Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)

Урок «Волшебная сила зрения» проведен в очной форме, в форме диалога с учениками. Рассматриваемая тема близка по содержанию ученикам. Я ставил перед собой цель способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся, показать роль органа слуха в жизни человека, его значение как психического и эмоционального фактора. Урок  был выстроен логично от повторения изученного материала, на базе которого основывается объяснение материала. Далее объяснение темы проводится учителем в фор...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г.СТЕПНОГОРСКА

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 6 им.АБАЯ КУНАНБАЕВА



ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

«ЦИКЛ УРОКОВ БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»


Урок биологии

в 8-м классе по теме:

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)

Автор: Кинцель Александр Евгеньевич








А


втор: Кинцель Александр Евгеньевич

Полное название образовательного учреждения: школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, г.Степногорск, Акмолинская область, Республика Казахстан

Предмет: Биология

Тема: «Волшебная сила зрения»

Класс: 8-ой

Учебно-методическое обеспечение:

Оборудование:

  • выставка книг по анатомии человека

  • контрольные карточки

  • основные термины урока (прикреплены на доске)

Технические средства:

  • интерактивная доска «ActivBoard»

  • музыкальный центр

При подготовке урока использовались компьютерные программы:

  1. Adobe Flash CS3

  2. Программа ActivBoard («Флипчарт»)

  3. Тестовая программа Activote

  4. Открытая биология. Физикон 2.5.

  5. Анатомия. Электронный атлас для школьника

  6. Биология. Анатомия и физиология человека. Издательство «Просвещение»

  7. Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 8 класс

  8. Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко «Биология: Человек. Культура здоровья»

Электронная поддержка урока:

Средство создания флипчартов ActiveStudio

Личный сайт kintselteacher.ru/

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: Способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся. Показать роль зрения в жизни человека, его важность не только как физического ощущения, но и как психического и эмоционального фактора

Задачи урока:

  1. Образовательная:

  1. создать условия для формирования и развития основных образовательных компетенций ученика, таких как:

- ценностно-смысловых

- общекультурных

- учебно-познавательных

- информационных

- коммуникативных

- социально-трудовых

- личностного самосовершенствования

  1. показать роль зрительного анализатора в связи организма с окружающей средой;

  1. Развивающая:

- формирование ценностных ориентиров учеников, их способности видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;

- формирование опыта освоения картины мира, его всечеловеческого понимания; формирование духовно-нравственных основ жизни человека;

- добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; умение отличать факты от домыслов;

- формирование навыков деятельности по отношению к информации окружающего мира; владение современными средствами информации - поиск, анализ и отбор необходимой информации;

- формирование способов взаимодействия с окружающими событиями и людьми, навыков вести дискуссию;

- формирование владения этикой человеческих взаимоотношений;

- формирование способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;

- формирование основ личной гигиены, заботы о собственном здоровье.

- совершенствование знаний по теме «Анализаторы», «Зрительный анализатор»

  1. Воспитательная:

  1. формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

Тип урока: формирования новых знаний

Форма урока:

  • Урок открытий, урок - эвристическая беседа

Методы:

  • эвристическая беседа

  • аудиовизуальные

  • наглядные (иллюстративные, демонстративные)

Компьютерные программы:

  • Открытая биология. Физикон 2.5

  • Анатомия. Электронный атлас для школьника

  • Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное пособие

  • Компьютерная программа «Master Test 3.2»

  • Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 8 класс

  • Компьютерная программа «PowerPoint»

Краткий обзор изученного материала на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках изучались:

  1. Учение об анализаторах

  2. Виды и звенья анализаторов

  3. Строение, функции и значение зрительного анализатора

  4. Правила личной гигиены

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  1. Строение зрительного анализатора

  2. Функции зрительного анализатора

  3. Образование зрительных образов

  4. Значение зрительного анализатора

  5. Заболевания органа зрения

  6. Правила личной гигиены

  7. Значение зрения

Задания, использованные в ходе урока:

  1. Тест по пройденной теме с использованием тестирующих устройств Activote

  2. Работа с электронными карточками

  3. Устный опрос

  4. Работа с таблицами во флипчарте

  5. Эвристические задания

  6. Биологический диктант (на флипчарте)

Когнитивные и личностные характеристики учащихся 8 В класса

Параметры для анализа и сопоставления

Девочки

(12 человек)

Мальчики

(15 человек)

1

Тип темперамента

8 чел. - холерики

7 чел. - меланхолики

10 чел. - холерики

5 чел. - сангвиники

2

Стиль мышления

2 чел. - идеалистический стиль мышления

2 чел. - синтетический стиль мышления

8 чел. - аналитический стиль мышления

8 чел. - аналитический стиль мышления

7 чел. - синтетический стиль мышления


3

Канал восприятия учебной информации

5 чел. - аудиалы (слуховой канал восприятия)

7 чел. - кинестеты (осязательный канал восприятия информации)

5 чел. - визуалы (зрительный канал восприятия информации)

3 чел. - кинестеты

7 чел. - аудиалы


4

Критерий «доминирование правого-левого полушария»

4 чел. - равные функции выполняет правое и левое полушария

8 чел. - левополушарные

2 чел. - доминирует правое полушарие

9 чел. - левополушарные

4 чел. - равные функции выполняет правое и левое полушария

5

Данные социометрии

3 неформальных лидера

2 неформальных лидера

6

Степень сформированности организационно-деятельностных умений и навыков

9 чел. - высокий уровень развития организационно-деятельностных умений и навыков

2 чел. - средний уровень развития

8 чел. - высокий уровень развития организационно-деятельностных умений

7 чел. - средний уровень сформированности умений и навыков



Технологическая карта урока «Волшебная сила зрения»

Этапы урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1. Ориентировочно-мотивационный этап

1.1. Организационное начало урока. Мотивация учебной деятельности.

