Рабочая программа для 10 класса (профиль)

     Рабочая программа составлена на основе Федерального  Государственного стандарта,  Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11  классов (профильный уровень) под ред. И.Н. Пономаревой (Общая биология: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005-2007 гг.).    На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов,...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) под ред. И.Н. Пономаревой (Общая биология: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2005-2007 гг.). На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 и 3 часов в неделю в 11 класс е и проведение практических работ по темам, предусмотренным программой.

Основные идеи и содержание курса представлено в виде УМК по биологии:

1.Биология: 10 класс; профильный уровень: учебник для учащихся ОУ /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.. под ред. Пономаревой И.Н. .- 2 е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф,2013.- 400с.

2.Рабочая тетрадь. Биология. Профильный уровень 10 класс/Козлова Т.А., Пономарёва И.Н/. - М.: Вентана - Граф, 2012.

3.Биология :10 класс: профильный уровень: методическое пособие/ Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.. под ред. Пономаревой И.Н. .- М.: Вентана - Граф,2010

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

3. Приказ Минобрнауки РФ от от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

5. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

Общая характеристика

Программа направлена на выработку учащимися основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия; на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Программа направлена на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой. Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:

  • культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы; -

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;

  • концепция компетентностного подхода в обучении;

  • концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;

  • тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10-11 классах:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества; роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориетиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.

Программа учебного курса биологии для 10-11 классов является продолжением программ для 6-9 классов, созданных авторским коллективом под руководством И.Н.Пономарёвой.

В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни, а в11 классе - на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней. Отказ от традиционной последовательности в изучении биологии в старшей школе сделан по следующим соображениям. Усвоение десятиклассниками материалов по молекулярному уровню жизни осложняется отсутствием у них необходимых для этого химических знаний , т.к. только в 11 классе они приступают к изучению органической и общей химии. К тому же программа курса географии в 6-9 классах включает много материалов о биосфере. Такая последовательность изучения содержания общей биологии позволяет обеспечить более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса, с курсом географии 9-10 классов и с курсом химии 10-11 классов.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.

В курсе «Общая биология» для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом в программу
(в новой ситуации) включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретённых знаний так и для их углубления в соответствии с требованиями обязательного содержания среднего (полного) образования.

Программа по биологии для 10-11 классов позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного
образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии в полной средней школе. Такой подход исключает перегрузку старшеклассников и в то же время предоставляет возможность развивать их с учетом интересов и ориентации в выборе будущей профессии Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни молекулярный, клеточный, организменный, популяционный уровень биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9- 10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии. Последовательность поурочно - тематического планирования курса учителем не изменена, но внесена корректировка в почасовое распределение тем. Как показывает опыт работы, такое распределение часов оказывает лучшее и более полное понимание и усвоение материала учащимися.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Виды универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблемы

А) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (при выполнении лабораторных работ); поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

Б) Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы:

  • Анастасова, Л.П.Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.

  • Биологический энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 1995.

  • Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. - М. :Экзамен, 2002.

  • ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. -М.: Экзамен, 2007.

  • Казначеев , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П.Казначеев. - М. :Кострома, 1996.

  • Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001.

  • Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. - СПб. : Паритет , 2003.

  • Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. -Минск: Экоперспектива, 1997.

  • Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. - СПб. : Лань, 1998.

  • Машкова ,Н.Н. Биология:пособие для подготовки к ЕГЭ / Н.Н.Машкова - СПб. : невский проспект, 2004.

  • Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. - М. : Мнемозина,1999.

  • Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М.Петров. - СПб. : Химиздат, 1999.

  • Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . - М. : Вентана-Граф,2006.

  • Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. - М. : Академия, 2007.

  • Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе : история, теория, методика / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин. - СПб.: Образование, 2005.

