- Преподавателю
- Биология
- Проект: «Экологический аудит помещений школы №1 г. Ишима»
Проект: «Экологический аудит помещений школы №1 г. Ишима»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Бурданова С.А. |
Дата | 30.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Экологический аудит помещений школы №1 г. Ишима.
Автор:
Бурданова Светлана Анатольевна
учитель биологии МАОУ СОШ №1
г. Ишим, Тюменская область
2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы озеленения школьных помещений.
-
Характеристика комнатных растений.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
2.3. Рекомендации
Заключение.
Введение
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы -
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы -
Посредники живого пониманья
Актуальность. Растения играют важную санитарно-гигиеническую роль. Они очищают воздух от углекислоты, так как в помещениях углекислоты сконцентрировано обычно в 23 раза больше (0,7%), чем под открытым небом (0,03%)./3/ Улучшая состав воздуха, растения увлажняют его, испаряя воду листьями, и тем самым облегчают наше дыхание.
Зеленый цвет растений успокаивающе действует на нервную систему, вызывая при этом положительные эмоции, что благотворно сказывается на работоспособности учащихся.
В целях улучшения условий быта учащихся и работников школы, особенно территории Западной Сибири, которые большую часть года находятся в помещениях и мало «общаются» с растениями. Необходимо проанализировать какие растения находятся в помещениях
где девять месяцев природа прибывает в покое. проектов по озеленению школ. Такие меры стали необходимостью для северян,
Постановка проблемы. Создание уюта и комфорта в помещении школы для повышения положительного эмоционального фона учащихся, учителей и сотрудников.
Вопрос «Озеленение и благоустройство» школы стоит на особом контроле у администрации школы. Школьные помещения должны быть комфортными, потому что там проводят большую часть времени работники школы и учащиеся, а комфорт и уют зависят от озеленения школы.
Цели и задачи.
1. Провести социологический опрос среди учащихся и работников школы об уровне озеленения школьных помещений и влиянии растений на их эмоциональное состояние, работоспособность.
2. Выяснить количество растений в помещениях школы.
3. Дать рекомендации по озеленению помещений.
Практическая значимость работы
Данный работа может использоваться для экологического паспорта МАОУ СОШ № 1 г. Ишима Тюменской области. А так же для улучшения условий труда и учебы в школе №1.
На перспективу:
1. Определить стороны света каждого помещения и составить список растений для этих помещений, рекомендуемые для их озеленения.
2. Продолжить работу по описанию растений и давать рекомендации по уходу за различными видами комнатных растений, которые имеются в школе.
Глава 1. Теоретические основы озеленения школьных помещений.
-
Характеристика комнатных растений.
В наше время зимние сады не редкость в учреждениях просветительного характера, профилакториях, на базах отдыха и в детских учреждениях, в том числе и в школах. Но зимний сад не только место отдыха, здесь человек так же познает мир растений и учится беречь природу. Однако, чтобы зеленое оформление сочеталось с интерьером помещения по своему функциональному назначению, нужно серьезное художественно - конструкторское решение. Озеленение различных помещений, способствуя улучшению микроклимата, должно так же совмещаться по своему декоративному решению с общим интерьером помещений./1/
Зеленые гостиные - комнаты и уголки отдыха - обеспечивают отдых от физического и нервного утомления. Они могут быть созданы во многих предприятиях и учреждениях. По микроклимату эти интерьеры должны быть благоприятными./5/
Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижает электромагнитное излучение.
