• Преподавателю
  • Биология
  • Реферат. Тема Как диалогическое обучение влияет на развитие речи учащихся на уроках биологии

Реферат. Тема Как диалогическое обучение влияет на развитие речи учащихся на уроках биологии

      Реферат                 Тема: «Как диалогическое обучение влияет на развитие речи учащихся?».                                                                                                                                                                          Выполнила Реймер Илона Викторовна                                               КГУ сш№23 п.Молодёжный.                   На своих уроках, я стремлюсь развивать  у детей...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Реферат



Тема: «Как диалогическое обучение влияет на развитие речи учащихся?».




Выполнила Реймер Илона Викторовна






КГУ сш№23 п.Молодёжный.


На своих уроках, я стремлюсь развивать у детей умение говорить, анализировать услышанное и по этим высказываниям сужу о понимании детьми изученного, могу проследить уровень усвоения каждым учеником учебного материала. Поэтому заинтересовалась развитием диалогового обучения и идея модуля «критического мышления» оказалась мне наиболее близка.

Пятый класс является переходным из начального звена в старшее звено, а от учащегося старшего звена требуется умение говорить.

В контексте МОЕГО 5 «А» класса это является важным, потому что, умение давать полный, ясный ответ на вопрос учителя, является показателем того, что ученик усвоил изученный материал, способен к анализу, синтезу и применению полученных знаний на практике. Я стремлюсь развить эти навыки в своём 5 «А» классе ещё и потому, что являюсь классным руководителем, мне важно, чтобы дети и во внеурочной деятельности, и в обычной беседе могли поддержать разговор, были хорошими собеседниками, потому, что коммуникативная компетентность очень важна в современном мире.

Часто, обсуждая с коллегами уроки, мы сходились во мнении, что учащиеся не дают полных ответов на вопросы. А задание составить тесты по пройденной теме вызывают большие затруднения у учащихся средних и старших классов. Поэтому я считаю, что тема является актуальной, Не смотря на то, что на сегодняшний день показателем знаний учащихся является ЕНТ. И весь учебно - познавательный процесс нацелен только на этот результат, считаю, что это негативно сказывается на умении детей говорить, рассуждать, анализировать, аргументировать свои ответы. Через реализацию диалогового обучения в ходе проведённого исследования могла использовать элементы семи модулей: 1.Критическое мышление через умение учащихся размышлять, анализировать, рефлексировать. 2.Сотрудничество и совместное работа в группах, когда через диалог происходит взаимное обучение. 3.Управление и лидерство, когда на уроке во время групповой формы работы, спикер защищает работу, выполненную всей группой, где проявляется умение учащихся излагать свои мысли через речевые навыки.4. Возрастные особенности можно наблюдать в разрезе разных классов. В ходе проведённого исследования, сравнивая групповую работу работы в пятом и восьмом классах. Я заметила, что, учащиеся в пятом классе более активны при работе в группах и менее закомплексованы в инициативе высказать своё мнение. Обучение осуществлялось с помощью ИКТ-это слайды с наглядно - демонстрационным материалом, видеоролики, раскрывающие новую тему.

Раньше на уроках часто пыталась развивать умение говорить, но ответы детей по - прежнему оставались краткими, и я не получала желаемого результата. Я поняла причину своих затруднений, когда в рамках идеи модуля «Критического мышления» я познакомилась с вопросами высокого и низкого порядка, которые развивают мышление детей. Поэтому целью своего исследование я определила развитие навыков и умения говорить, размышлять, анализировать, для получения новых знаний.

Для утверждения значимости диалогового обучения и определения темы исследования я опиралась на результаты научных исследований и высказываний известных учёных с идеями, которых я познакомилась в «Руководстве для учителя» второго уровня второго издания Программы курсов, повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. За основу я приняла мысль «Диалог занимает центральное место на уроке. Диалог, в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Подходы в преподавании, которые поощряют и поддерживают обстоятельные и побуждающие к размышлениям беседы в формате «учитель - ученик», «ученик - ученик», можно назвать диалогическим преподаванием». Мерсер и Литлтон (2007) ( «Руководство для учителя», стр.270). Считаю, что если я смогу организовать свои подходы в обучении правильно, то добьюсь того, о чём говорится выше. Обучаясь на курсах и работая в группе, я на практике убедилась в том, что в процессе взаимодействия в группе со своими коллегами посредством диалога, я получала новые знания. И поэтому я полностью согласна с высказыванием Выготского.

«Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». (с.244).

Обучаясь на курсах второго уровня и взаимодействуя с коллегами в группе, я заметила, что активное взаимообучение и общение через диалог, способствует развитию речевых навыков. Что подтверждает следующее мнение « Барнс (1971) утверждал, что методы использования речи в классе, оказывают наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Последнее исследование Мерсера и Хаджкинсона (2008) построено на основе ранней работы Барнса, и целью которой было установление центральной роли диалога в процессе обучения». (с.244).

« Александер (2008) полагает, что диалоговое преподавание использует возможности беседы, чтобы стимулировать и развивать учащихся, утверждая, что посредством диалога преподаватели могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им преодолении непонимания. В то же время они практикуют новые способы использования языка в качестве инструмента». (с.245).

Окончив курсы обучения второго уровня, я осознала, что мне необходимо изменить своё отношение к своей педагогической деятельности. Если до моего обучения моё внимание было акцентировано на то, как я построила урок, успела ли реализовать всё то, что было мною запланировано. Как я говорю, какие методы я использую для объяснения темы, то после обучения, я осознала, что важным центром моей деятельности является ребёнок. Понял ли ученик новую тему, может ли он применить знания, полученные на уроке. Было ли комфортно ребёнку на уроке, были ли созданы условия для обучения учащихся, для их взамодействия через возможность общения, через диалог со своими одноклассниками.

Для того чтобы диалоговое обучение стало более эффективным в своей практике стала применять групповую работу. Считаю, что именно такая активная форма работы на уроке способствует развитию навыков учащихся высказывать своё мнение, через взаимодействие друг с другом посредством диалога, способствует взаимообучению. До обучения на курсах второго уровня, считала эту форму работы на уроке не эффективной. Но в процессе обучения поняла, что эффективность данной работы зависит от продуманной, правильной организации групповой работы. Она развивает в учащихся способность анализировать, делать выводы и формировать свое мнение и понимание.

Мне необходимо было изменить свою практику. Чтобы введение диалогического обучения стало возможным, я составила среднесрочное и краткосрочное планирование. (Приложение№ 1). Составляя такое планирование своих уроков, смогла определить, какие формы работы на уроке необходимо применять, чтобы способствовать развитию диалогового обучения.

Реализуя на практике диалоговое обучение, стала уделять внимание постановке вопросов разного уровня и наблюдать, как эти вопросы влияют на развитие мышления и умение учащихся говорить, рассуждать, анализировать, синтезировать. Для отслеживания развития этих навыков я выбрала учащихся с разным уровнем интеллекта.

. В классе обучаются 15 учащихся, из них 1- отличница, 5 - ударников, 9 - троечников. Учащиеся очень активные, с хорошим потенциалом. Так как пятый класс является переходом учащихся в среднее звено, решила начать своё исследование именно в этом классе.

При планировании урока в пятом классе особое внимание уделила постановке вопросов, которые бы влияли или побуждали учащихся к активному мыслительному процессу для самостоятельного получения и усвоения новых знаний.

Составленные вопросы были рассчитаны на учащихся с разным уровнем интеллекта. Вопросы, используемые на уроке в 5 «А» классе по теме «Физическое тело. Вещество. Масса», были следующими:

- Что такое физическое тело?

- Что называется веществом?

- Что такое масса и как её можно измерить?

-Как вы думаете, от чего зависит вес тела?

- Как вы считаете, будет ли меняться вес тела, если изменится состояние его вещества? Объясни ответ.

- Что нового вы сегодня узнали?

Для выявления учащихся разного уровня мышления, я проконсультировалась со школьным психологом, который с помощью проведённого тестирования, выявил таких учащихся.