  • Шапиро, Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы / Я.С.Шапиро. - СПб. : ЭЛБИ, 200



Поурочно - тематическое планирование курса «Общая биология» 10 класса (105ч ) профильный уровень

10 класс

дата

Задачи темы

Количество часов

Название темы и урока

Основные понятия темы

Кодификатор ЕГЭ

Система диагностики

Подготовка к ЕГЭ

т

п


-сформировать знания о биологии как науке о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о ценности биоразнообразия, о значении практической биологии для человечества ;

- умение характериз. сохранение биоразнообразия как научную проблему, объяснять практ.значение биологии, ценностное отношение к изучению биол.разнообразия

13 ч



(4ч)


Раздел I.

Тема 1.Введение.Биология как наука и её прикладное значение.

1.Биология и её связи с другими науками.

2.Биологическое разнообразие как проблема науки биологии.

3. Осознание ценности изучения биологических видов .Практическая биология и её значение.

4.Обобщающий урок по теме.

Биология

Систематика

Интродукция

Акклиматизация

Биотехнология

Бионика

Генетт.инженерия

Биологическое разнообразие








А1-А2



1.1

1.2





Вводный контроль



Терминологический диктант

1.1.

Сообщения «Интродукция»

«Бионика»

Контрольный тест №1


-сформир. знание о назначении курса общей биологии; умение доказывать, что организм - это биосистема, сравнивать хим.основы живого и неживого, применять методы биол.исследований на практике

- сформир.ценностное отношение к живому организму и к жизни в целом

-проф.ориентация биолога

(9ч)

Тема 2.Общие биологические явления и методы их исследования.

1.Основные свойства жизни.

2.Определение понятия «жизнь»

3.Общие свойства живых систем - биосистем

4.Структурные уровни организации жизни.

5.Методы биологических исследований.

6.л.р.№1 Наблюдения за живой клеткой.

7.Определение видов растений и животных.

8.Л.р.№2.Методика работы с определителями растений и животных

9.Обобщающий урок по теме.


Биосистема

Свойства живого

Уровни организации

Методы исследования

А1 -А2

1.1







1.1, 1.2





4.5, 4.7













Тест 2.2









Контрольный тест №2


-сформир. знание о структуре и границах биосферы, об основных положениях учения Вернадского о биосфере, живом веществе и его функциях; умение анализировать особенности живого вещества,

Показать . что биосфера - космическое явление

- проф.ориентация эколога

25 ч

(4ч)




Раздел II.

Тема 3.Учение о биосфере.

1.Функциональная структура биосферы

2.Учение В.И.Вернадского о биосфере.

3.Функции живого вещества в биосфере

4.Обобщающий урок по теме.

Биосфера

Живое вещество

Косное вещество

Биокосное вещество

Былые биосферы

Биологический круговорот

А26



7.4

7.5











Контрольный тест №3.4


- сформир. знание о ранних и соврем. гипотезах происхождения жизни на Земле, о физико - хим. и биолог. эволюции на планете и её хронологии;

Сформир. умение объяснять роль гипотез в установлении истины о происхождении живого, сравнивать гипотезы, осуществлять самост. поиск и нформации;

Сформир. уважительное отношение к трудам учёных, познавательный интерес к проблеме происхождения жизни

(8ч)


Тема 4. Происхождение живого вещества.

1.Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.

2.Современные гипотезы возникновения живого.

3.Предыстория происхождения живого на Земле.

4.Физико - химическая эволюция планеты Земля.

5.Этапы возникновения жизни на Земле.

6.Биологическая эволюция в развитии биосферы.

7.Хронология развития жизни на Земле.

8.Обобщающий (зачётный) урок по теме








Абиогенез

Биогенез

Биопоэз

Панспермия

Принцип Реди

Коацерваты

Эоны

Эры

периоды






















Контрольный тест №4



- сформир. знание о биосфере как глобальной био и экосистеме; о двух типах круговорота веществ, о механизме устойчивости биосферы

- сформировать умение составлять схему структуры биосферы, характер. Взаимодействие организмов в биосфере, сравнивать типы круговорота веществ;

- сформир. мирровозренческую позицию о необходимости поддержания устойчивости биосферы

(5 ч)


Тема 5. .Биосфера как глобальная биосистема.