1.2. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.


1.3. Организация «погружения» учащихся в их незнание.


1.4. Самоопределение учащихся на деятельность. Целеполагание.


2


4


3


3


Создает условия для активного включения учащихся в работу.


Создает условия для повторения учениками опорных знаний.


Создает условия, обеспечивающие образовательную напряженность на уроке.

Создание условий для самоопределения школьников на целенаправленную деятельность, выбор видов деятельности на уроке; формирования команд (рабочих групп).

Определяют тему урока.


Отвечают на вопросы учителя.


Слушают учителя, высказывают предположения.


Конкретизируют свое «незнание», определяют совместно с учителем цели деятельности, выбирают для себя из перечня возможных наиболее приемлемый вид деятельности на уроке.

Мини инсценировка.

Репродуктивный, диалоговые вопросно-ответные ситуации.

Эвристическая беседа, способствующая созданию ситуации образовательного «незнания» на уроке.

Беседа. Приемы личностного самоопределения учащихся.


Эвристическая беседа


Психологическая готовность учащихся на работу.


Актуализированные знания об опорных понятиях: анализаторы, виды анализаторов, значение.


Обнаружение учениками своей некомпетентности в новой теме. Понимание учениками своего «незнания».

Мини-отрытия

Вывод темы урока на интерактивной доске.

Текст о значении зрения в жизни человека


Краткое повторение предыдущей темы


Список возможных видов деятельности на уроке, конкретизированное «незнание».

2. Операционно-познавательный этап

2.1. Целенаправленная познавательная деятельность учащихся по освоению элементов новой темы.

25

7



Организует групповую работу учащихся .


Обсуждают и выполняют задания в командах.


Исследование, поиск.

Эвристический, работа с опорным конспектом.


Выполненные задания каждой командой учащихся.


Карточки с заданиями

2.2. Образовательные ситуации обсуждения полученной учащимися продукции.

18

Организует взаимообучающую коммуникацию между учащимися, задает вопросы, уточняет и комментирует ответы учащихся, выделяет со школьниками главное, заполняет с учениками опорный конспект

Выступают с отчетами, выделяют совместно с учителем главное, делают выводы, заносят информацию в опорный конспект.

Знание понятий: анализаторы, сетчатка, сосудистая оболочка, склера, ирис, ирит, конъюнктива и т.д. Умение применять новые знания.

Опорный конспект, сигнальная карточка «нужна помощь»

3. Контрольно-коррекционный этап.

3.1. Самоконтроль учащихся, связанный с новым учебным материалом



3.2. Коррекция возможных ошибок учащихся

5

3




2


Создание условий для самоконтроля, самооценки усвоенных на уроке знаний, умений и навыков учащихся.


Обеспечение корректировки усвоенного учащимися нового материала


Выполняют итоговый тест, который соответствует познавательной цели данного урока, сверяют свои ответы с эталоном, фронтально обсуждают ошибки и их причины.

Исправляют и обсуждают с учителем ошибки, уточняют неверно выполненные задания теста.


Тест, методы самооценки.



Эвристическая беседа

Обнаружение учениками своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом.


Полная корректировка допущенных учащимися ошибок по материалу новой темы.

Электронное тестирование, выполнение других заданий



Слайд флипчарта с эталоном правильных ответов.

4. Этап определения и формулировки домашнего задания

2

Инструктирует о его содержании и объеме.

Записывают домашнее задание в дневник.

Осмысление учащимися характера и содержания домашней работы.

Пример выполненного домашнего задания

5. Рефлексивный этап

3

Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности учащихся. Записывает в свой дневник домашнее задание.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют полученные результаты, самоосознают возникшие трудности на уроке и способы их преодоления.

Фронтальная работа, методы самоопределения школьников

Осмысливают результаты своей работы на уроке, оценивают себя как субъекта деятельности.

Карточки для осуществления рефлексии.

План-конспект

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)


Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподымешь вдруг

И словно молнией небесной

Окинешь бегло целый круг...

Ф.И.Тютчев

Слайды:

Звучит музыка: Oakvale

Из всех прелестей человека ни одна не воодушевляла так поэтов и художников, как глаза. Черные, как смоль, или голубые, как сапфир, сияющие карие, того каштанового оттенка, красивее которого нельзя даже найти в природе, или мягкого, прозрачного серого цвета, темнеющего и изменяющегося сообразно с мыслями и эмоциями. Они находят своих влюбленных, своих молчаливых поклонников и поклонниц, которые будут считать, что именно эта пара глаз самая прекрасная и самая неповторимая в мире.