-
Виды комнатных растений
Чемпионом среди цветов является хлорофитум. Нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в квартире средней величины. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным действием. Специалисты выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Другое широко распространенное растение, которое выделяет биологически активные вещества, убивающие стафилококки и стрептококки, - это комнатная герань. Фитонцидными свойствами также обладают фикус и пестролистная диффенбахия. Они очищают воздух жилых комнат от токсинов, поэтому их место в жилых помещениях, окна которых выходят на шумную автостраду или фабрику. Лавр - небольшой вечнозеленый кустарничек, выделяющий вещества, которые убивают вирусы и бактерии. Особенно полезно держать это растение людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, спазмами кишечника и желчных путей. Еще одна группа полезных фитонцидных растений - кактусы, особенно с длинными иголками. Эти растения не только убивают микробы, но и снижают вредную ионизацию, защищая нас от электромагнитного излучения. Лучшее место для этих цветов вблизи телевизора и мониторов компьютеров. С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, папоротники./2/ Есть широкая группа помещений, разных по своему функциональному назначению, микроклиматической характеристикой и дополнительными причинами, которые влияют на растения (запыленность, загазованность, шумы и механическое воздействие)./5/ К ним относятся слесарная, столярная и швейная мастерские в нашей школе и многие другие помещения, в которых происходит производственный процесс. Растения, находящиеся в этих помещениях, должны выполнять роль санитаров, которые смягчают шум, способствовать уменьшению запыления./5/ В этих помещениях цветы подвержены влиянию резких перепадов температуры, повышенной скорости передвижения воздуха и воздействию различных химически и технических примесей в воздухе; в таких помещениях возможность создания подходящего микроклимата минимальна, хорошо регулируется на практике лишь освещение./5/. Развитие, продолжительность роста и внешний вид растения почти полностью зависит от биологических качеств и возможностей для адаптации, поэтому в производственных помещениях могут быть пригодны для озеленения только самые выносливые и нетребовательные к условиям виды растений./6/ Рабочие и учебные помещения (кабинеты, аудитории, классы, читальные залы). В них должны быть обеспеченны комфортные условия для трудовой деятельности людей, ведь там иной, чем в производственных помещениях, характер труда (работа умственная, счетная, кострукторско-чертежая и др.). В этих помещениях более благоприятный микроклимат: поддерживается постоянный температурный режим, редкие сквозняки, исключены неблагоприятные воздействия. Неблагоприятными факторами по отношению к декоративным растениям являются низкая влажность воздуха и иногда недостаточность освещения, их легко устранить с помощью дополнительной подсветки и хорошим уходом за растением./5/ Растения, размещенные в аудитории или кабинете, должны влиять на окружающих спокойно, равномерно, не отвлекая от основной работы. С общим интерьером помещения должны сочетаться цветочные емкости: полочки; кашпо с различной формой, окраской и материалом. Для помещений декоративные растения следует подбирать из видов, которые подходят для этого помещения./1/
Глава 2. Экспериментальная часть работы.
2.1. Методы исследования.
Анкетирование проводилось среди учеников 5, 6,7, 8, 9, 10 и 11 классов (167 человек) и работников школы (педагоги, техперсонал, работники столовой, администрация школы(17человек)). Содержание анкеты (респонденты отвечают да, нет)
-
Обращаете ли вы внимание на наличие комнатных растений в помещениях?
-
Нравится ли вам то, что в помещениях много растений?
-
Знаете ли вы, что растения улучшают состав воздуха и очищают его в помещениях?
-
Изменяется ли ваше настроение от наличия комнатных растений?
-
Как вы считаете, повышается ли ваша работоспособность, если в помещениях много цветов?
-
Есть ли у вас любимые комнатные растения?
-
Достаточно ли растений в различных помещениях?
-
Укажите № кабинета, в котором вы себя чувствуете комфортнее всего?
-
Что надо сделать, чтобы ученики, работники школы и педагоги чувствовали себя в школьных помещениях комфортно и меньше уставали?
Мы побывали во всех кабинетах, мастерских, библиотеке и читальном зале, столовой, приемной директора и его кабинете, в учительской.
-
Сделали фотографии: общие виды кабинетов, коридоров, мастерских, а так же сфотографировали некоторые виды растений, которые там растут.
-
Подсчитали количество экземпляров цветов в кабинетах и изучили их видовое разнообразие.
-
Выдели 3 группы школьных помещений:
Группа 1: помещения, в которых количество экземпляров варьирует от 10 до 25
Группа 2: помещения с малым количеством ( от 0 до 10)
Группа 3: помещения без цветов
2.2. Результаты исследований.
Анализ результатов социологического опроса показал, что почти все респонденты (работники школы - 100%; учащиеся - 81%) обращают внимание на комнатные растения; из них 99%; 84% нравится то, что в кабинетах много цветов, но 99%; 81% считает, что растений не достаточно. Почти 100% опрошенных знает о пользе комнатных растений; у 99%; 36% улучшается настроение от наличия цветов. Почти все работники школы (99%) и больше половины учеников (55%) считают, что у них повышается работоспособность от наличия цветов; примерно столько же респондентов (99%; 64%) имеют любимые растения, а 99%; 81% заметили, что растений недостаточно.
Самый популярный кабинет, по мнению работников школы и учеников, является кабинет начальных класс №4. Там благоприятные условия, много комнатных растений и красивое оформление.
