Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г.Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А.Жданова






Экологический мониторинг окружающей среды


Тема: «Не жгите опавшие листья!»





Автор работы:

Бувальцова Ольга, 10 кл.,

МБОУ Красноармейская СОШ,

х.Путь Правды, Зерноградский район,

Ростовская область

Руководитель:

Ерошенко Ольга Федоровна,

учитель химии,

МБОУ Красноармейская СОШ,

х.Путь Правды, Зерноградский район,

Ростовская область







г.Ростов-на-Дону

2015 год

Содержание


Введение……………………………………………………………….3-5

Теоретическая часть………………………………………………………………….. 6-12

  1. Значение листопада

1.1.Причины листопада

1.2.Какие выгоды дает растению сбрасывание листвы на зиму?

1.3.Что содержится в опавших листьях?

2. Уборка листвы: аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»

2.1.Аргументы «ЗА»

2.2. Аргументы «ПРОТИВ»

2.3. «Не жгите опавшие листья!»

2.4. От чего зависит плодородие почвы?


  1. Экспериментальная часть- влияние уборки листьев на свойства почвы…………………………………………………………..13-22

3.1. Опыт №1 Определение механического состава почвы

3.2. Опыт № 2 Определение структуры почвы

3.3. Опыт № 3 Определение плотности почвы

3.4. Опыт № 4 Определение влагоемкости почвы

3.5. Опыт № 5 Определение водопроницаемости почвы

3.6. Опыт № 6 Определение содержание воздуха в почве

3.7. Опыт № 7 Определение содержания перегноя в почве

3.8. Опыт № 8 Определение рН почвенной вытяжки

4. Результаты и выводы эксперимента……………………………………………………... 23-24

5. Заключение………………………………………………………25

6. Список использованных источников и литературы……… 26


Введение


Ковром прекрасным листья лягут,

Укроют Землю в октябре,

Но люди до сих пор не понимают

И жгут костры по всей земле.Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

А ведь листочки так старались

Отдать Земле всё, что познали,

И радость людям доставляют,

Пред снегом землю укрывают.

Но человек не хочет видеть

Ковёр из ярких-ярких листьев,

Он каждый раз и всё упорней

Сжигает и листву и корни.

А ведь листочек днём и ночью,

С зарёй общался, видел звёзды.

Он ждал закат, рассвет встречая,

Собою ночью мощь вбирая.

Постойте люди, подождите!

Вы листья осенью не жгите

Позвольте им таким красивым

Отдать Земле Вселенной силу.

И Мать-Земля спасибо скажет,

Вздохнёт от счастья, вам расскажет,

Как важно ей, Земле Родимой,

Вобрать в себя Вселенной силу.

Вновь на дворе осень. Все вокруг: скверы городов, рощи, леса, парки природа превратила в яркий букет. Любуйся и радуйся. В погожий денек, так хорошо побродить по опавшей листве. Я видела, как с наступлением осени

наши широколиственные деревья одеваются в разноцветный, красивый наряд - желтый, лиловый, багряно-красный. Но это продолжается недолго. Вскоре пышное одеяние начинает блекнуть, листья опадают. Слетевшие листья можно положить в толстый школьный учебник и хранить там до следующего года. А также мы на уроках делали их осенних листьев поделки. А еще мне нравится, как здорово шуршит опавшая листва под ногами: я хожу по ней и слушаю шорох собственных шагов. В парке нашего хутора листьев много и я представляю, что бреду по колено в воде, с трудом раздвигая «волны». А еще можно сгрести листья в кучу, а потом прыгать в ней, валяться, барахтаться, кувыркаться….

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы.

Развитие всего живого в природе это круглогодичный процесс, где в каждое время года происходят определенные сезонные изменения. Весной природа просыпается, пробуждаются все необходимые для роста процессы, которые подготавливают растения к летнему сезону года. Осенью рост растений замедляется, весь животный и растительный мир начинает подготовительные действия к долгому и холодному сезону года зиме. Птицы покидают родные края в поисках более теплых мест, лесные животные собирают запасы еды на долгое зимовье, а деревья покрываются позолотой, начиная с макушки, и лес в порывах осеннего ветра шумит листопадом. Так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер.

