- Преподавателю
- Биология
- Эколого - краеведческая программа Сибирь - мой дом
Эколого - краеведческая программа Сибирь - мой дом
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ВАЛИЕВА Г.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
эколого - краеведческого факультатива
«Сибирь - мой дом»
в 7 классе
Составила: Валиева Г. А.
учитель 1 квалификационной категории
Г. Стрежевой 2015г
Пояснительная записка
В 2015- 2016 учебном году реализуется авторская программа эколого - краеведческого факультатива «Сибирь - мой дом» в 7 классе.
Программа предназначена для учащихся коррекционной школы VIII вида и рассчитана на 1 год, по 1 часу в неделю.
Целью создания данной программы является воспитание патриотизма, развитие основных ключевых компетентностей учащихся, способствующих духовно - ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации воспитанников с ОВЗ.
Задачи:
-гуманное отношение к окружающему миру;
-формирование важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, а также социально значимых качеств;
-осознание школьниками проблем окружающего микромира;
-воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
-формирование познавательного интереса к процессу обучения;
-развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте;
-повышение качества обученности по циклу естественных предметов (биологии, географии, истории).
Программа «Сибирь - мой дом» состоит из 6 блоков. Каждый блок предполагает изучение определенной темы:
-
Общие сведения о городе.
-
Национальности, проживающие в Стрежевом.
-
Растительный мир.
-
Животный мир.
-
Пернатые жители нашего края.
-
Вода и ее обитатели.
В первом блоке учащиеся получают подробную информацию о свое малой Родине, о достопримечательностях города, учатся культуре поведения в общественных местах. Кроме того предполагается, что школьники будут черпать информацию из других источников - СМИ, видеофильмы, информационная программа «Факт», книги о городе, интернет-т ресурсы, справочная литература, помощь родителей.
Изучение 2 блока учит толерантности, помогает учащимся понять и принять людей разной национальности, относиться друг к другу гуманно, вне зависимости от его социального и материального положения, образования, религии и цвета кожи.
Остальные 4 блока посвящены изучению растительного и животного мира с акцентом на экологию.
Дети должны понимать, что все живое на свете имеет право на жизнь, поэтому люди как разумные существа должны не только изучать родной край, но и беречь его обитателей, оказывать посильную помощь - это изготовление кормушек и подкормка птиц и животных нашего парка (бурундук, белка) зимой.
Завершающим занятием каждого блока является урок - обобщение, способствующий закреплению знаний и проходящий в разных формах - это анкетирование, создание коллажа, защита мини проектов, конкурс, мини сочинения, викторина, урок - путешествие и т.д.
Особая роль отводится сотрудничеству с родителями, которые привлекаются в качестве сопровождающих на экскурсии, помогают детям в опытнической деятельности, вместе с детьми проводят осеннюю ярмарку, КВН, оказывают различную помощь.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
-
Основные достопримечательности города, цели их образования.
-
Памятники. Их местонахождение и кому они посвящены.
-
Национальный состав города.
-
Растения родного края: деревья, травы, ягоды, грибы (по 3-5 разновидностей).
-
Животных, населяющих Томскую область (4 -6 разновидностей).
-
Название 2- 3 водоёмов близ города.
Уметь:
-
Ориентироваться в городе.
-
Изготавливать кормушки для птиц.
-
Собирать макулатуру.
-
Извлекать информацию из любых источников.
-
Составлять коллажи, стенгазеты на заданную тему.
Тематическое планирование эколого - краеведческого факультатива «Сибирь - мой дом».
№ п/п
Дата
Тема
Часы
1
Вводное тестирование
1
1 блок
Этот город наш, этот город мой, этот город твой - Стрежевой
2
История возникновения города
1
3
Транспорт. Безопасное поведение на улице.
1
4
Памятники города. Экскурсия в краеведческий музей.
1
5
Основные достопримечательности города (ЦЭВД, ДК «Современник», ЦДОД, БИС (библиотека), Краеведческий музей, ДШИ, ДЮСШ, «Планета»
1
6
«Сорок пять кадров» . Слайдовая презентация о Стрежевом.
1
7
Урок - обобщение по пройденному материалу. Анкетирование.
1
2 блок
Национальный состав города
1
Стрежевой - многонациональный город. Рассказы детей о своей национальности.
1
2
Обычаи, традиции, национальные праздники.
Рефераты о семейных традициях.
1
3
Вероисповедание. Отношение к другим национальностям.
1
4
Урок - обобщение.
1
3 блок
Растительный мир
1
Деревья, кустарники.
2
Акция «Елочка - зеленая иголочка»
1
3
Травы. Лекарственные травы. Составление коллажа из рисунков лекарственных трав Стрежевого.
1
4
Ягоды. Варим компот из брусники и клюквы сами. Интегрированный урок с СБО
1
5
Полезные свойства ягод, произрастающих в нашей местности (клюква, черника, брусника)
1
6
Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые).
Интегрированный урок с ИЗО. Рисуем грибы нашей местности.
1
7
Урок - обобщение. Защита мини проектов.
1
4 блок
Животный мир
1
Общие сведения о животных, населяющих Томскую область.
1
2
Пушной зверь. Польза, охрана животных, лицензия на отстрел, браконьерство.
1
3
Красная книга. Животные, занесенные в Красную Книгу.
1
4
Урок - обобщение. Защита мини - проектов.
1
5 блок
Пернатые жители нашего края
1
Птицы вокруг нас. Общие сведения. Перелетные, зимующие птицы.
1
2
Акция «Кормушка»
1
3
Декоративные птицы. Экскурсия в ЦЭВД.
4
Урок - обобщение. Мини сочинения о птицах.
1
6 блок
Вода и ее обитатели.
1.
Водоемы Стрежевого
1
2
Растения и животные водоемов. Просмотр видеофильма.
1
3
Охрана растительного и животного мира водоемов.
1
4
Рыбы наших водоемов.
1
5
Промысловые сорта рыб (щука, карась, окунь, налим). Экскурсия на протока Пасол.
6
Ценные сорта рыб (нельма, стерлядь, осётр, муксун). Охрана рыб. Разведение ценных пород.
1
7
Урок - обобщение. Коллаж.
1
8
Тестирование за год.
1
5