Глаза человека не "притворяются". Уста могут лукавить, но глаза их уличат. Глаза не обманывают, эти честные, открытые "окна души" имеют громадную силу добра и зла. А язык глаз как бы "всемирный", он не нуждается в переводчике. Он суетный или серьезный, правдивый или лживый, эгоистичный или любящий, полный человеческого благоволения.

Древние философы говорили, что глаза - самый ценный дар природы, а зрение - это Божий дар! В глазах отражаются все наши чувства: радость, страдания, равнодушие, любовь или ненависть, страсть. Глаза не только являются зеркалом души человека, но и отражают общее состояние его здоровья. Глаза - как самый важный из органов чувств - заслуживают пристального внимания и заботы. Они играют очень большую роль в общем эстетическом облике человека, глаза - исключительно чувствительный и легко ранимый орган. Глаза всегда должны быть чистыми и сияющими. А для того чтобы они были такими и такими оставались на всю жизнь, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами и здоровый образ жизни.

Наш сегодняшний урок посвящен строению глаза, роли зрения в жизни человека, его важности не только как физического ощущения, но и как психического и эмоционального фактора.

Во все века люди верили, что взгляд человека обладает магической силой. Некоторые ученые и медики даже утверждают, что из глаз исходят особые лучи, сила которых может и исцелить, и навредить. Но все ли мы наделены такой силой или это дар избранных? Как тренировать взгляд, чтобы сделать его более энергичным и способным оказывать нужное влияние? Можно ли "читать" по глазам? Видит ли зрячий, всегда ли слеп слепой? Мы попробуем с вами дать ответ на эти и многие другие вопросы. (Фронтальный опрос)

Вопрос: К каким органам относятся глаза?

Ответ: К органам чувств.

Вопрос: А какие органы чувств мы знаем:

Ответ: 5 органов чувств: орган обоняния - нос; орган осязания - кожа; орган слуха - ухо; орган вкуса - язык; орган зрения - глаз.

Вопрос: С помощью чего органы чувств воспринимают внешние раздражения?

Ответ: С помощью рецепторов.

Вопрос: Что такое рецепторы?

Ответ: рецепторы (от лат. receptor - принимающий) - окончания чувствительных нервных волокон, преобразующие раздражения, в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

Эвристический вопрос: Какое значение имеет зрение для человека? Попробуйте охарактеризовать зрительный анализатор с точки зрения его важности для человека.

Ответ: Человек не может без зрения. Ведь с помощью глаз мы видим природу, родных, близких, друзей. Мы можем запоминать зрительные образы и многое другое…

Эвристический вопрос: Подберите прилагательные, характеризующие глаза. Какими они могут быть?

Ответы учеников: добрые, злые, сияющие, восторженные, голубые, карие, удивленные, овальные, прекрасные, смеющиеся, нежные, любимые, красивые и т.д.

Учитель: Какие только глаза не бывают на свете. Но какими бы они не были, все они имеют общее строение. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем нас мире. Они же, по подсчетам Сеченова, дают человеку до тысячи ощущений в минуту.

Глаз - это воспринимающий отдел зрительного анализатора, служащий для восприятия световых раздражений. Человеческий глаз имеет форму шара и состоит из двух составляющих: глазного яблока и вспомогательных структур. Как вы думаете, что относится к вспомогательным структурам нашего глаза?

Ответ: веки, брови, ресницы, мышца, двигающие глазное яблоко, слезные железы.

Казалось бы, какие функции могут быть присущи этим вспомогательным элементам. Наверное, самые маленькие, не очень важные. На самом деле это далеко не так. Давайте попробуем вместе с вами представить наши глаза без бровей, ресниц и век.

Слайды:

А теперь давайте добавим сюда веки, брови и ресницы. Мы видим совершенно другую картину. Мы с вами получили настоящие глаза. Но все-таки эти структуры выполняют не только эстетическую функцию, но и многие другие. Например, наши брови защищают наши глаза от пота; веки и ресницы - от яркого света, от пыли, ярких лучей. Мышцы двигают глазное яблоко. Количество этих мышц равно шести. Давайте попробуем вспомнить, какая именно мышечная ткань образует эти мышцы?

Ответ: поперечно-полосатые скелетные.

Из чего же состоит глазное яблоко? Глазное яблоко, размером всего 24 мм у взрослых и 16 мм у новорожденных, состоит из трех оболочек: белочной или склеры, состоящей из соединительной ткани и впереди переходящей в роговицу - линзу, создающую основную часть преломляющей способности глаза. Склера защищает глаз от микроорганизмов, механических и химических повреждений. За роговицей находится водянистая влага, пропускающая лучи света. Роговица и веки изнутри покрыты конъюнктивой, слизистой оболочкой, также выполняющей защитную функцию.

Эвристический вопрос: Давайте вспомним себя очень маленькими детьми. Мы часто играли с чужими кошками и собачками, а потом терли глаза руками. Что происходило с нашими глазами?

Ответ: Они воспалялись.

Правильно. А воспаление конъюнктивы называется конъюнктивит.

Эвристический вопрос: А что может привести к конъюнктивиту? Попробуйте сформулировать основные причины конъюнктивита.

