• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Это первое занятие по разделу «Живая планета», поэтому оно носит ознакомительный характер. Данный урок построен по новым технологиям обучения, здесь есть и опережающее задание и работа в парах и тесты построенные так, что проверяют основные ключевые понятия и осуществляют обратную связь. Опережающее задание специально продуманно именно по трем темам, чтобы охватить основной материал в полном разделе и развивает у ребят ораторские способности.Задания для одаренных так же решают проблему мотивации...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение» Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение» Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение» Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»

Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение» Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Конспект урока по биологии «Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение»Урок № 25

Класс: 5 «А», «Б»

Дата: 13.02

Тема: Живая планета. Многообразие растений и животных и их значение.

Т.Д.Ц.

А) образовательная: сформировать представление о многообразии живых организмов и их значении

Б) развивающая: способствовать развитию умению логического мышления, речи, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы, работа в парах

В) воспитательная: формирование бережного отношения к животным, умений применять полученные знания на практике

Цели для учеников:

Знать: какие бывают царства живых организмов, что такое флора, фауна, биосфера.

Понимать: каково значение живых организмов.

Уметь: отличать представителей различных царств живых существ

Тип урока: Изучение нового материала.

Метод урока: частично поисковый, взаимопроверки, рассказ объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника

Дидактическое обеспечение: учебник, интерактивная доска, тетрадь, слайды

Ход урока

1.Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку.

Проверка отсутствующих

2. Актуализация темы.

А) Биолог. диктант.

1

Все что нас окружает называется..

Ключ к тесту

1. тело

2. молекула

3. атом

4. диффузия

5. металлы

6. кг

7. осадки, изменения температуры, давления

8. дБ - децибелы

9. явления

10. вещества

2

Группа атомов это..

3

Мельчайшая неделимая частица это..

4

Процесс распространения в жидкостях и газах называется .

5

Проводники тепла являются …

6

Единица измерения массы является …

7

Метеорологические явления это..

8

Единица измерения звука …

9

Изменение природы называются….

10

То из чего состоят тела.

Критерии оценки

«5» - всё правильно;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5 и более ошибки.

Взаимопроверка, перепроверка

Б) Постановка цели урока учащимися.

3. Изучение нового материала.

  1. Опережающее задание- сообщения учащихся на темы: «Флора»¸

Флора (в ботанике, лат. flora) - исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории («флора России») или на территории с определёнными условиями («флора болот») в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. На практике под выражением «Флора территории» нередко понимают не все растения данной территории, а только сосудистые растения (Tracheophyta); растения других групп, как правило, рассматриваются отдельно в силу особенностей методики сбора и определения. Комнатные растения, растения в оранжереях и других сооружениях с искусственным климатом не входят в состав флоры. Раздел ботаники, занимающийся изучением флоры, называется флористикой. Аннотированный список флоры (список с указанием кратких сведений о каждом виде растений, известных с указанной территории), называется конспектом флоры.

Традиционно термин «флора» («микрофлора») используется и для описания совокупности микроорганизмов, характерных для определённого органа человека или животного (например, «флора кишечника», «микрофлора кожи человека»).

«Фауна»,

Фауна (новолат. fauna, от лат. Fauna - богиня лесов и полей, покровительница стад животных) - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы. Домашние животные, животные в зоопарках и т. п. не входят в состав фауны. В понятие фауны вкладывается как систематическое, так и географическое содержание, поэтому принцип ограничения должен быть географическим (фауна острова Куба, фауна Зимбабве, фауна Евразии и т. д.) и систематическим (фауна птиц орнитофауна, фауна насекомых (энтомофауна), фауна рыб (ихтиофауна) и т. д.). Последнее обстоятельство связано с тем, что на практике невозможно получить полный список видов данной территории по причине как огромного их разнообразия, так и недостатка специалистов-систематиков.

Существенным признаком любой фауны является экологическая природа составляющих её видов. Например, для фауны тропических территорий характерно большое количество видов, приспособленных к обитанию на деревьях и связанных с ними трофическими отношениями; для фауны степных территорий характерно преобладание бегающих и роющих животных, впадающих в спячку, животных, питающихся жёсткой травой и злаками и пр.

« 5 царств живых существ»

Ца́рство (лат. regnum) - иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных.

Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии (или дробянки) и Вирусы. С 1977 года к ним также присоединяют ещё два царства - Протисты и Археи. С 1998 выделяют ещё одно - Хромисты.

Все царства разделяют на четыре надцарства (или домена): археи, бактерии, эукариоты и вирусы. К надцарству архей относят царство археи, к надцарству бактерий царство бактерии и к надцарству вирусы царство вирусы. К надцарству эукариоты относят все остальные царства.

В целом, учёные ещё не пришли к единому выводу относительно распределения организмов по царствам.

