Элективный курс по биологии Первая помощь 9класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса «Первая помощь» пред­назначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Каждый человек может оказаться в катастрофической ситуации и зачастую исход этой ситуации зависит только от него, его поведения, умений и знаний.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - врачей и медицинских сестер на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов как профильных, так и общеобразовательных школ и может быть использован для предпрофильной и профильной подготовки. Он позволяет обобщить, расширить знания по анатомии и физиологии человека и сформировать умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи в разных ситуациях.

Цель курса: создать условий для овладения обучающимися основными медицинскими терминами и понятиями; формировать у учащихся знаний об основах и принципах оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и применения полученных знаний на практике; развивать коммуникативные навыки, способствующих уме­нию работать в группе, расширить область знаний по биологии.

Задачи курса:

  1. Углубить знаний по анатомии и физиологии человека и формирование на их основе представлений о правилах оказания первой медицинской помощи.

  2. Развить умений поведения в экстренных ситуациях, практических навыков помощи пострадавшим и самопомощи.

  3. Способствовать становлению активной жизненной позиции и профессиональному самоопределению учащихся.

Формы и методы организации обучения:

преподавание элективного курса предусматривает большое количество практических занятий и организацию обучения в форме имитационных ситуаций и ролевых игр. Деятельностный подход в организации обучения не только развивает практические навыки и умения учащихся, но и способствует формированию различных компетентностей.





К концу изучения курса учащиеся должны

знать:

- основные правила поведения в экстренных ситуациях;

- правила первой помощи пострадавшим;

- требования к переноске пострадавших и безопасности

транспортировки;

- действие медицинских препаратов «автомобильной аптечки», правила

их применения, противопоказания.

Уметь:

- ориентироваться в экстренных ситуациях;

- использовать подручные средства для оказания первой медицинской

помощи;

- оказывать необходимую помощь при повреждениях опорно-

двигательной системы;

- определять тип кровотечения, накладывать жгуты, повязки;

- оказывать помощь при повреждениях кожи и слизистых;

- правильно извлекать и транспортировать пострадавших;




Актуальность

программы в том, что в современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы. Любая травма может случиться в быту, во время похода или экскурсии, на отдыхе, в любом самом непредвиденном месте. Поэтому приемами и способами первой медицинской помощи должен владеть каждый человек. Пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все это приводит, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации. Вот почему приобретение знаний и владение умениями оказания первой медицинской помощи всегда актуальны. Программа содержит знания, которые вызывают у учащихся познавательный интерес.

Способы оценивания достижений учащихся:

в ходе изучения курса учащиеся приобретают большое количество практических умений и навыков, которые они должны продемонстрировать на итоговом занятии при решении ситуационных задач. Также большое внимание уделяется рефлексии учащихся на каждом занятии, что стимулирует их на дальнейшую работу и на самостоятельный поиск информации.



Методические рекомендации.

Программа позволяет учащимся осуществлять и формирует навыки практической деятельности в изучаемой области знаний.

Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмот­ренными курсом, дают возможность для использования различ­ных методов и форм обучения. Усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и демонстрации учителем приемов первой медицинской помощи. Теоретический и практический материал неразрывно связаны между собой.

Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через практическую деятельность учающихся, тестирование и анкетирование.

Содержание программы распределено во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материалов и по­лучения запланированных результатов.

Форма отчетности.

В ходе занятий отводится время на фронтальный опрос для своевременного понимания уровня освоения учащимися материала, при необходимости ведется работа по коррекции пробелов в понимании практического материала. По практическим занятиям ведется своевременный отчет.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

1. Типы катастроф, реакция и поведение в экстренных ситуациях

Всего

2

в том числе

теория

1

практика

1

1

0,5

анкетирование

0,5

практическая работа

2. Правила «золотого часа»

1

0,5

тест

0,5

практическая работа

3-4.Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия.

2

1

1

практическая работа

5-6. Первая помощь при повреждениях кровеносной системы.

2

1

тест

1

практическая работа

7-8. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

2

1

тест

1

практическая работа

9. Подручные средства для оказания первой помощи

1

0,5

0,5

практическая работа

10. Помощь при отравлениях

1

0,5

тест

0,5

11. Повреждения кожи и слизистых оболочек. Ожоги и отморожения

1

0,5

0,5

практическая работа

12. Шоковые состояния: медицинская и психологическая помощь.

1

0,5

тест

0,5

13. Правила транспортировки

1

0,5

0,5

практическая работа

14. Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

1

0,5

тест

0,5

практическая работа

15. Инфекционные болезни. Дезинфекция.

1

0,5

анкетирование

0,5

16. Лекарственные средства.

1

0,5

тест


0,5

практическая работа

17. Не навреди.