1.Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

2.Круговорот веществ в биосфере.

3.Примеры круговорота веществ в биосфере.

4.Механизмы устойчивости биосферы.

5.Обобщающий урок по теме . Решение заданий из КИМов ЕГЭ.

Биосфера

Биогенные вещества

Большой и малый круговорот веществ

Биохимический цикл

Устойчивость биосферы

Обратная связь

Избыточность информации

А26

7.4 -7.5

















Контрольный тест №5


-сформир. знание об условиях жизни на Земле, об эколог. факторах и законах, о роли человека в биосфере

- сформир. умение сравнивать среды жизни, выявлять действие эколог.факторов на организмы, анализировать и оценивать роль человека, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

- сформир. ценностное отношение к биосфере как среде жизни


(8ч)

Тема 6. Условия жизни в биосфере.

1.Условия жизни на Земле.

2.Экологические факторы и их значение

3.Человек как житель биосферы.

4.Л.р. № 3.Условия жизни в биосфере.

5.Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

6.Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

7. Зачётный урок по разделу II «Биосферный уровень организации жизни»

8.Экскурсия на тему «Живой мир вокруг нас»


Среды жизни

Экологические факторы

Биотические и абиотические факторы

Ритмы жизни

Закон оптимуму

Закон минимума

Закон ограничивающего действия

Ноосфера

Устойчивость экологическая культура



А24-А25

С 4

7.1..7.2





6.1-6.5

7.1-7.5





















Контрольный тест №6


- сформировать знание о биогеоценозе как биосистеме и экосистеме; о структуре и строении биогеоценоза, о механизмах его устойчивости, о причинах смены экосистем

- сформировать умение характеризовать биогеоценоз, сравнивать концепции ,объяснять роль популяций, сравнивать понятия , объяснять процессы смены экосистем. значимость уровня жизни для природы

- сформировать природосообразное отношение к окружающей среде и биологическому разнообразию, познавательный интерес учащихся

27



(18)


Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни.

Тема 7.Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

1.Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

2.Концепция экосистемы.

3.Природное сообщество в концепции биогеоценоза

4.Другие характеристики биогеоценоза.

5.Трофическая структура биогеоценоза.

6.Экологические пирамиды чисел.

7.Строение биогеоценоза.

8.Экологические ниши в биогеоценозе.

9.Совместная жизнь видов в биогеоценозах.

10.Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

11.Л.Р. №4 Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе.

12.Условия устойчивости биогеоценозов.

13.Л.Р. №5. Свойства экосистем.

14.Зарождение и смена биогеоценозов.

15.Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

16.Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

17.Обобщающий урок по теме. Решение заданий ЕГЭ.

18.Зачётный урок по теме.

Экосистема

Биогеоценоз

Биоценоз биотоп

Природное сообщество

Экологическая ниша

Трофические связи

Поток энергии

Структура экосистем

Продуценты

Консументы

Редуценты

Цепи питания

Сукцессия

Правило 10 процентов

Первичная и вторичная продукция

Биомасса

Экологическая пирамида

Организации жизни



А24-А25

А35 С4



6.1 - 6.5

7.1 - 7.5



















































Контрольный тест №7


- сформир.знание о многообразие экосистем водных и суши. Об особенностях агроценозов.; о способах оценки экологического состояния территории; об экологических законах природопользования

- сформировать умение характеризовать экосистемы, называть их осмобенности, сравнивать, объяснять причины меньшей устойчивости; анализировать и оценивать значение природопользования; давать оценку своему собственному отношению к природе

-.сформировать ответственное отношение к природе, экологическую культуру личности

- проф.ориентация на эколога

(9ч)

1

Тема 8.Многообразие биогеоценозов и их значение.

1.Многообразие биогеоценозов.

2.Многообразие биогеоценозов суши.