В рамках исследования во время проводимых уроков

велось наблюдение за тремя учащимися:

Богатенко Анна - ученица со средним уровнем познания и мышления. Анна владеет умением выделять главное, существенное в изучении материала, умеет сравнивать, обобщать, но в силу своего характера не может логически излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Работая в группе, Анна активно участвует в обсуждении, но роль лидера на себя не берёт.

Третьяков Виктор - ученик с высоким уровнем познания и мышления. Ученик безошибочно выделяет главное, существенное в изучении программного материала. Владеет умением сравнивать и обобщать информацию. После самостоятельного размышления может логически изложить свои мысли. Работая в группе, является лидером. Умеет руководить и контролировать работу коллектива.

Жолдыбай Жанибек - ученик с низким уровнем мышления. Вся деятельность ученика направлена на запоминание через повторение или узнавание информации. В течении урока не смог ответить на простой вопрос. Учащийся не умеет излагать логично свои мысли. При ответе на вопрос учителя Жанибек, пытаясь ответить, стал путаться в мыслях. Работая в группе, находился в тени, не проявляя инициативу.

Результаты данного исследования показали, что при планировании вопросов в рамках урока обязательно нужно учитывать уровень вопросов и их соответствие уровню интеллекта учащихся.

Теперь в отличие от прежних, традиционных уроков, при внесенных мною, изменений дети работали в группах, изучали самостоятельно учебный материал и как результат своей работы, оформляли постеры и защищали их. Осуществляли формативное взаимооценивание и самооценивание, при выполнении проверочных тестов. Кроме того, на уроке «Строение вещества и диффузия» учащиеся должны были продемонстрировать результат работы своей группы в драме.

На уроках при использовании групповой формы работы стала применять следующие ресурсы: постеры, стикеры, фломастеры, для демонстрации драмы наглядные пособия: вода, марганцовка, дезодорант, что не использовалось на стандартных, традиционных уроках.

Все эти изменения я внесла в свою практику с целью, чтобы учебно - познавательный процесс стал более эффективным, чем он был до моего обучения на курсах второго уровня. За время проведённого мною исследования, были собраны необходимые доказательства, подтверждающие проведение исследования, проводилась видеосъёмка двух уроков. Были засняты фрагменты групповой работы, фрагменты, демонстрирующие умение учащихся отвечать на вопросы учителя, рассуждать и анализировать при защите постеров, подготовленных группами. Фрагменты, показывающие умение учащихся применять полученные знания. При изучении новой темы «Строение вещества и диффузия» учащиеся в драме показывали разные состояния веществ жидкое, твёрдое и газообразное. Используя наглядные пособия: воду, марганцовку, дезодорант, учащиеся показывали процесс диффузии в жидкостях и в воздухе.

Во время проведения исследования проводились наблюдения за учащимися разного уровня интеллекта, наблюдение по моей просьбе проводил учитель - наблюдатель, который преподаёт русский язык и литературу в среднем и старшем звене. Наблюдатель отразила свои наблюдения в виде таблиц и записей в форме анализов - наблюдений, за учащимися с разным уровнем мышления.

В ходе исследования были собраны анкеты, показывающие, как вопросы учителя помогали учащимся понять новый материал. На какие вопросы было легко отвечать, а на какие ответить затруднялись или вообще не ответили.

Так же в ходе исследования брала интервью у учащихся, в ходе которого учащиеся выражали своё мнение по отношению к уроку. Во время интервью учащиеся рассказывали, что именно им понравилось на уроке, как проходил урок, что нового узнали

Для получения информации так же было взято интервью у учителя - наблюдателя, для подтверждения реализации диалогового обучения на уроках, проводимых в ходе проведённого исследования.

Во время реализации исследования, я производила видеосъёмку уроков, чтобы просмотреть со стороны на сколько эффективны были те методы работы, которые я использовала на уроках. Рассматривая видеосюжеты, я заметила, что допускала ошибки при опросе учащихся, мало давала времени на обдумывание своих ответов, не давала возможности полностью высказаться ребёнку, переводя своё внимание на другого ученика. Из видео я заметила, что недостаточное внимание уделяла формированию группы, что сказалось на эффективной работе группы. Не все учащиеся были задействованы в работе группы, некоторые учащиеся оказывались в стороне. И заметила, что работая в группах, учащиеся активизировались, они стали больше говорить. Взаимодействуя в группах, они стали менее закомплексованы, выражая своё мнение и понимание при защите постеров. У учащихся повысился интерес к предмету, что подтвердило интервью, которое я брала у учащихся после проведённых уроков, с внесёнными в них изменениями.