Отвечая на последний вопрос, школьники поставили на первое место улучшение эстетического оформления школы, на второе - дополнительное озеленение некоторых кабинетов и коридоров; а работники школы на первое место поставили озеленение.
Результаты наблюдений.
1. Составили таблицу школьных помещений, которые разделили условно на 3 группы:
группа 1 - в помещениях этой группы много экземпляров комнатных растений и наблюдается большое видовое разнообразие. Эти помещения не нуждаются в дополнительном озеленении.
группа 2 - помещения этой группы имеют достаточное количество цветов, но небольшое видовое разнообразие. Их можно дополнительно озеленить другими видами растений.
группа 3 - помещения этой группы либо вовсе не имеют растений. Эти помещения нуждаются в интенсивном озеленении.
Группа 1
Количество экземпляров цветов
Количество видов
№ 4
20
15
№ 3
11
10
№ 15
16
16
№ 16
11
11
№ 18
18
14
№19
11
11
Коридор 1 этажа
14
13
Швейная мастерская
19
15
Группа 2
Количество экземпляров цветов
Количество видов
Кабинеты: № 21
6
6
№ 22
10
7
№24
5
5
№ 25
5
4
№ 26
4
4
Кабинет директора
5
5
кабинет зам. директора по воспитательной работе
6
5
Группа 3
Количество экземпляров цветов
Количество видов
Кабинеты: № 23
0
0
№27
0
0
№ 20
0
0
столовая
0
0
столярная мастерская
0
0
коридор 2 этажа
0
0
спортивная раздевалка для девочек
0
0
спортивная раздевалка для мальчиков
0
0
актовый зал
0
0
учительская
0
0
Кабинет зам директора по учебной работе
0
0
2. Составили список растений, которые можно выращивать в нашей школе (видовое разнообразие).
-
Агава американская
-
Аглаонема изменчивая
-
Аглаонема Робелина
-
Аглаонема Робелина ложноприцветниковая
-
Алламанда очищающая
-
Алоэ древовидное
-
Алоэ пестрое
-
Антуриум величественный
-
Аспидистра высокая
-
Асплениум живородящий
-
Бальзамин султанский
-
Бегония воротничковая
-
Бегония диадема «Купферконигин»
-
Бегония королевская
-
Бегония люцерна
-
Бегония непрерывноцветущая
-
Бриофиллум дегремонта
-
Герань комнатная
-
Диффенбахия пятнистая
-
Драцена драконовая
-
Жасмин Самбак
-
Зебрина висячая
-
Зигокактус
-
Калатея украшенная
-
Колеус Блюма
-
Кофе аравийский
-
Куркулига отогнутая
-
Маранта беложилковая
-
Молочай красивейший
-
Монстера прелестная
-
Нефролепис возвышенный
-
Панданус Вейча
-
Пеллиония красивая
-
Пеперомия складчатая
-
Пилея Кадье
-
Плющ обыкновенный
-
Руэллия одиночная
-
Рэо покрывальное
-
Сансевьера трехполосая
-
Санхезия благородная
-
Сенполия фиалкоцветная
-
Сеткреазия пурпурная
-
Сингониум многолистный
-
Сциндаптус пестрый
-
Толстянка древовидная
-
Традесканция белоцветковая
-
Туя западная, вересковидная
-
Филодендрон Андре
-
Филодендрон лазящий
-
Фикус упругий
-
Фиттония серебристожильчатая, мелколистная
-
Хлорофитум хохлатый, пестролистный
-
Циссус антарктический
-
Циссус виноградный
-
Эпифиллиум гибридный
Выводы.
С октября по май школьники не «общаются» с различными растениями, в это время года они становятся более раздражительным, у них ухудшается память, начинаются головные боли.
Включение в интерьер учебных помещений форм живой природы с красивоцветущими или декоративными растениями создает психологически благоприятную среду, повышает культуру оформления рабочего места и способствует улучшению условий работы.
Озеленение учебных помещений носит не только эстетические функции, но и улучшает микроклимат, очищает воздух от вредных газов и пыли, смягчает шум, снижает нервное напряжение и, конечно же, способствует хорошему настроению людей.
Достаточно озеленены кабинеты №№ 15,16, 18, 19 помещения: библиотека; в них достаточное количество растений, а также большой видовой состав, т.е. в кабинетах есть растения очищающее воздух, увлажняющие, снимающие нервное напряжение, способствующие улучшению настроения.
