- Преподавателю
- Биология
- Исследовательский проект по биологии Воды и стоки: загрязнение моющими средствами
Исследовательский проект по биологии Воды и стоки: загрязнение моющими средствами
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Снегирева О.Р. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МСОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП.
Исследовательская работа.
Воды и стоки: загрязнение моющими средствами.
Работу выполнила:
Покусаева Светлана.
Ученица 7 «В» класса.
Руководитель: Снегирева О.Р.
учитель биологии.
г. Нижневартовск.
2012г.
Оглавление.
-
Введение……………………………………………….1 стр.
-
. Цель…………………………………………………...2 стр.
-
1.2 Задачи………………………………………………… 2 стр.
2. Основная часть.
-
-
История возникновения моющих средств………….3-4 стр.
-
2.2 Действие фосфатов на водную среду……………….5 стр.
2.3.Эксперимент………………………………………… 6 - 8стр.
2.4. Наблюдения………………………………………… 9 -10 стр.
3. Заключение…………………………………………..10 стр.
4. Список литературы………………………………….11 стр.
5. Приложение……………………………………………
Введение
Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. До начала XX в. воздействие людей на природу имело локальный характер, позднее оно стало глобальным. Наиболее отчетливо этот переход наметился в 50-е годы, со временем широкого использования атомной энергии и начала освоения космического пространства. К этому времени на Земле почти не осталось районов, на которых не сказывалась бы хозяйственная деятельность человека. С древнейших времён для поддержания чистоты человек использует моющие средства. Все они имели природную основу: употреблялись щелочные соли (поташ из растительной золы, природная сода), гидрофильные глины (например, бентонитовые), сок или водная вытяжка из некоторых растений. Но, с возникновением в 19 в. мыловаренной промышленности, природные моющие средства быстро утратили своё хозяйственное значение. Любое моющее средство представляет собой химический раствор сложного состава, следовательно, является химическим загрязнителем, способным вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Основу синтетического моющего средства составляют поверхностно-активные вещества - различные соли сульфокислот или эфиры полиэтиленгликолей, также различные вспомогательные вещества, улучшающие моющую способность, ферменты для удаления пятен и ароматизаторы. Они являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на загрязнение природной среды. В условиях больших городов загрязнение водоемов стоками с вредными веществами от моющих средств, приводит к снижению их биосферных функций, нарушению биологического равновесия, формируется совершенно иной комплекс условий, влияющих на отдельные виды и сообщества животных и растений. В своей работе мне бы хотелось рассмотреть действие некоторых химических веществ, входящих в состав СМС, а именно фосфатов, попадающих в водоемы с бытовыми и хозяйственными стоками и их действие на изменения окружающей среды. Таким образом, тема моего исследования «Воды и стоки: загрязнение моющими средствами».
Проблема: Влияют ли фосфаты содержащиеся в СМС на экосистему водоемов?
Цель: Проследить за ростом водорослей под действием фосфатов содержащихся в СМС.
Гипотеза: Если наблюдения покажут, что количество сине-зеленых водорослей увеличится, то фосфаты влияют на экосистемы водоемов.
Объект исследования: Процесс роста сине-зеленых водорослей.
Предмет исследования: Фосфаты как составная часть СМС.
Методы исследования.
1. Эксперимент.
2. Наблюдения.
3.Сравнение роста водорослей с показателями уровня концентрации
моющих средств.
4. Анализ.
5. Синтез.
Задачи.
1.Изучить литературу по данному вопросу
2.Определить наличие фосфатов в исследуемом образце.
3.Создать условия для роста водорослей.
4.Проследить изменения роста водорослей в зависимости от концентрации моющего средства
Основная часть.
-
-
История возникновения моющих средств
-
Самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5 000 лет назад. Скорее всего, оно было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стек на золу, обладающую щелочными свойствами. Взяв в руки горсть этого простейшего мыла, древний человек обнаружил, что оно легко растворяется в воде и смывается вместе с грязью. Поначалу оно использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран. И только с I века н. э. человек стал мыться с мылом. Производство мыла имеет давнюю историю, а вот первое синтетическое моющее средство появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Понтера предназначалось для промышленного использования, бытовые синтетические моющие средства, более менее безвредные для рук, стали выпускать в 1935 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств (CMC) узкого назначения, а их производство стало важной отраслью химической промышленности.
Моющими средствами называются натуральные и синтетические вещества с очищающим действием, в особенности мыло и стиральные порошки, применяемые в быту, промышленности и сфере обслуживания.
Так как в своей работе я решила изучить действие фосфатов содержащихся в стиральных порошках, то просмотрела состав ряда порошков на их наличие и процентное содержание.
Название
Порошок
Наличие фосфатов
Процентное содержание
Миф
5-15%
Ушастый нянь
15-30%
Пемос
-----
-----
Сорти
5-15%
Аистёнок
5-15%
Лоск
меньше 5%
Биолан
5-15%
Тайд
меньше 5%
Вывод: Анализ рецептуры порошков находящихся в продаже показал, что большинство из них содержат фосфаты.
