• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Эмпатия как достижение учителем оптимального состояния ученика в процессе обучаемости

Статья Эмпатия как достижение учителем оптимального состояния ученика в процессе обучаемости

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эмпатия как достижение учителем оптимального состояния ученика в процессе обучаемости.

Никулина А.А.

Полное название школы

МОУ Гниловская ООШ

Психологическое состояние учащихся мешает усвоению учебного материала. Это обусловлено рядом объективных причин. Одной, из которых является не умение ребёнка быстро привыкать к меняющими условиям жизни. В начале учебного года приходится оценивать состояние учеников и составлять психологическую характеристику. В большинстве случаев дети чувствуют себя в определённой мере расковано, но некоторые из них эмоционально скованы и это не позволяет раскрыться в полной мере, что мешает усвоению программного материала. Для того чтобы снять стрессовое состояние учащегося учителю приходится применять различные психологические подходы. Одним из приёмов является использование такого психологического аспекта как применение эмпатического подхода к ученику. Эмпатия комплексное явление, которое до сего времени трактуется по разному многими психологами. По Миду (3) это способность занимать позицию другого человека. По Rogers(4)" эмпатия подразумевает вхождение в приватный мир представлений другого... будучи в каждый момент чувствительным к смене переживаемых смыслов, которые протекают в другом ... которые тот едва осознает, но без попытки раскрыть совершенно неосознаваемые чувств". Несколько по другому это трактуют (2) "это не столько вхождение в положение другого, сколько попадание в него вследствие проекции другого и оказываемого в ходе взаимодействия давления (проективная идентификация)". В более простом понимании эмпатию можно рассматривать как сопереживание и способность видеть реальность как другой человек. В педиатрии эмпатию ставя в основу психологического отношен ребёнка с врачом и она должна являться основополагающим навыком врача (1). Несомненно такой психологический подход может быть применён и в педагогической деятельности. Для формирования эмпатичной сферы необходимо предварительное создание определённой атмосферы, что подразумевает доверительные отношения между учеником и учителем, умение демонстрировать естественное переживание к другим людям, животным , растениям. Важным компонентом является эмоциональная реакция на трагические события. Под давлением негативных событий ученик может замыкаться в себе и невнимательно относиться к учебному процессу. Пониманию состояния такого ребёнка способствует одна из форм эмпатии - эмпатия сопереживания. Понимая внутреннее состояние человека, преподаватель устанавливает определённую направленность в психологическом настрое ученика, оценивая внутренний мир субъекта через своё проживание. Подавленность ученика определяется несколькими моментами: боязнь преподавателя, настроем родителей на высокие достижения в учёбе, отношением коллектива класса к личности ученика и т.д. Поучительным в моей практике случаем было поведение ученицы 9-а класса Л. М. В начале учебного года у ребёнка были ярко выражены страх перед учителем, высокая ответственность за получение положительных оценок. Внимательное изучение поведения девочки позволили понять душевное состояние, этому так же способствовали воспоминания учителем своих школьных лет. С девочкой были проведены две беседы на доверительном откровенном уровне, в результате чего отношение к учёбе по предмету биология изменилось. Она стала более активной на уроке, в журнале появились хорошие и отличные оценки. Аналогичный случай характерен был и для ученика этого класса. При эмпатии сопереживания для учителя важны границы сопереживания и глубина проникновения в создавшуюся обстановку. Переход границ может вызвать негативную реакцию и дать отрицательный результат. При желании глубже проникнуть в душу ученика, возможно отторжение его от личности учителя и замыкание в себе. Раскрепощённость ученика может ограничиваться непродолжительным сроком времени. Это вызывает необходимость постоянного мониторинга за состоянием личности ученика. Для преодоления негативного состояния субъекта важен ещё один момент. Оценивать и устранять такое состояние должны преподаватели всех предметов, которым дети обучаются в школе. Объединяющим звеном в этом случае является классный руководитель. Его умение находить соответствующий язык с каждым из учителей крайне важно в данном случае. Без этого полноценное отношение ученика к учебному процессу будет не полным. Несомненно, что в педагогической практике встречаться может не один ученик. В этом случае можно говорить о групповой эмпатии. При этом необходимо, на мой взгляд, формировать группы со сходным психологическими особенностями. В неё могут входить учащиеся из одного класса или из разных, но близких по возрасту. При формировании должна учитываться общность их психологического состояния, интеллектуальное развитие и общего психологического фона.

