План-конспект урока биологии Размножение 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект обобщающего урока биологии по теме
«Размножение и развитие организма».


Номинация: « Среднее общее образование».

Автор: Сухарева Ольга Васильевна, учитель биологии.

Место работы: МКОУ СОШ№2 г.Россоши, Россошанского муниципального района, Воронежской области.

Стаж работы 35 лет.

Высшая квалификационная категория.

Почтовый адрес:396650, Воронежская обл., г.Россошь, ул.Пролетарская,61.

[email protected]

8-919-1890856


Пояснительная записка.


Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организма» проводится как заключительный при изучении темы «Размножение» в разделе «Организменный уровень жизни» в 11 классе (учебник «Биология. 11класс, базовый уровень», авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е). Содержание и объем материала урока, при творческом подходе учителя, позволяют использовать его в классах как базового так и профильного уровней.

Размножение - это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время.


План - конспект обобщаюшего урока биологии по теме «Размножение и развитие организма».

(11 класс)

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить знания учащихся о сущности размножения, многообразии форм и способов размножения, его биологической роли.

  2. Продолжить формирование понятия об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу; о взаимодействии элементов этой системы (клеток, тканей, органов).

  3. Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся для формирования умений доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять сходство и различия при сравнении форм размножения.

  4. Показать зависимость развития организма от факторов окружающей среды; отметить вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.

Оборудование: набор таблиц по теме «Формы и способы размножения», таблица «Митоз и мейоз», микроскопы, микропрепараты «Сперматозоиды человека», документ-камера или кодоскоп, модель яйца птицы.

Базовые знания:

*Размножение половое и бесполое;

*Хромосомы, их диплоидный и гаплоидный набор в клетках;

*Митоз и его биологическое значение;

*Мейоз и его биологическое значение;

*Онтогенез: эмбриональное и постэмбриональное развитие;

*Взаимосвязь митоза, мейоза и оплодотворения как основа постоянства числа

хромосом в поколениях;

*Взаимосвязь онтогенеза и эволюции.

Методы обучения:

*Частично-поисковый ( составление схем, комментирование опорных схем);

*Словесный (беседа, беседа с элементами самостоятельной работы, сообщения);

*Наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, работа с микропрепаратами ).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

Эпиграф урока:

«Говорю я три «Р» - это сила и щит,

То великой природы открытие,

В этом знаке код вечности будет сокрыт-

Размножение, рост и развитие».

Фронтальная беседа.

*Предложите ваши варианты определения понятия «размножение».

*Каково значение размножения организмов в природе?

*Какие типы размножения выделяют?

Индивидуальные задания.

*Составить и пояснить схему «Типы и способы размножения».

*Составить и пояснить схему « Сущность полового размножения у животных».

*Составить и пояснить схему « Цикл размножения споровых растений».

( См. приложение 1)

Проверка задания осуществляется с помощью документ-камеры или кодоскопа.

Индивидуальный опрос.

*Сравните особенности бесполого и полового размножения.

*Есть ли в размножении процессы, которые не соответствуют общей характеристике полового и бесполого размножения?

(Партеногенез и гермафродитизм).

Индивидуальное задание (с последующей проверкой одним из учеников).

*Заполнить на доске таблицу «Виды партеногенеза»:

Виды партеногенеза

организмы

значение

Гаплоидный

(генеративный)

Пчелы, муравьи, паразитирующие осы

Регуляция численности потомков определенного пола.

Диплоидный

(соматический)

Дафнии, скальные

ящерицы

Поддержание численности особей определенного пола при затруднении встречи особей разного пола

Сезонный

Тля, коловратки

Сохранение видов, подверженных массовой гибели.

Искусственный

Тутовый шелкопряд

Получение длинных

нитей из коконов

самцов.

Апомиксис

Растения (одуванчик,

ястребинка)

Усиливают выносливость, сохраняя гетерозиготность

Беседа с классом.

*Какие организмы называются гермафродитами? Приведите примеры.

*Можно ли понятие гермафродитизма отнести к растениям? Ответ поясните.

*Что вы знаете о происхождении этого слова?

Сообщение учащегося о возникновении слова «гермафродит».

(См. приложение 2)

Одна из особенностей полового размножения - образование специализированных клеток - гамет.

