Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок - исследование.

Метод: комбинированный, групповая работа.

Модель обучения: базовый уровень (5 класс -1 час в неделю).

Цель урока: Познакомить обучающихся с многообразием и значением грибов

Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;


Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.





Технологичная карта урока.


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока


Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

3. Постановка учебной задачи.


- Итак, тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов!

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Видеофрагмент «ГРИБЫ» из коллекции ЭОР.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e859c1e2-8690-11da-a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-004-03-15-07/resource/DL_RES_a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae.zip


Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4. Усвоение новых знаний.





1.

- Вспомним строение шляпочного гриба.

- Чем же различаются шляпочные грибы?

Шляпочные грибы

Трубчатые Пластинчатые

Правильно, нижний слой труб

чатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

Cоздание проблемной ситуации

На дом было задание подготовить опыт. Напомните, что вы делали с кусочком хлеба? Что вы наблюдаете сейчас?

Если хлеб пролежит несколько дней в теплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налет, который через несколько дней темнеет. Это плесневый гриб мукор.

Рассмотреть в микроскоп микропрепарат плесневого гриба подписать части гриба. Сделать выводы.
2.Еще один хорошо известный


3.А что же собой представляют дрожжи?

. Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.

Вывод: Сам гриб состоит из тонких белых нитей, которые образуют грибницу (мицелий). На грибнице развиваются черные головки на ножках, в которых созревают тысячи спор.

Вывод: дрожжи - это одноклеточные грибы, грибницу не образуют

Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.

Видеофрагмент «ГРИБЫ»

griby.mpg

files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e859c1e2-8690-11da-a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-004-03-15-07/resource/DL_RES_a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae.zip

files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/48812730-7cee-df2d-743e-41a1d0def06f/ELSP-A2-C-049/resource/DL_RES_842baade-4ef9-fdee-ea24-63a24735e8e6.zip

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b66a657-a252-496f-91ac-5f2162e49118/2001_08_093_bio.djvu

files.school-collection.edu.ru/dl


1.Самостоятельная работа с учебником,стр.58, рисунок 50 и рабочей тетрадью, делают вывод.

Работа в парах с коллекциями и муляжами грибов





2.Мини - исследование «Изучение плесневого гриба - мукора». Зарисовывают увиденное в тетрадь, подписывают основные части гриба. Делают выводы.

3. Изучение строения пеницилла - самостоятельная работа с текстом учебника, зарисовывают в тетрадь и подписывают основные части гриба.

4. Изучение строения дрожжей - самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 62 и рассмотрев рис. 54 на стр.62. Зарисовывают увиденное в тетрадь, подписывают основные части гриба. Делают выводы.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. физкультминутка


Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Называю шляпочный гриб - наклоняемся вниз, называю плесневый гриб - тянемся на носочках вверх.

Дима шел, шел, шел -

Подберезовик нашел.

Катя шла, шла, шла -

Сыроежку нашла.

Коля шел, шел, шел -

И мукор вдруг нашел.

Саша шел, шел, шел -

И лисичку нашел.

Маша шла, шла, шла -

Пеницилл нашла.

Андрей шел, шел, шел -

Боровик нашел.

verka_serdiuchka_-_pirozhok Minusovki.MpTri.Net.mp3




6. Проектная деятельность


Какое же значение имеют грибы?

Работа в малых группах. (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):

1 группа - о шляпочных грибах;

2 группа - о плесневых грибах;

3 группа - о дрожжах;

4 группа - о грибах - паразитах.

.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют задания по парам, готовят обобщение материала, делают выводы о значении грибов.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала


1.Задание «Третий лишний» - среди трех грибов найти лишний и объяснить почему.

1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик

2.Подосиновик, мухомор, опенок

3.Мукор, пеницилл, лисичка

4. Подберезовик, сыроежка, шампиньон

5.Белый, подберезовик, шампиньон

«Итоговое тестовое задание»


Учитель задает вопросы




Учащиеся отвечают устно

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Устная оценка учителя

8. Итог урока.



Я знал

Я узнал



По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§14., Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.





© 2010-2022