1

0,5

тест

0,5

Итого

17

8,5

8,5

Содержание курса:

1.Типы катастроф, реакция и поведение в экстренных ситуациях.

(1 час)

Виды чрезвычайных ситуаций, их происхождение и источники. Классификация чрезвычайных ситуаций. Эмоциональные состояния, возникающие в экстренных ситуациях. Опасные последствия страха и паники. Средства борьбы с паникой. Способы ориентировки и правила поведения в экстренных ситуациях.

Форма контроля: анкетирование «Типы катастроф, реакция и поведение в экстренных ситуациях».


2. Правила «золотого часа». ( 1 час)

Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Оптимальный срок. Признаки жизни и признаки смерти. Диагностика степени тяжести, определение приоритета помощи пострадавшим. Методы сердечно-легочной реанимации. Медицинские препараты автомобильной аптечки.

Форма контроля: тест «Диагностика степени тяжести. Методы сердечно-легочной реанимации».

3-4. Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия. ( 2 часа)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Первая медицинская помощь при ранениях.

Форма контроля: практическая работа «Первая медицинская помощь при ранениях».



5-6. Первая помощь при повреждениях кровеносной системы.(2 часа)

Строение и функции кровеносной системы. Определение типа и тяжести кровотечения. Способы остановки различных видов кровотечений. Виды жгутов и особенности их использования, максимальное время наложения жгута. Правила наложения повязок. Места пережатия артерий.

Форма контроля: тест «Первая помощь при кровотечении».

Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».

7-8. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. (2 часа)

Общий план строения аппарата опоры и движения. Диагностика уровня повреждения. Переломы трубчатых костей: открытые и закрытые, отягощенные и неотягощенные. Переломы черепа, грудной клетки, позвоночника, таза - одни из тяжелейших типов травм. Первая помощь. Способы иммобилизации. Правила транспортировки.

Форма контроля: тест «Виды перелома. Первая помощь».

Практическая работа « Первая помощь при переломах».

9. Подручные средства для оказания первой помощи. (1 час)

Как преодолеть ощущение беспомощности при отсутствии специальных средств для помощи пострадавшим. Предметы, которые можно использовать в качестве: кровоостанавливающего жгута, перевязочного материала, дезинфицирующих средств, хирургического инструментария, шин, носилок, спасательных кругов и т.п.

Форма контроля: практическая работа « Использование подручных средств для оказания первой помощи».


10. Помощь при отравлениях. (1 час)

Виды отравляющих веществ и способы их проникновения в организм. Особенности строения пищеварительной системы. Правила помощи при отравлениях через Ж.К.Т. Возможность применения лекарственных препаратов медицинских аптечек. Помощь при укусах ядовитых змей, насекомых.

Форма контроля: тест «Помощь при отравлениях».

11. Повреждения кожи и слизистых. Ожоги и отморожения.

(1 час)

Особенности строения кожных покровов и слизистых оболочек. Виды повреждений кожи. Первая помощь при ожогах разной степени тяжести. Степени отморожений и меры помощи. Виды повязок, правила бинтования.

Форма контроля: практическая работа «Первая помощь при ожогах и обморожениях разной степени тяжести».

12. Шоковые состояния: медицинская и психологическая помощь.

(1 час)

Симптомы и степени шоковых состояний (обморок, коллапс, шок). Диагностика состояния. Сердечно - легочная реанимация. Правила оказания помощи. Способы транспортировки пострадавших.

Форма контроля: тест «Симптомы и степени шоковых состояний. Диагностика состояния».

13. Правила транспортировки. (1 час)

Правила извлечения пострадавших, погрузки на носилки и транспортировки. Способы выноса пострадавших из очага бедствия. Зависимость позы при транспортировке от вида и степени тяжести повреждения. Измерения пульса и артериального давления, наблюдение за состоянием пострадавшего.

Форма контроля: практическая работа «Правила транспортировки».

14. Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. (1 час)

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Форма контроля: тест «Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности».

Практическая работа «Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности».

15. Инфекционные болезни. Дезинфекция. (1 час)

Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Форма контроля: анкетирование «Инфекционные болезни».

16. Лекарственные средства. (1 час)

Лекарственные средства. Дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств.

Форма контроля: тест «Лекарственные средства. Дозы их применения».

Практическая работа « Определи форму лекарственного средства».

17. «Не навреди!!!». (1 час)

Медицинская сортировка при большом количестве пострадавших. Чего нельзя делать, чтобы не ухудшить состояние пострадавшего. Практическое решение ситуационных задач. Рефлексия деятельности.

Форма контроля: тест « Не навреди!».

Приложение 1.

Контрольно - измерительные материалы.


Ситуационная задача №1

Пострадавший в ДТП неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Видимого кровотечения нет. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №2

Во время урока у соседа по парте пошла кровь из носа, он запрокинул голову наверх. Ваши действия?

