• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по биологии на тему: Дыхательные движения. Лабораторная работа Проведение функциональных проб с задержкой дыхания

Урок по биологии на тему: Дыхательные движения. Лабораторная работа Проведение функциональных проб с задержкой дыхания

Урок проводится в коррекционной школе для слепых и слабовидящих учащихся. По программе общеобразовательной школы урок проводится в 8 классе, а по учебному плану коррекционной школы - в 9 классе, в связи с добавлением одного года на освоение учебной программы обучающимися школы, учитывая психофизическое состояние детей.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №2» г. Оренбурга


Предмет: биология

Класс: 9

Учитель биологии Рыжкова Л.М.

Тема: Дыхательные движения. Лабораторная работа: «Проведение функциональных проб с задержкой дыхания и после физической нагрузки»


Цель: разъяснить механизм вдоха и выдоха.

Задачи:

Образовательные: повторить строение дыхательной системы, механизм газообмена в легких и тканях, раскрыть сущность дыхательных движений, сформировать понятие жизненная ёмкость легких.

Развивающие: развивать умения работать самостоятельно с текстом и рисунками учебника, извлекать информацию быстро и качественно, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: формировать понятие гигиенических требований к вдыхаемому воздуху, разъяснить необходимость физических упражнений , тренирующих правильное дыхание, проветривания помещений и прогулок на свежем воздухе.

Коррекционные: развитие зрительного восприятия и узнавания, слухового внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления, речи, формирование навыков соотносительного анализа, обогащение словаря.

Оборудование: рисунки и текст учебника, рабочие тетради, подставки для учебников, лупы, секундомер.

Методы и приемы: фронтальная беседа с использованием рисунков учебника, лабораторная работа, работа с текстом учебника, сообщение учащегося, тестовое задание.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка знаний.


  1. На доске сравнить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. (после слова

В.В. Маяковского:

Нельзя человека закупорить в ящик,

Жилище проветривай лучше и чаще.

  1. Какие органы составляют дыхательную систему?

  2. Какую функцию выполняет носовая полость?

  3. Почему необходимо дышать через нос?

  4. Какую функцию выполняют легкие?

  5. По каким законам происходит газообмен в легких и тканях?

  6. Что такое диффузия?

  7. Как происходит газообмен в легких? (стр. 142-143)

  8. Как происходит газообмен в тканях?

  9. На доске записаны слова: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин. О чем говорят эти слова?

Физ. Пауза. Зрительная гимнастика.


  1. Изучение нового материала.

На доске эпиграфы : «Жизнь требует движения»,

« Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Почему я взяла эти слова в качестве эпиграфа?

На доске запись темы урока: «Дыхательные движения»

Дыхание возможно тогда, когда в легкие поступает воздух. Как давно вы дышите? (с рождения)

Из каких процессов состоит дыхание? (из вдоха и выдоха)

А как происходит вдох и выдох?

Вдох - активный процесс, а выдох - пассивный.

Давайте, вспомним, какие системы управляют деятельностью нашего организма? (нервная и гуморальная).

Где находится центр регуляции деятельности дыхательной системы?

Механизм вдоха


Образование нервного импульса в продолговатом мозге

Сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Увеличение объема грудной полости,

растяжение легких

Уменьшение давления воздуха в грудной полости

и полости легких

Поступление воздуха в легкие



Использование рисунка на стр. 143.

Как происходит выдох? - работа с текстом учебника стр. 143.

А теперь проведем исследование собственного организма и посмотрим, как изменяется наше дыхание и почему?

Лабораторная работа

9 класс


Дыхательные функциональные пробы с

задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха


Порядок работы

  1. Проба Штанге - в состоянии покоя на фазе вдоха задержать

дыхание - ________сек.


  1. Проба Генчи - в состоянии покоя на фазе выдоха - ______сек.

Наблюдения и вывод:


  1. После ходьбы в течение 30сек - задержка на фазе выдоха - _____сек

Наблюдения и вывод:


  1. Задержка дыхания после гипервентиляции легких на фазе

выдоха - ______сек.

Наблюдения и вывод:

5.Измерение частоты и глубины дыхания при беге по лестнице - сначала в состоянии покоя сосчитать частоту дыхания за 1мин.- ______

После бега по лестнице за 1мин. - ________

Наблюдения и вывод:

Сделать устные наблюдения и выводы по лабораторной работе.

Важным показателем развития органов дыхания является жизненная емкость легких. Что это такое вы узнаете, прочитав текст учебника на стр.143.

Измеряется Ж.Е.Л. прибором, который называется спирометр, а теоретически можно рассчитать ее по следующей формуле:

Ж.Е.Л. = [рост(см)∙0,052(ю)/0,041(д)-возраст(лет)∙0,022(ю)/0,018(д)]-3,16(ю)/2,68(д).

На доске запись формулы. Дома рассчитать.

Сообщение «Как правильно дышать?»

Как правильно дышать?

Как правильно дышать? Ответить на этот вопрос можно очень коротко - ритмично и без задержки. Однако в движениях часто нарушается ритм и бывает необходима задержка дыхания. Обычно выдох несколько продолжительнее вдоха. Заметим, что у певцов выдох длится в 30-59 раз дольше вдоха.

Ритмичность дыхания поддерживается ритмичностью движения. Всякое движение, при котором уменьшается объем грудной клетки, должно совпадать с выдохом, а вдох - когда движение способствует увеличению объему грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и выдоха. Поэтому при выполнении гимнастических упражнений необходимо делать вдох, когда разводите руки в стороны, разгибаете ноги или туловище, а выдох - когда сводите руки, сгибаете туловище и ноги.

С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие, быстрые движения. Сила движения меньше в момент вдоха.

По возможности следует избегать задержки дыхания момент мышечного усилия. При задержке дыхания снижается газообмен в легких, нарушается ритм дыхания, повышается давление в легких и кровеносных сосудах, возникает застой крови, ухудшается кровоснабжение органов, особенно сердца.

Тренировкой удается мышечное напряжение производить в момент выдоха. Например, опытный боксер удар делает на выдохе, а начинающий - на задержке дыхания. Для пловца особенно важно научится момент гребка сочетать не с выдохом, а с задержкой дыхания.

Велика роль дыхательной гимнастики. Малая подвижность организма приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание сердечной мышцы вызывает болевые ощущения в области сердца. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Слабый приток его к мозгу может вызвать головные боли, головокружения. При большой физической нагрузке увеличивается вентиляция легких до 40л в минуту, а при покое она равна 5-9л.

Правильное дыхание и движение удлиняют молодость человека.

Существует специальный комплекс дыхательной гимнастики, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А теперь вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.


  1. Закрепление.

Определите последовательность

процессов при вдохе и выдохе.


А. Увеличение объема в легких и уменьшение в них давления воздуха.

Б. Сокращение межреберных мышц и диафрагмы.

В. Поступление воздуха в легкие.

Г. Удаление из легких части воздуха.

Д. Расслабление дыхательных мышц.

Е. Уменьшение объема грудной клетки и грудной полости.

Ж. Сжатие легких и повышение в них давления.

З. Расширение грудной клетки и грудной полости.

Пользуясь ключом, проверьте свои ответы.

Ответ: Б - З - А - В - Д - Е - Ж - Г .

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства - воздуха. Побольше его - и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе, а спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им как гурман… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».


  1. Д/з: страница 143-144, до «…Регуляции дыхания», сделать выводы по лабораторной работе, рассчитать Ж.Е.Л.


© 2010-2022