Ответ: Если человек не соблюдает правила личной гигиены, не моет руки, грязными руками трет глаза, то бактерии попадают на слизистую оболочку и вызывают воспалительные процессы.

Мы продолжаем. Средняя оболочка называется сосудистой, т.к. пронизана кровеносными сосудами. Она питает глаз и увлажняет внутренние части глаза. А внутренняя поверхность оболочки покрыта черным пигментом, который поглощает световые лучи. В средней оболочке находится радужка или радужная оболочка (от греческого «ирис»), которая регулирует размер зрачка. Заболевание «ириса», т.е. радужки называется ирит. Зрачок, в свою очередь, регулирует количество света, расширяясь и суживаясь при помощи гладких мышц. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом. Пигмент - меланин, содержащийся в радужке, придает нашим глазам особую красоту. Человек, у которого в радужке отсутствует пигмент, называется альбиносом и глаза такого человека приобретают красный цвет.

Внутренняя оболочка называется сетчаткой и состоит из фоторецепторов: палочек и колбочек. Она воспринимает свет и преобразовывает его в нервные импульсы. Роль фоторецепторов огромна. Именно с их помощью мы воспринимаем мир таким, какой он есть. Об их роли и о том, как они работают, мы поговорим с вами немного позднее.

Сообщение ученика: За зрачком находится хрусталик - прозрачное двояковыпуклое тело, синтезируемое нашим организмом. И, наконец, большую часть глазного яблока занимает так называемое стекловидное тело - совершенно прозрачное студенистое образование. Таково строение одного из удивительнейших органов нашего организма. А теперь мы с вами посмотрим, как же работает наш оптический прибор. О том, что глаз - это оптический прибор, впервые заявил Иоганн Кеплер. Именно он предложил основы физиологической оптики, позволившей ответить на первый принципиальный вопрос: как формируется изображение предметов внешнего мира на сетчатке глаза. Объектив нашего глаза, как и фотоаппарата, - составной. Одна его часть - плотная прозрачная выпуклая роговица толщиной примерно полмиллиметра. Другая часть нашего объектива - хрусталик. Он способен с помощью цилиарных мышц изменять свою кривизну (это явление называется аккомодацией), другими словами - наводить фокус, автоматически устанавливая резкое изображение того предмета, который привлек наше внимание. Из курса школьной физики мы знаем, что луч света, переходя из одной среды в другую, меняет свое направление - преломляется (рефракция). Так что параллельные лучи света, пройдя сквозь роговицу, преломляются ею, потом движутся через переднюю камеру, подходят к хрусталику суженным потоком, он их еще больше преломляет, заставляя все больше сближаться, потом идут сквозь стекловидное тело и уже на сетчатке - собираются в одну точку - фокус. Хрусталик по совместительству выполняет и еще одну функцию - светофильтра: не пропускает опасные для светочувствительной оболочки ультрафиолетовые лучи и потому имеет несколько желтоватый оттенок. Роль диафрагмы в нашей биологической машине выполняет зрачок, который автоматически, в зависимости от яркости света, может сжиматься или расширяться от 2-х до 8-ми миллиметров в диаметре.

Роль затвора в нашей "фотокамере" выполняет пигментный эпителий, находящийся в сосудистой оболочке. Но самое главное и самое, пожалуй, сложное - сетчатка - светочувствительная пленка нашего биологического фотоаппарата. Она может быть цветной - в дневное время, когда задействованы в основном ее особые клетки- колбочки, и черно-белой в сумерки и ночью, когда "работают"клетки - палочки. Сетчатка - это внутренняя оболочка глаза, являющаяся по своему происхождению частью мозга, вынесенной на периферию. Мозг управляет всем актом зрения - координирует движения глаз, фокусирует хрусталики, приводит в действие "диафрагму", настраивает "дальномер",а когда это вызывается обстоятельствами, полностью прекращает процесс видения, закрывая веки. Причем все это происходит за миллионную долю секунды! Нельзя не восхищаться тем, насколько же умна и рациональна эта наша биологическая система - глаз! Итак, вот краткий путь прохождения лучей света: лучи света, отражаясь от предмета, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки, место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета. От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора - зрительную зону коры больших полушарий головного мозга.

Вопрос: А где находится зрительная зона?

Ответ: В затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Таким образом, человек обладает бинокулярным зрением. Посмотрите на слайд.

Мы очень много говорим сегодня о строении глаза, о зрении. Запишите, как называется наука, изучающая строение глаза, его физиологию, методы диагностики, лечения и сохранения зрения. Наука - офтальмология.

Если провести через глазное яблоко зрительную ось, то задняя часть этой оси окажется как раз в центре так называемого «слепого пятна». Это место, где колбочки и палочки вообще отсутствуют. Обнаружить его можно, проведя небольшой эксперимент. Перед вами находятся листы бумаги с красным и зеленым кружками. Отведите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подводите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки. Что же это за загадочные палочки и колбочки, как они работают? Посмотрите на слайд.

