Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тематическое планирование 8 класс. Биология. Человек. Н. И. Сонин .М. Р. Сапин.(68 часов). Место человека в системе органического мира (2 часа). 1.Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Стр.3-5 2.Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Стр.6-9. Происхождение человека (3 часа). 1.Биологические и социальные факторы антропогенеза.Стр.9-10 2.Этапы и факторы становления человека.Стр.10-15. 3. Расы человека, их происхождение и единство.Стр.16-18 ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 501 с углубленным изучением информатики и информационно-коммуникационных технологий Кировского района

Санкт-Петербурга


УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО

Миханоша Ю.В. Молодцова М.В. ___ биология_____

«___» сентября 20 г. «___» сентября 20 г. « 30 » августа 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Биологии

(Биология живой организм)

для 8 класса

Маслова Ирина Викторовна,

учитель биологии высшей категории


2013-2014 уч. год.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю.

Цели обучения биологии:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.

Задачи:

  • показать человека как биосоциальное существо,

  • сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями

Для учащихся:

1.Сонин Н.И. «Биология. Человек». 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа,2006.

2.Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение».

Для учителя:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Человек». 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа,2006.

  2. Биология.7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. М.: «Просвещение».

  4. Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.

  5. Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 г.

На основе анализа работы по этой программе в 2012-2013 году изменений в программе не произведено.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Содержание программы



  1. Место человека в системе органического мира

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.


  1. Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.


  1. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


  1. Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.


  1. Координация и регуляция

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция.

  1. Нервная система

Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

  1. Анализаторы

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.


  1. Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.


  1. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.


  1. Дыхание

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.


  1. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины.

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.


  1. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.


  1. Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.


  1. Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.


  1. Размножение и развитие

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.


  1. Высшая нервная деятельность

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




1

Место человека в системе органического мира

2

2

Происхождение человека

2

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

5

Координация и регуляция

2

6

Нервная система

4

7

Анализаторы

5

8

Опора и движение

8

9

Внутренняя среда организма

3

10

Транспорт веществ

5

11

Дыхание

5

12

Пищеварение

6

13

Обмен веществ и энергии

2

14

Выделение

2

15

Покровы тела

3

16

Размножение и развитие

3

17

Высшая нервная деятельность

6

18

Заключение

4


Итого

68



























8 класс. «Человек» (2ч. в неделю)


Тема

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Виды контроля

Основные понятия

Д/з

Оборудование

Дата проведения

8а.

8б.

Место человека в системе органического мира (2ч.)

1

Место человека в системе органического мира.Правила по технике безопасности

Формирование новых знаний

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устный опрос

Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.

С 1-3

Схемы, таблицы.

2

Особенности человека.

Формирование новых знаний

Фронтальный

Рудименты. Атавизмы.

С 4-5

Схемы, таблицы.

Происхождение человека (2ч.)

3

Этапы становления человека. Этапы его становления

Формирование новых знаний

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Фронтальный

Рамапитек. Австралопитек. Человек Умелый. Человек Прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец.

С 10-15

Таблицы, рисунки

Дидактические карточки.

4

Расы человека, их происхождение, единство

Формирование новых знаний

Текущий контроль.

Раса. Расизм. Экваториальная евразийская, азиатско- американская раса.

С 16-19

Дидактические карточки. Схемы, таблицы.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч.)

5

Анатомия, физиология и гигиена.

Великие анатомы и физиологи.

Формирование новых знаний

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Анатомия. Гигиена. Физиология.

С 20-27

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

Общий обзор строения и функций организма человека (4ч.)

6

Клеточное строение организма.

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Давать определения понятию:

ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Фронтальный

Клеточная мембрана. Ядерная мембрана. Цитоплазма. Органоиды. Эндоплазмати-ческая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосома. Митохондрия. Хромосома. ДНК, АТФ.

С 28-29

Микроскоп, микропрепараты. Раздаточный материал.

7

Ткани и органы.

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Устный опрос

Индивидуа-льный. Самоконт-роль

Ткань. Эпителиальная. Соединительная. Нервная. Мышечная. Орган

С 32-37

Таблицы со строением тканей и органов.

8

Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов, как основа гомеостаза

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Текущий контроль

Система органов. Аппарат органов.

С 28-38, подготовка к обобщающему уроку

Рисунки с изображением различных систем органов.

