Конспект урока по биологии на тему Строение и значение кожи

Полный конспект урока включает цели, оборудование и основные этапы урока., На уроке представлены различные формы и методы, больший акцент учитель делает на проведение практической работы в группах. Каждая группа получает свое индивидуальное задание, проводит необходимое и делает выводы, которые пкблично зачитываются всем учащимся.также на уроке уделяется время для проверки знаний с помощью ИКТ, используется опережающие задания к уроку "Интересные факты о коже". Домашнее задание по выбору учащих...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Кожа».

Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме, продолжить формирование умений практической работы.

Задачи:1.Образовательная: повторить знания о значении и строении кожи, провести опыты, доказывающие взаимосвязь строения кожи с ее функциями.

Вид урока: комбинированный

Тип урока: обобщающий

Методы: словесный, наглядный, проблемного изложения, репродуктивный, исследовательский,

Формы работы: беседа, фронтальный опрос, работа в группах , работа в парах.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, задания с интерактивом, оборудование для опытов, листы оценивания учащихся.

Ход урока:

1.Орг.момент. (1-2 мин)

2.Мотивация.

Какой орган человека отмирает и нарождается каждый день? (КОЖА) Слайд 1.

Какие вопросы по этой теме мы изучили?

А чем же мы займемся с вами сегодня?

(учащиеся формулируют цели урока) 2 мин

1.повторим и закрепим знания о строении и функциях кожи,

2.проведем опыты, связанные со строением и функциями этого органа.

3. Повторение основных вопросов темы (фронтальный опрос) 5-7 мин

1.Почему кожу человека называют органом? (сложный орган, состоящий из разных тканей и выполняющий разнообразные функции)

2.Благодаря каким особенностям строения кожа может отмирать и зарождаться вновь? ( в эпидермисе есть роговой слой и ростковый)

3. Почему человек не может жить без кожи? (т.к. она выполняет важные функции…защитная, теплорегуляторная, выделительная, чувствительная..)

4.Какие особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции?
Б) Какие основные слои различают в коже человека? (слайд 2)

В) В чем заключаются особенности строения эпидермиса?

(роговой слой и живые клетки, пигмент меланин, образован клетками эпителиальной ткани, которые плотно прижаты друг к другу и обеспечивают защитную функцию)

Г) Какие структуры расположены в дерме и какова их роль?

Д) Чем образована подкожная клетчатка? У каких людей она наиболее развита?

4. Выполнение теста (интерактивное задание) и в качестве физминутки. (10 мин)

(10 вопросов)

А где и для чего нам пригодятся знания о коже????

Какова значимость этой темы для вас?

Предполагаемые ответы: научимся ухаживать за кожей, узнали, что такое пот, отпечатки пальцев и тд.

Почему необходимо мыть руки с мылом?

Почему не рекомендуется пользоваться маминым кремом?

Почему для получения сведений о предмете мы трогаем его руками?

Объясните, как используется уникальность нашей кожи в криминалистике?

5.Выполнение практической части. (работа в группах) .10 мин

Зад 1 группе.

Опыт 1. Выяснение роли кожи в организме.

Оборудование: микроскопы, лупы, микропрепараты кожи человека.

Цель работы:

Проведение опыта: 1.рассмотрите кожу на руках в лупу и микропрепарат кожи человека под разным увеличением. Как расположены клетки друг к другу, есть ли межклеточное вещество? Сделайте соответствующие выводы.

2.Почему кожа на тыльной стороне пальцев и в области суставов собрана в складки ? Попробуйте оттянуть кожу в суставе и одновременно согнуть его. Сделайте вывод

Опыт 2.Определение типа кожи.

Оборудование: бумажная салфетка

Кожа бывает сухой, нормальной и жирной. Даже у одного и того же человека на разных участках лица кожа может быть отнесена к разному типу. Сухая кожа шелушится, т.к. сальные железы выделяют недостаточно количества жира, жирная кожа , напротив имеет чрезмерное количество кожного сала. Она лоснится, напоминает апельсиновую корку. Нормальная кожа лишена этих недостатков.

Цель опыта: определение типа кожи учащихся группы.

Проведение опыта: Испытуемые закрывают лицо салфеткой и тщательно промакают лоб, виски, нос, щеки, подбородок и другие части лица. Затем салфетку разворачивают и рассматривают получившийся отпечаток. На участках, соприкасавшихся с жирной кожей, остаются следы. Сделайте вывод о типах кожи каждого участника в группе.