Осенний листопад сродни поэзии. Многие поэты черпают в осенней листве вдохновение. Именно тогда рождаются стихи о любви когда поёт душа и каждый поэт имеет потребность писать свои произведения.

Запах прелых листьев благотворно, успокаивающе действует на нервную систему, снимает усталость.

Осенью и весной школьники метут и метут листья, соскребают все до единого в нашем парке, дома и на территории школы. А зачем?

По правилам содержания зеленых насаждений убирать опавшую листву нужно только вдоль дорог и магистралей, в парках же и дворах делать этого не рекомендуется.

Биологи уверены: убирать листву и рыхлить почву должен дождевой червь, люди - лишь помогать ему, убирая «несъедобный» мусор. Если уборка листьев с автотрасс ещё оправданна, то их уборка из скверов, парков и дворов имеет массу негативных последствий.

Меня заинтересовала эта проблема, и я решила изучить литературу по данной теме, исследовать влияние уборки листвы на состав почвы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение влияния уборки листвы на свойства почвы.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Составить описание биологического явления - листопад.

  3. Выделить аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» уборки листвы.

  4. Разработать процедуру исследования и провести его.

  5. Рассмотреть влияние уборки листвы на механических состав почв.

  6. Предложить способы использования опавшей листвы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  1. наблюдение

  2. эксперимент

  3. анализ

ГИПОТЕЗА: уборка почвы изменяет физико-химический состав почвы.









  1. Значение листопада в жизни растений


  1. Причины листопада

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира умеренных широт. Каждый год повторяется он. Осень - интереснейшее время в году для исследований и наблюдений, когда ярче всего выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. Весна и осень неразрывно связаны между собой - это отдельные стадии единого жизненного цикла наших умеренных широт.

Каковы причины листопада? Что заставляет наши деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву, что по окончании зимы вновь ею одеться? Чтобы ответь на этот вопрос , я изучила литературу и узнала следующее.

Листопад - биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, физиологический процесс, связанный со старением листьев. Перед листопадом в листьях происходят глубокие биохимические, физиологические и структурные изменения. Зелёный пигмент - хлорофилл обычно разрушается; более стойкие - жёлтые и оранжевые пигменты - каротиноиды сохраняются дольше и обусловливают осеннюю окраску листьев. Питательные вещества, особенно белки, из клеток стареющего листа оттекают в запасающие органы, к точкам роста и к растущим молодым листьям. В старых листьях часто накапливаются некоторые соли и образуются кристаллы щавелевокислого кальция. Механизм листопада связан с появлением у основания листа так называемого отделительного слоя из легко разъединяющихся клеток. Проводящие пучки, удерживающие лист на стебле, разрываются под тяжестью листа и порывами ветра. В некоторых случаях (при резких понижениях температуры, засухе, появлении вредных газов в воздухе и т. д.) листья могут быстро отмирать, не успев образовать отделительный слой, и вследствие этого долго держатся на растении в засохшем состоянии. Листопадность характерна главным образом для растений климатических поясов с ярко выраженным неблагоприятным сезоном: в умеренной зоне - зимой, в субтропической и тропической - в период засухи. Листопад - выработанное приспособление к уменьшению в неблагоприятных условиях поверхности надземных органов, что сокращает потерю влаги, в многоснежные зимы предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега.Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

У древесных растений умеренных широт подготовка к осеннему листопаду начинается задолго до наступления морозов в связи с изменением длины светового дня.


  1. Какие выгоды дает растению сбрасывание листвы на зиму

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы - не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение полностью могло остановиться. Сбрасывая листву, деревья тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев листопад играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большинства веществ, которые скапливаются в листьях и под осень становятся вредными для растений. Если взять листья какого-нибудь дерева и исследовать, сколько они содержат золы весной, в середине лета и осенью, перед листопадом, то в результате выявится резкое повышение золы с возрастом листьев. Лист в течение всей своей жизни усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной влаги в него непрерывно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Однако, растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения; поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности.

