- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме «Вирусы»
Урок по теме «Вирусы»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хорошавина Г.Г. |
Дата | 30.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хорошавина Галина Григорьевна
БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии
Методическая разработка урока по биологии.
Тема: « Вирусы» 10 класс
Описание публикации: Предлагаю вам конспект урока для учащихся 10 класса по теме: «Вирусы».
На данном уроке применяется образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, позволяет развивать критическое мышление школьников.Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на каждом этапе урока. Домашнее задание дается разноуровневое.
Урок биологии по теме: « Вирусы» 10 класс
Цель занятия:
-
сформировать у школьников понятие о строении, жизнедеятельности вирусов, их многообразием, ролью в природе.
-
продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой; показать личностную значимость изучаемого материала: здоровье - это главная ценность для человека.
-
формирование коммуникативных навыков при работе.
Оборудование: Учебная таблица: « Строение вируса», научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, рабочая тетрадь, учебник, лист «Успеха»
Ход урока
-
Организационный момент. (2 мин.). Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка цели и задач урока.
II . Усвоение ЗУН.
Вступительное слово учителя: Ребята, по признакам, которые на доске постарайтесь назвать тему нашего урока.(7 мин.)
Признаки:
-Очень маленькие по размеру;
- Занимают пограничное положение между живой и неживой материей;
- Возбудители таких опасных заболеваний как корь, грипп.
Учитель: Какие будут предположения? (Вирусы)
Тема нашего урока: Вирусы -неклеточная форма жизни.
Обозначенную тему урока вы видите в своих маршрутных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока.
Учитель: На данном этапе урока нам надо выяснить, что вы знаете о вирусах.
-
Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал. » (З-Х-У)
-
З - знаю
-
Х - хочу узнать
-
У - узнал
Работа по заполнению начинается с активизации того, что учащиеся уже знают о вирусах . Дети предлагают свои идеи.
-Заполнение первой колонки таблицы «ЗХУ»
-
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1
2
3
Вывод учащихся.
-
Самостоятельная работа с текстом. (8 мин.)
Чтение и маркировка текста: У каждого ученика на столе текст. В тексте учащиеся отмечают:
Известную информацию знаком V
Новую информацию знаком +
Непонятную информацию знаком ?
«История Вирусов»
В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает "жидкое заразное начало", которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ). Вирус в переводе с латинского означает "яд"; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп "противнику" Луи Пастер. Размеры вирусов от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую, форму кристаллов. Известно более 1000 видов. В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги). Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Вирусы входят в царство Vira.
После прочтения текста идет обсуждение вопроса о том, что дети хотят узнать о вирусах на уроке. Свои идеи, вписывают во вторую колонку таблицы. Тем самым, ставят цели урока.
-Заполнение второй колонки в таблице «ЗХУ»
Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст, с которым работали.
Если была новая информация, то эту информацию вносят в третью колонку таблицы «ЗХУ».
После каждого этапа, учитель совместно с учащимися делают выводы, обобщают.
-
Работа с текстом учебника. (8 мин.)
Прочитав статью в учебнике и изучив схему в учебнике, заполнить таблицу:
« Специфические черты вирусов»
-
В чем проявляется сходство с живым
Чем отличаются от живого
Характерные особенности
Вывод после заполнения таблицы:
Таким образом, у вирусов нет цитоплазмы и органоидов, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным. Вирусы - это неклеточная форма жизни. ( Работа по таблице: «Строение вируса»)
-
Сообщение учащихся на тему: « СПИД - чума 20 века, перешедшая в 21 век» (опережающее задание) (7 мин.)
Учащиеся слушают сообщение и заполняют таблицу «ЗХУ» - третью колонку.
III. Закрепление ЗУН ( 8мин.)
Выполнение заданий в рабочей тетради .
IV. Выставление оценок. Итог. Домашнее задание. (5 мин.)
У детей на столах лежит «Лист успеха», идет самостоятельное оценивание своей работы на уроке по нескольким критериям.
Лист Успеха
-
№
Критерии
+ или -
1
Участие в обсуждении
2
Делал выводы
3
Анализ текста
4
Заполнение таблицы
5
Задания в рабочей тетради
6
Итоговая оценка
Разноуровневое домашнее задание:
-
Оценка «5» - Сообщение на тему: « Вирусные заболевания»,
«Есть ли будущее у вирусов»
-
Оценка «4» , «3» - Учить текст параграфа, отвечать на вопросы в конце параграфа.