Конкурсная программа Природа - наш дом

Мероприятие проводится с целью  выяснить, что дети знают о природе, помочь увидеть её красоту, прививать и воспитывать любовь к родному краю, пробуждать интерес к природе, развивать память и мышление учащихся, способствовать укреплению дружбы, стимулировать общение детей друг с другом.Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остаю...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа - наш дом

Конкурсная программа для учащихся 5-6 классов

Цель: Выяснить, что дети знают о природе, помочь увидеть её красоту, прививать и воспитывать любовь к родному краю, пробуждать интерес к природе, развивать память и мышление учащихся, способствовать укреплению дружбы, стимулировать общение детей друг с другом.

1 ведущий. Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Экологические проблемы не знают границ и природных рубежей: они глобальны. Экологическая ситуация на Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а последствия Чернобыля ощутили в Скандинавии. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

2 ведущий. Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды Юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, я приглашаю команды померяться силами и поделиться знаниями.

1 ведущий. Для начала я предлагаю командам придумать название и девиз. Время пошло на обдумывание даётся три минуты.

3 ведущий. Пока команды придумывают название и девиз я проведу со зрителями викторину «По лесным тропинкам отчего края». За правильные ответы вы будете получать жетоны и мы тоже среди вас выявим лучших знатоков природы.

В начале, будут вопросы о деревьях нашего края.

1.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

2.Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (Лиственница.)

3.Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые.)

4.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клёна, осины.)

5.Какое дерево даёт по весне сладкий сок? (Берёза.)

6.Весной или летом цветёт сирень? (Весной.)

7.Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)

Команды выходят и представляют команды.

2 ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы. Начнём, пожалуй, с интеллектуального. Объявляю конкурс «Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины. Конкурс «Эрудит».

Вопросы первой команде:

  1. С какого года начала издаваться «Красная книга фактов»? (С 1966 года.)

  2. Когда начинают желтеть листья берёзы и липы? (В конце августа.)

  3. Самый крупный представитель фауны Урала? (Бурый медведь.)

  4. Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют, к тому же весной у них рождается потомство.)

  5. Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? (Нет, так как в них гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши.)

Вопросы второй команде:

  1. Когда начинаются и когда заканчиваются ежегодные Общероссийские Дни защиты от экологической опасности? (15 апреля-5 июня.)

  2. Почему, прежде чем развести костёр, необходимо снять с почвы дёрн? (Чтобы огонь не повредил корни травы.)

  3. В каком лесу наиболее влажная почва - почва в котором растёт брусника или в котором растёт черника? (Черника более влаголюбива.)

  4. Что такое «Гринпис»? (Независимая международная общественная организация по охране окружающей среды.)

  5. Какие породы деревьев - хвойные или лиственные - наиболее распространены в наших лесах? (Хвойные.)

2 ведущий. Конкурс «Эколото».

Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков - составить пословицы и поговорки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберёт большее количество пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки:

1.Враг природы тот… (кто лес не бережёт).

2.Лес и вода… (родные брат и сестра).

3.Много леса - не губи, мало леса… (береги, нет леса - посади).

4.Без корня и …(трава не растёт).

5.Без хозяина земля… (круглая сирота).

6.Одно дерево погубил… (посади сорок).

7.Покорми птиц зимой… (они оплатят тебе добром летом).

8.Рощи да леса… (родного края краса).

9.Где один грибок… (там целый венок).

10.Посадившего дерево поблагодарят и внуки… (погубившего - проклянут и дети).

3 ведущий. Пока команды выполняют задания конкурса. Я с вами, дорогие зрители, продолжу викторину о нашем крае.

Я предлагаю вам ответить на вопросы о рыбах и земноводных нашего края.

1.Не летает, не поёт, а по-птичьему клюёт? (Рыба.)

2.Что за мастер шубу себе сшил, а иголки вынуть забыл? (Ёрш.)

3.Когда чёрен - труслив и задорен, а покраснеет - тотчас присмиреет. (Рак.)

4.Назовите два вида карасей. (Золотой, или обыкновенный, и серебряный.)

5.У неё во рту игла, под водой она жила, всех пугала, всех глотала, а теперь в костёр попала. (Щука.)

1 ведущий. Конкурс «Живое слово».

За три минуты вспомнить как можно больше представителей флоры и фауны, названия которых начинаются на заданные буквы.

Примеры заданий:

Ф - филин, фазан;

А - аист, акула;

У - уж, утконос;

Н - налим, норка;

А - антилопа, альбатрос;

Ф - фиалка, физалис;

Л - ландыш, лилия;

О - ольха, омела;

Р - рогоз, роза;

А - акация, астра.

3 ведущий. Конкурсанты участвуют в конкурсе «Живое слово», а мы со зрителями, продолжим путешествие по родному краю. Вам будут предложены вопросы викторины о цветах.

