- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Компьтер и здоровье
Программа элективного курса Компьтер и здоровье
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крылова Т.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Аксеновская СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области
«Утверждаю»
Директор МОУ Аксеновской СОШ
------------------С.М. Русаков
«---«-------------------------------200 г
Согласовано:
Т. А. Ловкова - методист
Кабинета биологии ВИПКРО
Программа
элективного курса «Компьютер и здоровье»
для учащихся 9 класса \9 часов\.
Составитель : Крылова Т.В.
«Утверждено»
реш.заседания
Творческой
группы учителей естественных наук
пр. №4 от --------------------200- г
Руководитель творческой группы
-----------------------------------------------
Аксеново
200---г
Программа элективного курса
«Компьютер и здоровье»
1. Пояснительная записка
1.Введение:
«Оператор, работающий с дисплеем, должен быть
информирован о мерах безопасности и сохранения
здоровья, а также о мерах, предпринимаемых с
целью уменьшения или устранения любого риска.»
Директива Европейского экономического
Общества №90\270\ЕЕС
Наше время невозможно себе представить без достижений
технического прогресса . Среди них вычислительные электронные цифровые машины персональные ( ПЭВМ ), портативные ; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры , сканеры , устройства хранения информации , блоки бесперебойного питания , устройства отображения информации ) видеодисплейные терминалы (ВТД ) всех типов и игровые комплексы на базе ПЭВМ. Учащиеся широко используют ПЭВМ и ВТД в качестве источника и обработки информации с целью повышения уровня своих знаний в школе и дома. Работа с П ЭВМ и ВТД имеют как положительные , так и отрицательные моменты. С одной стороны, это обеспечение более высокой эффективности обучения учащихся за счет совершенствования технологического процесса , а с другой стороны - увеличение нагрузки на организм ребенка (органы зрения, опорно-двигательный аппарат, головной мозг).
При соблюдении определенных требований и норм использования, компьютер обеспечивает развитие личности учащегося.
Поэтому возникла необходимость введения данного курса с целью обучения учащихся работе на ПЭВМ без негативного влияния машины на свое здоровье. Данный курс позволяет систематизировать знания по курсу «Введение в общую биологию и экологию» раздел «Основы экологии». Изучение данной темы в интегрированном варианте - биология, экология, с элементами информатики доступно для учащихся 9 класса. Этот курс особенно важен будущим программистам для грамотного создания безопасных условий на рабочем месте.
Программа позволяет использовать различные методы проведения занятий: лекции , просмотр ДВД -фильма , мониторинг, самостоятельные и практические работы, в том числе на компьютере ,творческие мини-проекты.
2.Адресность : учащиеся 9 класса.
3. Цели :
1. Показать влияния ПЭВМ на организм человека.
2. Сформировать умения и навыки пользования ПЭВМ, с целью профилактики возникновения заболеваний.
Задачи:
-познакомить с санитарно-гигиеническими требованиями при работе на ПК, для правильной безопасной работы на ПК рабочее место
-изучить профилактические меры по предупреждению заболеваний , возникающих при неправильной и длительной работе на ПК и применить на практике
-обеспечить использование ИКТ учащимися в учебном процессе при правильной организации работы на ПЭВ
-провести мониторинг усвоения и применения знаний до изучения курса и после
(анкета прилагается )
П. Содержание программы
Тема 1.Теоретические основы курса \4\
ПЭВМ. ВТД. Условия работы на ПК. Организация рабочего места. Компоненты здоровья и влияние на них ПК . Профилактика заболеваний , возникающих при неправильной работе за ПК.
Тема 2. Учебно-методический комплекс курса «Компьютер и здоровье» и технология его использовании \5\
Практическая направленность -основа правильной организации рабочего места при работе на ПК с целью сохранения своего здоровья .Организация и проведения практических работ по гигиене человека. Применения ИКТ для защиты проектов.
Учебно- тематический план
№
П.п
Название темы
Всего
Лекции
Практика
Преподаватель
1
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
1.Теоретические основы курса
Введение. Условия работы на ПК \освещенность, влажность , температура помещения ,обои, шторы, освещение, подбор мебели, растения и аквариум в компьютерном классе, часы работы и отдыха
Организация рабочего места
Понятие здоровье. Компоненты здоровья . Влияние компьютера на компоненты здоров
Профилактика заболеваний, возникающих при неправильной работе за ПК:
-высокая психоэмоциональная статистическая нагрузка
При работе на ПК ведет к возникновению ситуации, предрасполагающей к возникновению у учащихся различных эмоциональных расстройств. Профилактика. Ле
-Зрение. Правила освещения.
-Остеохондроз. Причины возникновения. Профилактика.
-Ожирение. Профилактика
-Заболевание кисти рук.
2.Учебно-методический комплекс курса «Компьютер и здоровье» и технология его использования
Практическая работа «Определение показателей развития своего организма»
Профилактика .Лечебная гимнастика- при эмоциональных нагрузках, органов зрения, позвоночника и скелета верхних и нижних конечностей, ожирения.
Творческие мини-проекты учащихся:
Презентация «Организация своего рабочего места для безопасной работе на ПК.»
- Эссе, сочинение «Компьютер в моей жизни».
-Памятки -рекомендации по использованию ПК для учащихся 1-4 кл
-Лекция для учащихся 5 класса «Как правильно организовать дома рабочее место для работы с ПК . Защита проектов-презентаций.
4
5
1
1
2
1
2
2
4. Требования к знаниям и умениям
По итогам курса учащиеся должны:
знать:
-
санитарно-гигиенические нормы при работе на ПЭВМ
-
уметь пользоваться ПЭВМ в соответствии с нормами
уметь :
-
соотнести собственные способности с выбором применения ПЭВМ будущей профессии,
-
применить полученные теоретические знания на практике, а именно предотвратить возникновение болезней , связанных с работой на ПК
-
уметь представить зачетную работу , информацию по теме исследования в электронном виде , в виде презентации
-
пропагандировать правила безопасной работы на ПК.
Ш. Формы итогового контроля.
Для диагностики результатов работы по программе элективного курса «Компьютер и здоровье» проследить умения и навыки можно по итогам мониторинга в начале изучения курса и после защиты мини-проекта \анкета прилагается \.
У1. Литература
1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Извлечение из Сан Пин 2.2.2.\2.4.1340-03 Дата введения 30.06.03 г.
2. « Биология в школе»-научно-методический журнал №1-«,»Компьютеризация и здоровье школьника» 1992г.
3. «Биология в школе» -научно-методический журнал №1 «Компьютер на уроках биологии», 1993г.
4.Сообщение с курсов ВИПКРО «Компьютер и здоровье» Ловкова Т.В.
5.Интернет «Профилактика заболеваний , возникающих при длительной работе на ПК»
Сайт www/rar.ru
6. Интернет «Эргономика. Защита пользователя от негативных воздействий электромагнитных полей дисплея» сайт mcpo.ru
7.Интернет «Влияние компьютера на компоненты здоровья» сайт E-mail festival@1 september.rb
6. «Комнатные растения» В.Чуб ЭКСМО 2002г.