Экологический проект Птицы (9 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СМОТР-КОНКУРС ЮНЫХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ

«ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ МОЕГО БАШКОРТОСТАНА»



Материалы в рамках городской акции «КОРМУШКА»

МБОУ «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский РБ

5Г класс , руководитель Торшина Людмила Сергеевна

Экологический проект Птицы (9 класс)

2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 1-2

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….. ……………3-7

ПЛАН РАБОТЫ МБОУ «ГИМНАЗИИ№2» ПО ОХРАНЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЮ ПТИЦ………………………………………………………………………..8-9

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК…………………………………………10-14

АКЦИЯ «КОРМУШКА» (ФОТО УЧАЩИХСЯ)………………………..15-23

ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………………24-26

ОТЧЁТ ПО АКЦИИ «КОРМУШКА»……………………………………27-30

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ И ВЫВОДЫ…………………………………..31

РЕЦЕНЗИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ …………………………..32

КЛАССНЫЙ ЧАС «НАШИ ДРУЗЬЯ -ПТИЦЫ»……………………….33-41

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..42

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОРОБЬИ……………………………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СИНИЦЫ………………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1го КЛАССА ПО ТЕМЕ «ПТИЦЫ»……...45-47

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИЦЫ 5Г КЛАССА МБОУ «ГИМНАЗИЯ№2» ШАКИРЯНОВОЙ ДИНЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Зимующие птицы» УЧЕНИКОВ 5Б КЛАССА МБОУ «ГИМНАЗИЯ№2» ЗИМАНОВОЙ ПОЛИНЫ И ЛОГИНОВОЙ ТАТЬЯНЫ



ВВЕДЕНИЕ



Цель проекта: познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в Башкирии г.Октябрьский


Задачи проекта:

-усвоение правил поведения при общении с птицами;

-развитие представлений о действенной заботе о пернатых;
-практическое выполнение кормушек;
-наблюдение за зимующими птицами.
личностные:
-формирование у детей бережного отношения к птицам, к природе,чувства сострадания;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
метапредметные:
-развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;
-развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т.д)
-развитие творческих и коммуникативных способностей детей,
-развитие операций обобщения, умения классифицировать;
-развитие интереса к процессу познания
предметные:
-повысить уровень теоретических знаний о многообразии зимующих птиц города Октябрьского и их значении для природы;
-уточнение знаний о значении природных условий ;
-уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
-развивать умения находить взаимосвязи в природе;
-формировать умения применять полученные знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях

Участники: дети, педагоги, родители.

Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).

Срок реализации проекта: с 1.11.2014-104.2015гг.

Этапы реализации проекта:

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

• Обсуждение цели и задач с детьми, родителями, учителями

• Создание необходимых условий для реализации проекта

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний школьников о зимующих птицах

• Заготовка корма для птиц

• Конкурс на лучшую кормушку

• Подкормка и наблюдение за птицами

• Проведение мероприятий (классный час, конференция)

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

• Обработка результатов по реализации проекта

• Организация « птичьей столовой» на территории города Октябрьский

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Создание необходимых условий в МБОУ «Гимназия №2» по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность 100 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.



ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

«Зимняя орнитофауна Башкирии».

А.Ф. Маматов и С.А. Нехорошков в своей статье «Зимняя орнитофауна Башкирии» (Ижевск, 1984) обобщили собственные наблюдения с данными других исследователей, указав 72 вида, встречающихся в зимний период на территории нашей республики (следует отметить, что за зимний период они принимали время со дня установления постоянного снежного покрова до массового прилёта грачей). С учётом данных орнитологов, полученных уже после публикации статьи Анвара Фаризуновича и Сергея Анатольевича, за всё время изучения орнитофауны Башкирии в зимний период было отмечено 84 вида птиц. Несколько видов птиц зафиксировано всего по одному разу: лебедь-кликун Cygnus cygnus, хохлатая чернеть Aythya fuligula, сапсан Falco peregrinus, дербник Falco columbarius (отмечены Петром Петровичем Сушкиным в конце XIX-го века), зарянка Erithacus rubecula (на зимовку этого вида в южных районах Башкирии указывал Сергей Васильевич Кириков), чомга Podiceps cristatus (о зимовке этого вида на полынье р. Белой около г. Белорецк сообщил Евгений Васильевич Кучеров), краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis (была принесена 31 января 1990 г. в зоологический музей БашГУ жителем Аургазинского района Башкирии; по его словам, когда пруд замёрз в конце октября, казарка вместе с домашними гусями зашла на птичий двор, где и жила, пока не погибла), моёвка Rissa tridactyla (встречена Виктором Алексеевичем Валуевым в г. Уфа 24 января 2002 г.), вяхирьColumba palumbus (охотник В.И. Куприянов из д. Юматово Уфимского района наблюдал особь этого вида в окрестностях своей деревни в декабре и феврале 2001 г.).

