Методические разработки по лабораторным работам

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические разработки по лабораторным работам.Методические разработки по лабораторным работам.Методические разработки по лабораторным работам.Методические разработки по лабораторным работам.Методические разработки по лабораторным работам.Методические разработки по лабораторным работам.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











ОУДБ.08 БИОЛОГИЯ




КОМПЛЕКТ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка);





Ростов-на-Дону 2015 г.

СОГЛАСОВАНО цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин протокол № 1 от «1» сентября 2015 г.

Председатель цикловой комиссии:

____________ / Е.В. Гайдай


ОУДБ.08 Биология: Комплект лабораторных занятий. - 20 с.

Комплект лабораторных занятий по учебной дисциплине ОУДБ.08 Биология разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28 июля 2014 г. № 801, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, рабочей программой учебной дисциплины ОУДБ.08 Биология, локальным нормативным актом СМК.П-20 Положение о порядке планирования, организации и проведения лабораторных и лабораторных занятий.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»

Разработчик:

Лыхман В.А,

преподаватель ГБПОУ РО

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»

Рецензент:

Тычинская Н.Л.

преподаватель ГБПОУ РО

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»














© Методический отдел

ГБОУ СПО РО «Ростовский-на-Дону

автодорожный колледж»






СОДЕРЖАНИЕ












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания содержат общие сведения о порядке, правилах подготовки и представления лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология», включают краткую теорию, порядок выполнения работы, контрольные вопросы, рекомендуемые информационно-библиографические ресурсы.

Предназначаются студентам очной формы обучения Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа.

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, лабораторные работы являются одним из видов учебных занятий.

Выполнение студентами лабораторных работ по дисциплине Биология направлено:

1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

2) формирование у будущих специалистов умений применять полученные знания на практике;

3) развитие интеллектуальных умений;

4)формирование при решении поставленных задач компонентов общих и профессиональных компетенций, профессионально значимых качеств - способность обучаться самостоятельно, готовность решать сложные вопросы, проявлять творческую инициативу и пр.

5) развитие общеучебных и исследовательских умений:

- читать и комментировать философский текст;

- применять метод поэтапного изучения источников;

- видеть понимать проблемы, находить способы её решения;

- сравнивать, выделять общие черты и различия, выделять главное, существенные признаки;

- осуществлять самоконтроль и коррекцию своей учебной деятельности;

- рационально использовать рабочее время;

- работать в составе малой группы, выполнять работу в общем ритме;

- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и правовой точек зрения;

- систематизировать информацию, полученную из различных источников (объяснение преподавателя, тексты, видеофильмы, компьютерные презентации, Интернет);

- участвовать в групповом обсуждении в соответствии с заданной темой и процедурой, соблюдать жанр вербального общения.

6) формирование при решении поставленных задач профессионально и личностно значимых качеств, компонентов общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке и комплексной оценке:

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Уметь:

Дифференцированный

зачет

[У.1] ориентироваться в наиболее общих биологических проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Оценка результатов выполнения лабораторных занятий; оценка работы с текстами философского содержания: оценка работ, выполненных студентами по собственной инициативе.

Общие критерии оценки выполнения лабораторных заданий.

Оценка «отлично» ставится, если студент:

  • выполнил работу творчески в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; правильно и аккуратно выполнил все записи, сравнительные таблицы;

  • понимает биологическую проблему в целом, проявляет способность к самостоятельному суждению; сохраняет логику изложения, свободно владеет философскими категориями, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой практической ситуации;

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

  • выполнил требования к оценке «5», но допустил недочеты, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя;

  • понимает проблему, проявляет способность к рассуждению; владеет биологическими понятиями, но испытывает затруднения при необходимости использовать их в новой ситуации;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

  • выполнил работу на репродуктивном уровне, в ходе выполнения заданий допустил ошибки, которые не может исправить самостоятельно;

  • понимает проблему фрагментарно; испытывает очевидные затруднения в определении биологических терминов, их смысла и значения; не соблюдает логику изложения;

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

  • не выполнил работу в установленном объеме;

  • не овладел основными умениями и знаниями в соответствии с требованиями программы и не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценки (по пятибалльной системе) проставляются в журнале и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.



