• Преподавателю
  • Биология
  • Особенности организации исследовательской деятельности в малокомплектной сельской школе

Особенности организации исследовательской деятельности в малокомплектной сельской школе

Данная работа является результатом обобщения опыта по организации исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный орнитолог», а также использование результатов этих исследований на уроках биологии, экологии и природоведения, научно-исследовательских конференций. Она содержит ряд методических рекомендаций: организация исследовательской деятельности во внеурочное время, разработка занятий кружка «Юный орнитолог», а также использование внеклассных исследований на уроках.
Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации исследовательской деятельности

в малокомплектной сельской школе

(на примере орнитологических исследований)

Губарева Валентина Валентиновна, учитель биологии и географии МОУ Макарьевская средняя общеобразовательная школа, победитель

Адрес: 606860, Нижегородская область, Ветлужский район, д. Скрябино.

тел. 8 8315032432, 89049029096

Исследовательская деятельность в малокомплектной сельской школе носит свои особенности. В нашей школе на данный момент обучается всего 30 детей - очень небольшое, по современным меркам, количество детей. Отсюда и вытекают современные проблемы: оплата работы учителя, большие нагрузки на детей. Но, если вдуматься, из этих недостатков вытекает множество достоинств. Это у нас, у сельских учителей есть удивительная возможность помочь ученику полностью раскрыться, познать и попробовать себя в различных ипостасях.

Итак, плюсы исследовательской деятельности в малокомплектной школе:

  • возможность создания разновозрастных команд. В исследовании по какой-либо теме участвуют не ученики одного класса, а команда заинтересованных детей. Причём в процессе работы младшие учатся у старших, перенимают их опыт. Связь поколений даёт прекрасные результаты;

  • разные дети, участвующие в исследовательской деятельности, имеют разные интересы. Именно поэтому наши работы становятся более глубокими и широкими по мере разработки. Ведь решение любой - самой, на первый взгляд, простой проблемы зачастую обрастает целым букетом сопутствующих проблем;

  • ещё один плюс вытекает из минуса - мало детей. Приходится не выбирать талантливых и одарённых, а брать и задействовать всех. Но мы - школа маленькая, в маленькой деревне и ученики у нас разные: от детей откровенно «слабых» до вундеркиндов;

  • ещё один плюс в том, что я знаю всех детей в школе, многих ещё с детского садика. Мало того, что я веду у них природоведение, биологию, экологию, географию, я ещё являюсь в школе старшей вожатой ДОО «Юный эколог» и являюсь руководителем кружка «Юный орнитолог». Я знаю, на что способны мои ученики, а они знают меня. Может быть, ещё и поэтому мои ученики меня не подводят;

  • большую роль в исследовательской деятельности играют реальные практические результаты. И тут для сельской школы раздолье. Только оглянись: пруд, река, поля, леса, овраги, свалки и, конечно же, наши любимые птицы, всё это объекты потенциальных исследований.

Именно поэтому в малокомплектной школе есть огромные возможности для ведения исследовательской деятельности. Не секрет, что именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотрят на жизнь и знают, чего хотят, добиваясь успеха в жизни.

Исследовательскую работу можно проводить как на уроке, так и внеурочное время. Но одним из самых актуальных для современной малокомплектной школы направлений является внеклассная исследовательская работа. Она позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы и жизненный опыт. Особенно важно, что, выполняя исследования, проводя наблюдения, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.

Данная работа является результатом обобщения опыта по организации исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный орнитолог», а также использование результатов этих исследований на уроках биологии, экологии и природоведения, научно-практических конференций. Она содержит ряд методических рекомендаций: организация исследовательской деятельности во внеурочное время, разработка занятий кружка «Юный орнитолог», а также использование внеклассных исследований на уроках.

Опыт проведения полевых практик в условиях сельской малокомплектной школы показывает, что пребывание на природе развивает школьников умственно и физически, даёт ребятам много полезных сведений, радостных переживаний, повышает их интерес к познанию тайн природы, облегчает усвоение учебного материала и прохождение школьных программ. У детей вырабатывается внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивляться. Ребята в необычных для них условиях раскрываются по-новому. В моей практике дважды были случаи, когда дети, которые с нетерпением ждали звонка с урока, в исследованиях становились верными помощниками.

Главным объектом наших исследований являются птицы. Почему именно они?