Выполнение практической работы «Половые клетки».

*Рассмотрите в микроскоп микропрепарат «Сперматозоиды человека».

Сравните со сперматозоидами других живых организмов (см. рисунки).

*Составьте синквейн понятия «яйцеклетка» (1 вариант) и «сперматозоид»

(2 вариант).

Беседа с классом.

*Есть преимущества у бесполого размножения?

*Какие недостатки для него характерны?

*Как называется потомство, полученное путем бесполого размножения?

Объяснение учителя.

Греческое слово « клон » означает побег, отросток. Клоны широко распространены среди вегетативно размножающихся растений (картофель, плодовые и ягодные растения, тюльпаны и др.).

У животных такой тип размножения распространен меньше. Тем не менее известно более 10тыс. видов животных, размножающихся путем деления организма на несколько частей. Естественные клоны характерны только для примитивных животных (губки, морские звезды, черви). Позвоночные или насекомые такой возможности лишены. И все же клоны встречаются и у млекопитающих.

Природными клонами являются монозиготные близнецы, когда зародыш на ранних стадиях развития разделяется на отдельные бластомеры, из которых развивается самостоятельный организм. Наибольшее число родившихся монозиготных близнецов у человека составляет 5.

Причина, по которой происходит разделение зародыша и образование монозиготных близнецов у человека неизвестна. Частота этого явления - около 0,3% во всех популяциях человека. Очень редко случается, когда зародыш не разделяется до конца. Тогда рождаются сросшиеся (вернее недоразделившиеся), так называемые сиамские близнецы.

Клоны животных и человека - нормальное явление.

Сообщения учащихся на тему:

1. «Экспериментальное клонирование животных».

2. «Зачем клонировать животных?».

3. «Проблемы клонирования человека».

(См. приложение 3).

Итак, бесполое размножение наиболее древнее в эволюционном плане размножение. Оно обеспечивает быстрое увеличение численности особей и лежит в основе клонирования. Половое размножение - более распространенное и прогрессивное, т.к. обеспечивает обновление генетического материала и способствует ускорению процесса эволюции.

Индивидуальный опрос.

*Используя опорную схему «Онтогенез», дайте краткую характеристику индивидуального развития хордовых животных.

(См. приложение 4).

* «Каждый организм в процессе своего развития карабкается по родословному древу своих предков». Как вы понимаете эти слова?

*В чем сущность биогенетического закона?

*В чем смысл поговорки «Как хожено, так и рожено»?

*Какие факторы, по вашему мнению, сильнее всего влияют на формирование зародыша?

*Какие из этапов эмбрионального развития являются критическими? Почему?

Сообщения учащихся «Знаешь ли ты…» (влияние на зародышевое развитие человека алкоголя, никотина и др. факторов).

(См. приложение 5)

3. Вывод по уроку.

  1. В основе размножения, роста и развития организма лежит процесс деления клеток (митоз, мейоз).

  2. В жизненном цикле многих растений и животных наблюдается смена митозов и мейозов, что способствует чередованию полового и бесполого поколений.

  3. В процессе эволюции сформировалось господство полового размножения.

  4. Онтогенез организма есть краткое повторение основных этапов филогенеза.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

*Повторить понятийный аппарат по теме «Размножение и развитие организма».

*Творческое задание (по выбору):

- составить тест по теме «Размножение и развитие организма»;

- приготовить шпаргалку по данной теме ( использовать не более 10 символов и 10 слов).

Приложение 1.

Схема «Сущность полового размножения у животных».

План-конспект урока биологии Размножение 10 класс


Схема «Цикл размножения споровых растений».

План-конспект урока биологии Размножение 10 класс

Митоз

Яйцеклетка (n)


Приложение 2.

Гермафродит.

У древних греков был миф, в котором говорилось о той поре, когда не было людей. Землю населяли особые человекоподобные существа с четырьмя ногами и руками и двумя лицами.

У каждого такого чудовища имелись двойные органы размножения. Природа наградила их богатырской силой и недюженным умом. Это были гермафродиты. Эти сказочные существа захотели проникнуть на Олимп, в жилище богов. Тогда Зевс решил наказать гордецов. Чтобы лишить их телесной и духовной мощи. Он рассек их пополам. Вместо них появились существа однополые: мужчины и женщины. С той поры каждая половина ищет недостающую ей половину.