Колбочки (120 млн.) обеспечивают зрение: центральное, цветовое, острое, дневное. В колбочках находится зрительный пигмент йодопсин. А палочковое зрение (количество палочек - 7 млн.): боковое, черно-белое, не острое, сумеречное. В палочках находится зрительный пигмент - родопсин. Фотохимические реакции способствуют разложению этих пигментов. В темноте они восстанавливаются. Для восстановления родопсина необходим витамин А, которого очень много в моркови, рябине, облепихе, молоке, сливочном масле и т.д.. При его недостатке возникает заболевание - «куриная слепота», т.е. ослабление сумеречного зрения.

Цвет определяется длиной световой волны. В сетчатке существуют три типа колбочек, каждый из которых наиболее чувствителен к свету определенной длины волны: синему, зеленому или красному. Любому другому цвету соответствует та или иная комбинация этих трех основных цветов. Анализируя реакции разных типов колбочек, головной мозг определяет, свет какого цвета действует на сетчатку. Сочетанием трех цветов можно получить белый цвет.

Место наибольшего скопления палочек и колбочек называется желтым пятном, местом наилучшего видения. Особое значение имеет органическая двояковыпуклая линза, синтезируемая нашим организмом или хрусталик, который может менять свою форму в зависимости от поступающего света. Хрусталик преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией. Что такое аккомодация? Аккомодация - это приспособленность глаза четко видеть разноудаленные предметы благодаря эластичности хрусталика.

Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, психофизиологи, специалисты в области бионики (наука об особенностях строения и жизнедеятельности организмов с целью создания на основе этих знаний различных приборов, механизмов и т.д.) и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в наблюдении человека за окружающей жизнью, в том, что служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т. п. жизнь человека в XXI веке немыслима. Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничего так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Поэтому сегодня уже говорят о некой визуальной культуре - умении не только смотреть, но и видеть.

Вопрос: «А что происходит с глазами с годами?»

Ответ: С годами глаза обычно тускнеют, но этот процесс, безусловно, может быть приостановлен, если вы будете уделять должное внимание вашей диете, сну, отдыху и упражнениям для глаз.

Вопрос: Что влияет на ослабление зрения?

Ответы учеников сравниваются с записями на слайде

Вопрос: Как можно улучшить зрение?

Ответ: Ответы учеников сравниваются с записями на слайде

Вопрос: Какие заболевания глаз вы знаете?

Дальтонизм - врожденная частичная цветовая слепота, неспособность различать главным образом зеленый и красный цвета; наблюдается чаще у мужчин. Впервые описал это заболевание Джон Дальтон, английский химик и физик, который сам страдал этим заболеванием. Посмотрите на слайд.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, какой профессией невозможно овладеть людям с таким заболеванием и почему?

Ответ: дальтоники не могут быть водителями, потому что не смогут различать зеленый и красный цвета светофора и это приведет к аварийным ситуациям.

Близорукость - миопия, возникает при большой оси глазного яблока и лучи, идущие от предмета фокусируются перед сетчаткой. Т.е. человек может хорошо видеть близкие предметы и плохо видит удаленные предметы.

Дальнозоркость - возникает при короткой оси глазного яблока и лучи, идущие от предмета фокусируются за сетчаткой. Т.е. человек хорошо видит на большом расстоянии и плохо видит вблизи.

Эвристический вопрос: подумайте, а как можно устранить дефекты близорукости и дальнозоркости?

Ответ: Эти дефекты можно устранить применением собирающих линз (при близорукости) или рассеивающих (при дальнозоркости). При этом высказываются и другие ответы учеников.

Посмотрите на слайды. (Сообщения учеников)

Катаракта (от греч. katarrhaktes - водопад), помутнение хрусталика глаза в результате старческого нарушения питания тканей, диабета, повреждения глаза и других причин. Резко ухудшает зрение.

Глаукома (от греч. glaukoma - синеватое помутнение хрусталика глаза), заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления. Признаки: временное затуманивание зрения, видение радужных кругов вокруг источников света, приступы резких головных болей, после которых наступает понижение зрения. При отсутствии лечения ведет к слепоте. Лечение лекарственное или хирургическое. Глаукома может быть проявлением другого заболевания (напр., вторичная глаукома при внутриглазной опухоли).

Астигматизм - (от a - отрицательная приставка и греч. stigme - точка), искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие астигматизма изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз.

Многие болезни могут привести к потере зрения. Но, к сожалению, это может зависеть не только от болезней.

Музыка: J. LAST - THE LONELY SHEPHERD

Веками люди знали: страшно потерять зрение. Издревле на Руси самым страшным наказанием считалось ослепление. Великим зодчим, архитекторам замечательного храма Василия Блаженного - Барме и Постнику печально известный своей аномальной жестокостью царь Иван Грозный приказал выколоть глаза, дабы нигде и никогда не могли они повторить такую красоту…

Но иногда люди сами, по собственной воле, лишали себя красоты, красоты глаз, счастья видеть, счастья зрения. Эдип, в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и стал царём. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя, тем самым обрёк на вечные страдания, избрав такое страшное наказание за невиданное преступлении.

Но всегда ли видят зрячие? Как вы думаете? Наверное, нет. Потому что у них, конечно же, есть глаза, глаза - как физический орган, но люди могут быть просто слепы, слепы душевно. Слепы, потому что не видят прекрасное вокруг себя, не замечают красоту природы, красоту близких и незнакомых им людей, боль и страдания других. Глаза таких людей холодны, от них веет холодом души. Наряду с прекрасным, человек так много совершил недостойных его деяний, что ставит под сомнение саму жизнь на нашей планете, кем бы она не была создана. Есть прекрасные строки одного из поэтов, которые я хотел бы вам прочитать:

Бессмысленным взором уставившись в небо,

Я молча смотрю на Глаза в темноте.