9

Обобщающий урок по теме «Происхождение человека, Общий обзор организма человека, Краткая история развития знаний о человеке»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки учащихся

Тест


Координация и регуляция (2ч.)

10

Гуморальная регуляция.

Формирование новых знаний

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Дифференци-рованный.

Индивидуа-льный.

Гормоны. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Щитовидная железа. Околощитовидная Надпочечники. Гипофиз. Половые железы.

С 44-45

Таблицы, рисунки Дидактические карточки.

11

Роль гормонов в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция, её нарушения

Формирование новых знаний

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Фронтальный

С 46-47

Таблицы, рисунки Дидактические карточки.

Нервная система (4 часа)

12

Строение и значение нервной системы.

Формирование новых знаний

Давать определение понятию: рефлекс.

Называть:

особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной системы ;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. "Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Нейрон. Нервный импульс. Стнапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

С 50-53

Схемы строения нервной системы.

Таблицы со строением спинного и головного мозга.

Центральная и периферическая нервная система.

13

Строение и функции спинного мозга.

Формирование новых знаний

Называть:

•особенности строения спинного мозга;

•функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Индивидуа-льный. Фронтальный

Центральный канал. Спиномозговая жидкость. Спиномозговые нервы.

С 56-59

Таблицы со строением спинного и головного мозга.

Дидактические карточки.

14

Строение и функции головного мозга.

Формирование новых знаний

Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Продолговатый, средний, промежуточный мозг. Мост. Мозжечок.

С 60-65

Таблицы со строением спинного и головного мозга.

15

Полушария большого мозга.

Формирование новых знаний

Фронтальный

Кора полушарий. Борозды. Извилины. Зрительная, слуховая, обонятельная зоны. Мозолистое тело.

С 66-69

Дидактические карточки. Таблицы, рисунки с изображением полушарий головного мозга. Муляжи.

Анализаторы (5 часов)

16

Органы чувств, их строение и функции.

Формирование новых знаний

Давть определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

- органы чувств человек

-анализаторы

-особенности строения органов обонянии, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Анализатор.

С 72

Таблицы, рисунки. Дидактические карточки.

17

Строение и функции органов зрения.

Формирование новых знаний

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Индивидуа-льный. Фронтальный

Глазное яблоко. Роговица. Сосудистая оболочка. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Стекловидное тело. Палочки. Колбочки. Желтое пятно. Слепое пятно. Близорукость. Дальнозоркость.

С 73-79

Дидактические карточки. Таблицы, рисунки. Муляжи.

18

Строение и функции органов слуха и равновесия

Формирование новых знаний

Называть особенности строения органов слуха, осязания и вкуса и слухового, обонятельного и осязательного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха, осязания и вкуса и слухового, обонятельного и осязательного анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка, вестибулярный аппарат.

С 80-85

Дидактические карточки. Таблицы со строением органа слуха. Муляжи.

19

Органы осязания, вкуса и обоняния. Кожно-мышечная чувствительность

Формирование новых знаний

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Болевые рецепторы, механорецепторы, терморецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки.

С 86-89, подготовка к обобщающему уроку

Таблицы со строением органов осязания, вкуса и обоняния.

20

Обобщающий урок по теме: Анализаторы, Нервная система,Координация и регуляция.

Урок обобщения и систематизации

Тест «Анализаторы, нервная система, координация и регуляция»


Опора и движение (8ч.)

21

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его строение, значение

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь:

•между строением и функциями костей; между строением и функциями скелета.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. *Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.

Фронтальный

Череп. Позвоночник. Пояс конечностей. Грудина. Лопатка. Таз. Крестец. Свободная конечность.

С 98-101

Скелет. Дидактические карточки. Таблицы, рисунки.

22

Состав и строение костей, типы соединения

Формирование новых знаний

Индивидуа-льный. Самоконт-роль.

Надкостница. Плотное вещество. Губчатое вещество.

С 92-95

23

Строение, свойства костей,типы соединения костей. (продолжение)

Формирование новых знаний

Взаимокон-троль.

Сустав. Суставная сумка. Хрящ.

С 92-95

Таблицы, рисунки. Скелет.

24

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Формирование новых знаний

Использовать приобретенные знания и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием

собственного организма

Фронтальный

Осанка. Плоскостопие. Лордоз. Кифоз.

