- Преподавателю
- Биология
- Урок-обобщение по биологии на тему Высшие споровые растения
Урок-обобщение по биологии на тему Высшие споровые растения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косьяненко В.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок - игра.
Тема: «Высшие споровые растения»
Цели:
-
Обобщить и дополнить знания учащихся по теме «Высшие споровые растения».
-
Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, определять систематическое положение растений, узнавать их на картинках и гербариях
-
Содействовать формированию ответственного отношения к делу, коллективизма, коммуникабельности, патриотизма, любви к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
-
Таблицы: «Зеленый мох. Кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны», «Папоротник - Щитовник мужской».
-
Гербарий: хвощ полевой, плаун булавовидный, мох сфагнум, кукушкин лен.
-
Компьютер, презентация.
-
Карточки с названием команд: «Мхи», «Хвощи», «Плауны», «Папоротники».
Эпиграф: Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
Ход урока.
Учитель: Для участия в конкурсе каждый ученик заполняет визитную карточку, указывает фамилию, имя, класс, в которой будут фиксироваться количество полученных баллов. Также учет баллов ведет жюри. Ученик ставит в визитную карточку 1 балл за каждое участие, кроме некоторых конкурсов, где за ответ ставится большее количество баллов.
Все участники команды, занявшей 1 место, получают дополнительно 1 балл.
За нарушение дисциплины снимается 1 балл у команды, участник которой нарушил правила.
-
Конкурс «Эстафета понятий»
Ваша задача в этом конкурсе: написать как можно больше понятий, касающихся высших споровых растений в карточки которые находятся на столе каждой команды. Выиграет та команда, которая за 1 минуту напишет больше понятий и прочитает их. Все игроки команды -победителя получают по 1 баллу
2. Конкурс «Великий систематик»
На экране слайды с изображением растений, гербарий. Дайте название растений и укажите, к какому отделу оно относится. Баллы получает команда , назвавшая правильно все растения
3.Конкурс «Черный ящик» (2 балла)
Проводится для всех команд .
Отвечает на вопрос тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ - 2 балла.
В черном ящике находится растение, из которого получают чудесный порошок. Если насыпать его в стакан с водой, то он распределяется по поверхности тонким слоем и не тонет, если опустить в этот стакан палец на один сантиметр и вынуть его из воды, то палец остается сухой.
Вопрос: Что лежит в черном ящике, как используется данный порошок и на чем основано его применение?
Ответ: Плаун. Порошок из спор - ликоподиум применяют в качестве детской присыпки, пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, при формовочном литье. Споры содержат 49% жира, поэтому они не пропускают воду.
-
Конкурс «Дальше, дальше…»
За 1 минуту надо дать как можно больше ответов, если команда не знает ответа, то она говорит - дальше и ей задается следующий вопрос. Другие команды никак не участвуют в этом конкурсе. Один ответ - 1 балл.
Вопросы:
1.Пример зеленого мха (кукушкин лен)
2. Для прикрепления к субстрату у мхов служат- (ризоиды)
3.Пустые клетки имеет мох (сфагнум)
4.Чем дышит папоротник (кислородом)
5.Название двух видов наземных побегов у хвощей (весенний, летний)
6.Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена (никакие)
7.Спорангий кукушкина льна (коробочка)
8.Ограничивающий фактор для размножения растений изученных отделов (вода)
9.Ризоиды есть у мха (кукушкин лен)
10.Взрослое растение мха (гаметофит)
1. Ветвление у хвоща- (мутовчатое)
2.Предками хвощей были (псилофиты)
3.Какие растения произошли ото мхов (никакие - тупиковая ветвь)
4.Какие органы имеет плаун (корень, побег)
5Хвощ показатель, что почва (кислая)
6.Высшие споровые растения имеют (органы и ткани)
7.Весенние побеги хвоща служат для (спороношения)
8.Веточка плауна - это (спорофит)
9.Половое поколение папоротника (заросток)
10.Преобладающее поколение у мхов- (гаметофит)
1.Форма заростка папоротника (сердечко)
2.Листья у папоротников (вайи)
3.Функции летнего побега хвоща (фотосинтез)
4.Листья у хвоща (рудиментарные)
5.Жившие когда-то и окаменевшие споровые растения (каменный уголь)
6.Где находится цветок у папоротника (нигде)
7.Подземная часть хвоща полевого представлена - (корневище с клубеньками)
8.Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
9.Органы мхов (побег)
10.Стебель у хвоща (сегментированный)
-
Отдел высших споровых растений, среди которых встречаются деревья- (папоротники)
-
Ветвление у стебля плауна - (дихотомическое)
-
Гаметофит у хвоща полевого имеет вид (зеленой пластинки)
-
Преобладающее поколение у папоротников - (спорофит)
-
На нижней стороне листа папоротника находятся(сорусы)
-
Заросток плауна живет в симбиозе с (грибом)
-
Фотосинтез у хвощей происходит в (стебле)
-
Гаметофит папоротников крепится к почве (ризоидами)
-
Мужская половая клетка у споровых - (спермии)
-
Стебель хвоща пропитан (кремнием)
5. Конкурс «Капитанов» (3 балла)
Каждый капитан за 3 минуты составляет сенкан о высшем споровом растении и презентует его. Оценивается в 3 балла
6.Конкурс «Называлка» (3 балла)
Команда выбирает двух участников, которые идут к доске и на таблице называют и показывают все, что можно на ней показать. Другие команды могут дополнять, для этого в команде надо обсудить, что вы хотите дополнить и командировать одного участника к доске.
