Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Методы  обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.      Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) застав...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Уроки с использованием технологии РКМ

Тема: "Органы зрения"

Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний о строении и функционировании органа зрения и зрительного анализатора.

Задачи:

  • актуализировать значимость для учащихся знаний о роли зрения в жизни человека;

  • создать условия для осознания и осмысления блока информации о связи строения глаза с его функциями;

  • раскрыть работу зрительного анализатора в целом;

  • продолжить формирование навыков получения информации с помощью различных источников;

  • развивать коммуникативные способности через работу в парах

  • развивать слуховое восприятие, речь.

Оборудование: череп, модель глаза, раздаточный материал (тексты, ватман, стикеры).

Новые понятия: зрительный анализатор, аккомодация.

Приём: "Верные и не верные высказывания", "зигзаг", «Круги на воде».




Ход урока:
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и не верные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

высказывание

до ч-я

после ч-я

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2. Форма глаза напоминает яблоко.

3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

4. Зрачок - это отверстие в глазу.

5. В глазу имеется прозрачная линза.

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по парам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.

Ученики работают в паре, обсуждают текст, составляют опорный конспект.
1-я пара: кластер "Что можно увидеть глазами".
2-я пара: внутреннее строение глаза (схема).
3-я пара: как видит человек (схема).
4-я пара: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние пары и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зренияУроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Ученики вновь обсуждают в парах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Вопросы

- С помощью какого органа мы видим различные предметы?
- Что происходит с веками и ресницами, если навстречу дует пыльный ветер?
- У вас на столах лежат рисунки, фотографии. Рассмотрите и обсудите в группах их.

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

Уроки с использованием технологии РКМ по теме Орган зрения

- Попробуйте сформулировать правила гигиены зрения.

Ответы:

  • Не читать лёжа.

  • Не смотреть на Солнце без солнцезащитных очков.

  • Книгу и тетрадь при чтении или письме держать от глаз не ближе 30-35 см.

  • Свет при чтении и письме должен падать с левой стороны.

  • Не читать в движущемся транспорте.

  • Смотреть телевизор или заниматься на компьютере не более 1-1,5 часа в день.

  • От экрана телевизора находиться не ближе 2-3 м.

  • Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.

Тексты для чтения в парах:
1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.

2. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.
В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).
Определи цвет глаз соседа.
Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.
За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ.

3. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.
Разные предметы расположены от нас поразному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят поразному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.
Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.
И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.
Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну- две недели мозг учится все "ставить на ноги".

4. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.
Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.
Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!
Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь и микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.
Не держите острые предметы около глаз.
При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.
Не смотрите долго телевизионные передачи.
Все это отрицательно влияет на зрение.



Самоанализ урока

Тема урока «Органы зрения».

Kласс: 9 А

Учитель: Аскарова С.Т.

Ставилась следующая цель:

продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний о строении и функционировании органа зрения и зрительного анализатора.

Задачи:

  • актуализировать значимость для учащихся знаний о роли зрения в жизни человека;

  • создать условия для осознания и осмысления блока информации о связи строения глаза с его функциями;

  • раскрыть работу зрительного анализатора в целом;

  • продолжить формирование навыков получения информации с помощью различных источников;

  • развивать коммуникативные способности через работу в парах

  • развивать слуховое восприятие, речь.

Оборудование: череп, модель глаза, раздаточный материал (тексты, ватман, стикеры).

Положительные результаты урока.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

"зигзаг", "верите ли вы", "кластер".

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием «Верные - неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления - прием «Зигзаг»

Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

  • логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии - прием «Круги на воде»

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.

Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.


© 2010-2022