А люди вокруг просят зрелищ и хлеба,

Привыкнув к душевной своей слепоте.

Всегда ли слепы люди лишенные зрения? Как вы думаете? Какие примеры вы можете привести? Можно привести множество примеров, когда незрячие люди видят гораздо больше других. В качестве примера можно привести удивительного человека, человека, который, несмотря ни на что, несмотря на то, что у неё отсутствует зрение, несмотря на все трудности, смогла найти себя в жизни. Это Диана Гурская, от песен которой, песен незрячего человека, от песен её незрячих глаз веет теплотой и добром.

О зрении можно говорить много. Я хотел бы представить вам сообщение о том, что известно науке о так называемом «третьем глазе». (Сообщение учеников) Ведь об этом существует очень много легенд. На самом деле третий глаз действительно есть. И это вовсе не мистический глаз, а вполне реальный орган тела, который закладывается у нас при внутриутробном развитии, но затем почему-то рассасывается. Легенды разных народов утверждают, что когда-то очень давно земляне запросто общались с небожителями, и помогал им в этом третий глаз: словно радар, он улавливал нисходящую «космическую энергию». То был золотой век человечества. «Голова у наших предков работала лучше самой совершенной спутниковой тарелки, - говорит Александр Белов. - Но со временем связь с высшими силами пропала. Третий глаз атрофировался за ненужностью». А вот Леонардо да Винчи считал, что в этом органе сосредоточена душа человека.

Теперь ближе к науке. (Сообщение учеников) Эпифиз - так называется шишковидная железа, расположенная в голове позвоночных животных и человека. У некоторых водных позвоночных этот орган даже сохранил строение глаза - с хрусталиком и фоторецепторами. У человека же вместо третьего глаза осталась железа. В шишковидной железе был обнаружен «мозговой песок» - минеральные отложения, имеющие кристаллическую структуру. Родилась гипотеза, что эти кристаллы способны принимать излучения неэлектромагнитной природы. Как тут не вспомнить, что из космоса на Землю действительно приходят загадочные частицы сверхвысоких энергий, источник которых установить пока не удается! Может, это и есть пресловутая «энергия», которой одаривают нас Высшие силы? «Наличие этой шишки указывает на то, что у постоянно медитирующего человека изменяется структура головного мозга. Мозг как бы вспучивается и поднимается над теменем, - поясняет палеоантрополог Александр Белов. - По шишке на темени в древние времена судили о психических способностях человека. Жрецы во время ритуалов надевали головные уборы с драгоценными камнями, и самый большой камень располагался над макушкой. Энергия космоса концентрировалась в этих камнях и падала на темя в виде направленного луча. А у некоторых индийских садху (странствующих монахов) кость на макушке головы с годами истончается, рассасывается, и мозг остается прикрыт одной только кожей, как родничок у младенца. Космической энергии становится проще проникать внутрь». Третий глаз, по мнению ученого, объясняет феномен ясновидения: «Картинка, возникающая перед мысленным взором ясновидца, проецируется из его шишковидной железы подобно тому, как на экран кинотеатра проецируется свет, выходящий из киноустановки. Мыслеобраз, принятый «свыше» с помощью третьего глаза, преобразуется в серию нервных импульсов, которые попадают на сетчатку глаза».

Музыка: «Мой ласковый и нежный зверь»

Каждый открывает новый мир по-своему. Ребенок, открывший глаза, или щенок, впервые вышедший на солнечный свет. И где-то далеко пушистый зверек, похожий на тигренка, после долгого странствия достигает края света, и округляются его глаза и подрагивает мордочка от неожиданной картины!

Сила взгляда, иногда производящего впечатление удара молнии и изменяющего душевный мир человека, нуждается еще в научном объяснении. Случайно встречаются два человека, и от обмена одним только взглядом вся жизнь их изменяется навеки! Какой механизм заключен в этом? Как объяснить научно этот феномен? К сожалению, современная наука пока не в силах дать исчерпывающий ответ.

Если слова человека зарождают в вас сомнение, то посмотрите ему прямо в глаза. Если он отводит их, значит, это признак отсутствия храбрости или наглости. Если он смотрит вызывающе или же притворяется холодным, равнодушным, значит, обман раскрылся, ибо душа как бы смотрит сквозь глаза и выдает коварство. А вот дети, дети глядят на мир чистыми, восторженными и удивленными глазами; но по мере того, как развивается их разум, глаза преобразуются в прекрасный овал. Глаза таких людей прозрачны, как горный родник, - глаза, выдающие глубину вдумчивой серьезности, благородные мысли и деяния, вызывающие лучшие побуждения.

