Рабочая программа Н. И. Сонин 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № __1______

«__28__»___августа__2015г.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

«__28__»__августа_____2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Биология»

6 класс

2015 - 2016 год

Составитель программы: Кофанова Н.В.

Количество часов в году: 35

Количество часов в неделю: 1






г. Оренбург

2015 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Биология» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред.Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • примерная программа основного общего образования по биологии;

  • с учётом примерной авторской программы А.Г. Мордковича и И.И. Зубаревой (М: Мнемозина, 2011).

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Общеучебббннные

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколог- эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. На ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах- по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Учебно - тематический план



Наименование разделов

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов




1.1

Основные свойства живых организмов

1


1



1.2

Химический состав клеток



2

1.3

Строение растительной и животной клеток

2


1

1.4

Ткани растений и животных

2


1

1.5

Органы и системы органов

4


1

1.6

Растения и животные как целостные организмы

1




Всего

10




Раздел 2.Жизнедеятельность организма




2.1

Питание и пищеварение

4



2.2

Дыхание

2



2.3

Передвижение веществ в организме

2


1

2.4

Выделение

2



2.5

Опорные системы

2


1

2.6

Движение

2


2

2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

3



2.8

Размножение

3


1

2.9

Рост и развитие

3


1


Всего

23




Раздел 3. Организм и среда




3.1

Среда обитания. Факторы среды

1



3.2

Природные сообщества

1

1



Всего

2




Итого

35

2

11




















4.Обязательный минимум содержания образования.

Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ. Гены и хромосомы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ МНОГОКЛЕТОЧНОГО ОРГАНИЗМА.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (РЕФЛЕКСЫ, ИНСТИНКТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ РАССУДОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК И РАССМАТРИВАНИЕ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ; СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, распознавание органов, систем органов растений и животных.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

СРЕДА - ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

  1. Содержание учебного предмета

Строение и свойства живых организмов (10 часов)

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (Тема изучается по усмотрению учителя)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различие в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа

Ткани живых организмов.

Тема 1.5

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.6

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (23 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятие «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2

Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4

Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6

Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растении, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8

Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие (3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда(2 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.

График выполнения практической части рабочей программы

Тематика контрольных и лабораторных/практических работ

Дата проведения

Фактическая

дата

Входная контрольная работа

Лабораторная работа №1. «Определение состава семян пшеницы»

Лабораторная работа №2. «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Практическая работа №1. «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов»

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных»*

Практическая работа №2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»*

Лабораторная работа №5 «Разнообразие опорных систем животных»

Лабораторная работа №6 «Движение инфузории туфельки»;»Перемещение дождевого червя»

Практическая работа №3 «Вегетативное размножение комнатных растений»*

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*

Итоговая контрольная работа










6.Примерное тематическое планирование

№п\п

Количество часов

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически


  1. Строение живых организмов

1.1

1

Основные свойства живых организмов

Признаки живых организмов

Знать основные свойства живых организмов, уметь отличать живые организмы от неживых объектов

Работа с учебником, экспонатами витрин, таблицами.

1.2*

1

Химический состав клеток (тема изучается по усмотрению учителя). Л.р. №1 «Определение состава семян пшеницы», Л.р. №2 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»

Клет. строение организмов как док-во их родства, единства живой природы

Знать основные хим. вещества (органические и неорганические) в составе клеток, их роль, уметь определять состав семян и физические свойства орг. веществ.

Работа с лаб. оборудованием, раб тетрадью.

1.3-1.4

2

Строение растительной и животной клеток. Деление клеток. Л.р. №3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Деление кл- основа размножения, роста и развития орг-мов

Знать отличия растительной и животной клеток, понятие «хромосомы», их значение. Уметь отличать процессы митоза и мейоза.

Работа с учебником, таблицей, раб тетрадью, оборудованием.

1.5-1.6

2

Ткани растений и животных. Л.р. №4 «Ткани живых организмов»

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного орг-ма

Знать понятие «ткань», уметь различать на микропрепаратах типы тканей животных, их строение и функции

Работа с лаб. оборудованием, учебником, таблицами, раб тетрадью.

1.7-1.10

4

Органы и системы органов. Органы цветковых растений. Органы и системы органов животных. Л.р. №5 «Распознавание органов у растений и животных»

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного орг-ма

Знать понятия: орган, побег, лист, корень, плод, основные системы органов животных, уметь различать их на таблицах, по функции.

Работа с учебником, раб тетрадью, гербариями, муляжами.

1.11

1

Растения и животные как целостные организмы.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного орг-ма

Знать о взаимосвязи клеток, тканей и органов в организмах. Уметь сравнивать живые организмы по приспособленности к окружающей среде.

Работа с учебником, презентацией, раб тетрадью.


  1. Жизнедеятельность организма.

2.1-2.4

4

Питание и пищеварение

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать понятие «питание», уметь определять особенности питания животных и растительных организмов, различия почвенного и воздушного питания

Работа с учебником, раб тетрадью, экспонатами кабинета биологии.