2.2. Действие фосфатов на водную среду.
Из литературы я узнала, что фосфаты плохо влияют на экосистему водоемов, которые чаще всего поступают в водную среду с бытовыми и промышленными стоками. В настоящее время, пока нет технологий, позволяющих в требуемой степени очищать стоки от фосфатов. Неочищенные стоки, после очистных сооружений попадают в реки, озера, пруды. Это приводит к пересыщению удобряющими веществами замкнутых водоемов и вызывает в них усиленный рост простейших микроорганизмов-водорослей. Особенно сильно разрастается сине-зеленая водоросль. Всего 1 грамм фосфатов стимулирует образование 5-10кг водорослей! Ученые считают, что сейчас россияне тратят ежегодно около 1 млн. т. стирального порошка. Таким образом, в российские реки, озера и моря попадает 300-400 тысяч тонн фосфатов. Но, к сожалению, она несъедобна для большинства видов рыб. Разрастание водорослей приводит к поглощению из воды большего количества кислорода, чем может естественно образовываться в ней. Разлагаясь водоросли, будут выделять в страшных количествах метан, аммиак, сероводород. Другие растения и живые существа не могут выжить в такой среде. Однако в ней сильно размножаются микроорганизмы, способные разлагать мертвые растительные и животные ткани. Эти микроорганизмы поглощают еще больше кислорода и образуют еще больше фосфатов. Постепенно в таком водоеме значительно уменьшается число видов растений и животных. Наиболее важными жертвами происходящего процесса оказываются рыбы. В конце концов, уменьшение концентрации кислорода в результате разрастания водорослей и микроорганизмов, разлагающих мертвые ткани, приводит к старению озер и их заболачиванию. Этот процесс называется эвтрофикацией.
2.3.Эксперимент.
1. Для исследования была взята вода с Комсомольского озера и проверена на наличие фосфатов. Для этого к исследуемому образцу добавили химический реактив ( нитрат серебра), который дает качественную реакцию на фосфаты ( выпадение осадка желтого цвета).
Результат: Изменений не произошло, следует, данный образец не содержит фосфатов.
Вывод: Фосфаты не обнаружены, так как Комсомольское озеро находится в центре города и далеко от очистных сооружений.
2. Для своего эксперимента я решила создать искусственное содержание фосфатов во взятом образце. Для этого я использовала порошок «Миф», с содержанием фосфатов 5% - 15%.
1.Растворила 1г моющего средства в 200см кубических дистиллированной воды. И получила раствор с тем же содержанием фосфатов, что и в отработанной воде стиральной машины.
2.Добавила 1см кубический моющего раствора к 100см кубическим дистиллированной воды во второй химический стакан. И получила раствор с тем же содержанием фосфатов ионов, что и в отработанной сточной воде.
100см.куб.диситиллированой воды+1см.куб.раствора стирального порошка
Обработанная сточная вода
200см.куб. растворительного порошка.
3
40см.куб.
Вода из пруда
36см.куб.
Вода из пруда
36см.куб.
Вода из пруда
20см.куб.
Вода из пруда.Взяла 4 пробирки. Добавила воды из пруда и подписала.
4.Положила водоросли из пруда. Добавила слабый раствор моющего средства.
101см.куб. «Обработанная сточная вода»
20см.куб.
10см.куб.
4см.куб.
.В конце каждой недели проверяла пробирки. Изменились ли в них водоросли. Одинаковая ли в них вода.
5.Держала пробирки в химическом стакане в теплом, светлом месте в течении 3 недель
2.4. Наблюдения.
Недели.
Образец№1
Образец № 2
Образец №3
Образец №4
1 неделя
Изменений нет
Изменений нет.
Вода помутнела.
Вода помутнела, появился осадок.
2 неделя
Изменений нет.
Вода помутнела.
Вода помутнела, появился осадок.
Вода помутнела, появился осадок, количество водорослей увеличелось.
3 неделя
Изменений нет. Появление отростков водорослей.
Вода мутная.
Вода помутнела, появился осадок, количество водорослей увеличелось.
Водоросли погибли.
Появился не приятный запах.
Результат эксперимента: Наблюдения показали, что в конце второй недели проведения эксперимента появляются признаки « цветения». В конечном итоге, водоросли в емкостях с большим содержанием фосфатов погибли, что в открытых водоемах приводит к заболачиванию. А гниение снижает содержание кислорода в воде.
Вывод: Исходя из проделанного работы видно, что с увеличением концентрации порошка, увеличивается рост водорослей, что приводит к изменению физических свойств воды, а следовательно к загрязнению водоемов.
3. Заключение.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком. Анализ моей работы показал, что фосфаты входящие в состав СМС влияют на рост водорослей и попадая с бытовыми и хозяйственными стоками в водоемы оказывают отрицательное воздействие на живую природу, способствуя заболачиванию и изменению физического и химического состава воды, что приведет в целом к изменению экосистемы водоемов. Для решения данной проблемы я считаю, что необходимо производить более чательную отчистку сточных вод (биологическими и физическими методами) и уменьшить использования порошков с содержанием фосфатов а для этого нужно повысить экологическую грамотность населения.