Результаты анкетирования.

В анкетировании приняли участие пятнадцать учащихся.

Вопросы анкеты.

Кол - во

уч - ся.

1.Вопросы учителя не вызывали затруднений

6

2.Учащиеся затруднялись с ответами

9

3.Вопросы учителя помогли понять тему

10

4.Не помогли

5

5.Легче высказать своё мнение

6

6.Легче писать

5

7. Не ответили

4


Когда я стала анализировать результаты анкетирования, глядя на диаграмму, мне они показались противоречивыми. Количественные данные учащихся, затрудняющихся ответить на вопросы учителя, составляли 20%, и количество учащихся, которым вопросы учителя помогли понять тему, составило 22%. То есть получается, что это одни и те же учащиеся. Но подвергнув эти результаты более тщательному анализу, пришла к выводу, что вопросы учителя помогли понять новую тему, а вызывали затруднения потому, что учащиеся ещё не умеют давать ответы на вопросы высокого порядка.

Результаты анкетирования показали, что полностью научить всех учащихся говорить, рассуждать, анализировать, делать выводы за такой короткий срок практики не получилось. Но результаты подтверждают, что все эти навыки можно развить и это зависит от вопросов, которые задаёт учитель, от форм и методов работы, используемых на уроках. Для лучшего результата мне нужно уделять особое внимание постановке вопросов и их соответствию разному уровню интеллекта учащихся.

Полученные результаты показали, что работу в данном направлении нужно продолжить для повышения качества обучения учащихся, особенно с низким уровнем мышления.

Считаю, что изменения в своей педагогической деятельности нужно применять регулярно для улучшения результатов диалогового обучения.

Внесённые изменения показали так же, что для улучшения результативности своей работы необходимо проанализировать все применяемые методы и формы работы, чтобы выявить слабые стороны практики, требующие внесения изменений.

В ходе исследования столкнулась с трудностями, которые не дали тех результатов, которые я ожидала, выбирая и определяя для себя вопрос исследования. Считаю, что было ограниченное время проведения исследования, с внесёнными изменениями в практику. Это указывает на необходимость продолжить применять в своей практике изменения, соответствующие диалогическому обучению. Следующая трудность это то, что учащиеся ещё не имеют речевых и мыслительных навыков давать ответы на вопросы высокого порядка. Хотя учащиеся и затруднялись с ответами, но результаты анкетирования показали, что вопросы учителя помогали усвоить новую тему. Для меня это стало показателем того, что при планировании урока, нужно уделять особое внимание вопросам, которые я хочу применить на своём уроке. Нужно обязательно учитывать соответствие вопросов уровню интеллекта мышления. Трудностью в моей практике, стало отсутствие навыков применения групповой формы работы, что сказалось на эффективности применения этой формы работы.


Выводы:

Исходя из результатов исследования, думаю, что выбранные мною методы и формы работы были правильными. и поэтому хочу продолжить применять новые подходы в образовании, совершенствовать в своей практике диалоговое обучение, чтобы учащиеся на моих уроках умели говорить, выражая своё мнение и понимание. Могли самостоятельно добывать знания, анализировать их для формирования своего мировоззрения, чтобы учащиеся могли не только обучатся самостоятельно, но и обучать друг друга, взаимодействуя в учебно-познавательном процессе. Не надо быть управляющим этим процессом, а только направлять и координировать. Надо содействовать тому, чтобы из стен школы выходила личность, которая сможет сориентироваться в этом постоянно меняющемся мире, найти своё место, реализовав себя, применив полученные в школе знания.









Литература


  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Второй (средний) уровень.

  2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (средний) уровень.

  3. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Задания для выполнения в период практики в школе.

© 2010-2022