Изучение природы в самой природе является одним из наиболее приемлемых и доступных методов приобретения знаний и повышении интереса к познанию учащихся в области биологии и экологии. Птицы являются одним из наиболее удобных объектов для такой работы. Это обусловлено тем, что на примере птиц можно проводить исследования по таким направлениям, как экология, этология, физиология, морфология, систематика и т.д. Ведь птицы - едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Мы так к ним привыкли, что зачастую не замечаем: они живут рядом с нами и порой нуждаются в нашей помощи и защите. Наблюдение за жизнью птиц дарит незабываемые ощущения, нужно только знать что, когда и как наблюдать…

У меня накоплен немалый опыт в организации орнитологических исследований с учащимися. Исследовательской природоохранной деятельностью коллектив Макарьевской средней школы начал заниматься с 1998 года при тесном сотрудничестве с Нижегородским отделением Союза охраны птиц России (СОПР).

Подготовку учеников к творческому подходу я начала с практического изучения природы: экскурсии в лес, на водоёмы и луга. Мы знакомились с обитателями этих мест, представителями флоры и фауны, определяли по атласам и определителям насекомых, земноводных, птиц и т.п. Каждый ученик имел тетрадь для записей (полевой дневник).

Ребята задавали много вопросов, на некоторые из них мы искали ответы вместе. Сколько яиц откладывает скворец? Какие редкие виды животных обитают в нашей местности? Какой корм нужно запасать птицам? Почему птицы прилетают с юга в разные сроки? Отвечаю: «Не знаю. А как вы сами думаете? Давайте вместе проверим». У природы много тайн и секретов. И прикоснувшись к ним раз, всю жизнь не перестаёшь удивляться. Так совершенно естественно мы перешли к исследовательской деятельности. Темы исследовательских работ предлагаю ученикам в соответствии с их возрастом и эрудицией каждого.

Орнитологические исследования проводятся в основном в полевых условиях. Полевые работы развивают творческие способности, мышление, внимание, самостоятельность, ответственность; это не менее важное решение проблемы трудового воспитания и бережного отношения к себе и окружающему миру.

По результатам проведённых исследований можно готовить творческие работы для участия в научно-практических конференциях, выпускать газеты к предметным неделям по биологии, готовить статьи в районные газеты с целью повышения информированности населения об окружающем мире.

Опыт проведения исследовательских работ в области орнитологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

  • вызывает у учащихся большой интерес к проблемам экологического характера;

  • способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

  • способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению орнитофауны.

Использование результатов внеклассных орнитологических исследований

на уроках природоведения, биологии и экологии

Практика показывает, что в условиях малокомплектной школы особенно необходимо умелое сочетание разных форм внеклассной работы с учебной деятельностью школьников. Систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению исследований в природе, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания учащихся по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаниях. Такие уроки развивают самостоятельность, инициативу, их познавательный интерес. Результаты индивидуальной и коллективной исследовательской работы учитель может использовать при изучении нового материала на уроках.

Класс

Раздел

курса

Учебная тема

Использование результатов

исследований на уроке

5

Природоведение

Све Свет в жизни живых

орг организмов.

Элементом урока может стать рассмотрение дневных и ночных хищных птиц. Акцентировать внимание на органы чувств: ночные хищники - острый слух… Влияние длины светового дня на поведение птиц.

--

--

Прак. раб. №1 «Прослушивание звукового общения животных».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему птицы поют?

Прослушивание звукового общения можно на примере птиц, и в классе, и в природе.

--

--

Экскурсия №2«Звуки в живой природе».

Птицы издают звуки с помощью звукового аппарата, расположенного в гортани (большинство птиц); клюва (аист, дятел); крыльев (глухарь); хвоста (бекас). На экскурсии необходимо прослушать эти звуки; вспомнить весенние экскурсии и сравнить с осенним звучанием.

--

--

Экскурсия№3

«Распространение плодов и семян».

Роль птиц в распространении плодов и семян: сойка - жёлуди; дрозд, свиристель, снегирь - рябина, малина и др.

--

--

Экскурсия №4 «Живые организмы зимой».

«Евроазиатские Рождественские учёты птиц». Практическое использование метода учёта птиц на маршруте.

--

--

Прак. раб.№2

«Подкармливание птиц».

Акция «Покормите птиц». Составление таблицы «Птица и её любимый корм».

