Урок по теме «Вирусы»

Описание публикации:Предлагаю вам конспект урока для учащихся 10 класса по теме: «Вирусы».  На данном уроке применяется образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, позволяет развивать критическое мышление школьников.Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на каждом этапе урока. Домашнее задание дается разноуровневое.  Цели: ·     --сформировать у школьников понятие о строении, жизнедеятельности вирусов, их многообразием, ролью в природе; ·       --продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой; показать личностную значимость изучаемого материала: здоровье – это главная ценность для человека. формирование коммуникативных  навыков при работе.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хорошавина Галина Григорьевна

БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии

Методическая разработка урока по биологии.

Тема: « Вирусы» 10 класс

Описание публикации: Предлагаю вам конспект урока для учащихся 10 класса по теме: «Вирусы».

На данном уроке применяется образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, позволяет развивать критическое мышление школьников.Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на каждом этапе урока. Домашнее задание дается разноуровневое.

Урок биологии по теме: « Вирусы» 10 класс

Цель занятия:

  • сформировать у школьников понятие о строении, жизнедеятельности вирусов, их многообразием, ролью в природе.

  • продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой; показать личностную значимость изучаемого материала: здоровье - это главная ценность для человека.

  • формирование коммуникативных навыков при работе.

Оборудование: Учебная таблица: « Строение вируса», научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, рабочая тетрадь, учебник, лист «Успеха»

Ход урока

  1. Организационный момент. (2 мин.). Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка цели и задач урока.

II . Усвоение ЗУН.

Вступительное слово учителя: Ребята, по признакам, которые на доске постарайтесь назвать тему нашего урока.(7 мин.)

Признаки:

-Очень маленькие по размеру;

- Занимают пограничное положение между живой и неживой материей;

- Возбудители таких опасных заболеваний как корь, грипп.

Учитель: Какие будут предположения? (Вирусы)

Тема нашего урока: Вирусы -неклеточная форма жизни.

Обозначенную тему урока вы видите в своих маршрутных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока.

Учитель: На данном этапе урока нам надо выяснить, что вы знаете о вирусах.

  1. Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал. » (З-Х-У)

  • З - знаю

  • Х - хочу узнать

  • У - узнал

Работа по заполнению начинается с активизации того, что учащиеся уже знают о вирусах . Дети предлагают свои идеи.

-Заполнение первой колонки таблицы «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1

2

3


Вывод учащихся.

  1. Самостоятельная работа с текстом. (8 мин.)

Чтение и маркировка текста: У каждого ученика на столе текст. В тексте учащиеся отмечают:

Известную информацию знаком V

Новую информацию знаком +

Непонятную информацию знаком ?

«История Вирусов»

В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает "жидкое заразное начало", которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ). Вирус в переводе с латинского означает "яд"; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп "противнику" Луи Пастер. Размеры вирусов от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую, форму кристаллов. Известно более 1000 видов. В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги). Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Вирусы входят в царство Vira.

После прочтения текста идет обсуждение вопроса о том, что дети хотят узнать о вирусах на уроке. Свои идеи, вписывают во вторую колонку таблицы. Тем самым, ставят цели урока.

-Заполнение второй колонки в таблице «ЗХУ»

Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст, с которым работали.

Если была новая информация, то эту информацию вносят в третью колонку таблицы «ЗХУ».

После каждого этапа, учитель совместно с учащимися делают выводы, обобщают.

  1. Работа с текстом учебника. (8 мин.)

Прочитав статью в учебнике и изучив схему в учебнике, заполнить таблицу:

« Специфические черты вирусов»

В чем проявляется сходство с живым

Чем отличаются от живого

Характерные особенности


Вывод после заполнения таблицы:

Таким образом, у вирусов нет цитоплазмы и органоидов, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным. Вирусы - это неклеточная форма жизни. ( Работа по таблице: «Строение вируса»)

  1. Сообщение учащихся на тему: « СПИД - чума 20 века, перешедшая в 21 век» (опережающее задание) (7 мин.)

Учащиеся слушают сообщение и заполняют таблицу «ЗХУ» - третью колонку.

III. Закрепление ЗУН ( 8мин.)

Выполнение заданий в рабочей тетради .

IV. Выставление оценок. Итог. Домашнее задание. (5 мин.)

У детей на столах лежит «Лист успеха», идет самостоятельное оценивание своей работы на уроке по нескольким критериям.

Лист Успеха

Критерии

+ или -

1

Участие в обсуждении

2

Делал выводы

3

Анализ текста

4

Заполнение таблицы

5

Задания в рабочей тетради

6

Итоговая оценка


Разноуровневое домашнее задание:

  1. Оценка «5» - Сообщение на тему: « Вирусные заболевания»,

«Есть ли будущее у вирусов»

  1. Оценка «4» , «3» - Учить текст параграфа, отвечать на вопросы в конце параграфа.







© 2010-2022