• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа для учебной деятельности Биология студентам первого курса государственных автономных образовательных учреждений СПО по программе третьего поколения

Рабочая программа для учебной деятельности Биология студентам первого курса государственных автономных образовательных учреждений СПО по программе третьего поколения

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Краснотурьинский индустриальный колледж»




Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для среднего (полного) общего образования

по БИОЛОГИИ для 1 курса.










Краснотурьинск, 2013 г.

Одобрена:

предметной (цикловой) комиссией

естественно - научных дисциплин

Протокол № от ___ _____________2013г.

Составлена: в соответствии с

Приказом Минобрнауки от 17 мая

2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования» и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии

Заместитель директора

по учебной работе

Ажимов В.И.

Председатель цикловой комиссии:

Локшина И.В.




Автор: Хайрова Л.Н., преподаватель

первой категории


Рецензенты:








СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в рамках среднего (полного) общего образования по биологии.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин в рамках среднего (полного) общего образования по биологии.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

  • описывать особей видов по морфологическому критерию.

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;

самостоятельной работы обучающегося 37 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

сообщение

решение задач

доклад

составление кроссворда

исследовательская учебная работа

8

8

4

4

13


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрена)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Уровни организации живых систем (53ч)

Тема 1.1.

Молекулярный уровень

Содержание учебного материала(6ч)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

2

1

Химические элементы, неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества: углеводы и липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №1.

Сообщение с использованием ИТК: Особенности строения белков как биополимеров. Значение ДНК для жизни на Земле. Основной источник энергии в клетке.

2

3

Тема 1.2.

Клеточный уровень

Содержание учебного материала (17ч)

История возникновения клеточной теории. Клеточная теория. Методы цитологии. Эукариоты. Поверхностный аппарат клетки. Функции поверхностного аппарата. Пиноцитоз и фагоцитоз.

2

1

Важнейший компонент клетки-цитоплазма. Синтетический аппарат клетки. Аппарат внутриклеточного переваривания. Энергетический аппарат клетки. Опорно-сократительный аппарат клетки. Строение ядерного аппарата. Хромосомы.

2

1

Организация доядерных организмов-прокариотов. Формы бактерий. Размножение и спорообразование у бактерий. Питание и дыхание бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Общая характеристика вирусов. Строение вирусов. Особенности жизнедеятельности вирусов.

2

1, 2

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез, фазы фотосинтеза.

2

1 . 2

Понятие «ген». Генетический код. Биосинтез белка (транскрипция, трансляция, реакции матричного синтеза).

2

1, 2

Периоды клеточного цикла. Интерфаза. Митоз. Мейоз.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №2.

Сообщение с использованием ИТК: Значение бактерий и вирусов в жизни человека. Значение фотосинтеза и хемосинтеза в природе. Биологическое значение митоза и мейоза.

Задача: составить таблицу и сравнить строение грибной, растительной и животной клеток.

Исследовательская учебная работа: Генетический код служит доказательством единства и родства всего органического мира.

1

2

2

3

Тема 1.3

Организменный уровень

Содержание учебного материала (10ч)

Онтогенетический уровень организации. Организм как целостная система. Общая характеристика процесса питания. Автотрофное, гетеротрофное питание. Минеральное питание растений, животных. Поддержка обмена веществ. Газообмен у животных, растений.

2

1, 2

Процесс саморегуляции организма

2

1

Размножение-основное свойство живых организмов. Способы бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение у животных, растений. Индивидуальное развитие организмов-онтогенез.

3

1,2

Организм и среда. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №3. Сообщение с использованием ИТК: Недостаточность питательных элементов. Биологический смысл дыхания. Биологическое значение оплодотворения. Влияние живых организмов на окружающую их среду.

Задача: составить таблицу - особенности полового и бесполого размножения.

1

1

3

Тема 1.4.

Популяционно - видовой уровень.

Содержание учебного материала (7ч)

Развитие представлений о виде. Современное определение понятия «вид». Критерии вида. Популяционная структура вида. Характеристика популяций.

2

1, 2

Биоразнообразие. Угроза сокращения биоразноообразия. Правовые меры по охране биоразнообразия.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №4.

Исследовательская учебная работа: распознавание некоторых критерий вида и определение вида. (собрать гербарий)

3

3

Тема 1.5.

Биогеоценотический уровень

Содержание учебного материала (8ч)

Понятие «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Состав и структура биогеоценоза. Ярусность. Поток энергии, гомеостаз, динамизм биогеоценоза. Биологический круговорот веществ. Сукцессия. Закономерности развития биогеоценоза.

4

1, 2

Антропогенные экосистемы. Агробиоценоз. Урбоценоз.

1

1

Охрана биогеоценозов. Контроль состояния природной среды. Охраняемые природные территории.

1

1, 3

Самостоятельная работа обучающихся №5.

Доклад с использованием ИТК: Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, особо охраняемые природные территории.

2

3

Тема 1.6.

Биосферный уровень

Содержание учебного материала (5ч)

Становление понятия «биосфера». Границы биосферы. Распространение организмов в биосфере. Вещественный состав биосферы. Геохимическая функция живого вещества. Устойчивость биосферы. Особенности биологического круговорота в биосфере.