  1. Что содержится в опавших листьях?

В опавших листьях, кроме золы, содержится значительное количество углеводов - органических веществ, содержащих углерод и выработанных листом в результате поглощения им углекислоты из воздуха. Опавшие листья значительно богаче углеводами, чем молодые.

Перед листопадом, азотистые вещества, в значительных количествах передвигаются в ствол, где и перезимовывают или потребляются растением в течении зимы; вместе с азотистыми веществами из листьев выводятся и другие ценные для растения минеральные соли; тем не менее установлено, что значительная часть их все же остается в опадающих листьях. Благодаря им почва в лесу ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств. Мы знаем, например, что почва широколиственного леса не промерзает зимой в силу значительного содержания гумуса и это дает возможность весенним растениям развиваться под снегом.

  1. Уборка листвы: аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»

    1. Аргументы «ЗА»

Зачем же мы убираем листья, отнимая у наших деревьев эту самую «живую подстилку», их природную подкормку и защиту? Уборка листвы давно уже стала символом осени. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год выполняют хозяева дворов, дворники, участники субботников, а также учащиеся школ. Зачем? Во-первых, это вытекает из правил эксплуатации зеленых насаждений, и специалисты настаивают на проведении этого вида работ. У них есть весомые аргументы.

Первая группа аргументов - здоровье зеленых насаждений.

Дело в том, что современная среда с постоянно увеличивающейся техногенной нагрузкой - среда загрязненная. Зеленые насаждения получают целый комплекс загрязнителей из воздуха, которые проникают в листья и из загрязненных почв и вод. Автотранспорт, число которого стремительно увеличивается, исправно снабжает грунт нефтепродуктами и тяжелыми металлами. За счет часто встречающегося неправильного функционирования систем сбора поверхностных вод, загрязнители с магистралей поступают в участки открытого грунта - то есть на почвы с зелеными насаждениями.

Большая часть поверхности грунта заасфальтирована, а это значит, что выделяемое асфальтом токсическое вещество бензопирен тоже накапливается в почвах зеленых насаждений. Соль, которой город щедро засыпан в зимнее время, тоже поступает в грунт. Что же будут представлять из себя весной листья, пролежавшие зиму на газонах? Спрессованную под снегом корку, прикосновение к которой голыми руками может вызвать ожог кожи! Оставлять такую подстилку и позволить ей включаться дальше в почву - это больше вред, чем польза для растений. Хорошо известно, что тяжелые металлы и многие другие загрязнители сильно сами по себе сокращают срок жизни деревьев и кустарников, а также вызывают ослабление устойчивости к болезням и вредителям.

Вторая группа аргументов - санитарно-гигиеническая. В большинстве случаев опавшая листва очень быстро становится смесью листьев и разнообразного бытового мусора, который многие жители бросают под деревья и кустарники. Такова неизбежная участь зеленых насаждений, особенно активно эксплуатирующихся. Остатки пищи, пластиковые пакеты, собачьи экскременты - все это в течение зимы активно накапливается, смешиваясь с листвой, и создает благоприятную среду обитания для крыс и опасных инфекций, ими разносимых. В местах большого скопления листьев зачастую хоронят трупы домашних животных, туда порой добавляется строительный мусор и многое другое, что люди не знают, куда деть. Доходит и до шокирующих криминальных находок…Сторонники того, что нужно избавляться от листьев, утверждают, что листва, оставленная на зиму, - рассадник для многочисленных личинок насекомых-вредителей, желающих перезимовать в теплом уютном местечке. Плюс из-за влаги в ней отлично размножаются возбудители болезней и грибки, опасные для растений и кустарников.