Существует целое искусство - искусство взгляда. Например, искусство, с каким женщина пользуется своими глазами, - это, пожалуй, самый тонкий способ влияния на других и очарования их. Если женщина не умеет глазами выражать нежность, кротость и живость с тысячью утонченных градаций, отражающих волнения ее души, значит, она пренебрегла источником неоценимой силы. Талант и живой интеллект заставляют глаза двигаться свободно и легко, сверкая задушевными лучами, всем светом своей души. Робкие же глаза как бы молят и просят о пощаде, вопросительно глядя на мир.

Люди, которые с детства были слепыми и неожиданно прозревали, не могли привыкнуть к восприятию окружающего, не могли научиться видеть зрительный мир, хотя он и дарит всем людям столько радостей. Мир образов, искусства и науки, мир красоты и красок, мир знакомых и незнакомых лиц, мир букв и знаков был для них непривычен, они страшились его и после долгих мучений возвращались к жизни слепого, снова читали на ощупь по методу Брайля, хотя вполне различали буквы наяву. Подтверждалась старая истина: глаз не просто орган чувства, а часть мозга, вынесенная на передний край восприятия. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Про глаз можно сказать, что это самостоятельный организм в организме человека. Процесс зрения так и остается одним из самых непознанных процессов в природе. И до сих пор нет также общепризнанной теории зрения.

Я очень надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным.

Задания на закрепление им повторение материала (Cмотрите приложение. Задания разноуровневые, различного типа, с несколькими вариантами ответов, составлены с учетом работы с тестирующими устройствами и компьютерной программой MasterTest 3.2)

Я уверен, что выполнить задания, которые приготовлены для вас, будет не трудно

Домашнее задание:

Параграф 23. Ответить на вопросы. Написать эссе на тему: «Значение органа зрения».

Разместить эссе в комментариях на сайте по адресу: kintselteasher.ru

Рефлексия.

1) Каковы были Ваши цели перед занятием? Насколько вам их удалось реализовать?

2) Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись:

а) при изучении теоретического материала;

б) при решении эвристических задач.

3) Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

4) Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

5) Чему Вы научились лучше всего?

6) Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

7) Что не получилось и почему?

Подведение итогов урока: объявление оценок, отметить лучшие ответы учеников

Заключение:

На фоне греческой музыки:

От нас с вами зависит, какими глазами мы смотрим на окружающий нас мир: добрыми или злыми, излучающими лучики добра и счастья или тревоги и безразличия. Как мы смотрим в глаза своим родителям: с благодарностью и нежностью, или с осуждением и непониманием. Как мы смотрим в глаза своим друзьям и знакомым, что испытывают, встречаясь глазами с нами незнакомые нам люди?

Учитесь, учитесь смотреть на мир открытыми и честными глазами, и счастье жизни непременно посетит вас и ваш дом, вашу душу, ваш внутренний многогранный мир: мир добра и любви. Вы - создание Природы, создание светлого Разума, Добра и Мира. Так оставайтесь же частью Природы, не отворачивайтесь от неё и перед вами откроется большая и светлая жизнь. А для этого нужно правильно использовать волшебную силу своего зрения.

На экране идут титры на фоне изображения глаз, смотрящих сквозь «время»:

Человек, продолжи сотворенье

Сотворенного - твоим Творцом,

Строй себя, как строят светлый дом,

Совершенствуй мысли и стремленье!

Остановка даже на мгновенье

Станет мира тленьем и концом.

Лев Ионович Болеславский

Приложения:

Приложение № 1

Заполнить таблицу, используя знакомые слова:

Вспомогательные системы

оболочки

оптическая

Световосприни-мающая система

Брови

Белочная

Роговица

Фоторецепторы (нейроны)

Веки

Сосудистая

Водянистая влага

Слезный аппарат

Сетчатка

Радужка

Ресницы

Зрачок

Мышцы цилиарные

Хрусталик

Стекловидное тело

Приложение № 2. Вопросы для фронтального опроса:

  1. Область медицины, изучающая строение, физиологию органа зрения, болезни глаз и методы их лечения, диагностики?

  2. Отверстие в радужной оболочке?

  3. Тонкая подвижная диафрагма с отверстием в центре, имеющая пигмент меланин?

  4. Воспаление радужной оболочки?

  5. Недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо удаленные?

  6. Недостаток зрения, при котором хорошо видны удаленные предметы и плохо близкие?

  7. Врожденная частичная цветовая слепота?

  8. Приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях от глаза?

  9. Большая часть глазного яблока?

10. Клетки, воспринимающие световые сигналы?

11. Глаза человека состоят из ?

13. Часть головного мозга, принимающая импульсы от фоторецепторов?

14. Оболочка, придающая цвет глазам?

15. В палочках содержится пигмент?

16. В колбочках содержится пигмент?

17. При недостатке витамина А возникает заболевание?