3

1

Контрольная работа № 1 по разделу: Уровни организации живых систем.

1

Самостоятельная работа обучающихся №6.

Исследовательская учебная работа: круговорот фосфора, азота в биосфере

1

3

Раздел 2.

Наследственность и изменчивость (33 ч)

Тема 2.1.

Закономерности наследования

Содержание учебного материала (10ч)

Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы генетики. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. Цитологические основы закона расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Дигибридное скрещивание.

2

1, 2

Доминирование. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Сцепление генов. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.

2

1, 2

Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов в генотипе. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия.

2

1, 2

Самостоятельная работа обучающихся №7.

Решение задач: моно- дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, полное, неполное доминирование, наследование, сцепленное с полом.

4

3

Тема 2.2.

Закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала (6ч)

Сущность модификационной изменчивости. Качественные и количественные признаки. Закономерности модификационной изменчивости.

2

1

Наследственная изменчивость. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Генные мутации. Мутагенез. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №8. Сообщение с использованием ИТК: практическое значение закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

2

3

Тема 2.3.

Генетика человека.


Содержание учебного материала (10ч)

История генетики человека как науки. Методы генетики человека.

1

1

Наследственные болезни человека: генные, хромосомные болезни. Болезни, связанные с наследственной предрасположенностью. Медико - генетическое консультирование.

3

1

Контрольная работа № 2: Закономерности наследственности. Генетика человека. Решение задач по генетике.

2

Самостоятельная работа обучающихся №9.

Исследовательская учебная работа: генеалогическое древо. Моя родословная.

4

3

Тема 2.4.

Генетика и селекция.


Содержание учебного материала (7ч)

История развития селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Генная инженерия.

3

1

Контрольная работа № 3 по теме: генетика и селекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся №10.

Составить кроссворд по теме: наследственность и изменчивость.

2

3

Раздел 3

Происхождение и эволюция жизни (25ч)

Тема 3. 1

Эволюция органического мира.



Содержание учебного материала (3ч)

Становление и развитие представлений о происхождении жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни. Возникновение первых живых организмов. Представления о сотворении живых организмов. Предпосылки возникновения эволюционного учения. Эволюционноре учение Ж. Б. Ламарка.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №11.

Сообщения на тему с использованием ИТК: гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

3

Тема 3. 2

Синтетическая теория эволюции.



Содержание учебного материала (9ч)

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Развитие классического дарвинизма, его кризис. Формирование синтетической теории эволюции.

2

1, 2

Популяция - элементарная единица эволюции. Особенности популяции с точки зрения эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

2

1

Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Понятие «естественного отбора». Формы естественного отбора. Адаптация как результат действия естественного отбора. Понятие «адаптации». Средства пассивной защиты. Сложные адаптации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №12.

Исследовательская учебная работа: Почему на Земле одновременно существуют и примитивные, и высокоорганизованные организмы.

3

3

Тема 3. 3

Микро- и макроэволюция.

Содержание учебного материала (3ч)

Микроэволюция как процесс видообразования. Формы видообразования. Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №13.

Сообщения с использованием ИТК: доказательства макроэволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические, биогеографические.

1

3

Тема 3. 4

Происхождение человека - антропогенез.



Содержание учебного материала (4ч)

Место человека в зоологической системе. Происхождение человека с эволюционной точки зрения. Этапы антропогенеза. Человеческие расы. Единство человеческих рас. Движущие силы антропогенеза.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №14.

Составить кроссворд по теме: Происхождение и эволюция жизни.

2

3

Тема 3. 5

Человек и природа

Содержание учебного материала (6ч)

Современный экологический кризис. Факторы деградации природной среды. Политика в области охраны окружающей среды.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №15.

Доклад с использованием ИТК: Природа, жизнь и здоровье - общечеловеческие ценности. Пути преодоления современного экологического кризиса.

2

3

Контрольная работа № 4 по теме: «Происхождение и эволюция жизни»

2

Всего:

111


Уровни освоения учебного материала:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология

Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Азы экологических знаний», «Экологическое сельское хозяйство», микроскоп школьный 2П-3М, набор препаратов по общей гистологии, магнитная модель «Синтез белка».

Технические средства обучения: CD ROM диски «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» - «Общая биология» 10-11 классы.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Д. Андреева- 3-е изд., исправлен. - М.: Мнемозина, 2010.

Дополнительные источники:

Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.шк. с углубл. изуч. биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.

Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. С.Ю. Вертьянов, под ред. М.Г. Заречной. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2005.

Н.И. Щеглов. Сборник задач и упражнений по генетике /с решениями/. МП «Экоинвест», 1991.

Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учащийся должен знать:

*основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

*сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

*строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

*сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

*биологическую терминологию и символику;

Учащийся должен уметь:

*объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

*решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

*описывать особей видов по морфологическому критерию;

*выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

*сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

*анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

*изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

*оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

-пятибалльная система оценки знаний

-контрольная работа

-тестирование по темам дисциплины

-устный опрос

-доклад по реферату, сообщению с использованием ИТК

-биологический диктант



-пятибалльная система оценки знаний

-письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)

- устный индивидуальный контроль

-практический фронтальный контроль

-самоконтроль









© 2010-2022