Приложение 3.

Экспериментальное клонирование животных.

Клонированием называют искусственное получение клонов животных.

Поскольку высшие животные не могут размножаться вегетативно, то для получения клона можно в принципе воспользоваться тремя методами:

  • удвоить набор хромосом в неоплодотворенной яйцеклетке, получив

диплоидную яйцеклетку, и заставить ее развиваться без оплодотворения;

  • искусственно получить монозиготных близнецов, разделив начавший делиться эмбрион;

  • удалить ядро из яйцеклетки, заменив его на диплоидное ядро соматической клетки, и тоже заставить развиваться такую «зиготу».

Все эти три возможности ученые использовали для клонирования животных.

Самое знаменитое животное, овечка Долли, была клонирована с помощью третьего метода - переноса генетического материала соматической клетки в яйцеклетку, лишенную собственного ядра. Сейчас техника клонирования усовершенствована. Изобретена специальная микропипетка, с помощью которой осуществляется перенос ядра соматической клетки непосредственно в яйцеклетку. Это позволило обойтись без электрического импульса, далеко не безопасного для живых клеток. К настоящему времени этим методом клонированы и другие млекопитающие: корова, свинья, мышь, кошка, собака, лошадь, мул, обезьяна.

Зачем клонировать животных?

Несмотря на огромные успехи, клонирование млекопитающих остается сложной и дорогостоящей процедурой. Почему же ученые не оставляют эти эксперименты?

Во-первых, клонирование млекопитающих чрезвычайно важно для науки: как реализуется наследственная информация во взрослом организме, как осуществляется взаимодействие тысяч генов, как включаются и выключаются отдельные гены?

Во-вторых, клонирование высокопродуктивных домашних животных позволит за короткий срок получить большое количество элитных коров, ценных пушных зверей, спортивных лошадей. Клонирование путем разделения начавших делится эмбрионов, уже сейчас используется в селекции крупного рогатого скота.

В-третьих, особые надежды ученые возлагают на клонирование диких животных, которым грозит исчезновение. Уже в настоящее время создаются «Замороженные зоопарки» - образцы клеток диких хранятся в замороженном виде при температуре жидкого азота (-196 градусов). В Америке уже родились два детеныша дикого быка бантенга, клонированные из клеток животного, умершего в 1980 году. Его клетки были заморожены и более 20 лет хранились в жидком азоте. Клонированы также дикий бык гаур, европейский дикий баран, дикие африканские степные кошки.

Следует сказать о надеждах клонировать уже исчезнувших животных - мамонта, тасманийского сумчатого волка, зебры квагги.

Все предпринятые попытки культивировать клетки мамонта, пролежавшие тысячелетия в вечной мерзлоте, оказались безуспешными. Кроме того, если даже и удалось бы получить и вырастить один клон мамонта, это не было бы воскрешением вида. Из одного или даже нескольких экземпляров получить вид нельзя, для устойчивого существования и воспроизведения вида необходимо, по крайней мере, несколько сотен особей.

Проблема клонирования человека.

Возможность искусственного клонирования человека вызывает бурные эмоции в обществе. Некоторые люди уже завещают сохранить их клетки в состоянии глубокого замораживания для того, чтобы, когда техника клонирования будет отработана, воскреснуть в виде клона, обеспечив себе бессмертие. Другие думают путем клонирования преодолеть бесплодие и ли вырастить себе «запасные части» - органы для трансплантации. Третьи хотят облагодетельствовать человечество, населив его клонами гениев.

В связи с этим возникают некоторые вопросы.

Вопрос 1: возможно ли клонирование человека? Ответ однозначен: да, конечно, технически это возможно.

Вопрос 2: зачем клонировать человека? Ответов может быть несколько.

1. Достижение личного бессмертия. Эта перспектива серьезно не обсуждается. 2. Выращивание гениальных личностей. Главное сомнение - а будут ли они гениальными? В формировании гениальности помимо генетического фактора важную роль играет окружающая среда и ее влияние может быть велико и непредсказуемо.

