- Преподавателю
- Биология
- Аналитическая записка «Формирование УУД учащихся посредством реализации проекта»
Аналитическая записка «Формирование УУД учащихся посредством реализации проекта»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cимонова Г.И. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аналитическая записка «Формирование УУД учащихся посредством реализации проекта»
На уроках биологии проект применяю не первый год. Учащимися составлены проекты по различным темам.
Что же такое проект? В чем его преимущества?
Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
-
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
-
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
-
повышение мотивации учащихся при решении задач;
-
развитие творческих способностей;
-
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
-
формирование чувства ответственности;
-
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Анализ проекта учащегося 8-го класса «Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека».
Проект индивидуальный, средней продолжительности, с закрытой координацией, межпредметный, поисково-исследовательский, личностно значимый. Тема проекта была предложена учеником, презентовал свою работу на уроке по биологии.
Работа (письменная часть) содержит все разделы необходимые для исследования и проекта.
При работе над данным проектом у учащегося вырабатывались следующие УУД:
1. Поисковые (исследовательские) умения:
-
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-
умение взаимодействовать с любым партнером;
-
навыки делового партнерского общения;
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
-
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-
умение вести дискуссию;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение находить компромисс;
-
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
4. Презентационные умения и навыки:
-
навыки монологической речи;
-
умение уверенно держать себя во время выступления;
-
артистические умения;
-
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Продуктом данной работы явились презентация и выступление учащегося. Презентация содержит данные социологического опроса проведенного учащимся по теме проекта, а также видеориолики: - антиреклама алкоголя, действие алкоголя на кровь, вред курения, эксперимент проведенный на кухне.