--

--

Прак. раб. №6 «Составление схем пищевых цепей - цепей передачи энергии».

Составление цепей питания с использованием птиц: пшеница-воробей-воробьиный сычик-ястреб… Можно предложить нарисовать компоненты пищевой цепи.

--

--

Экскурсия №5 «Живые организмы весной».

Использование материала с весенних дней наблюдений. Предложить написать сочинение и самые удачные из них направить в районную газету.

--

--

Задание на лето. Правила поведения в природе.

1)Провести летние наблюдения за птицами в природе (голоса птиц, особенности поведения.

2)Провести учёт заселённости искусственных гнездовий.

3)Провести чистку гнездовий (после вылета птенцов). При чистке гнёзд отмечаются особенности гнезда, материал, из которого сделаны гнёзда.

5

Экология

Темы для самостоятельных исследований во

время каникул.

Например, наблюдения за деревенской ласточкой: сроки строительства гнезда, какой используют материал для гнезда, появление птенцов, чем выкармливают и как часто своих птенцов. Фоторепортаж.

7

Экология

Роль животных в опылении и распространении растений.

Элементом урока может служить распространение плодов и семян птицами. Если ранее эта тема бралась для исследования, то целесообразнее прослушать докладчика (просмотреть презентацию).

--

--

Пища животных.

Наблюдения учащихся, собранные за весну и лето о кормовом рационе птиц, каким кормом они выкармливают своих птенцов.

--

--

Свет в жизни животных.

Элементом урока может стать рассмотрение дневных и ночных хищных птиц. Акцентировать внимание на органы чувств: ночные хищники - острый слух, крупные глаза (совы)… Влияние длины светового дня на поведение птиц. Можно поставить проблемный вопрос: Почему стрижи и ласточки, несмотря на тёплую погоду, улетают первыми?

--

--

Жилища животных.

На этом уроке интересно будет рассмотреть вопрос о птичьих гнёздах. Используется материал о гнёздах, собранный с экскурсий. Рассматриваются зарисовки, фотографии и сами гнёзда, найденные осенью на растениях после листопада.

--

--

Миграции животных.

Урок логичнее начать с проблемного вопроса: Какая сила вынуждает проделывать огромные перемещения большого числа животных? Можно заслушать доклады о перелётных птицах, защиту исследовательских работ («Весенняя миграция гусей на территории КОТР №2»).

--

--

Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением.

Урок можно начать с проблемного вопроса: Почему птицы поют? В какое время года их пение мы слышим чаще всего? Необходимо рассмотреть вопрос об охраняемой птицами территории, их поведении.

--

--

Взаимоотношения между родителями и потомством

Юные орнитологи, наблюдая за тем, как родители выкармливают своих птенцов, как «воспитывают», защищают, учат летать, какие используют сигналы, могут поделиться на уроке своей информацией.

--

--

Групповой образ жизни, лидерство и подчинённость.

Элементом урока может стать рассмотрение группового образа жизни на примере птиц. Ярким примером может послужить собранный материал о воробьях и синицах. Особенно хорошо можно проследить их поведение при кормлении: у них есть разведчики, которые незамедлительно дают сигнал, и вся стайка мгновенно слетается.

--

--

Хищники и их жертвы.

Хищники и их жертвы в мире птиц. Хищные птицы и их роль в природе (уничтожение больных птиц, регуляция численности, поддержание равновесия).

--

--

Животные - паразиты и животные - хозяева.

Гнездовой паразитизм на примере кукушки.

--

--

Животные в населённых пунктах.

Эта тема урока может стать материалом для исследовательской работы. Выяснение причин проживания круглый год рядом с человеком таких птиц, как голубей, ворон, воробьёв. Дискуссия на тему: Почему населенные пункты становятся привлекательной средой обитания?

--

--

Редкие и охраняемые животные. Красная книга.

Члены кружка «Юный орнитолог» могут на уроке познакомить учащихся с информацией о редких и охраняемых птицах своей местности. Можно использовать созданный детьми видеоопределитель.

--

--

Заповедники и другие охраняемые территории России.

Если имеется недалеко от школы охраняемая территория, и на ней ведётся исследовательская деятельность, то целесообразно использование на уроках данного материала.

--

--

Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий.

Инструктаж о правилах поведения в природе. Подготовка учащихся к экскурсии, выбор маршрута. Если в группе имеются кружковцы, то они могут стать неоценимыми помощниками учителя, например в таких вопросах, как правильно описать полевые признаки птицы, как правильно описать участок охраняемого сообщества, как работать с определителем птиц...