  1. Аргументы «ПРОТИВ»

Уборка опавшей листвы с естественных газонов вредна не только для почвы, но и для всей экосистемы очищаемой территории. Традиционная процедура уборки листьев в парках и скверах является не только затратным и трудоемким процессом, но и наносит вред поврежденным человеком почвам. От уборки листвы может погибнуть молодая поросль, а личинки насекомых, лишившись надежного покрова, не смогут пережить холода. Опавшая листва является одновременно и естественным укрытием почвы от заморозков и питательным удобрением для деревьев. Снятие слоя опавших листьев ставит под вопрос существование деревьев, а, следовательно, и птиц, селящихся в парковых деревьях. Грачам, сорокам и галкам не только негде будет вить гнезда, но и будет не хватать пищи - популяция насекомых имеет все шансы сократиться из-за отсутствия естественной защиты от заморозков.

Опавшие листья - не мусор. Разлагаясь в почве, они добавляют в нее минеральные и органические вещества, накопленные за лето. Медленно разлагающиеся части листа (жилки, черенки), структурируют почву, улучшая ее качество. Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств.

«Лысая» земля под стволами высыхает, а деревья лишаются влаги и воздуха для корней. Из-за этого иммунитет дерева падает, а численность тли стремительно растет и становится значительно выше нормы.

В лесу и в горах, прекрасная жирная почва, образованная именно в результате перегнивания опавшей листвы и трав.


2.3 «Не жгите опавшие листья!»

Сухие опавшие листья здорово горят. Только когда сгорят, уже не сможешь барахтаться, собирать букеты, бродить по колено в море листвы, получать самое бесплатное удобрение...

Все сгорит, даже спрятавшиеся божьи коровки не успеют убежать. И тогда вместо успокаивающего нервную систему запаха прелых листьев мы получим дым, разрушающий и нервную, и дыхательную, сердечно-сосудистую системы, грязный дым с диоксинами и прочими мутагенами, канцерогенами... И запах у него будет соответствующий. Самым очевидным неудобством являются дымящие кучи листьев вперемешку с всевозможным мусором. Дым проникает в квартиры, школы и детские сады. Повсюду становится невозможно дышать. Это неудивительно - ведь листья всю весну и лето накапливали токсичные вещества, выбрасываемые в атмосферу автомобилями. Сжигание листьев наносит непоправимый вред здоровью человека и окружающей среде. Вредные вещества от дыма оседают в приземном слое атмосферы на том уровне, на котором мы дышим. Дым рассеивается очень медленно, в течение двух суток вредные вещества практически не исчезают, остаются в приземном слое и подрывают здоровье населения.

Листья - это колоссальный фильтр. Очищая воздух от загрязнения, деревья накапливают в кроне токсичные вещества. Они поглощают все тяжелые металлы. Поэтому при их сжигании в аэрозольное состояние переходят вредные вещества, которые деревья впитали не только из атмосферы, но также из грунта и воды. В воздух выбрасывается окись углерода, сернистый ангидрид, сажа, окислы азота, углеводороды и, самое главное, выделяются очень токсичные диоксины - органические соединения сложного состава.

Диоксин - одно из наиболее токсичных синтетических соединений, которое действует очень медленно. Поражение человека возможно при поступлении диоксинов в организм через желудочно-кишечный тракт, они поражают поджелудочную железу, легкие, иммунную систему. Попадание диоксина в организм вызывает риск заболевания раком и может вызвать ряд других серьезных проблем для здоровья. Сжигание листьев наносит непоправимый вред здоровью человека и окружающей среде. Химические вещества, попадающие в воздух, способны вызвать интоксикацию и поразить дыхательные пути, центральную нервную систему и слизистую оболочку глаз. Если регулярно дышать этим дымом, могут развиться онкологические заболевания, наследственные мутации, астма. Очень страдают от последствий сжигания листьев дети, у которых особо чувствительная иммунная система, и пожилые люди, имеющие сердечно-сосудистые, аллергические заболевания и заболевание дыхательных путей. Концентрация вредных веществ в дыме очень и очень велика. Одна тонна тлеющих растительных остатков выделяет около 30 кг оксида углерода (угарный газ), который легко связывается с гемоглобином крови и блокирует доставку кислорода к тканям.

Диоксины - самые опасные химические вещества из известных на сегодняшний день химических веществ в мире. Они поражают иммунную систему и воздействуют практически на все органы жизнедеятельности человека.