Вопросы: 1.Жирную или сухую кожу надо мыть чаще с мылом и почему?

2.Какие участки лица выделяют наибольшее количество кожного сала?

3.Какую роль играет кожное сало?

Задание 2 группе.

Опыт 3.Выяснение функций кожных рецепторов подушечек пальцев.

Оборудование: винты, стакан с гладкой поверхностью, граненый стакан, зубочистки.

Цель опыта: показать и разъяснить роль рецепторов кожи в восприятии различных ощущений.

Проведение опыта: 1.Испытуемые поочередно ощупывают предметы (стакан с гладкими стенками, граненный стакан, винт, зубочистка) и описывают их свойства полученные через подушечки пальцев.

2.Затем одному испытуемому дают винт и предлагают ощутить его нарезку прокатывая между ладонями рук. Обычно это удается плохо. Затем предлагают тот же винт прощупать, прокатывая его между подушечками пальцев. Это удается значительно лучше.

Вопросы: 1. Какие свойства предметов вы ощутили с помощью подушечек пальцев?

2.Почему прокатывая винт через подушечки пальцев вы ощутили его нарезку?

3. С какой функцией кожи связан ваш опыт?

Задание 3 группе.

Опыт 4.Определение папиллярных линий подушечек пальцев.

Оборудование: лупы, лист бумаги, скотч, краска.

Цель опыта: рассмотреть папиллярные линии подушечек пальцев и убедиться , что они индивидуальны у каждого человека.

Проведение опыта: Рассмотреть папиллярные линии пальцев невооруженным глазом и с помощью лупы. С помощью скотча или краски сделать отпечатки большого и указательного пальца всем испытуемым, сравнить и сделать соответствующие выводы.

Вопросы: 1.Какой формы могут быть папиллярные узоры на подушечках пальцев?

2. Что такое дактилоскопия?

3. Почему отпечатки пальцев являются важной уликой в совершении преступления?

Задание 4 группе.

Опыт 5.Выяснение роли кожного сала и моющих средств мыла.

Оборудование: лезвие, блюдце с водой, мыло, полотенце.

Кожное сало не только делает кожу эластичной, но и защищает ее от проникновения наружной влаги. Благодаря жировому покрытию кожа плохо смачивается водой, а потому мытье без мыла часто бывает недостаточно эффективным.

Цель опыта: доказать, что кожный жир не смачивается водой.

Проведение опыта: Лезвие бритвы тщательно моют с мылом, а затем кладут плашмя на поверхность воды в блюдце, оно тонет.

После этого его достают из воды, вытирают досуха и трут пальцами с таким расчетом, чтобы плоские поверхности лезвия были смазаны кожным . После этого лезвие снова кладут плашмя на поверхность воды. Оно держится на плаву, т.к. благодаря кожному салу его поверхность не смачивается.

Вынимаем бритву из воды и снова намыливаем мылом и снова опускаем в воду. Она тонет, так как мыло содействует отделению кожного сала от металла.

Вопросы: 1. Почему сало, вырабатываемое железами кожи, время от времени необходимо удалять?

2.Лишается ли кожа кожного сала после мытья с мылом?

3.В каком слое кожи расположены сальные железы?

Подведение итогов практической части урока.(Делают учащиеся)СЛАЙД № 3 (3мин)

1. Клетки эпидермиса плотно примыкают друг к друга , мало межклеточного вещества, т.к. эпидермис выполняет защитную функцию.

2.Из-за разного количества кожного сала кожа может быть 3-х типов :сухой, нормальной и жирной.

3. Кожное сало делает кожу эластичной, защищает от проникновения влаги.

4. В коже расположено огромное количество рецепторов, обеспечивающих ее чувствительность.

5.Папиллярные линии подушечек пальцев у каждого человека индивидуальны.

6.Работа в парах. «Объясни следующие факты?» слайд 4 (7-8 мин)

1.Окраска кожного покрова отличается оттенком и цветом. После пребывания на солнце появляется загар.

2.Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

3.При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом».

4.Ногти на руках вырастают за неделю на 1 мм, на ногах в 4 раза медленнее. Летом они растут быстрее, чем зимой.

5. После бани «легче дышится».

6. На холодном воздухе наша кожа бледнеет, а теплом помещении краснеет.

7.После ран на коже остаются рубцы и шрамы.

8. Кожа -«зеркало души».