  1. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василёк).

  2. Назовите цветок - гадалку. (Ромашка.)

  3. Какой цветок без листьев цветёт? (Мать - и - мачеха.)

  4. Какой цветок называют дикой рябинкой? (Пижму.)

  5. Почему ландыш называют майским? (Цветёт весною в мае.)

2 ведущий. Конкурс «Посади дерево».

Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете, впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе.

Ведущий выдаёт карточки командам комплекты одинаковые. Задание - нужно разложить карточки в нужной последовательности.

Карточки:

1.Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

2.Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

3.В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.

4.На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.

5.Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

6.Выбирают место для посадки.

Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.

3 ведущий. Я снова с вами наши дорогие зрители, вам сейчас предстоит ответить на вопросы викторины о птицах.

Вопросы:

1.Одна из лучших певчих птиц края. (Соловей.)

2.Зачем скворцы, галки «катаются» верхом на коровах, овцах, лошадях? (Выдёргивают у животных шерсть для гнезд, выклёвывают насекомых и их личинок из кожи животных для питания.)

3.Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание мачехе. Назовите мамашу. (Кукушка.)

4.Почему грачи ходят по полю за пахарем? (Пахарь вырывает плугом из земли много червей, личинок жуков и других насекомых, а их грачи подбирают.)

5.Что делают мелкие птички, когда днём заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят.)

1 ведущий. Конкурс «Спор растений».

Ведущий предлагает командам взять лекарственные растения из гербария и доказать, что именно их растение полезней других.

3 ведущий. Викторина со зрителями «Ягоды нашего края».

Вопросы:

1.Ягоды, сваренные в сахарном сиропе называются…(вареньем).

2.Мелкий дикорастущий кустарник с чёрными съедобными ягодами. (Черника.)

3.Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять его в чай? (Малиной.)

6.Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами? (Шиповник.)

7.Какая ягода снега не боится? (Клюква.)

8.Какую лесную ягоду любит медведь-сладкоежка? (Малину.)

9.Как называются оранжевые ягоды, похожие на малину и растут они у нас на болоте? (Морошка.)

2 ведущий. Конкурс «Экологический круговорот».

Ведущий выдаёт каждой команде набор карточек с названиями животных и растений. Задание - за минуту команды должны построить круговорот жизни, расставить стрелки, в каком направлении движется это колесо жизни.

Карточка первой команде: клевер, перегной, шмель, дождевой червь, навозник, щурка, ястреб.

Ответ: Клевер ------- перегной ------ дождевой червь ------ навозник ------- ястреб ------ щурка ----- шмель.

Карточка второй команде: тимофеевка луговая, кузнечик, ящерица, орёл, перегной, дождевой червь.

Ответ: Тимофеевка луговая ----- перегной ----- дождевой червь ----- орёл ----- ящерица ------ кузнечик.

3 ведущий. Я вновь задаю вопросы викторины зрителям тема: «Животные края».

Вопросы:

1.Какой лесной житель нашего края сушит себе на зиму грибы на деревьях? (Белка.)

2.След, какого хищного зверя похож на человечий? (Медведь.)

3.Слепыпи или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

4.Тощим или жирным ложится в берлогу медведь? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

5.Что делает ёж зимой? (Спит, забравшись с осени в гнездо из трав и сухих листьев.)

6.Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

7.Пользу или вред приносит зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда: барсук зимой спит.)

1ведущий. Конкурс «Головоломка».

Команды получают карточки с одинаковыми головоломками. Задание - расшифровать головоломку. Какая команда справится быстрее и правильнее, та и победит.

Головоломка:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЕЕТК,

ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК.

Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет». (Ключ: нужно читать каждую вторую букву.)

3 ведущий. Последние вопросы викторины о грибах дорогие зрители.

Вопросы:

1.Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк, бросить - жалко, съесть - сыро. Что нашёл мужик? (Груздь.)

2.Какие грибы на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята.)

3.Какие грибы меж зелени желтеют? Имя хитрое им всем: хоть и не кусаются, но страшно называются. (Лисички.)

4.Его увидишь за версту меж пней осиновых, в красной шапочке растёт, зовётся…(подосиновик).

5.Какие грибы растут на белых ножках вдоль лесных дорожек, в издали заметных шляпках разноцветных? (Сыроежки.)

1ведущий. Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы - спортивному и называется он «Мусорбол». Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртку, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается!

Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумажки в урну.

Подведение итогов конкурсной программы. Награждение игроков и зрителей.

2 ведущий. Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаю всем, что природа - это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

(В. Шефнер)



МОУ «Бондюжская средняя общеобразовательная школа»



Природа - наш дом

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 7 - 9 классов

Мероприятие подготовила

Педагог - организатор

Т. В. Кошелева





С. Бондюг, 2008г.

© 2010-2022