Часто с листьями горит и мусор, что многократно увеличивает загрязнение атмосферы. Если в кучу опавших листьев попадет полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка, то при горении образуется более 70 различных опасных веществ. Плотный черный дым от тления пластикового мусора содержит канцерогенные вещества. При горении резины образуются канцерогенная сажа и вызывающие респираторные заболевания окислы серы.

Тлеющая без доступа кислорода листва выделяет бензопирен, который может вызвать острые и хронические отравления, провоцирующие раковые заболевания. Выделяется также бесцветный газ с запахом прелого сена - фосген. Поражая глубокие отделы дыхательных путей, он вызывает токсический бронхит, что может закончиться отеком легких со смертельным исходом. Я хочу напомнить, что в Первую мировую войну фосген применяли как отравляющее вещество удушающего действия.

Кроме непосредственной угрозы нашему здоровью, истребление листвы огнем приводит к гибели полезных насекомых. Плюс к этому разрушается плодородный слой, в котором полностью сгорают растительные остатки, гибнут почвообразующие микроорганизмы. Огонь на газонах и в лесопарках губит семена и корни травянистых растений, повреждает нижнюю часть деревьев и кустарников. А ещё уничтожение естественной лиственной подстилки приводит зимой к глубокому промерзанию грунта.

2.4. От чего зависит плодородие почвы

Почва- это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойствам - плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Гумус придает почве агрономически благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.

Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Такими свойствами являются: плотность, механический состав, структура, влажность, кислотность, засоленность.



































3. Экспериментальная часть -

влияние уборки листьев на свойства почвы

Для проведения экспериментальной части я взяла пробы с 3 участков:

Образец № 1

Лесополоса

Образец № 2

Сад

Образец № 3

Школьная клумба

Эксперименты проводили в школьной химической лаборатории.


  1. Опыт №1 Определение механического состава почвы.

Механический состав обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.

Состав почвы определяла органолептическим методом. В основе разделения по механическому составу лежит классификация механических элементов. В основе подобного выделения положены пластичность почвы, ее способность к слипанию. Для этого используем тест, выполняемый «методом шнура», или называемый пробой на скатывание.

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании

ножом почва

рассыпается

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании

ножом поверхность

среза шероховатая.

Суглинис-тая

Мажется, песчинки едва

прощупывают-ся

Скатывается в

шарик и в

«колбаску»

(легкосуглинис-тые),

при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинис-тые),

кольцо с

крупными трещинами (тяжелосуглини-стые)

Поверхность среза слегка

шероховатая

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в

«колбаску»,

которая при

сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Ход работы

  1. 1. Почву в увлажнённом состоянии пытаемся скатать в шарик d = 1 см, а он не скатывается - это песок.

  2. Если скатали шарик d = 1см и на нём есть трещины это - супесь.

  3. Скатанный шарик начинаем раскатывать в шнур d = 3мм если не получается, то это легкий суглинок.

  4. Если раскатали шнур начинаем сворачивать в кольцо, и не получается - средний суглинок.

  5. Если свернули в кольцо, но кольцо имеет трещины - тяжелый суглинок.

  6. Если свернули кольцо и трещин нет - глина

Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

РЕЗУЛЬТАТЫ: образцы №1 и № 2 сломались при сгибании, а образец № 3 - нет.

ВЫВОД: образцы № 1 и № 2 по механическому составу среднесуглинистые, а образец № 3 - тяжелосуглинистые


  1. Опыт №2 Определение структуры почвы

Механический состав почв во многом определяет ее структуру. Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие. Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц - до 0,001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.

Ход работы

1.Взяли немного почвы, разложили ее тонким слоем на и рассмотрели. Отметили наличие или отсутствие структуры.

2. Добавили немного воды. Посмотрели, образовалась ли при этом сплошная вязкая масса?

РЕЗУЛЬТАТЫ: образец № 1 состоит из хорошо видимых комочков, образец № 2 имеет комочки меньше размера , образец № 3 имеет частицы похожие на пыль. При добавлении воды в образец № 3 образовалась сплошная вязка масса.

Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

ВЫВОД: образец №1 и №2 имеет комковатую структуру, а образец № 3 - бесструктурный.