7

Биология

Среда обитания птиц. Лаб. раб. №12 «Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев».

Экземпляром для изучения внешнего вида птицы может стать «Птица года». Собранные на экскурсиях перья птиц, можно использовать при выполнении лабораторной работы.

--

--

Годовой жизненный цикл птиц. Сезонные явления.

При изучении сезонных изменений в жизни птиц, эффективно использовать материал с орнитологических наблюдений, проводимых на занятиях кружка.

--

--

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Орнитологические наблюдения в природе позволяют накопить информацию о многообразии птиц, которую можно использовать на уроке.

--

--

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Зимняя подкормка, развешивание искусственных гнездовий, агитационно-пропагандисткая работа, поиск редких видов птиц, исследование охраняемой территории (КОТР).

--

--

Лаб. раб. №15 «Наблюдение за живыми птицами».

Необходимо взять с собой полевой определитель, бинокли (лучше с 8-кратным увеличением). Одеться по погоде в неяркого цвета одежду. Передвигаться бесшумно, каждые 3-4 минуты останавливаться и прислушиваться. Всех увиденных и услышанных птиц заносить в полевой дневник. Понаблюдать за поведением птиц.

--

--

Экскурсия «Знакомство с птицами леса».

В лесу птиц гораздо сложнее увидеть. Зато можно услышать, поэтому очень важно узнавать птиц по голосам. С этой целью можно создать видеоопределитель с голосами птиц. Нужно выбрать маршрут и всех услышанных птиц фиксировать в блокноте.

9

Биология

Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе».

Объектом для данной экскурсии могут прекрасно подойти птицы. Птицы леса имеют тонкий клюв для добывания насекомых в деревьях, короткий хвост и короткие широкие крылья - для лучшего маневрирования между деревьями. Но такие приспособления относительны, т.к. они совершенно будут бесполезны у водоёмов и т.д.



Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».

Ни одна весенняя экскурсия не обходится без птиц. Природа пробуждается, а с ней увеличивается многоголосье птиц. По количеству птиц, их пению, наличию редких видов птиц на определённой территории можно провести оценку состояния окружающей среды, но это будет один из этапов оценивания.

10

биология

Экскурсия «Многообразие видов в живой природе. Сезонные отношения в живой природе».

Сезонные отношения и многообразие видов хорошо проследить, наблюдая за птицами, тем более опыт у десятиклассников накоплен и его можно применить на данной экскурсии.

Организация кружка «Юный орнитолог»

Данный курс кружка «Юный орнитолог» направлен на исследование орнитофауны Макарьевской сельской администрации, на участие обучающихся школы в движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР).

Актуальность данного курса продиктована тем, что на занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Также у школьников формируется отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности. И наконец, на территории Ветлужского района расположены две ключевые орнитологические территории России международного значения:

  1. №1 - «Пойма р. Ветлуги и примыкающие массивы лесов и болот»;

  2. №2 - «Массив лесов и болот в низовьях р. Б. Какша».

КОТР №2 частично находится на территории Макарьевской с/а, что в лучшей степени позволяет проводить исследования.

Цель программы кружка:

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Данная программа рассчитана для детей 10-17 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (35 часов). Учитывая возраст при комплектации групп, занятия строятся соответственно возрастным особенностям. Определяется методика проведения занятий, подход к распределению заданий, организация коллективных работ, правильно планируется время для теоретических и практических заданий.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, работа с определителем птиц и прослушиванием голосов птиц на электронном носителе, подкрепляется практическим освоением темы.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются практические занятия в природе. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, экологических слётов, массовых мероприятий, участие в научно-практических конференциях.

При тематическом планировании кружка «Юный орнитолог» учитываются сезонные изменения в природе, и некоторые темы занятий приходится разбивать в течение всего учебного года, т.к. они зависят от сезонности. Многие занятия проводятся в полевых условиях.

Данная программа является авторской творческой интерпретацией высокоэффектовной образовательной инновационной технологии, основанной на проведении массовых акций по изучению и охране птиц, одним их первых в стране опытом развития данной технологии.

Содержание программы кружка «Юный орнитолог»

(35 часов - 1 час в неделю)

п/п

Тема

Теоретические сведения

Практическая работа

1.

