Программа экологического кружка Юный эколог

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Программа экологического кружка

«Юный эколог»

Возраст 11-13 лет













Автор Сыстерова В.К.

учитель биологии

МБОУ «Мысовская СОШ»

1 категория








Пояснительная записка

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.

Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Образовательные задачи:

Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.

Систематизация знаний по экологическим проблемам Пермского края.

Анализ экологических проблем Пермского края и России.

Развивающие задачи:

Развитие диалектического мышления.

Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.

Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.

Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.

Воспитательные задачи

Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.

Выработать основные правила поведения в природе.


Основные формы и методы организации изучения курса

Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.





Принципы обучения

- принцип научности;

- принцип связи обучения с жизнью;

- принцип систематичности и последовательности к обучении;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся.

Прогнозируемый результат. Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;

- роль природы в жизни человека;

- особенности экологической обстановки в регионе Пермского края;

- последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.

- охраняемых животных и растений Пермского края, Среднего Урала и России

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;

- уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;

- уметь решать творческие задачи;

- уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;

- делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;

- пропагандировать идеи экологии;

- уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форме.

Программа предусматривает:

- выступление учащихся перед родителями, учащимися;

- активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

- раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

- работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;

- использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

- конкурсы;

- викторины;

- олимпиады;

- выставки;

- конференции;

- наблюдения;

- презентации.


Тематический план кружка


п/п


Название темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1


2

Экологическая азбука

24

4

20

3

Экскурсия на экотропу

20

5

15

4

Тема экологии в творчестве поэтов и композиторов

15

3

12

5

Экологическая библиотека

18

3

15

6

Здоровый образ жизни

25

6

19

7

Мы познаём природу

24

5

19

8

Учимся решать экологические проблемы 21 века

15

3

12

9

Итоговое занятие

2


2



144

30

114


Содержание программы

  1. Введение

  2. Экологическая азбука. Как сделать наш дом безопасным. Зоны экологической опасности села. Экология нашего села и края. Всегда ли собака друг человека? Экологический светофор. Город опасный и безопасный. Экологические знаки. Мой дом - моя крепость. Экологический капустник. Веселый круговорот. Практические задания: конкурс дизайнеров, конкурс поделок, фотоконкурс.

  3. Экскурсия на экотропу. Интересные объекты на экотропе. Я - исследователь. Задания для экологов: история села Мысы. Я - наблюдатель за живой и неживой природой на тропе. А мне интересно. А мне не все равно. Я сам.

  4. Тема экологии в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Люблю тебя, моя Россия. Вивальди, Чайковский и другие. Маленький принц и 21 век. Народное творчество о природе.

  5. Экологическая библиотека. Красная книга среднего Урала . Животные и растения Пермского края, Памятники природы в Пермском крае и на территории Среднего Урала. Кунгурская ледяная пещера.

  6. Здоровый образ жизни. Чипсы, жвачки, конфеты. Польза и вред. Зеленая аптека. Расскажи мне обо мне. Красиво! Вкусно! Полезно! Здоровье в саду и на грядке. Лекарственные животные. Кожа-зеркало здоровья. Акция «Наркомания - знак беды». О вреде табака, алкоголя и наркотиков. Мы дружим и поём - без наркотиков живём.

  7. Мы познаём природу. Слово о родном крае. Экологическая тропа. Сохраним планету голубой и зеленой. Экологический калейдоскоп. Судьба села Мысы. Памятники природного ландшафта села. Природа - лучшая аптека. Наш русский лес.

  8. Учимся решать экологические проблемы 21 века. Экспедиция по следам цивилизаций. Глобальные проблемы, глобальные решения. Как прокормить человечество. Этика экологической ответственности.


Литература для учителя

  1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль «Академия развития», 1998 г.

  3. Балабанова В.В. «Предметные недели в школе».- Волгоград: «Учитель», 1997г.

  4. Бухвалов В.Л. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества».- М.: Центр Педагогический поиск, 2006 г.

  5. Гречихина Т.И., Кравченко М.А. «Играем в КВН».- Екатеренбург из-во «Возяковой Т.И.», 2000 г.

  6. Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы.- М.: Школьная пресса, 2002г.

  7. Плешнер В.Г. , Бухвалов В.А.- М.: Центр «Педагогический поиск» 2000г.

  8. Смекалова Е.П. Каледоскоп школьных дел выпуск №2.- М.: «Псков» 2000 г.

  9. Соколов А.В. Сценарии школьных праздников книга 2- М.: «Школьная пресса» 2001 г.

  10. Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.

  11. Хинн О.Г. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.


Литература для учащихся

  1. Банников А.Г. «Мир животных и его охрана».- М.: Педагогика 1978 г.

  2. Хинн О.Г. Я познаю мир.- М.: «Издательство АСТ» 1997г.



© 2010-2022