  1. Опыт №3 Определение плотности почвы

Плотность - степень связанности почвенной массы.

Ход работы

  1. Плотность почвы определяем с помощью ножа или лопаты.

  2. Если лопата легко втыкается - почва рассыпчатая.

  3. Если лопата втыкается без труда - рыхлая.

  4. Если лопата входит с усилием - уплотненная.

  5. Если лопата входит с трудом - плотная.

  6. Если лопата не входит, «звенит» - очень плотная.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

По итогам исследования: образец №1 - лопата втыкается без труда, образец № 2 - лопата входит с усилием, образец № 3 - лопата входит с трудом.

ВЫВОДЫ: образец № 1 почва рыхлая, образец № 2 - уплотненная, образец № 3 - плотная.



3.4. Опыт №4 Определение влагоемкости почвы

Влагоемкость - способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды. Влагоемкость тем больше, чем мельче частицы почвы. Максимальной влагоемкостью обладают глинистые почвы.

Ход работы

1. Отобрали примерно 50 г почвы, поместили ее на фильтровальную бумагу и взвесили для определения массы (m1).

2. Просушили почву.

3. Взвесили высушенную почву, определили массу (m2).

4. Повторно просушили почву до получения при взвешивании постоянного значения массы (m2).

5. Рассчитали процентное содержание воды по формуле: {(m1 - m2) 100%} m1.

Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Образец

m1, г

m 2, г

Влагоемкость, %

№ 1

50,00

47,60

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(50,00 - 45,20) 100%} 50,00 = 4,8%

№ 2

50,00

41,50

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(50,00 - 41,50) 100%} 50,00 = 17%

№ 3

50,00

37,70

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(50,00 - 38,50) 100%} 50,00 = 24,6%

ВЫВОД: большей влагоемкостью обладает образец № 3, наименьшую влагоемкость имеет образец № 1.


  1. Опыт №5 Определение водопроницаемости почвы

Ход работы

  1. Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили пластмассовую баночку (удалили в ней дно) и вырезали этим цилиндром образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец.

  2. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву в каждом образце.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Образец

Время, мин

№ 1

10мин 35 сек

№ 2

14мин 48 сек

№ 3

20мин 15 сек

ВЫВОДЫ: образец №1 быстрее всех впитала воду, имеет самую высокую водопроницаемость т.к. структурная, а образец № 3 дольше всех впитывала воду, имеет низкую водопроницаемость, т.к. она бесструктурная.


  1. Опыт № 6 Определение содержания воздуха в почве

Аэрация - насыщенность почвы воздухом. Способность к такому насыщению - важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Степень аэрации зависит от количества и величины пустот между комочками почвы.

Ход работы

1. Отобрали цилиндрический образец почвы.

2. Поместили образец в сосуд с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой.

3. Фиксировали:

  1. время, в течение которого будет выделяться воздух;

  2. величины пузырьков воздуха (крупные, мелкие, средние);

  3. интенсивность выделения воздуха (высокая, средняя,
    слабая).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Образец

Наблюдения

№ 1

Крупные пузырьки, высокая интенсивность, t ≈ 10 с.

№ 2

Средние пузырьки, средняя интенсивность, t ≈ 10 c.

№ 3

Мелкие пузырьки, слабая интенсивность, t ≈ 10 с.

ВЫВОДЫ: образец №1 содержит больше воздуха, т.к. почва структурная, а образец №3 содержит наименьшее количество воздуха, т.к. почва бесструктурная.


  1. Опыт № 7 Определение содержания перегноя в почве

Ход работы:

  1. Взвесили 40 г сухой почвы. (m1, г)

  2. Потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили. (m 2, г)

  3. Определили количество перегноя.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Образец

m1, г

m 2, г

перегной, %

№ 1

40,00

25,40

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(40,00 - 25,40) 100%} 40,00 = 36,5%

№ 2

40,00

31,50

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(40,00 - 31,50) 100%} 40,00 = 21,25%

№ 3

40,00

37,30

{(m1 - m2) 100%} m1 =

{(40,00 - 37,30) 100%} 40,00 = 6,75%

ВЫВОД: в образце № 1 больше всего содержится перегноя, меньше всего перегноя содержится в образце № 3.


