Влияние этилового спирта на организм человека

Цели урока: Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека. Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения. Воспитател... Формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни; коммуникативных- владеть химическим языком, уметь работать в группе; учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу; информационной - искать, анализировать, от... - Сегодня мы с вами познакомимся с токсическим воздействием этанола на организм человека, рассмотрим механизм действия спирта на клетки, органы, и системы организма человека, выявим причины токсичности этилового спирта. 2. Вступительное слово учителя. - Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, - это этиловый спирт. Этиловый спирт – это яд или нет? Что подразумевается под словом «яд». Обратимся к эпиграфу нашего урока. «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным». Сегодня на уроке мы рассмотрим воздействие этилового спирта на организм человека, поговорим о вреде ал...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека"

Влияние этилового спирта на организм человека.Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».

Цели урока:

  • Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

  • Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

  • Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;

  • коммуникативных- владеть химическим языком, уметь работать в группе;

  • учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;

  • информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.

Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.

Методы:

  • обучения - диалогический;

  • преподавания - иллюстративно-стимулирующий;

  • учения - частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор с экраном;

  • презентация к уроку (Презентация);

  • компьютер.

Для обучающихся (на каждый стол):

  • инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 1);

  • 6 пробирок;

  • спиртовка;

  • спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.

Реактивы: раствор этилового спирта; вода; раствор яичного белка; растительное масло; медная проволока.

Ход урока

Организационный. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Влияние этилового спирта на организм человека.Слайд № 1-4. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

Сегодня мы с вами познакомимся с токсическим воздействием этанола на организм человека, рассмотрим механизм действия спирта на клетки, органы, и системы организма человека, выявим причины токсичности этилового спирта.

Вступительное слово учителя. - Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, - это этиловый спирт. Этиловый спирт - это яд или нет? Что подразумевается под словом «яд».

Слайд № 5. «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».

Обратимся к эпиграфу нашего урока. «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».

Слайд № 6. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Сегодня на уроке мы рассмотрим воздействие этилового спирта на организм человека, поговорим о вреде алкоголя.

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Слайд №7. Сегодня на уроке вы:

  • исследуете свойства этанола;

  • вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;

  • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?

Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Влияние этилового спирта на организм человека.Слайд № 8, Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

Спирт применяют не только для изготовления алкогольных напитков. В медицине спирт используют как дезинфицирующее средство, средство для компрессов, для приготовления экстрактов и настоек, растворитель для многих лекарственных препаратов.

В парфюмерии он является основой одеколона, туалетной воды, лосьонов и духов.

Важнейшей проблемой сегодня является поиск альтернативных энергоносителей. Привлекательным представляется использование спирта в качестве моторного топлива. Это и экологическая чистота, и экономия нефти. В некоторых странах Европы, Южной Америки и Африки в баки автомобилей заливают «газохол» - смесь бензина с 10-12 % спирта. Из-за высокого октанового числа этого продукта отпадает необходимость этилирования тетраэтилсвинцом - очень токсичным для природы веществом.

Из спирта получают бутадиен, который идет на производство синтетического каучука. Наш Воронежский завод синтетического каучука использует готовый бутадиен, который поставляется с других предприятий России и Белоруссии.

Кроме того, из спирта получают простые и сложные эфиры, красители, пластмассы. Например, медицинский эфир, как было показано экспертом-химиком.

Слайд № 9. Этанол используют в оптике и электронике как осушающее и промывочное средство, в биологии как консервант. Наконец, спиртовые термометры были бы невозможны без него.

Слайд № 10. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса: «Всё есть яд, Всё есть лекарство, Всё дело в дозе».

Слайд № 11-18. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.

Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе - около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин - в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).

Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.

Слайд № 19-20. Историческая справка

Исследования показывают, что спиртные напитки были уже у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов. В Древней Греции и Древнем Риме в честь сбора винограда устраивались празднества, называемые вакханалиями. Они сопровождались самым разнузданным разгулом и пьяными оргиями. Первая бутылка водки была получена дистилляцией вина арабским алхимиком Рабезом в 860 году.

Однако скоро человечество стало понимать и пагубные последствия пьянства. Некоторые китайские императоры казнили пьяниц. В Древней Индии уличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино или мочу. В Риме плебеев, замеченных в пьянстве, обращали в рабов. А в Древней Спарте спаивали рабов и демонстрировали молодым спартанцам, чтобы вызвать у них отвращение к выпивке.

В XV веке Европа получила технологию приготовления крепких алкогольных напитков крепостью до 40-50 градусов, ее нашел итальянским алхимик-монах Валентинус. Пьянство быстро распространяюсь по всей Европе. Широко предавались пьянству и дворянство, и рыцарство. Старая английская пословица гласила: "Пьян, как лорд".

В древности русские тоже употребляли хмельные напитки, такие, как мед, либо брага, крепость их была не выше 5-10 градусов, и пили только в праздники. Иван Грозный в 1552 г. устраивает первый большой кабак - только для опричников. Доходы от водки пополняли государственную казну.

