- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих
Урок по теме Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аяжанова Л.М. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные: многообразие их роль в природе.
Цель: Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания. Формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных.
Задачи: 1. Дать представление о самом многочисленном типе животных.
2. Продолжить развивать умения классифицировать, наблюдать и делать выводы.
3. Воспитывать самостоятельность в добывании знаний и умений.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
III. Изучение нового материала.
IV. Первичное закрепление нового материала.
V. Рефлексия.
VI. Итоги .
VII. Д/З
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие класса, гостей урока. Проверка готовности к уроку( наличие учебников, рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных работ).
-
Введение в тему:
(слайд№1)-загадки
Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец.
(Паук)
Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят
(Стрекоза)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
( раки)
Учитель: Ребята, отгадками на загадки являются животные, которых объединяют некоторые признаки, поэтому они относятся к одному типу -Тип Членистоногие. И сегодня на нашем уроке мы создадим портфолио на Тип Членистоногие и Класс Ракообразные. Мы будем работать в рабочих тетрадях, тетрадях для лабораторных работ и на листах с таблицей «Особенности строения Членистоногих».Таблицу мы продолжим заполнять и на следующем уроке. Данную таблицу можно сохранить, она вам пригодится при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах. Изучать новую тему мы будем по алгоритму, по которому мы с вами изучаем типы животных.
(слайд №2) В рабочих тетрадях записываем число и тему урока
III. Изучение нового материала.
Алгоритм
-
Дети читают первый абзац п.42 , проговаривают Количество видов (Слайд №3)
-
Дети читают второй абзац п.42, перечисляют названия представителей типа(слайд 4,5)
-
Классификация Типа Членистоногие. Дети составляют схему.(Слайд№7)
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны познакомится и изучить более подробно с Классом ракообразные.(Слайд№8)Просматриваются (слайд№ 9,10)
-
Дети читают абзац «Основные особенности членистоногих», проговаривают , просматривают ( слайд № 11,12) В тетрадях записывают понятие- хитин.
Учитель: Какими свойствами обладает хитин? (ответ: прочен, нерастяжим)
Учитель: Какую роль выполняет хитин? (ответ: наружный скелет)
Учитель: Чтобы узнать подробно об особенностях внешнего строения выполним лаб.работу №17 (Слайд№13)
Слайды № 14,15,16,17 по ходу лаб.работы. Данные по внешнему строению заносят в первую графу таблицы.
После выполнения лаб.раб. Слайд № 18
Знакомство с системами органов:
А) дыхание абзац 4(ракообразные) ЭУТ урок № 5 стр.3 прослушать, стр 10,11, стр. 12 прослушать
В) кровеносная система абзац 5 ЭУТ урок № 3 стр5,6
С) выделительная система абзац 6 ЭУТ урок №7 стр.7,8
Д) пищеварительная система
Е) нервная система и органы чувств абзац 7
Ж) половая система ЭУТ урок 10 стр.7, стр. 14 прослушать
5. Слайд №19. Дети читают 6 абзац и проговаривают значение (пища для других организмов, санитары водоёмов, промысловые объекты для человека, паразиты)
Знакомятся с понятием планктон, бентос (слайд №20, 21)
IV .Первичное закрепление нового материала.
У каждого ученика карточка с развивающими задачами. Дети читают и отвечают.
Таня А.-Какие особенности внешнего строения позволяют хищным ракообразным захватывать добычу?
Радик И.- Назовите систему органов речного рака, благодаря которой осуществляется перенос питательных веществ, свободного кислорода и углекислого газа.
Вова И.- В чём заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих.
Вова Ш.- В чём проявляется сходство речного рака и кольчатых червей(дождевой червь). О чём это свидетельствует?
Арсений Б.- самки речных раков выращивают рачат под своим брюшком. Каков биологический смысл этого явления?
Дополнительно (всем)- 1.Почему при ловле речных раков иногда попадаются особи у которых одна клешня значительно меньше другой?
2.Для животных типа членистоногих характерна линька. Речной рак на первом году жизни линяет6-10 раз, на втором-5 раз, на третьем-3-4 раза. Взрослый самец линяет обычно 2 раза в год, а самка всего лишь 1 раз. Почему молодые раки часто линяют? Почему хитиновый покров речного рака считают наружным скелетом?
3.Часто в быту можно услышать: « Я тебе покажу , где раки зимуют» А в самом деле, где же они проводят зимнее время?
V. Рефлексия.
Учитель: Что вы узнали на уроке? Что для вас было самым интересным , новым?
VI. Итоги .
VII. Д/З слайд № 22
Слайд № 1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд № 6
задачи
Таня А.-Какие особенности внешнего строения позволяют хищным ракообразным захватывать добычу?
Радик И.- Назовите систему органов речного рака, благодаря которой осуществляется перенос питательных веществ, свободного кислорода и углекислого газа.
Вова И.- В чём заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих.
Вова Ш.- В чём проявляется сходство речного рака и кольчатых червей(дождевой червь). О чём это свидетельствует?
Арсений Б.- самки речных раков выращивают рачат под своим брюшком. Каков биологический смысл этого явления?
Дополнительно (всем)- 1.Почему при ловле речных раков иногда попадаются особи у которых одна клешня значительно меньше другой?
2.Для животных типа членистоногих характерна линька. Речной рак на первом году жизни линяет6-10 раз, на втором-5 раз, на третьем-3-4 раза. Взрослый самец линяет обычно 2 раза в год, а самка всего лишь 1 раз. Почему молодые раки часто линяют? Почему хитиновый покров речного рака считают наружным скелетом?
3.Часто в быту можно услышать: « Я тебе покажу , где раки зимуют» А в самом деле, где же они проводят зимнее время?