  1. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07БИОЛОГИЯ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Тема 2.1Формы размножения организмов

Лабораторное занятие №1. Строение растительной клетки.


Лабораторное занятие №2. Решение генетических задач


Раздел 3 «Основы генетики и селекции»

Тема 3.1 Основные понятия генетики

Лабораторное занятие №3 Решение генетических задач».

2










  1. КОМПЛЕКТ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Дата

Группа




Наименование учебной дисциплины: Биология

Наименование раздела, темы: Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1.Формы размножения организмов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

1. Тема лабораторной работы «Строение растительной клетки»

2. Количество часов - 2

3. Место проведения: Аудитория 82

4. Характер работы (нужное подчеркнуть):

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый

5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):

фронтальная, групповая, индивидуальная

6. Внутрипредметные и межпредметные связи:

  • Микробиология: «Приготовление препаратов для микроскопа»;

  • Связь с темой по биологии: « Видовое разнообразие организмов»

7. Дидактические цели лабораторной работы:

7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:

  • Виды тканей, их особенности и значение

  • Строение растительных клеток, их функции

  • Основные этапы митоза

7.2. Сформировать практические умения и навыки:

  • Характеризовать строение растительных клеток в зависимости от их функции

7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

  • Объяснять взаимозависимость между строением растительных и животных клеток

8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):

микроскопы, готовые микропрепараты растительных клеток, препаровальные иглы, предметные, покровные стекла, вода, пипетка, зеленые листья комнатных растений, кожица лука.

9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):

Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -

М.: Высш. шк., 2008. С208-212



10. Хронологическая структура лабораторной работы


Время (мин)

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Структурные элементы

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5


11. Дидактическая структура лабораторной работы


Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Целевая установка, активизация

1. Сообщение плана учебного занятия.

2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.

1. Подготовка рабочего места

2. Запись темы урока.

2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы

Проверка домашнего задания

Запись вопросов, подлежащих проработке

3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.

3. Объяснение заполнения таблицы.

Осознание полученной информации, запись необходимых данных.

4. Выполнение лабораторной работы

Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по инструкции

5. Оценка выполненной работы


Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков

Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.







Это надо знать! Растения - это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные организмы. Царство растений насчитывает около 500 тыс. видов. Человек использует для различных целей около 1,5 тыс. видов. Растения служат источником кислорода воздуха за счет процесса фотосинтеза и оказывают значительное влияние на климат Земли.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки. Найдите основные части клетки и ее органоиды.

  2. Зарисуйте растительную клетку, подпишите все ее составные части.

  3. Приготовьте микропрепараты клетки кожицы лука и мякоти зеленого листа. Найдите их общие черты и отличительные особенности.

  4. Заполните таблицу:

    Основные части и органоиды растительной клетки

    Выполняемые функции


  5. Сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки в связи с

выполняемыми функциями.

  1. Сделайте сравнительный анализ бактериальной и растительной клеток. Выявите сходства и различия. Чем объяснить различия между этими клетками?

Клетки кожицы лука под микроскопом









Дата

Группа




Наименование учебной дисциплины: Биология

Наименование раздела, темы: Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1.Формы размножения организмов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

1. Тема лабораторной работы «Решение генетических задач»

2. Количество часов - 2

3. Место проведения: Аудитория 82

4. Характер работы (нужное подчеркнуть):

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый

5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):

фронтальная, групповая, индивидуальная

6. Внутрипредметные и межпредметные связи:

  • Генетика: «Составление родословной»

  • Связь с темой по биологии: « Генетика и селекция»

7. Дидактические цели лабораторной работы:

7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:

  • на конкретных примерах показать, как наследуются признаки

  • каковы условия их проявления,

7.2. Сформировать практические умения и навыки:

что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных

7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

  • Объяснять взаимозависимость между генотипиескими и фенотипическими признаками

8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):

  • учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 142-143),

  • тетрадь,

  • условия задач,

  • ручка.

9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):

Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -

М.: Высш. шк., 2008. С208-212


10. Хронологическая структура лабораторной работы


Время (мин)

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Структурные элементы

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5


11. Дидактическая структура лабораторной работы


Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Целевая установка, активизация

1. Сообщение плана учебного занятия.