Недостаточно озеленены кабинеты №№23, 27, 20 и помещения: слесарная мастерская, столовая, актовый зал, коридоры, рекреации. Мы рекомендуем их озеленить вертикальным способом.
Рекомендации.
-
ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ГРУППЫ 1 НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ, НО НАДО УЛУЧШИТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. ДЛЯ ЭТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ ДОЛЖНА ЗАКУПИТЬ НОВЫЕ ЦВЕТОЧНЫЕ ГОРШКИ, КАШПО, ВАЗОНЫ, ПОЛОЧКИ И НАПОЛЬНЫЕ ПОДСТАВКИ В ЕДИНОМ СТИЛЕ.
-
ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ГРУППЫ 2 НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ. В МАРТЕ-АПРЕЛЕ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ И ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗМНОЖИТЬ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЦВЕТОВ ИЗ КАБИНЕТОВ №18, №4, ГДЕ НАБЛЮДАЕТСЯ БОЛЬШОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, ЕСТЕСТВЕННО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ ЦВЕТОЧНЫЕ ГОРШКИ, КАШПО, ЦВЕТОЧНАЯ ЗЕМЛЯ, ДРЕНАЖ, УДОБРЕНИЯ.
-
ПОМЕЩЕНИЯ ГРУППЫ 3 ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОЗЕЛЕНЕНЫ. НЕОБХОДИМО ИНТЕНСИВНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ.
- Коридор на 2-ем этаже от кабинета №15 до кабинета №27 нуждается в вертикальном озеленении.
- Кабинет №27 Необходимо интенсивное озеленение: вертикальное (на стенах и колоннах), в углах можно поставить специальные подставки для цветов.
- Столярная мастерская. Озеленение возможно вертикальное: на стенах, меду стендами и на колоннах; высадить хлорофитум, традесканцию, плющ. Можно расширить подоконники и поставить горшки с такими комнатными растениями, как герань, драцена, маранта и др.
- Кабинет №23 Для кабинета информатики необходимо озеленение кактусами. Эти растения не только убивают микробы, но и снижают вредную ионизацию, защищая нас от электромагнитного излучения.
- Кабинет №20 Необходимо озеленение всего кабинета неприхотливыми (хлорофитум) растениями. Озеленение как верхнее, так и нижнее. Можно поставить напольные горшки с цветами: диффенбахия, аспидистра; возможно озеленение задней стены вертикальным способом.
4. Рекомендуем несколько правил, которые можно использовать при озеленении помещений:
-
Для большинства растений наилучшим фоном является простая, без узора, стена любого светлого пастельного тона.
-
Пёстрые или цветущие растения на светлом фоне будут плохо видны; им подходит тёмный фон.
-
На подоконнике лучше использовать одиночное растение - низкое и кустистое, если оно располагается посередине окна, или высокое и узкое при асимметричном размещении.
-
Крупные растения в больших горшках на столе будут выглядеть громоздко - их место на полу.
-
На стенах размещают декоративноцветущие (чтобы оживить цветом гладкую светлую стену) растения и лианы.
-
Растения с длинными дуговидными стеблями устанавливают на специальную высокую подставку или помещают в подвесную корзину.
-
При подборе растений следует учитывать микроклимат кабинета (температуру, важность, освещённость) и его площадь.
Список литературы.
1. Козупеева Т.А,, Лештаева А.А., Миллер С.А. Цветы в интерьере и зимние сады на Крайнем Севере. - Л.: Наука, 1985.
2. Журнал Лучшие комнатные растения, спецвыпуск «Вальс цветов», ноябрь, 2006.
3. Комнатные растения / Автор-составитель М. Домнекова - Минск: Харвест, 1997.
4. Козупеева Т.А,, Лештаева А.А. Оранжерейные и комнатные растения для Крайнего Севера - Л.: Наука, 170.
5. Козупеева Т.А,, Лештаева А.А. Опыт внутреннего озеленения цехов и общественных помещений в Заполярье. - В книге: Введение в культуру новых видов полезных растений в условиях Крайнего Севера. - Л.: Наука, 1971.
6. Кутас Е.Н. Экологобиологические особенности жизнедеятельности растений в условиях интерьеров. - Минск: Наука и техника, 1984.
7. Мир культурных растений: Справочник. - М., 1994.
8. Ванькова О.С. Цветы в вашем доме. - М., 1992.