4. Список используемой литературы:
-
Ксенофонтов Б. С. Проблемы очистки вод. -М.: Знание , 1991.
-
Ливчак И. Ф. , Воронов Ю. Ф. "Охрана окружающей среды". -М.: Колос , 1995 .
-
Николадзе Г. И. Технология очистки природных вод. -М.: Высшая школа , 1987.
-
Сергеев Е. М. , Кофф. Г. Л. "Рациональное использование и охрана окружающей среды городов." -М.: Высшая школа , 1995.
-
Справочник по очистке природных и сточных вод. -М.: Высшая школа 1994 .
-
Cтадницкий Г. В. , Родионов А. И. "Экология". -М.: Высшая школа , 1988 .
-
Терновцев В. Е. Очистка промышленных сточных вод. -К.: Будiвельник , 1986.
-
Что делать со сточными водами ? -М.: Стройиздат , 1996.
Аннотация
Автор работы Покусаева Светлана Александровна ученица 7в класса МСОШ№31 с углубленным изучением предметов ХЭП.
Тема: «Воды и стоки: загрязнение моющими средствами». Тип работы -исследование. Актуальность данной темы обусловлена возросшей угрозой загрязнение водоемов химическими веществами, которые являются составными синтетических моющих средств. Просмотрев состав порошков, мною замечено, что большинство из них содержат фосфаты. Отсюда возникла проблема: Влияют ли фосфаты содержащиеся в СМС на экосистему водоемов?
Цель работы является проследить за ростом водорослей под действием фосфатов содержащихся в СМС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи
1.Изучить литературу по данному вопросу
2.Определить наличие фосфатов в исследуемом образце.
3.Создать условия для роста водорослей.
4.Проследить изменения роста водорослей в зависимости от концентрации моющего средства.
В работе использованы методы: теоретический, эмпирический, практический. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, цели и задачи работы, излагается значимость работы.
В теоретической части дается классификация порошков, история их возникновения. Рассматривается состояние водоемов в результате загрязнения СМС, констатируются проблемы сохранения природных водоемов.
В практической части используются следующие методы для исследования роста водорослей
1. Эксперимент.
2. Наблюдения.
3 Сравнение роста водорослей с показателями уровня концентрации моющих средств. В выводе показана важность исследуемой проблемы и предлагаются пути ее решения.
РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу
ученицы
7«В» класса МОСШ № 31 г. Нижневартовска
(класс, ОУ)
Покусаевой Светланы Александровны
(фамилия, имя, отчество)
Тема проекта:
Воды и стоки: загрязнение моющими средствами
Представленная на рецензию проектная работа «Воды и стоки: загрязнение моющими средствами», выполнена на хорошем уровне. Структурно работа содержит введение, теоретическую часть из 3 глав, практическую часть, выводы, заключение, список литературы. Из анализа содержания проекта следует, что тема автором раскрыта в должной степени. В работе продемонстрировано умение самостоятельно проводить исследования, подбирать необходимый теоретический материал и делать последующие выводы, вносить свои предложения.
Проект имеет практическое значение: материал работы может быть использован на занятиях по экологии, а так же элективных курсах по экологии.
Автором работы для исследования взят только один компонент состава СМС. Но учитывая возраст автора, возможно предложение по доработке работы в дальнейшем.
Проектная работа на тему «Воды и стоки: загрязнение моющими средствами», выполненная Покусаевой Светланой Александровной, отвечает требованиям к работам подобного уровня и может быть оценена положительно.
Рецензент
Курбанова Фирюза Асгатовна, учитель биологии первой категории
(ФИО, должность, место работы)
(подпись)
«_____» __________________ 2012 г.
Фестиваль ученических проектов
"Визитная карточка" проекта
-
фото
автораАвтор проекта1Фамилия, имя, отчество автора
Покусаева Светлана Александровна
Класс, школа, город
7в класс, МСОШ №31, г.Нижневартовск
Эл. адрес, ICQ
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность2
Снегирёва Ольга Романовна, учитель биологии
ТЕМА ПРОЕКТА
Воды и стоки: загрязнение моющими средствами.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Проследить за ростом водорослей под действием фосфатов содержащихся в СМС.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Данные моего исследования можно будет использовать во внеклассной работе с учениками, на занятиях элективного курса по экологии.
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ
1.Изучить литературу по данному вопросу
2.Определить наличие фосфатов в исследуемом образце.
3.Создать условия для роста водорослей.
4.Проследить изменения роста водорослей в зависимости от концентрации моющего средства
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЕМ ПРОЕКТЕ
1.Взяла пробы воды с Комсомольского озера и исследовала наличие фосфатов.
2.Создала условия для роста водорослей и проследила за их изменениями в зависимости от концентрации моющего средства.
1 -у групповых проектов заполняются данные о всех членах авторской группы
2 -число руководителей не более трех