2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.

1. Подготовка рабочего места

2. Запись темы урока.

2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы

Проверка домашнего задания

Запись вопросов, подлежащих проработке

3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.

3. Объяснение заполнения таблицы.

Осознание полученной информации, запись необходимых данных.

4. Выполнение лабораторной работы

Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по инструкции

5. Оценка выполненной работы


Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков

Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.



















«Решение генетических задач»

Цель работы: Изучить закономерности наследования при моно- и дигибридном скрещивании. Научиться использовать полученные теоретические знания для анализа менделирующих признаков человека.

Оборудование: таблица «Законы Г. Менделя», карточки с задачами на I, II, III

законы Менделя.

Задание№1:

1 вариант:

1. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над

умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать

которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трех братьев и

сестер, двое из которых - левши. Определите возможные генотипы женщины и

вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

2. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаламина, в результате которого

развивается слабоумие) наследуется как рецессивный признак. Какими могут

быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным

зрением, а цвет карих глаз над голубыми. Гены обеих пар не сцеплены. Какое

потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам

родителей? Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного

мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?

2вариант:

1. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на

кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые , а у матери - карие.

Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих

глаз доминирует над геном голубых?

2. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты,

рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое

потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? От брака

глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок.

Определите генотипы родителей.

3. У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение

владеть преимущественно правой рукой - над леворукостью. Обе пары генов

расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их

гетерозиготны? Какие могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по

цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготная в отношении умения владеть

руками.

3 вариант:

1. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над нормальным

строением кисти. Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье,

где оба родителя гетерозиготны. В семье, где один из родителей имеет

нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с

нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего

ребенка тоже без аномалии?

2. Миоплегия (периодические параличи) передаются по наследству как

доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями

в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

3. В семье, где родители хорошо слышали и имели - один гладкие волосы, а

другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй

ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность

дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если

известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, а глухота -

признак рецессивный и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Дополнительное задание.

1вариант

1.У человека ген дальтонизма рецессивный, локализован в Х - хромосоме.

а) Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой

слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого так же

страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у потомства?

б) Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют:

- сына, страдающего дальтонизмом

- нормальную дочь, которая в браке имеет одного нормального сына и одного

сына - дальтоника,

- ещё нормальную дочь, которая в браке имеет пятерых нормальных сыновей.

Каковы генотипы родителей, детей и внуков?

2.Известно, что «трехшерстные» кошки - всегда самки. Это обусловлено тем,

что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х -

хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и

черного цвета формируются «трехшерстные» особи.

а). Какова вероятность рождения трехшерстных котят от скрещивания

трехшерстной кошки с черным котом?

б). Какое потомство от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?

3.Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из

которых расположен в аутосомах, другой в Х - хромосоме. В семье родителей,

имеющих темные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом

зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка

тоже без аномалий, если удалось установить, что темные зубы матери

обусловлены лишь геном, сцепленным с Х - хромосомой, а темные зубы отца -

аутосомным геном, по которому он гетерозиготен.

2вариант

1. Ангидрозная эктодермальная дисплазия (отсутствие потоотделения,

нарушение терморегуляции) у людей передается как рецессивный, сцепленный

с Х - хромосомой признак.

а). Юноша, не страдающий этим недостатком, женится на девушке, отец

которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность

того, что дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез?

б). Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной

эктодермальной дисплазией. У них рождается больная девочка и здоровый сын.

Определите вероятность рождения u1089 следующего ребенка без аномалии.

2.Гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета)

наследуется как сцепленный с Х - хромосомой доминантный признак. В семье,

где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с

нормальными зубами. Определите вероятность того, что следующий их

ребенок будет тоже с нормальными зубами.

3.Одна из форм агаммаглобулинемии наследуется как аутосомно-рецессивный

признак, другая - как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой признак.

Определите, вероятность рождения больных детей в семье, где известно, что

мать гетерозиготная по обеим парам генов, а отец здоров и имеет лишь

доминантные гены анализируемых аллелей.

3вариант:

1.Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х -

хромосомой признак.

А) Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого

заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все

вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами.

Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления

больных в семье дочери и сына?