  1. Опыт № 8 «Определение рН почвенной вытяжки»

Ход работы:

Используя солевую почвенную вытяжку, определили рН: pH-индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом в пробирку.

Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

РЕЗУЛЬТАТЫ: тесты показали, что рН в образце № 1 = 8,

в образце № 2 = 9, в образце № 3 =10.

ВЫВОД: среда почвы слабощелочная во всех образцах.










  1. Результаты и выводы эксперимента

Результаты экспериментов позволяют сделать мне следующие выводы о влиянии уборки листвы на почву: наилучшими физико-химическими свойствами обладает почва лесополосы, самыми наихудшими почва со школьной клумбы. Почва лесополосы, где не убирается опавшая листва не уплотняется, имеет комковатую структуру, хорошую водопроницаемость и большое содержание воздуха, низкую влагоемкость, большое количество перегноя. Опавшая листва сохраняет тепло в холодное время года, здесь же развиваются организмы, способствующие накоплению гумуса в почве. Почва со школьной клумбы, где происходит регулярная уборка опавших листьев меняется следующим образом:

  1. ухудшается механический состав и структуру почвы;

  2. снижается её влагопроницаемость и воздухоемкость, что негативно сказывается на жизнедеятельности растений;

  3. почва становится плотной и увеличивается ее влагоемкость, что приводит к застойным явлениям в почве;

  4. уменьшается содержание перегноя, что приводит к снижению плодородия почвы.

  5. уменьшается число организмов, которые участвуют в почвообразовании.

У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост, снижается урожайность. Действительно на клумбах нашей школы растут самые неприхотливые растения, а растения, требующие лучших условий произрастания бывают в лучшем случае небольшими, а еще чаще гибнут.

Следовательно, моя гипотеза, что уборка опавших листьев изменяет физико-химический состав почвы, причем в худшую сторону, нашла свое подтверждение.

Как поступать с опавшими листьями деревьев?

Единого ответа на этот вопрос нет, и не может быть. К уборке листьев надо подходить обдуманно, то есть решать вопрос для каждого объекта зеленых насаждений отдельно, учитывая все его особенности. Я предлагаю некоторые способы применения опавшей листвы:

  1. приготовление компоста, который может заменить торф.

  2. проводить перекапывание почвы вместе с листьями, что тоже увеличит плодородие почвы.

  3. Применение опавшей листвы как «отапливающего» материала в теплицах и парниках. ( листва перегнивает и дает естественное тепло плюс образуется перегной).









Исследовательская работа по экологии Не жгите опавшие листья! (10 класс)

5. Заключение

Всем людям хочется, чтобы наша среда обитания - была более здоровой. Тем не менее, она только все более загрязняется с каждым годом. Наши сторонники в борьбе за здоровую среду - зеленые насаждения, и их состояние и функционирование влияет на здоровье людей. Как хочется помочь деревьям, дающим нам кислород, повысить их устойчивость! Хочется помочь и газонам - этим трудягам, фильтрующим загрязненные почвы и радующим нас своим ярким зеленым видом.










  1. Список использованных источников и литературы

Статьи интернет:

  1. Вывоз листвы и вывоз снега. st77.ru/index.php?cat=1001010

  2. Листопад. aroma-azbuka.ru/pages/page.php?page=421#1

  3. Листопа́д . ru.wikipedia.

  4. Листву убрать, но не сжигать. gorod.dp.ua/news/news.php?id=8185&page=2

  5. Листья: убирать или нет? moskva.aif.ru/issues/637/17_03

  6. Надо ли убирать опавшие листья?. new.primpogoda.ru/news/ne_tolko_o_pogode/nado_li_ubirat_listya/

  7. Не жгите опавшие листья! baikalarea.ru/ecology/leafs.htm

  8. Уборка опавших листьев в городе. ecom-info.spb.ru/publications/index.php?id=757


24


© 2010-2022