3. Использование клонирования в медицинских целях. Это тот вопрос, который следует обсуждать серьезно. Предполагается, что клонирование можно использовать для преодоления бесплодия. Но если вспомнить эффективность клонирования, представить себе, сколько нужно получить яйцеклеток, чтобы родился один клон, который к тому же, возможно, будет больным, с укороченной продолжительностью жизни, сколько эмбрионов, уже начавших жить, погибнет, то перспектива репродуктивного клонирования человека становится устрашающей.

Терапевтическое клонирование предполагает получение эмбриона, выращивание его до 14-дневного возраста, а затем использование эмбриональных стволовых клеток в лечебных целях. Перспективы лечения с помощью стволовых клеток ошеломляющи. Но фактически это означает вырастить себе братика или сестричку, а потом - убить, чтобы использовать их клетки в качестве лекарства. И если убивается не новорожденный младенец, а двухнедельный эмбрион, дела это не меняет. Поэтому ученые ищут другие пути получения стволовых клеток.

Вопрос 3: допустимо ли клонирование человека?

Конечно, клонирование человека недопустимо, пока не преодолены технические сложности и низкая эффективность метода, пока не гарантирована нормальная жизнеспособность клонов.

Вопрос 4: какие последствия может иметь применение такого способа размножения?

Одно из вполне реальных последствий клонирования - нарушение соотношения полов в потомстве. Другое негативное следствие широкого применения клонирования - снижение генетического разнообразия человека. И наконец,

Не следует забывать о тех последствиях, которые мы пока не в состоянии предусмотреть.

Приложение 4.

Опорная схема «Онтогенез хордовых».

_____?_______генез

Эмбриональное развитие ______?______ развитие

1. ?

2. ? прямое ____?_________

3.__?_______ (ящерица) с полным ___?______

УЛА превращением ___________

4.__?_______ (___?___) (лягушка)

5.

6.гисто-

___?______

7.органо-

ЭКТО-; МЕЗО-; ЭНТО-.


Приложение 5.

Знаете ли вы…

*У курящих женщин выкидыши и мертворождения детей встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих.

*У курящих отцов, выкуривающих пачку сигарет в день, новорожденные дети весят в среднем на 125 граммов меньше, чем у некурящих отцов.

*У курящих матерей новорожденные весят на 200 граммов меньше, чем у незнакомых с сигаретой женщин.

*У детей курящих родителей удваивается частота бронхитов и воспалений легких.

*30-40% пьющих матерей не способны вскармливать детей грудью.

*Концентрация алкоголя в крови пьющей женщины и плода одинакова.

*Действие алкоголя на этапе внутриутробного развития приводит к недоразвитию плода или отдельных его органов (к уродствам), повышенной смертности новорожденных.

*Статистические медицинские наблюдения показали, что глухонемые дети рождаются от родителей, больных хроническим алкоголизмом.

*регулярное употребление родителями алкоголя на протяжении 4-5 лет влечет за собой умственную недостаточность при вполне удовлетворительном общем развитии.

*План-конспект урока биологии Размножение 10 классУ плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ. В этом случае ребенок рождается с синдромом абсистенции (ломки), которая возникает из-за прекращения регулярного поступления наркотиков в его организм после рождения. Ребенок возбужден, пронзительно кричит, часто зевает, чихает, у него повышена температура, изменен тонус мышц.

*Мозг плода крайне чувствителен к радиации. В период, когда у плода формируется кора головного мозга, существует большой риск того, что в результате облучения матери (например, рентгеновскими лучами) родится умственно отсталый ребенок.


Литература.

1. Пономарева, И.Н., Корнилова, О.А., Лощилина, Т.Е. Биология. 11 класс (базовый уровень). - М.; Вентана-Граф, 2011.

2. Лемеза, Н.А., Камлюк, А.В., Лисов, Н.Д. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: ООО Юнипресс, 2002.

3. Кулев, А.В. Общая биология. 11 класс: методическое пособие. - С- Петербург: Паритет, 2001.

4. Шатиков, Д.А. Я познаю мир: Генетика: Энциклопедия. - М.: АСТ; ООО Астрель; ЗА ОППП Ермак, 2004.

5. Пепеляева, О.В., Сунцова, И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. - М.: Вако, 2006.

6. Аргументы и факты. Клоны атакуют. - №19,2007.

11

© 2010-2022