7.ДОМ.ИНД.ЗАД. Интересные факты о коже ( ребята поочередно приводят интересные факты) слайд 5-8 ( 5 мин)

1.Кожа покрывает все наше тело. Среди человеческих органов кожа занимает первое место по величине. Площадь человеческой кожи составляет приблизительно два квадратных метра, а масса может превышать 4 килограмма. За всю жизнь у человека образовывается примерно 17 килограмм кожи. При жизни человеческую кожу взвесить невозможно, но зато можно примерно посчитать ее вес, применив формулу. Для этого нужно всего лишь разделить свой вес на 16, и Вы получите приблизительную массу кожи.

2.Потовые железы выполняют очень важную функцию - они контролируют температуру тела. В теле человека их примерно 2-3 миллиона. На первом месте по количеству потовых желез находятся ладони и ступни, потом идет лоб.

3. Появление веснушек чаще всего припадает на подростковый возраст, а к тридцати годам они практически полностью исчезают. Наличие веснушек означает, что в организме не хватает меланина.
4. В сосудистой системе кожного покрова находится одна треть всей крови, что составляет около 1,6 литра.

5. Женская кожа значительно тоньше, чем мужская. Поэтому у женщин раньше появляются морщины.
6. Еще один интересный факт то, что большинство укусов насекомых приходится на ноги. Также исследователи выяснили, что комары чаще кусают тех людей, которые недавно съели банан. Еще они предпочитают кусать тех, у кого светлые волосы.
7. Причин старения кожи множество: стресс, недосыпание, наследственность, ультрафиолетовое излучение, возраст, уменьшение количества коллагена и т. д. 70% сухой дермы составляет коллаген, но его количество каждый год уменьшается на 1%.
Некоторые специалисты считают, что причиной появления морщин является сон вниз лицом.
8. Самая толстая кожа на подошвах ног и ладонях. На подошвах ног она достигает толщины полтора миллиметра. На веках она самая тонкая.

9.Кожа имеет свойства обновляться. Так, у взрослого человека она обновляется каждые 30 дней, а у младенцев в течение 72 часов.

10. Одной из болезней кожи являются бородавки. Бородавки передаются через прикосновение. Но основным фактором их появления является вирусная инфекция, которая проникает через царапины или раны. В основном бородавки появляются с внешней стороны кожи, но на подошвах они растут внутрь.

11. Книга рекордов Гиннеса говорит о том, что самые длинные ногти в мире принадлежат Ли Редмон, которая в данный момент проживает в Солт Лайк Сити(США). Она не обсритгала ногти с 1979 года . Суммарная длина всех ногтей составляет 8,65 м, измерение проводилось в 2008 году в Мадриде(Испания). Таким образом у женщины ушло почти 30 лет(!) на то, что бы отрастить самые длинные ногти в мире .

12. Самые длинные волосы принадлежат китайке, которая отращивала их с 1973(тогда ей было 13 лет) до 2004 года. Длинна её волос составила 5,6 метров 8 мая 2004 года. Её волосы остаются самыми длинными и по сей день.

13.Самый волосатый человек -житель Китая, у которого волосы покрывают 96% тела.

Интересно, что волосы в ушных канал у него начали расти в 2 года. У него очень редкая болезнь, практики лечения которой не было ни у одного врача планеты. Но он решил сделать очень смелый и отважный шаг- решился на лазерную эпиляцию. Стоит заметить, что это очень болезненная процедура. Но для самого волосатого человека наверняка это не станет проблемой, ведь его поддерживает его девушка.

14.Есть несколько интересных фактов и о коже животных.
Так, хоть белые медведи имеют белый мех, кожа у них на самом деле черная.
Кожа амфибий (например, лягушки) имеет уникальные свойства. Питьевую воду они не пьют, а поглощают через кожу. Они также используют кожу для поглощения воздуха.
Ряд различных морских существ, таких как морские ракушки, прикрепляются к коже китов и делают его своим домом.


Рефлексия. Что узнали нового сегодня на уроке? Какие знания и умения полученные на уроке вам пригодятся в дальнейшей жизни?

Подведение итога. Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа. И ваше отношение к происходящему на уроке (было интересно, скучно, ничего нового)

Дом.зад: на выбор 1.Составить перечень правил ухода за волосами и ногтями;

2.Сообщение на тему «Дань моде : пирсинг и тату?»

3.Кроссворд по теме (не менее 10 слов).

4. Презентация «Заболевания кожи».

© 2010-2022