- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока по биологии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока по биологии 5 класс (ФГОС)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казаченко С.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по биологии
Учитель: Казаченко Светлана Алексеевна
Тема урока: «Экосистемы - живая мозаика планеты» (проектная задача)
Класс: 5 (перспективная основная школа В.А. Самкова, Д.И. Рокотова)
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации; способствовать развитию биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; культуру поведения при групповой работе.
Задача урока: изучение экосистемы.
Цели по содержанию:
- дать характеристику экосистеме;
- дать определение практической значимости экосистемы для жизни человека;
- изобразить экосистемы и способы действий человека в разных экосистемах.
Формировать УУД:
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы, высказывать свое мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, извлекая из биологических текстов.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Биология, 5 класс В.А. Самкова, Д.И. Рокотова.-М.: Академкнига/Учебник,2014. Презентация. Заготовка заданий (в конвертах).
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Слайд 1:
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Включаются в деловой ритм урока
Актуализация знаний и умений
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала.
Слайд 2:
Фотографии разных экосистем__(естественных, искусственных)_______.
Учащиеся высказывают мнения, о чем пойдет речь на уроке, предлагают варианты темы урока. Определяют тему урока.
Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Слайд 3: Что бы вы хотели узнать об экосистемах?
Исходя из ваших желаний, какие цели вы должны поставить перед собою?
Слайд 4: По каким критериям мы будем оценивать результат вашей работы?
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели урока и пути достижения поставленных целей.
Проговаривают критерии оценки конечного результата работы.
Получение новых знаний через решение поставленных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления детьми изучаемой темы.
Слайд № 5
Состав экосистемы (слово учителя)
Каждая группа получает несколько конвертов:
Группа получает название экосистемы, о которой будет готовить информацию, название ролей каждого члена команды (дети самостоятельно распределяют роли): художник-оформитель, контролер времени, ответственный за отчет, ответственный за рисунок, макет, аппликацию, презентацию т.д.
представитель информации и др., нарезные картинки и фотографии животных и растений.
1 конверт Задание: подготовить отчет об экосистеме.
Отчет группы
Название экосистемы:
Неживая часть экосистемы
Живая часть экосистемы
Вода: недостаточно, достаточно, переувлажнение (нужное подчеркнуть)
Продуценты:
Температура:
Консументы:
Наличие кислорода: много, мало (нужное подчеркнуть)
Редуценты:
Как вы думаете, данная экосистема природная или искусственная и почему?
Значение данной экосистемы в жизни человека?
Члены группы:
1.
2.
3.
4.
5
2 конверт Задание: изобразить экосистему.
Слайд 6
Физкультминутка
Работают в группах (5 групп по 5-6 человек). Работая в группе, дети могут пользоваться журналами, энциклопедиями, книгами, учебником и другими информационными источниками.
Каждая группа выполняет задания и получает конечный «продукт» своей деятельности.
Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Защита «продукта»
Ответственный каждой группы за оформление отчета и «продукта» выступает перед классом, рассказывая об особенностях конкретной экосистемы и о её практической значимости для человека. Далее демонстрируется изображение экосистемы (рисунок, аппликация, презентация и др.)
Каждый член группы оценивает выступление ответственного по ранее установленным критериям.
Подведение итога урока
Учитель: собирает «продукты», крепит к магнитной доске, показывает слайд 7 (вид нашей планеты сверху) и задает вопрос: « Что это за мозаика?»
Дети отвечают, что это экосистемы нашей планеты.
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
слайд 8
-
Д/з прочитать и усвоить п.13; выписать в тетрадь определения понятий «продуценты», «консументы», «редуценты».
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.
Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Учитель каждому ребенку раздает листок ( в форме цветка) с вопросами:
- я научился………
-я могу……………..
-мне было интересно….
-мне было комфортно…….
-я хочу поделиться……..
Заполняют «цветочки», крепят на классную доску.