Таким образом современный подход к учебному процессу требует определённого совершенствования в системе "ученик- учитель". В большей мере это касается отдельной группы детей с эмоционально-подвижной нервной системой. При этом целесообразно использовать различные психологические приёмы, в том числе применяемые на основе эмпатического взаимоотношения в связке "ученик-учитель".

Литература

1.Кохут Х. (2000). Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией. // Антология современного психоанализа. Т.1 (под ред. А.В.Россохина). М. Институт психологии РАН.

2.Eagle M.& Wolotzky D.L. (1999). Empathy: A Psychoanalytic Perspective. // Empathy Reconsidered. New Directions in Psychotherapy. Edited by A.C.Bozarth and L.S.Greenberg.

3.Mead G. (1934). Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press.

4.Rogers С. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.







Воспитание рационального и бережного отношения школьников к окружающей среде в школе.

Никулина А.В.

Полное название школы

Общее образование должно формировать у обучающихся экологически целесообразное поведение в повседневной трудовой деятельности и в бытовой жизни, необходимо также изменить стереотип потребительского отношения к природе (1). Современное образование ставит одной из своих задач формирование бережного и рационального подхода к использованию природных ресурсов. Реализация этого направления протекает как на уроках биологии, так и на внеурочных занятиях. При изучении тем подчёркивается важное значение различных организмов и их групп. На уроках посвящённых простейшим животным упор делается на развития представления о том, что эти одноклеточные существа являются полноценными самостоятельными организмами и выполняют важную роль в природных сообществах. При рассмотрении роли саркодовых и инфузорий показывается их значение не только как звена в цепях питания, но и как часть биофильтрующей системы в природных водоёмах, в комплексе с двустворчатыми моллюсками и другими гидробионтами. В теме "Кишечнополостные" показывается индикаторная роль гидры. Этот полип предпочитает заселять водоемы с незагрязнённой водой. Указание как на биоиндикатора чистой воды даётся и при рассмотрении жизнедеятельности представителя типа плоских червей их класса ресничные черви - белой планарии. Не маловажную эволюционную роль играют паразитические плоские и круглые черви. Как эволюционная компонента паразиты формируют эффективный иммунный барьер у организмов. А это в свою очередь позволяет поддерживать численность особей в популяциях на уровне, который позволяет поддерживать гомеостатические параметры в экосистеме и в целом в биосфере нашей планеты. Давая представление о значении кольчатых червей, особый упор делается на олигохет. Кроме классических представлений о дождевых червях как факторе плодородия почвы отмечается их роль в создании благоприятной среды для почвенных бактерий с учётом тесной взаимосвязи со всеми эдафобионтами конкретной местности. С учётом значения для сбалансированного существования экосистем различного типа рассматриваются моллюсков, членистоногих и позвоночных животных. Для закрепления материала и расширения кругозора школьников применяется написание реферативных докладов и обсуждение их на классном и школьном уровне. При этом формируется представление о всех изученных животных как о едином тесно взаимосвязанном комплексе обеспечивающем существование природных объектов различного уровня во взаимодействии с неживой природой. Более детальному пониманию роли животных в природе способствуют такие приёмы как создание презентаций о роли изученных животных, составление кроссвордов, сканвордов, листовок со слоганами. Направленность слоганов говорит сама за себя: "Без бобра на реке мало добра", "Мал муравей, да спасает лес для людей", "С природой дружить- здоровым жить", "Из чистой речке рыба жарится на печке, из грязной не употребляется, на земле валяется". Детям даётся задание по составлению загадок. Эта работа способствует не толь развитию познавательной компоненты, но логической. Одна из загадок точно отражает роль двустворчатых моллюсков в водоёмах: "Без головы с одной ногой живёт всё время под водой, фильтрует воду, чтоб она была для жизни всем годна" (Перловица). Разноплановый подход к пониманию роли животных различных систематических групп способствует формированию экологически грамотно отношения к рациональному использованию ресурсов окружающей среды.

