- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка по биологии Растения -СФИНКСЫ
Программа кружка по биологии Растения -СФИНКСЫ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чувашова Е.Л. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Саралинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы
____Нестерова Ю.А. ___ Аболешева Н.В. _____Гребенькова О.В..
Протокол №___ от «__»______2014 г. от«__»________2014г.
______________
Программа кружка
« Растения - СФИНКСЫ »
Пояснительная записка.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению. Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: интерес к природе; знания о природе, воздействии человека на природу; позитивная деятельность и поведение в природе. Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка. Кружок позволит повысить у обучающихся интерес к биологии, расширить знания в этой сфере.
Программа кружка рассчитана на учащихся 7 класса.
Режим занятий: (18 часов - 1 час в неделю).
Цель: дать наиболее обширное представление о таких растительных организмах как лишайники.
Задачи:
-
Развитие интереса учащихся к биологии, творческой активности.
-
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде.
-
Воспитание понимания эстетической ценности природы.
-
Развитие любознательности и желания получать знания.
-
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
-
Нравственное развитие личности.
-
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
-
Научить любить природу, правильно её использовать.
-
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
-
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности
Направления работы кружка
Теоритическое направление - работа со справочной литературой.
Практическое направление работы - изучение лишайников на примере собственных сборов обучающихся.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий и анализу полученных результатов.
Содержание программы
Введение ( 6 часов).
Знакомство с планом работы кружка. Структура исследовательской работы и основные этапы её оформления, подготовка исследовательских работ учащихся и представление их на школьной научно-практической конференции. Экскурсия в природу (произрастание лишайников в природе в различных условиях, сбор материала для использования в дальнейшей работе кружка). Основные сведения о лишайниках, как об особой группе растительных организмах. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Многообразие семейств, видов и родов лишайников в природе. Работа со справочной литературой.
Обучающиеся должны
знать: понятие «исследовательская работа», основные этапы её оформления, правила безопасного поведения на экскурсии, правила сбора природного материала, понятие «лишайники», их классификацию, особенности их жизнедеятельности и значение.
уметь: оформлять исследовательскую работу, вести себя на экскурсии, отличать лишайники от других растений и давать их характеристику, работать со справочной литературой, вести тетрадь наблюдений.
Практическая работа с материалами (8 часов).
Жизненные формы лишайников. Понятие о «биоиндикации». Характеристика экологических групп лишайников по отношению к субстрату, свету и влажности. Определение лишайников по типам слоевищ, экологических групп по отношению к субстрату, свету и влажности. Значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека. Лишайники, занесённые в Красную книгу Республики Хакасия. Проведение анализов и обработка собранных в ходе экскурсии материалов. Работа со справочной литературой.
Обучающиеся должны
знать: понятие «жизненная форма», «экологическая группа», «субстрат», типы слоевищ лишайников, значение лишайников в природе и их практическое применение, понятие «красная книга», её предназначение.
уметь: распознавать типы жизненных форм лишайников, их принадлежность к разным экологическим группам, описывать значение лишайников в природе и их практическое применение, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты наблюдений, работать со справочной литературой.
Оформление исследовательских работ (3 часа).
Оформление основных этапов работы и результатов, полученных в ходе проведения занятий. Подготовка докладов и презентаций для выступления в рамках школьной научно-практической конференции.
Обучающиеся должны
знать: структуру и правила оформления исследовательских работ и презентаций,
уметь: оформлять исследовательскую работу и презентацию, делать графики и диаграммы, анализировать и делать выводы
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Содержание занятия
Дата
план
факт
Введение
1
Вводное занятие
Режим работы кружка
Ознакомление с планом кружка
2
Основы исследовательской деятельности
Что такое исследовательская работа? Структура исследовательской работы на примере других работ Особенности и этапы исследования
3
Основы исследовательской деятельности
Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)
4
Экскурсия
«Лишайники нашей местности»
Выход на экскурсию в природу, сбор материала, оформление коллекции.
5
Лишайники
Характеристика лишайников (строение, особенности их жизнедеятельности)
6
Многообразие лишайников
Работа со справочной литературой
(многообразие семейств, родов и видов лишайников). Определители лишайников
Практическая работа с материалами
7
Жизненные формы лишайников
Основные типы слоевищ: листоватое, кустистое и накипное
8
Практическое занятие «Определение типов слоевища»
Определение типов слоевища лишайников по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала и собственных сборов
9
Экологические группы лишайников по отношению к свету и влажности
Экологические группы: мезофиты, ксерофиты, криофиты, психрофиты, ксеромезофиты, ксерокриотиты
10
Практическое занятие
«Определение экологических групп лишайников по отношению к свету и влажности»
Определение принадлежности лишайников к разным экологическим группам по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала
11
Экологические группы лишайников по отношению к субстрату
Экологические группы: эпифитные, эпилитные, эпиксильные, эпигейные
12
Практическое занятие
«Определение экологических групп лишайников по отношению к субстрату»
Определение принадлежности лишайников к разным экологическим группам по предложенному списку видов произрастающих на территории долины реки Сарала и собственных сборов
13
Практическое значение лишайников
Использование лишайников в хозяйственной деятельности человека
14
Лишайники Красной книги Хакасии
Работа с Красной книгой Хакасии
Оформление исследовательских работ
15
Оформление исследовательской работы
Оформление основных этапов работы и результатов, полученных в ходе проведения занятий
16
Оформление докладов и презентаций работ
Подготовка докладов и презентаций к выступлению на конференции.
17
Школьная научно-практическая конференция «Юный исследователь»
Выступление участников на конференции
18
Итоговое занятие
Обсуждение результатов работы в кружке и участия в конференции
Критериями оценки, на основании которых можно судить о росте экологической воспитанности обучающихся являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
Литература:
-
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.
-
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. - 2-еизд. перераб. - М.: Просвещение, 1980.
-
Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
-
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы-М. Педагогика 1981.
-
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. ( Серия: «Расширяем кругозор детей ).
-
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. -М .Просвещение-1995.