2.5-2.6

2

Дыхание

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать значение понятия «дыхание», уметь определять отличия дыхания растений и животных, роль углекислого газа при дыхании.

Работа с лаб. оборудованием, учебником, тетрадью

2.7-2.8

2

Передвижение веществ в организме. Пр.р. №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Уметь отличать гемолимфу, кровь по составным частям

Работа с учебником, раб тетрадью, лаб. оборудованием

2.9-2.10

2

Выделение

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, уметь называть продукты выделения у растений и животных

Работа с учебником, муляжами, таблицами, раб тетрадью

2.11-2.12

2

Опорные системы. Л.р. №6 «Разнообразие опорных систем животных»

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать о значении опорных систем в жизни организмов, их разнообразии, уметь отличать опорные системы в разных живых организмах в связи с приспособлением к среде обитания.

Работа с учебником, раб тетрадью, экспонатами кабинета биологии.

2.13-2.14

2

Движение. Л.р. №7 «Движение инфузории- туфельки»; Пр.р. №2 «Перемещение дождевого червя»

Наблюдения процессов жизнедеятельности растений и животных

Знать, что движение- важнейшая особенность животных, уметь различать механизмы, обеспечивающие движение живых организмов

Работа с учебником, раб тетрадью, экспонатами витрин кабинета

2.15-2.17

3

Регуляция процессов жизнедеятельности

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Знать понятия: нервная система, рефлекс, раздражимость, уметь находить взаимосвязь жизнедеятельности организма с окружающей средой.

Работа с учебником, раб тетрадью

2.18-2.20

3

Размножение. Пр. р. №3 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Знать биологическое значение размножения, уметь определять виды размножения

Работа с учебником, раб тетрадью, презентацией, гербариями

2.21-2.23

3

Рост и развитие. Л.р. №8 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

Наблюдения за ростом и развитием растений и животных

Знать понятие «индивидуальное развитие организмов», уметь отличать состояние покоя, постэмбриональное, прямое и непрямое развитие.

Работа с учебником, раб тетрадью, коллекциями насекомых


  1. Организм и среда

3.1

1

Среда обитания. Факторы среды

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны

Знать о влиянии факторов неживой природы на живые организмы, уметь вести соответствующие наблюдения и анализировать их.

Работа с учебником, раб тетрадью, комнатными растениями

3.2

1

Природные сообщества

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны

Знать понятие «Природное сообщество», уметь выделять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе.

Работа с учебником, раб тетрадью, презентацией.


Итого: 35 часов

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология.5 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. 6 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 7 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И..Биология. 9 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/44/

Дополнительная литература для учителя:

1.Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с.

2.Единый государственный экзамен 20014-15: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. -сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

3.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

4.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С.Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с.

5.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева.М.: Вако, 2010.-112 с.

6.Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007. - 288с.

7.ГИА-2014-15: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме /авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В.Теремов, С.Б. Трофимов Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. - М.: АСТ: Астрель,2010.-93 с.,- (Федеральный институт педагогических измерений).

8.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук,

Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

9.Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2014-15: учебно-методическое пособие - Ростов н / Д : Легион,2014.- 176 с.

10.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 9 класс. - М.: «ВАКО», 2006.-464 с.

Дополнительная литература для обучающихся:

11.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.

12.Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология /Авт. -сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

13.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М..Боднарук,

Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

14.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С. Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с

15.С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 2008 г.-416 с.:-ил.

16.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни.- М.: Просвещение, 2007 .-378 с.

17.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2008. - 1117с.

18.Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология/Авт.-сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

19.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. И.Р. Григорян. - М.: Вако, 2010.-112 с.

20. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания - М.: «Аквариум», 2000- 240 с.

21.С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 2009 г.-416 с.:-ил. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Интернет-ресурсы:

bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

zooclub.farpost.com - - Электронный справочник «Животные в России и СНГ». Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири.

nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

plife.chat.ru/ - «Совершенная жизнь» - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.

insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.

bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru- научные новости биологии.

edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

9. Оценочные и методические материалы

Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Технологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.Ответ самостоятельный;

5.Наличие неточностей в изложении материала;

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по биологии.

Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода принятого в новом стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и учреждения индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

® повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

® высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к учебному предмету «Биология».

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

® пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового контроля по биологии.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются, более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, муляжи и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

- фронтальная;

- парная;

-групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, работы в рабочей тетради.

Виды деятельности учащихся:

  • сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия

Специфика предмета:

Специфика биологии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе биологии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков при работе с биологическими объектами, грамотного биологического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с таблицами как основным источником биологической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения лабораторных и практических работ, обработки материалов наблюдений за биологическими и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с таблицами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных биологических явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных биологических описаний и характеристик.

Биологические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Учителем на уроках используется технология педагогических мастерских, проблемное обучение, технологии критического мышления, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии.


Контрольная работа №1 (входной контроль)

Рабочая программа Н.И. Сонин 6 класс

Итоговая контрольная работа за курс 6 классаРабочая программа Н.И. Сонин 6 класс

Рабочая программа Н.И. Сонин 6 класс

© 2010-2022