Орнитологические наблюдения в природе:

1)Международные дни наблюдения птиц.

(2часа)

………………………

2)Евроазиатские Рождественские учёты птиц.

(6часов)

………………………

3)Весенние дни наблюдений птиц.

(3часа)

………………………

4)Всероссийский учёт журавлей

(1час)

Изучение внешнего вида птиц и их голоса, возможность встречи с которыми наиболее вероятная. Умение работать с определителем. Изучение методик исследования. Агитационно-пропагандистская работа.

Техника безопасности.



1)Учёт птиц, встреченных за определённый период времени с целью привлечь внимание людей к птицам и их проблемам. Наблюдение за птицами.

………………………………

2) Слежение за состоянием популяций зимующих птиц; за изменениями их видового состава и относительной численности. Сбор кадастровой информации.

…………………………………

3) Сбор кадастровой информации.

...................................................

4)Учёт журавлей в предотлётных скоплениях

2.

Массовые акции СОПР:

1)»Покормите птиц!».

(4часа)

………………………

2) «Птица года».

(2часа)



………………………

3)Месячник встречи птиц.

(4часа)



……………………..

4)»Тише! Птицы на гнёздах».

(1час)

………………………

5)Международный проект «Весна идёт».

(1час)

1)Чертежи птичьих домиков и кормушек. Агитационно-пропагандистская работа.

………………………………

2) сбор сведений о распространении и численности; агитационно-пропагандистская работа, посвящённая птице года.

………………………………

3) Агитационно-пропагандистская работа.

……………………………..

4) Информационно-пропагандистская работа, направленная на снижение беспокойства гнездящихся птиц.

………………………………

5)Участие в проекте «Весна идёт» (через интернет-сайт).

1) Заготовка кормов, изготовление и размещение кормушек, организация регулярной подкормки.

…………………………………

2) Изготовление и развешивание искусственных гнезд.

Проведение биотехнических мероприятий; комплекс практических мероприятий, направленный на решение проблем птицы года.

…………………………………

3)Проведение биотехнических мероприятий. Изучение хода весеннего пролёта птиц.

……………………………………

4) ------------------



………………………………………

5)Наблюдение за первым прилётом ласточек, кукушек и стрижей.

3.

Экологические праздники:

1) День журавля.

2) Международный

день птиц.

(3часа)

Разработка и организация экологических праздников.

Проведение праздников.

4.

Движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР)

(6часов)

Агитационно-пропагандистская работа, проведение общественных кампаний, направленных на развитие общественной поддержки.

Проведение исследований в КОТР №2, предотвращение угроз для этой территории, изготовление информационного стенда; поиск редких видов птиц.

Примеры исследовательских работ, проводимых обучающимися

МОУ Макарьевская СОШ

1. «Весенняя миграция гусей на территории КОТР №2 «Массив лесов и болот в низовьях реки Б. Какша»»

Результаты и их обсуждение.

Исследования проводились в Ветлужском районе вблизи реки Ветлуги с 15 апреля по 2 мая 2007 года членами экологического клуба « Хранители КОТР». Проводились ежедневные экскурсии. Маршрут проходил по пойме реки Ветлуги между деревнями Скрябино и Шишкино. Наблюдения велись при помощи 8- 10- 12- кратных биноклей с 9 до 16 часов.

При обнаружении гусей отмечали вид и количество особей, время и место встречи, форму стай и направление полёта. Все данные записывались в полевой дневник, в тот же день проводили первичную обработку данных.

На территории Ветлужского района на пролёте встречаются 3 вида гусей: белолобый, серый и гуменник. Наиболее часто встречаются белолобый гусь и гуменник. Основной пролёт гусей шёл с запада на восток (к реке Ветлуге и за реку).

Всего проведено 62 часа наблюдений, за это время отмечено 182 стаи, из которых определено 91 стая белолобых, 62- гуменников и 7 стай серых гусей, 22 стаи неопределены. За 18 дней учётов зафиксировано 5262 гусей, из которых 2982- белолобые, 1708- гуменники и 572 неопределены.

Число птиц в стае колеблется от 6 до 100, в среднем -36 особей. Форма стай бывает различной, но чаще всего птицы летят клином, колонной, иногда перестраиваясь. Часто птицы в полёте издавали голоса, что также использовалось для определения вида.