Этим же целям подчинены и внеурочные занятия с учащимися различных возрастных категорий. Здесь наряду с традиционными формами проведения урока используются эксперименты. Наглядными и хорошо воспринимаемыми являются следующие работы: "Влияние дождевых червей на перемешивание различных слоёв грунта", "Фильтрующая способность мелкого двустворчатого моллюска горошины", "Влияние лиственных растений на размывание грунта", "Птичий помёт и развитие рассады". В окрестностях населённого пункта регулярно проводятся тематические экскурсии, во время которых учащиеся знакомятся с фауной и флорой родного края. Также выявляются сообщества с редкими и оригинальными представителями мира растений и животных. После их изучение планируется создание коллекции этих растений. Для выявления и развития научных наклонностей детей планируются и проводятся школьные научные исследования. Этому предшествует ознакомление с методами сбора необходимой научной информации, обработкой её, подготовкой и установкой необходимого оборудования. Учащиеся знакомятся с правилами полевого журнала. Тематика работ охватывает разнообразные объекты: различные группы насекомых, птиц, сурков байбаков и речного бобра. Учащимся предлагаются темы: «Жуки -жужелицы луговых экосистем", "Влияние жуков божьих коровок на население тли бузины", "Биология и экология речного бобра в бассейне р. Тихая Сосна", "Особенности общественного поведения сурков байбаков " др. Особенный интерес представляют две последние работы. В них кроме особенностей жизни зверей изучается влияние антропогенного фактора на этих животных. Когда-то охраняемые животные в настоящее время являются частично промысловыми. Поэтому интересен вопрос - как лицензионная охота влияет на численность и поведение сурков и бобров. По результатам исследований готовятся доклады к внутри школьным конференциям. Проведение самостоятельных исследовательских работ формирует у школьников способность самостоятельно ставить соответствующие цели и реализовать их в соответствии со своими возможностями.

Таким образом, только разноплановый подход к экологическому воспитанию позволит сформировать человека с неравнодушным отношением к окружающей среде и рациональному использованию природных ресурсов в родном крае. Одновременно у учащихся развивается адекватная способность трезво оценивать состояние природы и возможности по её охране.

Литература

1.Венгеров П.Д., Масалыкин А.И. Экологическая культура (отношение к живой природе): Учебное пособие / Под общей редакцией В.В. Батищева. - Воронеж:Издательство «ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ»,2002. - 144 с.











Урок «Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение»



Разработан Никулиной А.А, учителем биологии МБОУ СОШ с.Гнилое

г. Воронеж

УМК: «Биология» под редакцией Пономарёвой И. Н.

  • учебник «Биология: Животные. 7 класс» (авторы В.М.Контантинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко),

  • рабочие тетради № 1 и 2 (авторы С.В.Суматохин, В.С.Кучменко),

Цели: создание условий для

1. формирования у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении насекомых, об их значении в природе и жизни человека

2. формирования у учащихся умений (опыта деятельности):

-определять содержание понятий: «отделы тела», «ротовой аппарат», «усики», «крылья», «надкрылья», «членистые конечности», «системы органов», «трахеи», «мальпигиевы сосуды»;

-выделять существенные признаки строения насекомых в связи с выполняемыми функциями;

-сравнивать черты строения насекомых и кольчатых червей, находить сходства и отличия;

3.совершенствования навыков:

-поиска учебной информации из текста учебника, интернет-ресурсов;

-перевода информации из одной знаковой системы в другую: текста в таблицу;

4.развитие познавательного интереса.