Царь Михаил Федорович (1613-1645) уничтожил все кабаки и учредил питейные дома, где вино продавалось только в небольших дозах. Царь Алексей Михайлович (1645-1676.) опять отдал на откуп крепкие напитки и повелел завести кабаки во всех городах по одному. Вплоть до времен Петра I знатные люди проводили время в попойках, что не считалось пороком.

При Петре I пьяниц сажали в тюрьму и вешали на грудь медаль весом в 17 фунтов с надписью "За пьянство".

Физические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Слайд № 21 . Проводится инструктаж по технике безопасности:

  • Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

  • Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

  • Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

  • Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.

Слайд № 22 .

1 ОПЫТ. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта. Учащиеся проводят опыт.

Влияние этилового спирта на организм человека.Слайд № 23 .

2 ОПЫТ. Этиловый спирт растворитель жиров.

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку - 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу.

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

Жидкие

бесцветны

характерным запахом

смешиваются с водой в любых соотношениях

Растворяют жиры

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Слайд № 24 ПУТЬ АЛКОГОЛЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Слайд № 25 Что алкоголь делает с нашим организмом

Слайд № 26-27 .Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может "затянуть" внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки - ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

Слайд № 28-29 .Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100- 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600-800 г этого вещества.

Смертельная доза алкоголя для человека - 7г на 1кг массы тела. Если человек весит 70 кг, то это около 500г чистого спирта, для детей - 3г на 1 кг массы тела, для подростков - 4 -5г на 1 кг массы тела (примерно 0,5 л водки).

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1 кг массы тела).

Слайд № 30 . Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.

Слайд № 31 . Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 ОПЫТ. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 - 90 %.

Наблюдение и вывод: В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют их малый размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами воды, хорошая растворимость спирта в жирах. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно.)

Слайд № 32. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток - разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Слайд № 33.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудочно - кишечный тракт. В отличие от многих других веществ, спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови.

Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки - содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

  • 100 г пива убивает 3000 нейронов,

  • 100 г вина убивает 500 нейронов,

  • 100 г водки убивает 7500 нейронов.

Влияние этилового спирта на организм человека.В организм человека попал спирт. Что происходит с этим веществом? Примерно 90% его задерживается в печени, где с помощью ферментов он превращается в более токсичный уксусный альдегид и уксусную кислоту. Воздействие ацетальдегида на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением. Утренний перегар - это и есть запах ацетальдегида. Однако ацетальдегид в очень малых количествах организму все же необходим. Он важен для клеточного дыхания. В крови здорового человека есть небольшое количество спирта -0,002 %. Поэтому попадание дополнительно небольшого количества алкоголя приводит к состоянию подъема, эйфории. Облегчается усвоение кислорода, клетке легко и хорошо дышится. Но вот алкоголя попало больше, клетка теряет контроль, наступает наркоз, человек пьянеет. Клетки начинают отчаянно бороться с излишками ацетальдегида, окисляя его до уксусной кислоты. Свой альдегид при этом, естественно, не синтезируется. Клетка выводит весь альдегид, но при этом клеточное дыхание затрудняется. Вот почему человек просыпается с головной болью, усталым и разбитым. Это состояние называется похмельем. Выйти из него можно с помощью очень малой дозы спирта - вернуть природный уровень ацетальдегида.

Представим себе человека, который постоянно употребляет алкоголь. Клетка перестает синтезировать свой ацетальдегид. Теперь человек зависит от поступления алкоголя извне. Нет спирта - каждая клеточка начинает задыхаться. Эта болезнь называется алкоголизм. Алкоголь - наркотик, он входит в обмен веществ и становится жизненно необходим человеку.

Крысу, например, превращали в алкоголика за 6 недель. Ей в клетку вместо поилки с питьевой водой ставили поилку с 5% раствором этилового спирта. Через 6 недель в клетку ставили поилку с чистой водой. Крыса на воду уже не смотрела.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Слайд № 34-35 . Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Так же мы с вами рассмотрим процессы, происходящие с эталоном в печени. В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, т.к. 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Работа с классом. Вспоминаем с учащимися этапы процесса окисления спирта:

Влияние этилового спирта на организм человека.

«Метаболизм этанола в клетках печени».

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов:

- повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени;

- накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток вытекает через образовавшиеся поры;

- нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени - циррозу.

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия- морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

Слайд № 36. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением - в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах - запах прелых яблок.

Слайд № 37 . Итак, приступайте к выполнению

ОПЫТА 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида

C2H5OH + СuО → CН3СНO + Сu + H2O

Влияние этилового спирта на организм человека.Слайд № 38. Метаболит спирта - альдегид вызывает повреждение печени, цирроз. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: "Вино - враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах - яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам". Но ни умный, ни дурак - никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.

Слайд № 39 . Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1 л пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин "пивной алкоголизм". Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе "кто пиво пьет больше - у того брюхо толще", затем наступает "ожирение сердца". "Пивное" сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.

Слайд № 40. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.

Влияние этилового спирта на организм человека.Слайд № 41-44. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.

Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные - "грудные алкоголики" - обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети - потенциальные пьяницы и алкоголики.

Общеизвестен социальный вред пьянства. В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.

ВЫВОД: Катастрофически сказывается алкоголь на потомстве. Во-первых, велика вероятность бесплодия, особенно, если употреблять его в период полового созревания. Согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещались половые связи. Там же закон запрещал новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Причина: даже легкое опьянение родителей в момент зачатия ведет к рождению ослабленных детей, детей с врожденными уродствами. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

СОЦИОЛОГ Алкоголь виноват в существовании 100 миллионов умственно отсталых в мире. Известен такой факт: по данным наблюдений за детьми 215 семей, где родители злоупотребляли алкоголем, установлено, что:

  • 35 детей родились недоношенными

  • 16 - мертворожденными

  • 38 - отставали по темпам развития от своих сверстников

  • 55 - впоследствии заболели туберкулезом (ослабленный организм)

  • 145 - имели различные психические расстройства.

По данным Воронежского наркологического диспансера у них на учете состоит более 17 тысяч человек, 0,8 % из которых составляют подростки. Это - хронические алкоголики.

По статистике даже умеренные дозы спиртного снижают на 30 % производительность труда.

Слайд № 46 . Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала - павлина, потом обезьяны, затем - льва, и наконец - свиньи.

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Слайд № 47 . Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю» (Приложение 2), а затем ответим на вопрос:

  • Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

  • Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

  • Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь - психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.

Слайд № 48-49 .Справка: Алкоголь - наркотик № 1. В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год. Легальный наркотик. Торговая сеть - лучшая в мире. Великий покровитель - государство.

Медик. 6-8 г алкоголя на 1 кг веса взрослого человека являются смертельной дозой. Для ребенка смертелен стакан водки. При систематическом употреблении алкоголя происходят необратимые нарушения. Алкоголь действует на все органы человека. Страдает головной мозг: перерождается нервная ткань, эритроциты крови склеиваются гроздьями, что ведет к закупорке сосудов и кровоизлиянию (инсульту). Страдает печень: активные клетки гибнут, заменяясь жировыми (цирроз). Спирт раздражает слизистую оболочку желудка и кишечника, почечный и печеночный эпителий. Следствие: гастрит, язва, рак желудка. Мышечные волокна сердца перерождаются в соединительную ткань, меняется сердечный ритм, развивается гипертония (повышенное давление).

А посчитайте калорийность бутылки водки! 1 г спирта - 7 ккал. В бутылке водки - 1400 ккал. Вот откуда у алкоголиков цирроз - жировое перерождение клеток печени.

Закрепление.

Слайд № 50 . Заполнить таблицу: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».

Ребята! Сейчас мы с вами проведем викторину по домашнему заданию прошлого урока. Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу).

2. Какие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя? (Снижается внимание и работоспособность, ослабляются слух, зрение, воля и рефлексы).

3. Как в законах разных стран отражена проблема борьбы с алкоголизмом? ( В Швейцарии ограничена розничная продажа спиртного. В мусульманских странах - Ливия, Иран, Пакистан-наказание за провоз, изготовление, продажу спиртного- до 100 ударов плетью. В России торговые предприятия, продающие водку лицам моложе 21 года, лишаются лицензии).

Домашнее задание.

Слайд № 51 . Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.
Можно воспользоваться адресами сайтов, записанными на инструктивных картах.

  • school-collection.edu.ru/

  • lifelib.ru/articles/

  • nauka.relis.ru/

Подведение итогов урока.

Слайд № 52 . Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.

За праздничным столом, вспоминайте, что «пьянство - это упражнение в безумии, а алкоголизм - страшная, тяжелая болезнь». И тогда, Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.

Рефлексия.

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер и на одном уроке все аспекты проблемы обобщить невозможно. Для создания хорошего настроения лучше использовать простые, но очень эффективные средства. Ученые установили: чтобы жить на свете долго, надо каждый день улыбаться минимум 17 минут. Желаем вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда, и чтобы в жизни у вас было больше счастливых моментов.

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать - и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все сложные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!

Заполняют листы рефлексии. (Приложение 3).



Список использованной литературы

  1. alkogoliki.com.ua

  2. festival.1september.ru

  3. schools.mari-ei.ru

  4. xumuk.ru/encyklopedia

  5. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. //Химия в школе. - 2002. - №9. - С.73 - 76.

  6. Ветров Н.И. Если бы я знал закон. - М., 1986.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. - М.: Дрофа, 2004. - 479 с.

  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983. - 215 с.

  9. Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в 10 классе. //Химия в школе. - 2003. - №1. - С.32 - 35.

  10. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.,1984.

  11. Копыт Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - М., 1984.

  12. Малеева В.Ф. Из опыта проведения обобщающих уроков. //Химия в школе. - 2006. - №1. - С.25 - 30.

  13. Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных занятиях. //Химия в школе. - 2004. - №5. - С.65 - 68.

  14. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

  15. Филинова И.П. Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы». //Химия в школе. - 2003. - №8. - С.34 - 38.


© 2010-2022