- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии Внутреннее строение птиц
Разработка урока по биологии Внутреннее строение птиц
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Талицких М.В. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Калоева Г.А. с.Веселое Моздокского района РСО-Алания»
Конспект урока по химии
в 7 классе
«Внутреннее строение птиц»
подготовила
учитель химии, биологии
Талицких Марина Владимировна
г. Моздок
2015
Урок № 45. 7 класс
Тема урока: Внутреннее строение птицы.
Цели и задачи урока:
-
раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ.
-
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Оборудование: интерактивные рисунки "Внутреннее строение птиц", "Дыхательная система птицы", "Пищеварительная система птиц", "Кровеносная система птиц", иллюстрация "Воздушные мешки птицы"; презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний:
-
Скелет Птиц.
-
Мускулатура.
III. Основная часть:
1. Пищеварительная система.
-
Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.
-
Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают
Пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб. Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок. Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Непереваренные остатки (шерсть, кости, твердый хитин) отрыгиваются в виде так называемых погадок.
-
Рот
-
Глотка
-
Пищевод
-
Зоб
-
Железистый желудок
-
Мускульный желудок
-
Печень
-
Поджелудочная железа
-
Тонкая кишка
-
Слепой отросток
-
Толстая кишка и клоака
-
Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.
-
Птицы много и часто едят, обеспечивая интенсивный обмен веществ и восполняя большие затраты энергии на полет. Так масса пищи, потребляемой певчими птицами за день, составляет до 50-80% массы их тела. Пища быстро переваривается. Например, ягоды рябины у свиристеля перевариваются за 8-10 мин, мышь у домового сыча - за 4 ч. У воробьев от заглатывания гусеницы до выведения ее остатков с пометом проходит 15-20 мин, жуков - около 1 ч, зерна - 3-4 ч.
2. Дыхательная система.
-
Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение - нижняя гортань голосового аппарата, - в ней находятся голосовые связки. Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.
-
Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) - результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.
-
На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки. На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков - в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них - в центральные бронхи и через трахею - наружу. Воздух всегда идет в одном направлении - из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета.
3. Кровеносная система.
-
В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце. Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения. От левого желудочка отходит только один сосуд - правая дуга аорты, сохранившаяся от предков - пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.
-
В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.
-
Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа - к легким, а продуктов обмена - к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц - более 1000 раз.
4. Нервная система.
-
Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.
-
Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.
1-передний мозг
2-средний мозг
3-мозжечок
4-промежуточный мозг
-
У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.
5. Органы чувств.
-
Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением: различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.
-
Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.
-
Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.
6. Система органов выделения.
-
Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.
-
Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.
1- почка
2- мочеточник
3 - клоака
4 - семенники
5 - семяпроводы
6 - яичник
7 - воронка яйцевода
8 - яйцевод
9 - рудимент правого яйцевода
-
Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.
IV. Закрепление: интерактивные рисунки "Внутреннее строение птиц", "Дыхательная система птицы", "Пищеварительная система птиц", "Кровеносная система птиц", иллюстрация "Воздушные мешки птицы"; презентация.
Р/т №2 стр 48-50 задание 1-5
V. Д/з: § 46, Р/т работы по § - закончить
Список использованной литературы
1. В.М.Константинов «Биология 7 класс - изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.
2. С.В.Суматохин, В.С.Кучменко «Рабочая тетрадь Биология 7 класс» - изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов».
2. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009b8-a000-4ddd-78c7-280047cfdfd6/75736/?interface=catalog&subject=31