тетрадь

Таблицы, рисунки

25

Мышцы, их строение и функции

Формирование новых знаний

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Фронтальный

Мышечные волокна. Миофибриллы. Сухожилия. Мимические мышцы. Жевательные мышцы.

С 106-109

Таблицы, рисунки. Дидактические карточки.

Дидактические карточки. Таблицы, рисунки.

26

Работа мышц.

Формирование новых знаний

Индивидуа-льный. Фронтальный

Динамическая, статическая работа. Мышцы-сгибатели и -разгибатели.

Импульс. Нервное возбуждение.

С 112-113

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

27

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно - двигательной системы.

Формирование новых знаний

Использовать приобретенные знания и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием

собственного организма

Индивидуа-льный. Фронтальный

тетрадь

28

Обобщающий урок по теме «Опора и движение»

Урок обобщения и систематизации

Тест


Внутренняя среда организма (3 ч.)

29

Внутренняя среда организма и её состав.

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Фронтальный

Тканевая жидкость. Лимфа. Кровь. Эритроцит. Тромбоцит. Фибриноген. Фибрин. Фагоцитоз.

С 117-118

Схемы, таблицы. Дидактические карточки. Микроскоп, микропрепараты.

30

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение

Формирование новых знаний

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. Назвать элементы крови

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Эритроцит. Тромбоцит. Фибриноген. Фибрин. Фагоцитоз

С 118-119

Таблицы, рисунки. Дидактические карточки.

31

Иммунитет. Инфекционные заболевания.

Формирование новых знаний

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Иммунитет. Антитела. Антигены. Резус-фактор.

С 122

Таблицы, рисунки. Дидактические карточки.

32

Группы крови.

Переливание крови. Донорство

Формирование новых знаний

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Взаимокон-троль.

Агглютинин. Агглютиноген.

С 123

Схемы, таблицы.

Транспорт веществ (5 ч.)

33

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Формирование новых знаний

Называть:

  • •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения;

  • органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Текущий контроль.

Артерия. Вена. Капилляр. Предсердие. Желудочек. Створчатые, полу-лунные клапаны. Большой, малый круги кровообращения.

Сердечный цикл. Пауза. Автоматизм.

С 126-129

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

34

Сердце его строение и работа.

Формирование новых знаний

ФронтальныйИндивидуа-льный.

С 130-

131

Схема строения сердца. Дидактические карточки.

35

Движение крови и лимфы по сосудам.

Формирование новых знаний

Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Текущий контроль.

Артериальное давление. Пульсовое давление, пульс. Лимфатические сосуды. Лимфати-ческие узлы.

С 134-135

Муляжи. Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

36

Заболевание сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Формирование новых знаний

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексте учебника биологическую информацию

Фронтальный

Тетрадь, доклады, призентации

Схемы, таблицы. Муляжи..

37

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма, транспорт веществ»

Урок обобщения и систематизации

тест


Дыхание (5ч.)

38

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания;

•транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

*Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Называть заболевания органов дыхания

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Фронтальный

Альвеола. Гортань. Надгортанник. Щитовидный хрящ. Голосовые связки. Трахея. Бронхи.

С 138-139

Схемы, таблицы. Муляжи.

39

Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.

Формирование новых знаний

Фронтальный

Газообмен. Жизненная емкость легких.

С 142

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

40

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких

Формирование новых знаний

Индивидуа-льный.

Дыхательный центр. Жизненная емкость легких

С 143

Муляжи.

41

Регуляция дыхания.

Формирование новых знаний

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Голосовые связки. Ротовая полость.

С 144

Дидактические карточки. Муляжи.

42

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания

Формирование новых знаний

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Фронтальный

Никотин.

С 145

Рулетка. Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

Пищеварение (6ч.)

43

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Формирование новых знаний

Давать определение понятиям пищевые продукты, питательные вещества, процес пищеварения

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Ротовая полость. Глотка. Пищевод. Желудок. Кишечник: толс-тый и тонкий. Белки. Жиры. Углеводы. Фермент. Желудочный ки-шечный сок.

Двенадцатипер-стная кишка. Тощая. Подв-здошная. Слепая. Ободочные: вос-ходящяя, попереч-ная, нисходящая.

