Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Изучение новой темы, в которой рассматриваются особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные: многообразие их роль в природе. А также имеются картинки к слайдовой презентации. Используются индивидуальные творческие задания. В структуре урока  присутствует лабораторная работа. Применяются ЭУТ, алгоритм изучения внешних особенностей, и особенностей внутреннего строения. Введение в тему представлено загадками о пауке, раке, стрекозе. Даются определения планктон и бенто...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные: многообразие их роль в природе.

Цель: Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания. Формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных.

Задачи: 1. Дать представление о самом многочисленном типе животных.

2. Продолжить развивать умения классифицировать, наблюдать и делать выводы.

3. Воспитывать самостоятельность в добывании знаний и умений.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

III. Изучение нового материала.

IV. Первичное закрепление нового материала.

V. Рефлексия.

VI. Итоги .

VII. Д/З

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие класса, гостей урока. Проверка готовности к уроку( наличие учебников, рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных работ).

  2. Введение в тему:

(слайд№1)-загадки

Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец.
(Паук)

Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят

(Стрекоза)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.
( раки)

Учитель: Ребята, отгадками на загадки являются животные, которых объединяют некоторые признаки, поэтому они относятся к одному типу -Тип Членистоногие. И сегодня на нашем уроке мы создадим портфолио на Тип Членистоногие и Класс Ракообразные. Мы будем работать в рабочих тетрадях, тетрадях для лабораторных работ и на листах с таблицей «Особенности строения Членистоногих».Таблицу мы продолжим заполнять и на следующем уроке. Данную таблицу можно сохранить, она вам пригодится при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах. Изучать новую тему мы будем по алгоритму, по которому мы с вами изучаем типы животных.

(слайд №2) В рабочих тетрадях записываем число и тему урока

III. Изучение нового материала.

Алгоритм

  1. Дети читают первый абзац п.42 , проговаривают Количество видов (Слайд №3)

  2. Дети читают второй абзац п.42, перечисляют названия представителей типа(слайд 4,5)

  3. Классификация Типа Членистоногие. Дети составляют схему.(Слайд№7)

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны познакомится и изучить более подробно с Классом ракообразные.(Слайд№8)Просматриваются (слайд№ 9,10)

  1. Дети читают абзац «Основные особенности членистоногих», проговаривают , просматривают ( слайд № 11,12) В тетрадях записывают понятие- хитин.

Учитель: Какими свойствами обладает хитин? (ответ: прочен, нерастяжим)

Учитель: Какую роль выполняет хитин? (ответ: наружный скелет)

Учитель: Чтобы узнать подробно об особенностях внешнего строения выполним лаб.работу №17 (Слайд№13)

Слайды № 14,15,16,17 по ходу лаб.работы. Данные по внешнему строению заносят в первую графу таблицы.

После выполнения лаб.раб. Слайд № 18

Знакомство с системами органов:

А) дыхание абзац 4(ракообразные) ЭУТ урок № 5 стр.3 прослушать, стр 10,11, стр. 12 прослушать

В) кровеносная система абзац 5 ЭУТ урок № 3 стр5,6

С) выделительная система абзац 6 ЭУТ урок №7 стр.7,8

Д) пищеварительная система

Е) нервная система и органы чувств абзац 7

Ж) половая система ЭУТ урок 10 стр.7, стр. 14 прослушать

5. Слайд №19. Дети читают 6 абзац и проговаривают значение (пища для других организмов, санитары водоёмов, промысловые объекты для человека, паразиты)

Знакомятся с понятием планктон, бентос (слайд №20, 21)

IV .Первичное закрепление нового материала.

У каждого ученика карточка с развивающими задачами. Дети читают и отвечают.

Таня А.-Какие особенности внешнего строения позволяют хищным ракообразным захватывать добычу?

Радик И.- Назовите систему органов речного рака, благодаря которой осуществляется перенос питательных веществ, свободного кислорода и углекислого газа.

Вова И.- В чём заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих.

Вова Ш.- В чём проявляется сходство речного рака и кольчатых червей(дождевой червь). О чём это свидетельствует?

Арсений Б.- самки речных раков выращивают рачат под своим брюшком. Каков биологический смысл этого явления?

Дополнительно (всем)- 1.Почему при ловле речных раков иногда попадаются особи у которых одна клешня значительно меньше другой?

2.Для животных типа членистоногих характерна линька. Речной рак на первом году жизни линяет6-10 раз, на втором-5 раз, на третьем-3-4 раза. Взрослый самец линяет обычно 2 раза в год, а самка всего лишь 1 раз. Почему молодые раки часто линяют? Почему хитиновый покров речного рака считают наружным скелетом?

3.Часто в быту можно услышать: « Я тебе покажу , где раки зимуют» А в самом деле, где же они проводят зимнее время?

V. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали на уроке? Что для вас было самым интересным , новым?

VI. Итоги .

VII. Д/З слайд № 22

Слайд № 1

Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Слайд №2

Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Слайд №3

Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Слайд №4

Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Слайд №5

Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Слайд № 6










задачи

Таня А.-Какие особенности внешнего строения позволяют хищным ракообразным захватывать добычу?

Радик И.- Назовите систему органов речного рака, благодаря которой осуществляется перенос питательных веществ, свободного кислорода и углекислого газа.

Вова И.- В чём заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих.

Вова Ш.- В чём проявляется сходство речного рака и кольчатых червей(дождевой червь). О чём это свидетельствует?

Арсений Б.- самки речных раков выращивают рачат под своим брюшком. Каков биологический смысл этого явления?

Дополнительно (всем)- 1.Почему при ловле речных раков иногда попадаются особи у которых одна клешня значительно меньше другой?

2.Для животных типа членистоногих характерна линька. Речной рак на первом году жизни линяет6-10 раз, на втором-5 раз, на третьем-3-4 раза. Взрослый самец линяет обычно 2 раза в год, а самка всего лишь 1 раз. Почему молодые раки часто линяют? Почему хитиновый покров речного рака считают наружным скелетом?

3.Часто в быту можно услышать: « Я тебе покажу , где раки зимуют» А в самом деле, где же они проводят зимнее время?


© 2010-2022