Урок по байкаловедению Нерпа

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по байкаловедению по теме:

«Нерпа»

Цель: Познакомить учащихся с единственным млекопитающим озера Байкал нерпой; углубить знания о жизнедеятельности этого животного.

Формировать чувства любви к родной природе, совершенствование навыков общения. Формировать критическое мышление.

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

Как его мы назовем. Байкал.

Любит плавать на боку

Рачок - помощник рыбаку,

Не усы- усищи пропитанье ищут .

Есть слепые, есть и зрячие-

В толще вод нельзя иначе.

Самый первый санитар,

Без него Байкал пропал

У рачка- двойная слава.

Ну-с узнали…(бокоплава).

Дуют с юга и с востока, дуют мягко и жестоко,

Дуют вдоль и поперек, моют скалы и песок.

Рыбаки с одними в ссоре, не выходят даже в море.

А с другими дружбу водят, стаи рыбные находят.

Кто же самый злой?...

Ну-ка, память напрягите, остальные назовите. (Сарма, Баргузин,Шелонник,Култук, Верховик).

Идэр-река , Мурэн-река - монгольские родители

Их дочь, сибирскую реку увидеть, не хотите ли?

Ее притоков всех не счесть, и в устье разбегается,

Течет полнее рек других. А как же называется? (Селенга)

Выбирает, где получше. И в воде он, и на суше.

Тучи в воздухе кружатся, камни в черном шевелятся.

Стало дерево, как веник, облепил его …

Век его всего три года-так устроила природа. (Ручейник)

Бледно-розова, нежна,

студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка -

меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта... (голомянка)

Начинается на «о»,

ох, и любят же его!

Говорят - живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Учитель: Ну, мы продолжаем повторять.

3. Изучение новой темы.

Тема нашего урока…, а вы сами назовете ее, прослушав стихотворение:

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут - начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт -

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

В тетрадях записываем число и тему урока: НЕРПА.

Л.С. Берг сказал о Байкале « Чудо природы во всех отношениях» и вот к одному из этих чудес относят и нерпу.

У вас на столах лежат листочки с таблицами, сейчас вы в первую колонку запишите, что вы знаете на данный момент о нерпе, во второй - что хотели бы узнать, а третью заполните к концу урока.

Итак, приступили к работе.(Высказывания ребят). Итак, как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Учитель. Нерпа-единственное пресноводное млекопитающее, эндемик Байкала.

Нерпа относится: Царство-животные, тип - хордовые, класс- млекопитающие, отряд- ластоногие, семейство-тюленевые, род-обыкновенный тюлень.

Первыми исследователями нерпы были: Гмелин ,Георги, Паллас, Дыбовский, Обручев, Верещагин, Иванов, Кожов,Талиев, Пастухов. Биология нерпы в настоящий момент хорошо изучена благодаря этим ученым.

(Физминутка).

В Байкал нерпа попала около 2-5 млн или 500 тыс лет назад через реку Лена.

В северных частях озера нерпа встречается чаще, чем в южных. Почему?

Особенно большое лежбище на островах, которые вы узнаете из загадки:

Из воды четыре братца поднялись покрасоваться,

В беломраморную грудь ветра свежего вдохнуть.

Долгий братец- самый длинный, брат Большой- князь муравьиный,

Тонкий брат и Круглый брат из воды едва следят.

Кто они? Пришли откуда? Под каким названьем чудо? ( Ушканьи острова)

Отрывок фильма.

Спутниковая связь, мониторинг.

Взрослая нерпа достигает 130кг веса и 1,8 м длины, живет до 55-56 лет. Форма тела веретоновидная, без выраженной шеи. Максимальная скорость передвижения 16 км/ ч, Средняя- 6 км/ч, без воздуха максимум 1,5 часа.

Нерпа имеет особые признаки:

1.Мощный когтевой аппарат передних ласт. Почему? Стр. 142. Дышать необходимо через 15-20 мин.

2.Частая посадка зубов( корм пелагический - голомянки).

3. Повышенная концентрация гемоглобина в крови ( результат глубоководных погружений) макс- 300-400 м, 40 мин (мясо темное).

4.Рассредоточенность по акватории области.

5. Увеличенный привес нерпы- очень жирное молоко.

6.Пониженная смертность на первом году жизни.

7.Ярко выраженные признаки диморфизма.

8. Долгожители до 58 лет. Возраст нерпы по когтям- до 5-6 лет, по зубам- срез дентина.

9. Лучший ныряльщик- 300 м с выключенным дыханием.

10. Самые крупные глазные яблоки, великолепный слух, обоняние, эхолокация хорошо развита.

Усы - вибрисы - осязательный орган. Самцов меньше, чем самок.

11. Однотонная окраска.

Повторим признаки байк. Нерпы.

В конце зимы- начале весны животные выходят на лед для линьки и рождения детенышей. Половозрелость -3-6 лет, самцы- позже. Беременность -11 месяцев.

За всю жизнь до 20 и больше детенышей, до 40 могут приносить потомство по 1 и реже по 2 нерпенка.Когда рождаются -бельки- Хубунок -куматкан( после первой линьки)- черныш -аргал, матка.

Нерпа питается рыбой, которую она обычно находит на глубине 25-30 м (голомянка, бычки, Омуль). Одноразовая порция пищи у нерпы небольшая- до1,4 кг, в день- до 3 кг.

Нерпа является ценным объектом промысла. Что ценится у нерпы, как вы думаете? Меховая шкура, жир, мясо. Браконьерство.

Точное количество нерпы не знает никто, приблизительно 180 тыс . В 1987-1988году была массовая гибель нерпы, погибло около 6000, было установлено, что причиной гибели был вирус, родственный вирусу собачьей чумки.

Хорошо поддается дрессировке.

В Байкале организмы взаимосвязаны между собой, в том числе и в пищевой цепочке. Используя материал на стр 144-145 и схему, которая лежит у вас на столах составьте пищевую цепь. Анализируем.

Обратимся к таблице. Все ли вопросы мы с вами разобрали и что узнали нового.

4. Прослушав весь материал урока, как вы думаете, нуждается ли нерпа в защите, хотя она и не занесена в Красную книгу.

Тогда давайте поработаем в группах:

1. Сделать плакат по защите нерпы.

2. Сочинить обращение к туристам, жителям, которые находятся на Байкале, как правильно вести себя.

3. (синквейн - от французского слова, обозначающего 5 строк.)

1 строчка - 1 слово, существительное или местоимение по данной теме;

2 строчка - 2 слова, чаще прилагательные или причастия;

3 строчка - 3 глагола, описывающие характерные действия;

4 строчка - фраза их 4х слов, выражающая отношение автора к предмету;

5 строчка - 1 слово, описывающее суть предмета.

Прием синквейна позволяет решить следующие задачи:

• Позволяет детям проявлять свои творческие способности, а это очень важно и дети это любят

• Способствует улучшению эмоционального состояния детей

Д. З. в тетради и «Игра в слова».

.









© 2010-2022