Б) Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной,

отец которой страдал гемофилией. Определите потомство?

2.Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как

признак, сцепленный с У - хромосомой. Какова вероятность рождения детей с

этой аномалией в семье, где отец обладает гипертрихозом.

3.Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел

голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого

мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от

этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный

доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х -

хромосомой?

Контрольные вопросы

1. Особенности человека, как объекта генетического исследования.

2. Наследование, сцепленное с Х - хромосомой по рецессивному типу.

3. Наследование, сцепленное с Х - хромосомой по доминантному типу.

4. Наследование, сцепленное с У - хромосомой.

5. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

6. Дайте цитологическое объяснение особенности наследования сцепленного с полом.

7. Строение хромосом, их виды.

8. Особенности строения половых хромосом.

9. Современные методы изучения хромосомного набора человека.

10. Принципы составления и анализа хромосомных карт.

11. Умение определять положение отдельных генов на схеме дифференциально окрашенных хромосом человека.









Дата

Группа




Наименование учебной дисциплины: Биология

Наименование раздела, темы: Основы генетики и селекции развитие организмов Тема 3.1.Формы размножения организмов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

1. Тема лабораторной работы «Решение генетических задач»

2. Количество часов - 2

3. Место проведения: Аудитория 82

4. Характер работы (нужное подчеркнуть):

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый

5. Форма организации учебной деятельности студентов (нужное подчеркнуть):

фронтальная, групповая, индивидуальная

6. Внутрипредметные и межпредметные связи:

  • Генетика: «Составление родословной»

  • Связь с темой по биологии: « Генетика и селекция»

7. Дидактические цели лабораторной работы:

7.1. Обобщить, закрепить теоретические знания по темам:

  • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;

  • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

7.2. Сформировать практические умения и навыки:

что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных

7.3. Сформировать интеллектуальные и исследовательские навыки:

  • Объяснять взаимозависимость между генотипиескими и фенотипическими признаками

8. Оборудование (аппаратура, материалы и др.):

  • тетрадь,

  • условия задач,

  • ручка.

9. Задание студентам на самоподготовку (вопросы для повторения, учебная и справочная литература):

Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -

М.: Высш. шк., 2008. С208-212


10. Хронологическая структура лабораторной работы


Время (мин)

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Структурные элементы

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5


11. Дидактическая структура лабораторной работы


Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Целевая установка, активизация

1. Сообщение плана учебного занятия.

2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по новой теме.

1. Подготовка рабочего места

2. Запись темы урока.

2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению лабораторной работы

Проверка домашнего задания

Запись вопросов, подлежащих проработке

3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий, правилах и технике безопасности

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Объяснение порядка выполнения эксперимента.

3. Объяснение заполнения таблицы.

Осознание полученной информации, запись необходимых данных.

4. Выполнение лабораторной работы

Контроль и корректировка самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по инструкции

5. Оценка выполненной работы


Постановка контрольных вопросов, оценка усвоения материала и приобретение навыков

Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов.













Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача №3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?











Приложения








ЛИТЕРАТУРА


Основная

1.Биология: Учеб. пособие для студ. мед. училищ \ Под ред. проф.

В.Н.Ярыгина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2008.

2.Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студ. образоват.

учреждений сред. проф. образования - М.: Издательский центр

«Академия», 2007.

3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учеб.для студентов

средних спец. Учеб. заведений. - М.: Высш. шк.;2008.

Дополнительная

1.Биология.Пособие для поступающих в вузы. Под ред. В.Н.Ярыгина. -

М.: Высш. шк., 2008.

2.Биология в таблицах и схемах. Н.Ю.Келин, Н.В.Безручко. - Ростов

н\Д:Феникс,2008.

3.Лютикова Т.М. Медицинская биология с основами генетики: учебн.

Пособие для студ. мед. колледжей и училищ . - М.: АНМИ, 2006.

4.Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. Изучением биологии\

под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение. 2006.

5.Медицинская генетика. Учебн. Для студ. мед. училищ и колледжей \

под ред. Н.П.Бочкова. - М.: Мастерство, 2007.

6.Чебышев Н.В., Гринев Г.Г.Биология: учебник. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ

РФ , 2007.







© 2010-2022