье, где родители хорошо слышали и имели - один гладкие волосы, а
другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй
ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность
дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если
известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, а глухота -
признак рецессивный и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
Дополнительное задание.
1вариант
1.У человека ген дальтонизма рецессивный, локализован в Х - хромосоме.
а) Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой
слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого так же
страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у потомства?
б) Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют:
- сына, страдающего дальтонизмом
- нормальную дочь, которая в браке имеет одного нормального сына и одного
сына - дальтоника,
- ещё нормальную дочь, которая в браке имеет пятерых нормальных сыновей.
Каковы генотипы родителей, детей и внуков?
2.Известно, что «трехшерстные» кошки - всегда самки. Это обусловлено тем,
что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х -
хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и
черного цвета формируются «трехшерстные» особи.
а). Какова вероятность рождения трехшерстных котят от скрещивания
трехшерстной кошки с черным котом?
б). Какое потомство от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
3.Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из
которых расположен в аутосомах, другой в Х - хромосоме. В семье родителей,
имеющих темные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом
зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка
тоже без аномалий, если удалось установить, что темные зубы матери
обусловлены лишь геном, сцепленным с Х - хромосомой, а темные зубы отца -
аутосомным геном, по которому он гетерозиготен.
2вариант
1. Ангидрозная эктодермальная дисплазия (отсутствие потоотделения,
нарушение терморегуляции) у людей передается как рецессивный, сцепленный
с Х - хромосомой признак.
а). Юноша, не страдающий этим недостатком, женится на девушке, отец
которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность
того, что дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез?
б). Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной
эктодермальной дисплазией. У них рождается больная девочка и здоровый сын.
Определите вероятность рождения u1089 следующего ребенка без аномалии.
2.Гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета)
наследуется как сцепленный с Х - хромосомой доминантный признак. В семье,
где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с
нормальными зубами. Определите вероятность того, что следующий их
ребенок будет тоже с нормальными зубами.
3.Одна из форм агаммаглобулинемии наследуется как аутосомно-рецессивный
признак, другая - как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой признак.
Определите, вероятность рождения больных детей в семье, где известно, что
мать гетерозиготная по обеим парам генов, а отец здоров и имеет лишь
доминантные гены анализируемых аллелей.
3вариант:
1.Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х -
хромосомой признак.
А) Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого
заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все
вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами.
Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления
больных в семье дочери и сына?
Б) Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной,
отец которой страдал гемофилией. Определите потомство?
2.Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как
признак, сцепленный с У - хромосомой. Какова вероятность рождения детей с
этой аномалией в семье, где отец обладает гипертрихозом.
3.Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел
голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого
мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от
этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный
доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х -
хромосомой?
Контрольные вопросы
1. Особенности человека, как объекта генетического исследования.
2. Наследование, сцепленное с Х - хромосомой по рецессивному типу.
3. Наследование, сцепленное с Х - хромосомой по доминантному типу.
4. Наследование, сцепленное с У - хромосомой.
5. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
6. Дайте цитологическое объяснение особенности наследования сцепленного с полом.
7. Строение хромосом, их виды.
8. Особенности строения половых хромосом.
9. Современные методы изучения хромосомного набора человека.
10. Принципы составления и анализа хромосомных карт.
11. Умение определять положение отдельных генов на схеме дифференциально окрашенных хромосом человека.
Дата
Группа
Наименование учебной дисциплины: Биология
Наименование раздела, темы: Основы генетики и селекции развитие организмов Тема 3.1.Формы размножения организмов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
1. Тема лабораторной работы «Решение генетических задач»
2. Количество часов - 2
3. Место проведения: Аудитория 82
4. Характер работы (нужное подчеркнуть):
репродуктивный, частично-поисковый, поисковый
5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):
фронтальная, групповая, индивидуальная
6. Внутрипредметные и межпредметные связи:
-
Генетика: «Составление родословной»
-
Связь с темой по биологии: « Генетика и селекция»
7. Дидактические цели лабораторной работы:
7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:
-
углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
-
сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
7.2. Сформировать практические умения и навыки:
что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных
7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:
-
Объяснять взаимозависимость между генотипиескими и фенотипическими признаками
8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):
-
тетрадь,
-
условия задач,
-
ручка.
9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):
Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -
М.: Высш. шк., 2008. С208-212
10. Хронологическая структура лабораторной работы
Время (мин)
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
Структурные элементы
1
2
2
2
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
11. Дидактическая структура лабораторной работы
Структурные элементы
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Целевая установка, активизация
1. Сообщение плана учебного занятия.
2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.
1. Подготовка рабочего места
2. Запись темы урока.
2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы
Проверка домашнего задания
Запись вопросов, подлежащих проработке
3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.
3. Объяснение заполнения таблицы.
Осознание полученной информации, запись необходимых данных.
4. Выполнение лабораторной работы
Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по инструкции
5. Оценка выполненной работы
Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков
Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.
Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.
Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.
Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.
Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.
1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам
признаков быка и корову?
2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?
Задача №3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?
Приложения
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Биология: Учеб. пособие для студ. мед. училищ \ Под ред. проф.
В.Н.Ярыгина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2008.
2.Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студ. образоват.
учреждений сред. проф. образования - М.: Издательский центр
«Академия», 2007.
3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учеб.для студентов
средних спец. Учеб. заведений. - М.: Высш. шк.;2008.
Дополнительная
1.Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -
М.: Высш. шк., 2008.
2.Биология в таблицах и схемах. Н.Ю.Келин, Н.В.Безручко. - Ростов
н\Д:Феникс,2008.
3.Лютикова Т.М. Медицинская биология с основами генетики: учебн.
Пособие для студ. мед. колледжей и училищ . - М.: АНМИ, 2006.
4.Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. Изучением биологии\
под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение. 2006.
5.Медицинская генетика. Учебн. Для студ. мед. училищ и колледжей \
под ред. Н.П.Бочкова. - М.: Мастерство, 2007.
6.Чебышев Н.В., Гринев Г.Г.Биология: учебник. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ
РФ , 2007.