По поведению всех отмеченных гусей можно было разделить на три группы. Большая часть пролетала на большой высоте и относятся к явным транзитным. Другие стаи летели невысоко и часто в разных направлениях, как бы выбирая место для отдыха и кормёжки. Эти миграции мы назвали местными. И последняя группа обнаруживалась на земле. Таких стай мы обнаружили 18 (одна у села Макарьевское- 103 особи, девять - за д. Андрейково, пять - напротив д. Шишкино и три - у д. Нориха). Они кормились на пашне и стерне. Места для отдыха выбирали в понижениях, где скапливалась вода, и образовывались от талой воды временные озерца.

Погодные условия резко изменялись в сторону потепления и влияли на пролёт гусей. В дождливую и ветреную погоду птицы встречались гораздо реже, чем в ясную и тёплую. Интенсивность пролёта гусей резко возросла во время подъёма воды в реке, вследствие чего пойма была затоплена. Пик пролёта гусей пришёлся на 5 дней с 19 по 23 апреля. В последующие дни численность пролетающих гусей начала уменьшаться, наметился явный спад. Пик суточной активности гусей пришёлся на 10-11 часов, несколько ослабевает к 12, а затем снова возрастает в 13 часов. К 16 часам пролёт практически прекращается. Существует также ночная миграция. Неоднократно в районе 22 -24 часов мы слышали голоса гусей.

Хотелось бы ещё отметить миграции гусей, которые мы назвали местными. Практически ежедневно после 20 часов несколько стай возвращались на запад, то есть к местам отдыха и кормёжки.

Наблюдения за направлением путей миграций гусей для более достоверной информации велись с разных точек. Направление пролёта определено для 3453 гусей (Приложение 1 «Роза миграции гусей»). 35% летят на восток. По всей вероятности это связано с тем, что река Ветлуга находится на востоке от нашего населённого пункта, а птицы придерживаются русла реки, а также вероятно они летят в устье реки Камы. 11,9% летят на север и 20,3% - на северо-восток. На другие направления приходится 32,8%.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. На весенней миграции в КОТР №2 отмечены в основном белолобый гусь и гуменник.

  2. Всего учтено 182 стаи и 5262 гусей за 18 дней.

  3. Во время миграций гуси придерживаются пойм крупных рек.

  4. Основное направление пролёта - восточное и северо-восточное.

5. Весенняя миграция гусей проходит в сжатые сроки. Пик пролёта в 2007 году зафиксирован 19 апреля.

2. «Кроншнеп - королевский кулик»

Результаты и их обсуждение.

Исследования проводились в Ветлужском районе в течение весеннего периода с 2003 по 2009 годы на территории Макарьевской сельской администрации в 0,8 км. от трассы Алёшиха - Ветлуга. Район, где были обнаружены кроншнепы, расположен на зарастающем лугу близ нежилой д. Бараниха. Рядом протекает ручей, впадающий в р. Нужна. Это одно из наиболее благоприятных мест для гнездования «королевского кулика». В 2008 году исследования продолжаются.

По внешнему виду и голосу мы определили вид кулика - это большой кроншнеп.

В 2007 году был обнаружен второй район обитания кроншнепа - у д. Андрейково, где ранее были сенокосные угодья и места выпаса скота. В настоящее время - это заброшенные зарастающие луга. В этом месте было обнаружено четыре пары.

В ходе работы мы фиксировали дату первой встречи большого кроншнепа и количество гнездящихся пар с 2004 - 2008г.г. в наблюдаемом районе № 1.

Год

Количество наблюдаемых пар

Дата первой регистрации

2003

-

21 апреля

2004

4

17 апреля

2005

5

20 апреля

2006

7

16 апреля

2007

10

23 апреля

2008

10

12 апреля

2009

10

24 апреля

Зачастую возникают трудности с доказательством гнездования конкретного вида птицы на изучаемой территории. Для этого мы использовали критерии доказательства гнездования. По данным признакам мы можем утверждать, что б. кроншнеп в нашей местности гнездится (Приложение 2).

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. На территории нашей местности кроншнеп обитает! Его вид - большой кроншнеп.

  2. Выявлены основные местообитания большого кроншнепа, но необходимо продолжить сбор сведений о распространении «королевского кулика» в Ветлужском районе.

  3. Основные сроки прилёта - середина апреля.

  4. Большой кроншнеп в нашей местности гнездится.

  5. С каждым годом количество пар увеличивается, и в 2007 году составил 10 пар.