В 1735 году Карл Линней (1707-1778) создал систему классификации живых организмов на основе сходства и различия между ними.
В рамках этой системы он разделил все живые существа на два царства. Однако позднее было установлено, что грибы по своим признакам не могут быть отнесены ни к одному из этих царств. Хотя их считали растениями, грибы не содержат хлорофилла, не имеют корней, стеблей или листьев и вообще не похожи на растения. Некоторые признаки грибов придают им сходство с животными, другие их свойства вообще уникальны. На основании этих фактов грибы выделили в отдельное царство. В 1959 году P. X. Уайттэкер предложил современную систему классификации живых организмов. Она базировалась на новых данных о фундаментальных различиях между организмами, полученных с помощью биохимических методов и электронной микроскопии. Согласно этой системе живой мир подразделяется на пять царств, перечисленных ниже.
Монеры - Одноклеточные организмы, у которых отсутствует ядро (т.е. генетический материал свободно лежит в цитоплазме и не окружен мембраной). Другое их название - прокариоты. В это царство входят бактерии и сине-зеленые водоросли (их также называют цианобактериями). В отличие от бактерий, сине-зеленые водоросли способны синтезировать питательные вещества. В период с 3,5 до 1,5 миллиардов лет назад сине-зеленые водоросли, являвшиеся одной из первых форм жизни, создали путем фотосинтеза большую часть кислорода на Земле.
Протисты - Большей частью одноклеточные организмы, имеющие ядро (т.е. генетический материал окружен мембраной). По наличию ядра и других клеточных органелл, расположенных в цитоплазме, их относят к эукариотам. К протистам относятся диатомовые и эвгленовые водоросли, слизевики и простейшие. Разные представители царства различаются по способу питания и другим признакам. Они могут служить живыми образцами древних одноклеточных форм жизни, которые дали начало многоклеточным организмам (грибам, растениям и животным).

Грибы - Одноклеточные или многоклеточные эукариоты (т.е. организмы, клетки которых имеют ядра). Имеют особенности клеточного строения и уникальный механизм полового размножения, которые отличают их от других живых организмов. Не способны самостоятельно синтезировать питательные вещества. К этому царству относятся дрожжи, плесневые грибы, съедобные шляпочные грибы и др.

Растения - Многоклеточные организмы, клетки которых имеют ядро и клеточную стенку. Растения являются основными производителями питательных веществ на Земле. Большинство из них осуществляет фотосинтез - процесс, в котором энергия солнечного света, улавливаемая зеленым пигментом хлорофиллом, используется для синтеза сложных органических веществ, в первую очередь углеводородов, из диоксида углерода, воды и неорганических солей. Большинство растений относятся по типу питания к автотрофам, т.е. самостоятельно синтезируют питательные вещества из неорганической материи.

Животные - Многоклеточные организмы, клетки которых имеют ядро, но лишены клеточной стенки. Клетки формируют ткани, а ткани образуют органы. Большинство животных получают питательные вещества из других организмов; таким образом, они относятся к гетеротрофам (неспособны синтезировать пищу из неорганических элементов). Большинство животных способны перемещаться с места на место, т.е. обладают подвижностью (по крайней мере, на некоторых стадиях жизненного цикла).

обсуждение. По каким признакам вы определили, что это живые существа? Какие признаки вы знаете характерные для растений?

  1. Работа в парах - проговаривание этих понятий (для одарённых тест на соответствие)

  2. Физкультминутка.

  3. Просмотр видео фрагмента ВВС «Жизнь» - ответы на вопросы : Какие относительные признаки животных вы заметили в видеофрагменте? К какому царству живых существ вы отнесете увиденных живых существ? Какое значение этих существ ?-обсуждение.

4. Закрепление изученного.

Тест на соответствие -Поставьте соответствующую цифру напротив выражения

  1. Простейшие одноклеточные животные это


  1. Все живущие на Земле животные образуют


  1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами, называется


  1. Питаются готовыми органическими веществами


  1. Многоклеточные животные это например


  1. Сами образуют органические вещества


  1. Все населяющие Землю растения образуют


  1. ФЛОРУ. 2. ФАУНУ. 3 БИОСФЕРА. 4. АМЕБА. 5. ПАУК. 6. РАСТЕНИЯ. 7. ЖИВОТНЫЕ

Ключ к тесту

4, 2,3,7,5,6,1 Критерии оценки -Взаимопроверка, перепроверка.

«5» - всё правильно;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5 и более ошибки.

Для одаренных - индив. задание составление кластера

ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Пять царств живых

существ







  1. Домашнее задание.

на «3» - § 43 пересказ, На «4», «5» - эссе или сообщение на тему «Комнатные растения», «Лекарственные растения», «Культурные растения»

  1. ИТОГИ -

Ответы учащихся на вопросы

Что будет с планетой если живые существ исчезнут

Сдаем оценочный лист

Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог



  1. Рефлексия

В тетради поставьте знак:

! - все понял, было интересно.
? - есть вопросы, какие.
- - ничего не понял

Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог


Фамилия

имя

Допол.

ответы

Биол. диктант

Работа в парах

Тест на соответствие

самооценка

итог



© 2010-2022