«Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом образовании»

Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром. В каждом возрасте свой вид ведущей деятельности. Сюжетно-ролевые игры характерны для дошкольников. Для школьников ВВД – учебная деятельность. Для дошкольников игры имеют развивающее значение. Для школьников игры служат средством общения.   В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому образованию. Основная цель экологического образования – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Сюжетно-ролевая игра в экологическом образовании относится к интерактивным методам обучения. Отличительной чертой является то, что процесс образования здесь погружён в процесс общения.    В ходе учебной ролевой игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности, она помогает учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.    Ролевые игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.    Ролевые игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.    Ролевые  игры позволяют «сжимать» время.    Ролевые игры психологически привлекательны для учащихся.    Принятие решений в ходе игры влечет за собой последствия, с которыми    учащимся неизбежно приходится считаться.   Ролевые  игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций).
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом образовании».

Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чём-либо (С.Л.Рубинштейн).

Каждый вид деятельности вносит вклад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Игровая деятельность - это ВВД детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённостей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

Существует несколько типов игр. Среди которых:

  1. Сюжетные игры - разворачиваются по определённому сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

  2. Ролевые игры - допускают поведение человека, ограниченное определённой ролью, которую в игре он берёт на себя.

Для дошкольников игры имеют развивающее значение. Для школьников игры служат средством общения.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому образованию. Основная цель экологического образования - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.

Средством подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учётом специфических целей предмета. Игра определяется как вид непродуктивной деятельности школьников, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Основу игр составляет подражание поступков реальных людей, специалистов, учёных, способных решать те или иные жизненно важные вопросы.

Сюжетно-ролевая игра в экологическом образовании относится к интерактивным методам обучения. Отличительной чертой является то, что процесс образования здесь погружён в процесс общения. Сюжетно-ролевая игра - групповое упражнение по выработке последовательных решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку.

В процессе обучения группы учащихся вырабатывается следующая последовательность:

  1. Участники проходят тренинг по выработке навыков и культуры ведения дискуссии, умения слушать, формулировать свои мысли, осознавать себя группой единомышленников.

  2. Учебная группа осваивает культуру взаимосогласованных действий в процессе ролевой игры. На этом этапе происходит переход от восприятия позиций других участников и их понимание при высокой «эмоциональной включённости».

  3. Участники группы осваивают наиболее сложный уровень игрового имитационного моделирования.

При ролевой игре «Фестиваль рисованных фильмов о природе» все участники разбиваются на группы-киностудии, по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: «Ода природе», «Земля-наш дом», «Как прекрасен этот мир!». В ходе подготовки фильмов ребята знакомятся с соответствующей литературой. Съёмочная группа рисует фильм на карточках или бумажной ленте, разделённой, как на киноленте, на кадры. При создании фильма можно использовать краски, аппликации. При ролевых играх «Влияние факторов среды на рост и развитие растений», «Квартира как экосистема», «Проектирование очистных сооружений», «Экологический проект района» учащиеся примеряют на себе роли агрономов, дизайнеров, инженеров.

Становится уже почти классической ролевая игра со старшими школьниками в форме пресс-конференции, в которой предусматривается две категории действующих лиц - эксперты по конкретно-определённым проблемам окружающей среды (охране воды, атмосферного воздуха, сферы флоры и фауны); журналисты - представители разных по направлению и политической ориентации отечественных и зарубежных газет, журналов, телевидения. Исполнение этих ролей создаёт у подростков представление о международных организациях, учреждениях страны, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы среди населения.

Среди активных форм массовой художественно-пропагандистской работы по охране природы следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодеятельность учащихся. Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим группам-журналистам в подготовке отдельных страниц, придумывает «обложку», общее оформление журнала, исполняет роль ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединённых различными жанрами. Ролевое поведение даёт ребёнку проявить самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать знания.

Сюжетно-ролевые игры в экологическом образовании позволяют охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, столетия и сжать их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов.

Итак,

  1. В ходе учебной ролевой игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности, она помогает учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

  2. Ролевые игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

  3. Ролевые игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

  4. Ролевые игры позволяют «сжимать» время.

  5. Ролевые игры психологически привлекательны для учащихся.

Принятие решений в ходе игры влечет за собой последствия, с которыми

учащимся неизбежно приходится считаться.

  1. Ролевые игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций).



© 2010-2022