- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока по теме Деление клетки. Митоз
План-конспект урока по теме Деление клетки. Митоз
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюнина Е.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Деление клетки. Митоз.
Класс: 9
Цель: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления, закрепить ранее изученный материал по теме «Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка»
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; закрепить ранее изученный материал по теме «Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка»
Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.
Оборудование: Презентация, использование интерактивной доски, видеофрагменты по теме « Размножение. Митоз»
учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.
Ход урока:
-
Организационный этап.
-
Проверка домашнего задания.
-
Тестирование (приложение 1);
-
Работа по вопросам с использованием учебника (для слабоуспевающих детей) (приложение 2);
-
Изучение нового материала:
-
Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.
-
Учитель сообщает цель урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.
-
Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии. Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):
Деление:
А - основа размножения
Б - основа роста и развития
В - основа восстановления поврежденных органов и тканей
Г - поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)
4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них - митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.
5. Рассказ учителя о жизненном цикле клетки и продолжительности интерфазы и митоза сопровождается поэтапным закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся.
6. Динамическая пауза ( зарядка для глаз).
IV. Закрепление:
-
Работа с динамической моделью деления клетки. (На магнитной доске в беспорядке располагаются модели клеток, соответствующие разным фазам митоза. Они закрыты, обучающиеся их не видят.) Учитель дает задание еще раз хорошо рассмотреть таблицу: «Митоз», запомнить все фазы деления и интерфазу, а потом убирает эту таблицу и открывает закрытые модели клеток, предлагая восстановить порядок их расположения.
-
Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?
Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?
Какие фазы включает в себя митоз?
В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки?
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: параграф 2.14, повт. 2.11; 2.13. заполнить таблицу: «Митоз», продолжить работу над проектной работой « Клетка- структурная единица живого»
Фазы митоза
Характеристика фаз митоза
Рисунок
Приложение 1
Тест: Обмен веществ и энергии. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка.
1. Универсальным источником энергии является:
а) глюкоза б) жир в) АТФ
2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:
а) СО2 б) Н2О в) АТФ
3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:
а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией
4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:
а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения
5. Процессы анаэробного окисления протекают:
а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме
6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
а) образование АТФ б) образование НАДФ·Н2
в) образование углеводов
7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:
а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы
8. Как называется 1-ый этап биосинтеза белка?
а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.
9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?
а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.
10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?
а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.
Приложение 2
1 вариант:
1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:
2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:
3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:
4. Какова функция ДНК в синтезе белка
5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:
2 вариант:
1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:
2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:
3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:
4. Чему соответствует код триплета и РНК:
5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:
А - аденин
Б - гуанин
В - урацил
Г - Тимин