Программа кружка по биологии Растения -СФИНКСЫ

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Саралинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы

____Нестерова Ю.А. ___ Аболешева Н.В. _____Гребенькова О.В..

Протокол №___ от «__»______2014 г. от«__»________2014г.

______________


Программа кружка

« Растения - СФИНКСЫ »



















Пояснительная записка.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению. Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: интерес к природе; знания о природе, воздействии человека на природу; позитивная деятельность и поведение в природе. Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка. Кружок позволит повысить у обучающихся интерес к биологии, расширить знания в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на учащихся 7 класса.

Режим занятий: (18 часов - 1 час в неделю).

Цель: дать наиболее обширное представление о таких растительных организмах как лишайники.

Задачи:

  • Развитие интереса учащихся к биологии, творческой активности.

  • Овладение навыками поведения в окружающей природной среде.

  • Воспитание понимания эстетической ценности природы.

  • Развитие любознательности и желания получать знания.

  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

  • Нравственное развитие личности.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

  • Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

  • Формирование навыков исследовательской деятельности

Направления работы кружка

Теоритическое направление - работа со справочной литературой.

Практическое направление работы - изучение лишайников на примере собственных сборов обучающихся.

Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий и анализу полученных результатов.

Содержание программы

Введение ( 6 часов).

Знакомство с планом работы кружка. Структура исследовательской работы и основные этапы её оформления, подготовка исследовательских работ учащихся и представление их на школьной научно-практической конференции. Экскурсия в природу (произрастание лишайников в природе в различных условиях, сбор материала для использования в дальнейшей работе кружка). Основные сведения о лишайниках, как об особой группе растительных организмах. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Многообразие семейств, видов и родов лишайников в природе. Работа со справочной литературой.

Обучающиеся должны

знать: понятие «исследовательская работа», основные этапы её оформления, правила безопасного поведения на экскурсии, правила сбора природного материала, понятие «лишайники», их классификацию, особенности их жизнедеятельности и значение.

уметь: оформлять исследовательскую работу, вести себя на экскурсии, отличать лишайники от других растений и давать их характеристику, работать со справочной литературой, вести тетрадь наблюдений.

Практическая работа с материалами (8 часов).

Жизненные формы лишайников. Понятие о «биоиндикации». Характеристика экологических групп лишайников по отношению к субстрату, свету и влажности. Определение лишайников по типам слоевищ, экологических групп по отношению к субстрату, свету и влажности. Значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека. Лишайники, занесённые в Красную книгу Республики Хакасия. Проведение анализов и обработка собранных в ходе экскурсии материалов. Работа со справочной литературой.

Обучающиеся должны

знать: понятие «жизненная форма», «экологическая группа», «субстрат», типы слоевищ лишайников, значение лишайников в природе и их практическое применение, понятие «красная книга», её предназначение.

уметь: распознавать типы жизненных форм лишайников, их принадлежность к разным экологическим группам, описывать значение лишайников в природе и их практическое применение, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты наблюдений, работать со справочной литературой.

Оформление исследовательских работ (3 часа).

Оформление основных этапов работы и результатов, полученных в ходе проведения занятий. Подготовка докладов и презентаций для выступления в рамках школьной научно-практической конференции.

Обучающиеся должны

знать: структуру и правила оформления исследовательских работ и презентаций,

уметь: оформлять исследовательскую работу и презентацию, делать графики и диаграммы, анализировать и делать выводы

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Дата

план

факт

Введение

1

Вводное занятие

Режим работы кружка

Ознакомление с планом кружка

2

Основы исследовательской деятельности

Что такое исследовательская работа? Структура исследовательской работы на примере других работ Особенности и этапы исследования

3

Основы исследовательской деятельности

Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

4

Экскурсия

«Лишайники нашей местности»

Выход на экскурсию в природу, сбор материала, оформление коллекции.

5

Лишайники

Характеристика лишайников (строение, особенности их жизнедеятельности)

6

Многообразие лишайников

Работа со справочной литературой

(многообразие семейств, родов и видов лишайников). Определители лишайников

Практическая работа с материалами

7

Жизненные формы лишайников

Основные типы слоевищ: листоватое, кустистое и накипное


8

Практическое занятие «Определение типов слоевища»

Определение типов слоевища лишайников по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала и собственных сборов

9

Экологические группы лишайников по отношению к свету и влажности

Экологические группы: мезофиты, ксерофиты, криофиты, психрофиты, ксеромезофиты, ксерокриотиты

10

Практическое занятие

«Определение экологических групп лишайников по отношению к свету и влажности»

Определение принадлежности лишайников к разным экологическим группам по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала

11

Экологические группы лишайников по отношению к субстрату

Экологические группы: эпифитные, эпилитные, эпиксильные, эпигейные

12

Практическое занятие

«Определение экологических групп лишайников по отношению к субстрату»

Определение принадлежности лишайников к разным экологическим группам по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала и собственных сборов

13

Практическое значение лишайников

Использование лишайников в хозяйственной деятельности человека

14

Лишайники Красной книги Хакасии

Работа с Красной книгой Хакасии

Оформление исследовательских работ

15

Оформление исследовательской работы

Оформление основных этапов работы и результатов, полученных в ходе проведения занятий

16

Оформление докладов и презентаций работ

Подготовка докладов и презентаций к выступлению на конференции.

17

Школьная научно-практическая конференция «Юный исследователь»

Выступление участников на конференции

18

Итоговое занятие

Обсуждение результатов работы в кружке и участия в конференции


Критериями оценки, на основании которых можно судить о росте экологической воспитанности обучающихся являются:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;



Литература:

  1. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. - 2-еизд. перераб. - М.: Просвещение, 1980.

  3. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

  4. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы-М. Педагогика 1981.

  5. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. ( Серия: «Расширяем кругозор детей ).

  6. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. -М .Просвещение-1995.


© 2010-2022