3.Искусственные биогеоценозы - агроценозы.

4.Л.Р. №6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе.

5.Сохранение разнообразия биогеоценозов.

6.Природопользование в истории человечества.

7.Экологические законы природопользования.

8.Обобщающий урок по теме. Решение заданий из КИМов ЕГЭ.

9.Зачётный урок по разделу «Биогеоценотический уровень жизни»


Агроэкосистема

Агробиоценоз

Агроценоз

Заповедник

Заказник

Памятник природы

Экологические законы

Рациональное природопользование



А34.А35

С 4

6.1 - 6.5

7.1 - 7.5































Контрольный тест №8


- сформировать знание о виде и популяции как биосистемах; о движущих силах эволюции, о теориях Ламарка и Дарвина; о сущности синтетической теории эволюции, о видообразовании, о формах естественного отбора, о микро и макроэволюции, о популяции.

- сформировать умение объяснять причины эволюции видов и человека, доказывать единство человеческих рас, устанавливать движущие силы эволюции, описывать виды по морфологическому критерию, сравнивать формы естественного отбора, способы видообразования, использовать приобретённые умения для самостоятельного конструирования новых знаний и умений

- формировать ответственное отношение к живому миру, биологическим знаниям и умениям, поведению в природе, познавательной самостоятельности

39ч



(13ч)





2

Раздел IV. Популяционно - видовой уровень жизни.

Тема 9.Вид и видообразование.

1.Вид его критерии и структура

2.Л.Р.№7.Характеристика вида.

3.Популяция как форма существования вида.

4.Популяция - структурная единица вида.

5.Популяция -структурный компонент биогеоценоза.

6.Популяция как основная единица эволюции.

7.Микроэволюция и факторы эволюции.

8.Движущий и направляющий фактор эволюции.

9.Формы естественного отбора.

10.Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

11.Л.р.№8.Значение искусственного отбора.

12.Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

13.Обобщающий и контрольный урок по теме.





Вид

Популяция

Особь

Критерии вида

Микроэволюция

Экологическая ниша

Генофонд

Генотип

Генетическая гетерогенность

Мутации

Изоляции

Популяционные волны

Борьба за существование

Естественный и искусственный отбор

Движущие факторы эволюции


А20-А23

В3 С3



6.1 - 6.5









































Контрольный тест №9


- сформировать знание о происхождении человека, об этапах эволюции человека, о гипотезах происхождения, о расах и их происхождения, о находках древнего человека на территории России

- сформировать умение характеризовать особенности происхождения человека, объяснять причины эволюции человека, называть этапы антропогенеза, сравнивать действие природных и социальных факторов в истории становления вида Homo Sapiens , объяснять единство человеческих рас, осуществлять самостоятельный поиск информации

-сформировать мировоззренческую позицию о пути происхождения человека в истории эволюции на Земле

(7ч)


Тема 10.Происхождение и этапы эволюции человека.

1.Происхождение человека.

2.История становления вида Homo Sapiens.

3.Особенности эволюции человека.

4. Человек как уникальный вид живой природы.

5.Расы и гипотезы их происхождения

6.Палеолитические находки на территории России.

7.Обобщающий и контрольный урок по теме.


Антропогенез

Человек разумный

Человек прямоходящий

Человек умелый

Австралопитек

Понгиды

Гоминиды

Протоантропы

Архантропы

Палеоантропы

Неоантропы

Неандерталец

Кроманьонец

Раса

Социальные и биологические факторы


А23

С 3

6.4 -6.5























Контрольный тест №10


- сформировать знание об эволюционной теории Ч.Дарвина и её значении, об истории развития эволюционных идей в биологии, о современной синтетической теории эволюции, о доказательствах истор. процесса, об основных закономерностях и направлениях эволюции. О приспособленности организмов к среде обитания и усложнению форм живого в процессе эволюции, о новой системе орг.мира

Сформировать умение объяснять причины, описывать пути и направления эволюции. Выявлять ароморфозы , идиоадаптации и дегенерации у растений и животных, моделировать схемы идиоадаптаций в животном и растительном мире, приводить доказательства эволюции , осуществлять самостоятельный поиск информации для определения собственной позиции по отношению к эволюционным теориям


(12ч)


Тема 11.Учение об эволюции и его значение.