С 148-149

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

44

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Формирование новых знаний

ФронтальныйИндивидуа-льный.

С 152-153

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

45

Пищеварение в желудке.

Формирование новых знаний

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты
опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Индивидуа-льный. Фронтальный

С 156-157

Дидактические карточки. Схемы, таблицы.

46

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Пищеварительные железы.

Формирование новых знаний

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

•сущность биологического процесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

С 157-158

Дидактические карточки. Схемы, таблицы.


Печень. Поджелудочная железа.

47

Гигиена питания.

Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Калорийность. Суточная потребность.

С 159-161

Таблицы, рисунки.

48

Обобщающий урок по теме «Дыхание и пищеварение»

Урок обобщения и систематизации

тест


Обмен веществ и энергии (2ч.)

49

Обмен веществ и энергии.

Формирование новых знаний

Давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Фронтальный

Пластический и энергетический обмен. Обмен веществ и энергии.

С 162-163

Схемы, таблицы.

50

Витамины.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Фронтальный

Витамины. Авитаминоз.

С 166-169

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

Выделение (2ч.)

51

Почки их строение и функции.

Формирование новых знаний

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыдели-тельной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов моче-выделительной системы.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Фронтальный

Почка. Нефрон. Фильтрация. Почечная лоханка. Первичная и вторичная моча.

С 170, 171

Схемы, таблицы.

52

Заболевание почек, их предупреждение

Формирование новых знаний

Фронтальный

С 172-173

Дидактические карточки. Схемы, таблицы.

Покровы тела (3ч.)

53

Строение кожи. Функции кожи.

Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

""Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Фронтальный Индивидуа-льный.

Эпидермис. Собственно кожа. Потовые железы. Сальные железы. Волосы. Ногти.

С 174-175

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

54

Роль кожи в терморегуляции организма

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Инфекционные и неинфекционные заболевания кожи.

С 178-179

Раздаточный материал. Схемы, таблицы.

55

Закаливание организма

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Фронтальный

Первая помощь.

С 179, тетрадь

Муляжи. Дидактические карточки.

Размножение и развитие (3ч.)

56

Строение органов размножения.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ФронтальныйИндивидуа-льный

Яйцеклетка. Сперматозоид. Маточные трубы. Матка. Зигота. Зародыш. Плод. Беременность. Родовые схватки.

С 182, 185

Схемы, таблицы. Микроскоп, микропрепараты

57

Возрастные процессы

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

ФронтальныйИндивидуа-льный

С 188-191

Дидактические карточки.

58

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ, выделение, покровы тела, размножение и развитие»

Урок обобщения и систематизации

тест


Высшая нервная деятельность (6ч.)

59

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности.

Формирование новых знаний

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для:

рациональной организации труда и отдыха.

ФронтальныйИндивидуа-льный.

Условный и безусловный рефлекс. Врожденное поведение. Приобретенное поведение. Инстинкт. Динамический стереотип. Безусловное и условное торможение.

С 192-194

Схемы, таблицы.

60

Торможение, его виды

Формирование новых знаний

ФронтальныйИндивидуа-льный.

С 195-197

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

61

Сон его значение и гигиена.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

•рациональной организации труда и отдыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Фронтальный

Сон. Сновидения. Гипноз. Летаргия.

С 200-201

Схемы, таблицы. Дидактические карточки.

62

Особенности высшей нервной деятельности.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания дня:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений,

ФронтальныйВзаимокон-троль.

Ощущение. Восприятие. Представление. Память. Мышление.

С 206-209

Дидактические карточки. Схемы, таблицы.

63

Типы нервной деятельности.

Урок формирова-ния и совершенст-вования знаний.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для:

•рациональной организации труда и отдыха;

•соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для:

•проведения наблюдений за состоянием

ФронтальныйВзаимокон-троль.

Темперамент. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик.

Ощущение. Восприятие. Представление. Память. Мышление

С 210

Рисунки с изображением людей с различными темпераментами.

64

Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность»

Урок обобщения и систематизации

Тест

.

Заключение (4 часа)

65

Подготовка к итоговой работе



66

Итоговая контрольная работа за курс биологии 8 класса.

Урок контроля ЗУН

Итоговый контроль знаний.


67-68

Резервное время




© 2010-2022