Приложение № 3 Карточки

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)

Приложение № 4 Тесты

1. Анализатор - это система

1) Проводящая раздражение в спинной мозг от рецепторов в органах

2) Проводящая раздражение в кору головного мозга

3) Анализирующая раздражение рецепторов органов чувств в определенных зонах коры больших полушарий

4) Воспринимающая раздражение рецепторными клетками органов чувств

5) Анализирующая раздражение в спинном мозге

2. Анализатор состоит из частей:

1) Периферической

2) Промежуточной

3) Проводниковой

4) Центральной

5) Подкорковой

3. Стенка глазного яблока образована оболочками

1) Белочной

2) Сосудистой

3) Капиллярной

4) Пигментной

5) Сетчатой

4. Сосудистая оболочка глаза

1) Наружная

2) Средняя

3) Внутренняя

4) Пронизана капиллярами

5) Включает пигментные клетки

5. Наружная оболочка глаза состоит из

1) Роговицы

2) Склеры

3) Собственно сосудистой оболочки

4) Сетчатой оболочки

5) Пигментной оболочки

6. За хрусталиком глаза находится

1) Задняя камера глаза

2) Передняя камера глаза

3) Бессосудистая студенистая масса

4) Плотная масса

5) Стекловидное тело

7. Аккомодация - это способность глаза к видению

1) Разноудаленных предметов

2) Предметов на определенном расстоянии

3) Плохо освещенных предметов

4) Неподвижных предметов

5) Предметов на исключительно близком расстоянии

8. К вспомогательному аппарату глаза относятся

1) Глазное яблоко

2) Глазные мышцы

3) Веки 4) Ресницы

5) Глазница

9. Белочная оболочка глаза

1) Наружная

2) Средняя

3) Внутренняя

4) Плотная, непрозрачная

5) Склера

10. Роговица глаза - оболочка

1) Прозрачная

2) Полупрозрачная

3) Непрозрачная

4) Пигментированная

5) Плотная

11. Понятие анализатора было сформулировано

1) И.М.Сеченовым

2) И.П.Павловым

3) П.И.Анохиным

4) А.А.Ухтомским

5) Н.Е.Введенским

12. В собственно сосудистой оболочке глаза находится

1) Радужная оболочка

2) Слой пигментных клеток

3) Роговица

4) Зрачок

5) Хрусталик

13. Радужная оболочка глаза - это

1) Пигментный слой, который поглощает свет

2) Пластинка с отверстием в центре - зрачком

3) Пигментированная пластинка, окраска, которая зависит от содержания пигмента меланина

4) Передняя часть наружной оболочки глаза

5) Передняя часть сетчатой оболочки глаза

14. Близорукость - это

1) Ясное видение вдаль

2) Фокусировка лучей света за сетчаткой

3) Ясное видение вблизи

4) Фокусировка лучей света перед сетчаткой

5) Фокусировка лучей света на сетчатке

Установи соответствие. (Фасетные задания)

1Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс). Вспомогательные структуры 1. Роговица 7. Слезный аппарат

Световоспринимающая система 2. Брови, веки 8. Мышцы цилиарные, ресницы

Оболочки глаза 3. Зрачок 9. Радужка (ирис)

Оптическая система 4. Нейроны 10. Склера

5. Сосудистая 11. Стекловидное тело

6. Сетчатка 12. Хрусталик

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)

2Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс). Склера 1. Хрусталик 5. Кровеносные сосуды

Сосудистая оболочка 2. Зрачок 6. Желтое пятно

Сетчатка 3. Палочки 7. Слепое пятно

4. Радужка 8. Роговица

Задания на установление правильной последовательности.

1. Установи последовательность прохождения лучей света и анализ видения предмета

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс)Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) хрусталик

желтое пятно

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) роговица

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) стекловидное тело

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) зрительная зона коры больших полушарий

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) влажные камеры

Разработка урока по биологии на тему Волшебная сила зрения (8 класс) зрительный нерв

Использованная литература:

1. Атлас по анатомии. - Пер. с исп.- М.: «Олма-Пресс Экслибрис», 2003 г. - 96 с

2. yschtz.zebra.net/7/7_ru.html

3. tvoezrenie.info/

4. lifewomens.ru/docs/glaza/glaza.html

5. karnaval.my1.ru/load/52-1-0-231М

Самоанализ урока «Волшебная сила зрения»

Урок «Волшебная сила зрения» проведен в очной форме, в форме диалога с учениками. Рассматриваемая тема близка по содержанию ученикам. Я ставил перед собой цель способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся, показать роль органа слуха в жизни человека, его значение как психического и эмоционального фактора. Урок был выстроен логично от повторения изученного материала, на базе которого основывается объяснение материала. Далее объяснение темы проводится учителем в форме диалога с учениками, то есть используются методы сотрудничества, мотивации. В ходе урока были использованы эвристические вопросы, подталкивающие учащихся к рассуждению и осмыслению темы. На протяжении всего урока используются различные возможности интерактивной доски. В начале урока производится устный опрос учащиеся по изученной теме, а также с использованием тестирующих устройств, что позволяет проверить знания одновременно всего класса. Объяснение темы проходило с использованием флэш - анимаций, видеороликов, созданных автором урока. Такие возможности интерактивной доски позволяют сделать объяснение темы более понятным и привлекательным, а соответственно лучше усваивается новый материал. Закрепление темы происходит в различной форме: ученики работают во флипчартах (заполняют таблицу), а также в устной форме, работают в компьютерных программах MasterTest 3.2, тестирующих устройств. Результаты проверки позволяют выяснить, насколько была достигнута цель урока. Рефлексия в конце урока подводит итог восприятию и осмыслению учениками нового материала. Вся информация по предмету идет в сопровождении музыки, стихов, цитат, что развивает эстетическую сторону личности учащихся.


© 2010-2022