Ситуационная задача №3

Во время похода в лес один из учащихся оступился и упал. Жалуется на боль в области правого голеностопного сустава. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №4

Во время экскурсии в горы один из учащихся оступился и упал. Жалуется на сильную боль в области левой голени. При видимом осмотре левая нога деформирована, опухшая. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №5

Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Действуйте!

Ситуационная задача №6

Во время похода в лес на лыжах один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на левом предплечье, из которой вытекает алая кровь пульсирующей струей. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Действуйте!

Ситуационная задача №7

Во время экскурсии один из учащихся сильно оцарапал руку. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой каплями выступает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №8

Летом на берегу речки ваш товарищ длительное время провел под жарким солнцем. Стал жаловаться на головокружение, тошноту, плохое самочувствие и упал в обморок. При осмотре очень бледен. Действуйте!

Ситуационная задача №9

Во время похода один из учащихся резко поднял полное ведро воды. Возникла боль в области запястья. При осмотре наблюдается отек. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №10

Во время похода один из учащихся опрокинул кружку с горячим чаем на ногу. При осмотре кожа красная и появляются пузыри, заполненные желтоватой жидкостью Жалуется на боль, сильное жжение. Лето . Действуйте!

Ситуационная задача №11

Вы пришли домой из школы по сильному морозу. По дороге, вы почувствовали онемение мочек ушей, когда же зашли домой, возникла сильная ломота мочек, они опухли и покраснели. Действуйте!

Ситуационная задача №12

Во время похода один из учащихся съел колбасу, которая сутки пролежала в полиэтиленовом пакете в рюкзаке. Жалуется на боль в животе, головокружение. Возникла рвота, понос. При осмотре пострадавший очень бледен. Действуйте!

Ситуационная задача №14

Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. Жалуется на сильную боль в области поясницы, частичное онемение ног. Лето. Действуйте!

Ситуационная задача №15

Во время ДТП из перевернутой машины извлечен пострадавший, который жалуется на сильные боли внизу живота и в области таза. Ноги слегка развернуты кнаружи. Кожные покровы бледные, на лбу капельки пота. Пульс частый, слабый. Действуйте!

Ситуационная задача №16

Во время экскурсии ваш товарищ упал. Жалуется на боли в правой голени, которую придерживает руками. При осмотре голень необычно смещена под углом кнаружи, отечна. При попытке выпрямить ногу боль резко усиливается. Действуйте!

Ситуационная задача №17

При подъеме в горы, ваш младший родственник шел без головного убора. Упал в обморок. Бледен, пульс слабый. Лето, температура + 340. Действуйте!

Ситуационная задача №18

Вы готовили обед. Открывая крышку кастрюли, ошпарили руку паром. Кожа руки покраснела, сильно горит. Ваши действия?

Ситуационная задача №19

Дома на кухне Вы случайно пролили бутылку с уксусной кислотой на ногу. Нога сильно горит, начали появляться пузыри. Ваши действия?

Ситуационная задача №20

Во время похода в лес на лыжах один из учащихся оступился и неловко упал на руку. Жалуется на боль в области кисти. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Зима. Действуйте!








Список литературы:

Литература для учителя:

1.3доровье: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1982. - С. 67-92. Просвещение, 1987. - С. 100-126.

2. Биология. Справочные материалы: учеб. пособие для учащихся / Под ред. Д.И. Трайтака В.А. Карьянова, Е.Т. Бровкиной. - М.: Просвещение, 1988. - С. 86-126. 2005. - № 3. - С. 25-30.

3.Большая медицинская энциклопедия. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 864с.

4.Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

5.Галкин В.А. Внутренние болезни с уходом за больными и основами патологии. М., «Медицина», 1976, 414 с.

6.Пакулова В.Н. Работа с терминами на уроках биологии: книга для учителя. - М.: 1990. - 96 с.

7.Первая медицинская помощь при заболеваниях и несчастных случаях. - Харьков, 2007

8.Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах // Биология в школе. -Рычагов Г.П., Нехаев А.Н. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях: учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 1996. - С. 250.

9.Трайтака, В.А. Карьянова, Е.Т. Бровкиной. - М.: Просвещение, 1988. - С. 86-126. учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим человека: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

Литература для учащихся:

1. Основы анатомии, медицины, гигиены / под ред. Чернова Б.Г., М. «Медицина», 1999, 293 с.

2. Первая медицинская помощь. Практическое руководство / авт.-сост. Ю.М. Гаин. - Минск: Харвест, 2008.- 96 с.

Ресурсы:

1.zdorovieinfo.ru

2. bobrdobr.ru

3. wiki.vgipu.ru

4 catalogr.ru

5. sites.google.com/a/pednn.ru

© 2010-2022