1 команда - таблица «Зеленый мох - кукушкин лен»
2 команда - таблица «Плаун булавовидный»
3 команда - таблица «Хвощ полевой»
4 команда - таблица «Папоротник - щитовник мужской»
7. Конкурс «Черный ящик» (2 балла)
В черном ящике лежит растение, которое в годы войны использовалось как перевязочный материал.
Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике. Какие свойства позволили его использовать как перевязочный материал. Где еще используют это растение?
Ответ: Сфагнум. Большая гигроскопичность и бактерицидные свойства позволяли его использовать как перевязочный материал. Используют так же при постройке деревянных домов для заделки щелей между бревнами.
8. Конкурс «Разгадай кроссворд»
Команды по сигналу - «начали», сообща разгадывают кроссворд и находят центральное понятие в нем. Как только все слова будут разгаданы, поднять лист с заданием вверх. Все члены команды, правильно разгадавшей кроссворд получают по 1 баллу
-
Конкурс «Домашнее задание» (5 баллов)
Выступают группа учащихся из каждой команды, которая подготовила творческий отчет по проведенному поиску информации. Выступление не более 2 минут. (Используются коллекции, презентация, видеофрагменты).
Оценивается полнота ответа, оформление, яркость выступления (ораторское мастерство)
Команда «Мхи»
Значение мохообразных в природе и жизни человека
Команда «Плауны»
Значение плаунообразных в природе и жизни человека
Команда «Хвощи»
Значение хвощеобразных в природе и жизни человека
Команда «Папоротники»
Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
-
Конкурс «Черный ящик» (2 балла)
В черном ящике лежит растение, которое раньше измельчали и использовали для полировки металлических изделий.
Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике, на чем основано его применение, как еще использует человек это растение?
Ответ: Хвощ, применение основано на том, что он содержит элемент кремний, придающий стеблям жесткость. Человек использует его как лекарственное растение, оказывающее кровоостанавливающее и мочегонное действие и при фасонном литье металлов.
11.Конкурс «Самый сообразительный»
На слайдах даны вопросы на сообразительность. Команды по очереди отвечают на них. Обсуждаете вместе, отвечает. Если команда ответить не может, она пропускает ход, а на вопрос отвечает команда, которая знает ответ.
Вопросы:
1. Что в цикле чередования поколений кукушкина льна указывает на родство мхов с водорослями?
2. Возможно, ли рассмотреть строение листа сфагнума под микроскопом, не делая среза. Почему это возможно?
3. Дмитрий Иванович Менделеев - создатель периодической таблицы химических элементов - говорил, что топить углем - все равно, что топить ассигнациями (деньгами). Выскажите ваше мнение на эту тему.
4. Какое значение в жизни кукушкина льна имеет то, что он растет густыми дернинами?
5. Если один конец пучка сухого мха сфагнума опустить в стакан с водой, а другой перекинуть в пустой стакан, то вскоре в нем появится вода. Как можно объяснить это явление?
6. Существует старое поверье, что в ночь на 7 июля, накануне религиозного праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно, ли найти этот цветок?
Подведение итогов. (награждение команды победителей и активных учащихся)
Рефлексия:
Поставьте оценку вашего настроения на уроке с помощью рожицы.
Сбор визитных карточек.
Вывод: Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности, которые пригодятся вам в жизни.
И, наверное, не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь.
Спасибо за урок!