1.История развития эволюционных идей.

2.Эволюционная теория Ч.Дарвина и её значение.

3.Современное учение об эволюции

4.Доказательства эволюции живой природы.

5. Доказательства эволюции живой природы.

6.Основные направления эволюции

7.Л.Р.№9.Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

8.Основные закономерности и результаты эволюции.

9.Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.

10.Новая система органического мира.

11. Обобщающий урок по теме (решение заданий из КИМов ЕГЭ)

12. Зачётный урок по теме.

Теория Ч.Дарвина

Синтетическая теория эволюции

Креационизм

Трансформизм

Борьба за существование

Естественный отбор

Микроэволюция

Макроэволюция

Переходный формы филогенетический ряд

Закон зародышевого сходства

Биогенетический закон ароморфох дегенерация

идиоадаптация

А20-А23

В3 С 4

6.1 -6.3

































Контрольный тест №11





- сформировать знание о ценности диких видов, генофондов природных популяций, о роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости биосферы, о всемирной стратегии охраны живой природы

- сформировать умение анализировать и оценивать роль видов и экосистем в природе, решать задачи по охране природы при общении с окружающей средой, анализировать и оценивать свою деятельность в природе с позиции природосообразности

= сформировать ответственное отношение к природе, экологическую культуру личности ученика


(7ч)























1 ч



Тема 12.Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества.

1.Значение изучения популяций и видов.

2.Генофонд и охрана видов.

3.Проблема утраты биологического разнообразия.

4.Всемирная стратегия охраны природных видов.

5.Обобщающий урок по теме. Решение заданий из КИМов ЕГЭ

6. Зачётный урок по теме.

7.Заключительный урок по курсу биологии 10 класса.

8.Административная контрольная работа.

Биологическое разнообразие

Редкие виды

Охраняемые виды

Исчезающие виды

Красная книга

В 3

С4

6.1 - 6.5

7.1 - 7.5





















Контрольный тест №12

Материально-техническое обеспечение курса.

ЦОР

  1. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» Уроки биологии. 6-7 класс.2001 г.

  2. Большая электронная энциклопедия. Человек.2003г.

  3. Биологический энциклопедический словарь.

  4. 1 С: Школа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.

  5. 1 С: Школа. Биология. Животные. 7 класс.

  6. 1 С: Школа. Биология. Человек. 8 класс.

  7. 1 С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс.

  8. 7. Видеоэнциклопедия для народного образования. Жизнь растений. Видеостудия «Кварт»

  9. Видеоэнциклопедия для народного образования. Биология. Животные.№1,2,3,4 Видеостудия «Кварт»

  10. Видеоэнциклопедия для народного образования. Анатомия и физиология человека.№1,2,3. Видеостудия «Кварт»

  11. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. Селекция. Красная книга.

  12. Цифровая лаборатория «Архимед».

  13. Мультимедиа проектор.

Печатные пособия

  1. Комплект портретов ученых-биологов

  2. Таблицы по ботанике , зоологии ,по анатомии и общей биологии

  3. Печатные пособия к таблицам по биологии

  4. Комплект рельефных таблиц по биологии к разделу «Животные» и «Человек»

  5. Зоология и анатомия в таблицах, рисунках и схемах. 7-8 кл.

6.Эволюционное дерево.

Слайд альбомы «Цитология». «Селекция»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Лупа ручная , Набор препаровальных инструментов , Микроскопы, Набор микропрепаратов по общей биологии

2.Модель ДНК и строение клеточной оболочки 3. Гербарий «Растительные сообщества» 4.Палеонтологическая коллекция

21


© 2010-2022