План-конспект урока по теме Деление клетки. Митоз

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Деление клетки. Митоз.

Класс: 9

Цель: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления, закрепить ранее изученный материал по теме «Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка»

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; закрепить ранее изученный материал по теме «Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка»

Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.

Оборудование: Презентация, использование интерактивной доски, видеофрагменты по теме « Размножение. Митоз»

учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Тестирование (приложение 1);

  2. Работа по вопросам с использованием учебника (для слабоуспевающих детей) (приложение 2);

  1. Изучение нового материала:

  1. Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.

  2. Учитель сообщает цель урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.

  3. Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии. Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):

Деление:

А - основа размножения

Б - основа роста и развития

В - основа восстановления поврежденных органов и тканей

Г - поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)

4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них - митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.

5. Рассказ учителя о жизненном цикле клетки и продолжительности интерфазы и митоза сопровождается поэтапным закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся.

6. Динамическая пауза ( зарядка для глаз).

IV. Закрепление:

  1. Работа с динамической моделью деления клетки. (На магнитной доске в беспорядке располагаются модели клеток, соответствующие разным фазам митоза. Они закрыты, обучающиеся их не видят.) Учитель дает задание еще раз хорошо рассмотреть таблицу: «Митоз», запомнить все фазы деления и интерфазу, а потом убирает эту таблицу и открывает закрытые модели клеток, предлагая восстановить порядок их расположения.

  2. Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?

Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?

Какие фазы включает в себя митоз?

В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки?

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание: параграф 2.14, повт. 2.11; 2.13. заполнить таблицу: «Митоз», продолжить работу над проектной работой « Клетка- структурная единица живого»

Фазы митоза

Характеристика фаз митоза

Рисунок







Приложение 1


Тест: Обмен веществ и энергии. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка.

1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза б) жир в) АТФ

2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) СО2 б) Н2О в) АТФ

3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией

4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:

а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения

5. Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме

6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

а) образование АТФ б) образование НАДФ·Н2

в) образование углеводов

7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:

а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы

8. Как называется 1-ый этап биосинтеза белка?

а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.

9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.

10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.



Приложение 2

1 вариант:

1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:

2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:

3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:

4. Какова функция ДНК в синтезе белка

5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:

2 вариант:

1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:

2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:

3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:

4. Чему соответствует код триплета и РНК:

5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:

А - аденин

Б - гуанин

В - урацил

Г - Тимин


© 2010-2022