Задачи:

1.в ходе совместной с учителем фронтальной работы проанализировать содержание ключевых понятий: «отделы тела», «ротовой аппарат», «усики», «крылья», «надкрылья», «членистые конечности», «системы органов», «трахеи», «мальпигиевы сосуды»;

2.пользуясь текстом учебника и рисунками в ходе индивидуальной работы изучить внешнее и внутреннее строение насекомых на примере чёрного таракана;

3.научиться распознавать органы насекомых на рисунках учебника и таблицах, устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями;

4.определить роль насекомыхе и жизни человека;

5.провести первичную рефлексию собственной деятельности.

Оборудование:

1.таблица «Внешнее и внутреннеенасекомых

2.мультимедийный проектор

3.презентация на электронном носителе «Насекомые. Особенности их строенимя

4. Коллекция насекомых

Технологическая карта урока

Этапы урока

Вопросы плана изучения материала урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)

Организационный

Приветствует обучающихся, создаёт позитивный настрой,

просит их проверить готовность к уроку

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

Актуализация знаний

Организует в классе взаимопроверку пройденного материала в парах и взаимную оценку ответов учащимися

Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют что ещё им неизвестно о насекомых

Формулируют вопросы по пройденной теме

Оценивают ответы друг друга

Познавательные:

выделяют признаки, характерные для насекомых;

Коммуникативные: работа в парах, умение взаимооценивания,

Регулятивные:

учебное сотрудничество,

контроль

Усвоение новых знаний и способов действий

Учебно-познавательная деятельность

Демонстрирует презентацию о внешнем и внутреннем строении, образе жизни.

Организует концентрацию внимания на характерные особенности в строении насекомых относительно характеристики типа Членистоногих постановкой проблемных вопросов

Знакомятся со слайдами

Работают с текстом учебника, изучают внешнее и внутреннее строение насекомых

Делают вывод о строении насекомых и их значении в природе и жизни человека

Познавательные:

усвоение и поиск необходимой информации,

сравнение с целью уточнения и углубления информации,

анализ признаков,

сравнение,

установление причинно-следственных связей,

обобщение

Коммуникативные:

диалоги с учителем,

сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками

Первичная проверка понимания

Организует первичное закрепление материала,

Задаёт вопросы классу:

Какую особенность в строении имеют представители класса Насекомые? Какую особенность имеют они в строении дыхательной и выделительной систем?



Физкультминутка (проводит один из учащихся)

Работают в рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

самооценка,

осознание уровня и качества усвоения знаний

Коммуникативные:

диалоги с учителем,

участие в совместной деятельности, изложение собственных мыслей, умение вести дискуссию

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач,

Готовность к восприятию научной целостной картины мира

Осознание ценности каждого живого организма

Уважительное отношение к мнению других людей

Закрепление знаний и способов действий

Организует закрепление материала

Игра «Что откуда?»

Задание «Найди ошибку»

Осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий,

Выполняют задания с помощью карточек

Выслушивают мнение друг друга,

Дополняют ответы

Осуществляют оценку

Регулятивные:

Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний,

Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов

Участие в подведении итогов урока

Обобщение и систематизация знаний

Подводит к промежуточным итогам урока

Направляет учащихся на формулировку вывода к уроку

Делают выводы

Формулируют промежуточные итоги

Познавательные:

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Умение анализировать результат и делать выводы.

Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Слушают выступление своих товарищей.

Участвуют в коллективном обсуждении.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Владение монологической речью.

Регулятивные:

Формулируют выводы

Рефлексия

Предлагает изобразить уровень комфортности на уроке путём изображения смайлика в рабочей тетради

Выполняют рефлексию

Коммуникативные:

Диалог с учителем

Домашнее задание

Информирует учащихся о задании

Предлагает желающим подготовить сообщение о многообразии брюхоногих моллюсков.

Записывают домашнее задание,

Выслушивают инструкции учителя по выполнению задания в рабочей тетради


© 2010-2022