  6. Принятие мер по созданию Ключевой орнитологической территории.

  7. Это красивейшая птица среди куликов и наблюдать за нею одно удовольствие!

3. «Особенности питания и поведения зимующих птиц»

Маршрутный метод учёта птиц позволил установить видовой состав зимующих птиц нашей местности - в 2009 (декабрь) и 2010 (январь) году их насчитывалось 22 вида. Анализируя результаты наблюдений по видовому и количественному составу за предыдущие годы с 2004 по 2011, мы пришли к выводу, что существенных изменений в видовом составе не наблюдалось, хотя хочется отметить, что зимы 2010 и 2011-го годов были значительно холоднее и поэтому мы не наблюдали встреч с зябликами и дроздами-рябинниками. А вот в количественном составе существенные изменения есть. В 2010/2011 учётном сезоне количество особей большинства видов птиц был ниже предыдущего года. Причины колебаний обилия птиц остаются недостаточно изученными нами, но, несомненно, в значительной степени они имеют климатический характер (периодические изменения весенней и зимней погоды, влияющие на выживание и успешность размножения птиц), или же связаны с динамикой плодоношения деревьев, которое в свою очередь также в значительной степени зависит от погоды. Изменения по годам различных факторов, влияющих на обилие птиц, в значительной степени взаимосвязаны и синхронны. Это затрудняет анализ причин колебаний численности птиц по годам и в то же время дает возможность использовать численность птиц как «градусник природы» - индикатор для оценки колебаний биоты в целом.

Кроме периодических колебаний обилия птиц, вызываемых природными воздействиями, для некоторых видов отмечается и антропогенное вмешательство. Анализируя относительную численность населения птиц за последние шесть лет (Приложение 3), мы выявили интересный факт: резкий рост численности по исследованной территории для большой синицы и резкое снижение - для домового воробья. Такие резкие изменения в количестве птиц совпали с проведением массовой акции «Покормите птиц зимой».

Анализируя особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки за два года личных наблюдений и данные о птичьих столовых учащихся нашей школы и Губаревой А., а также сравнив с данными, содержащимися в литературе (Е.Н. Анашкина (2004)), мы составили таблицу: «Предпочтение кормов различными видами птиц». Используя данные этой таблицы, можно планировать, какой видовой состав птиц будет кормиться на кормушке. Так, например, экспериментируя со школьными кормушками, мы пришли к выводу, что наличие определённого корма напрямую влияет на видовой состав птиц.

Количество птиц, посещающих кормушку, зависит ещё от погодных условий. В сильный мороз, ветреную погоду, снегопад птицы не прекращают посещать кормушки. Более того, чем мороз крепче, тем птиц на кормушке появляется больше. Так например, 05.01.10г. при температуре -24*С количество птиц на кормушке было 44 особи, а 30.12.09г. при температуре -1*С было только 22 особи, т.е. в два раза меньше.

Наблюдения показали, что наибольшее количество птиц, посещающих кормушки, встречались в первой половине дня, особенно в утренние часы. К 15 часам активность птиц в основном прекращалась.

Результаты данной исследовательской работы позволяют правильно организовать зимнюю подкормку птиц. Наблюдение за посещающими кормушку птицами - одно из самых увлекательных занятий в изучении зимней жизни птиц. Тем более что зимой пернатые легко идут на контакт с человеком, их можно даже научить брать пищу с рук или залетать за семечками в комнату.

Список литературы:

  1. Анашкина Е. Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. - Я.: Академия развития, 2004. - 256с.

  2. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Новикова Л.Н. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. - Н.Новгород: 2004. - 96с.

  3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Комаров Л.П. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц. -Н.Новгород, 2000.-16с.

  4. Бибби К. Исследования и учёты птиц. Методы полевых экспедиционных исследований. - М.: Консультативный центр экспедиций, 2000 - 186с.

  5. Боголюбов А.С. Программа организации и проведения зимних учётов птиц России: методическое пособие. - М.: Экосистема, 1996. - 13с.

  6. Осмелкин Е.В. Изучение и охрана птиц: методическое пособие. / Е.В. Осмелкин, О.Н. Маскинская /. - Чебоксары, 2004. - 64с.

  7. Полевой определитель «Птицы Европейской России» / Флинт В.Е., Мосалов А.А и др. / М.: Алгоритм, 2000. - 224с.

17


© 2010-2022