Экологический проект Птицы (9 класс)

Краснозобая казарка

Лебедь - кликун

ЗарянкаЭкологический проект Птицы (9 класс)Экологический проект Птицы (9 класс)


По характеру пребывания всех зимующих птиц Башкирии можно разделить на 4 категории: осёдлый, залётный, кочующий и случайно зимующий. Осёдлые виды, такие как сизый голубь Columba livia, большая синица Parus major, домовый Passer domesticus и полевой Passer montanus воробьи, буроголовая гаичка Parus montanus, черноголовый щегол Carduelis carduelis и другие составляют основу зимней орнитофауны Башкирии. К кочующим относятся, например, белая куропатка Lagopus lagopus и обыкновенный снегирь Pyrrhula pyrrhula. Белая сова Nyctea scandiaca, свиристель Bombycilla garrulus, подорожник Calcarius lapponicus, пуночка Plectrophenax nivalis и некоторые другие являются залётными видами. Краснозобую казарку Rufibrenta ruficollis, лебедей (шипуна Cygnus olor и кликуна Cygnus cygnus), болотную сову Asio flammeus, обыкновенного скворца Sturnus vulgaris, зарянку Erithacus rubecula, зяблика Fringilla coelebs,обыкновенную овсянку Emberiza citrinella и некоторых других можно отнести к случайно зимующим птицам.

Наиболее полные сведения о зимующих птицах Башкирского заповедника приведены в статье Константина Павловича Филонова «Материалы к изучению зимнего населения птиц Башкирского заповедника» («Труды Башкирского заповедника», 1963). На основе личных наблюдений, картотеки заповедника и литературных источников им был составлен список зимующих видов птиц заповедника, в который он включил 54 вида. При этом в настоящий момент из составленного Константином Павловичем списка следует исключить обыкновенного гоголя Bucephala clangula (так как этот вид встречался на бывшем Прибельском участке Башгосзаповедника, ныне являющимся самостоятельным заповедником «Шульган-таш») и белую сову Nyctea scandiaca, которая предварительно была включена Филоновым как вид, который возможно встретить на зимовке (но до сих пор нет определённых сведений о встречах этого вида на территории заповедника; единственная за 80 с лишним лет существования БГЗ встреча с белой совой произошла на сопредельной территории - вид был отмечен в 1951 г. М.Ш. Багаутдиновым). При этом в список нужно включить длиннохвостую чечевицу или урагусаUragus sibiricus (этот вид был отмечен А.Н. Борисовым в 2000 г. во время зимних учётов в урёме р. Кага), белокрылого клеста Loxia leucoptera (2 пары белокрылых клестов в стае клестов-еловиков отмечались в д. Саргая З.Т. Багаутдиновой в течение всей зимы 2001/2002 г.), а также бородатую неясыть Strix nebulosa (отмечена приезжими московскими учётчиками из ВООП в 2001 г.) и кедровку Nucifraga caryocatactes (также отмечена москвичами во второй половине января 2007 г. в пойме р. Кага).

Экологический проект Птицы (9 класс)

Длиннохвостая чечевица

Белокрылый клестЭкологический проект Птицы (9 класс)

Таким образом, набирается 56 видов, отмеченных в зимний период в Башкирском заповеднике.

Часть птиц проводит зиму в деревне Саргая и её самых ближайших окрестностях, так как в населённом пункте пернатым легче найти себе пропитание. К таким птицам принадлежат сорока, серая ворона, свиристель, рябинник, большая синица, полевой воробей. К постоянно обитающим на территории деревни Саргая, сининтропным видам птиц относятся сизый голубь, домовой воробей.
Также деревню посещают большой пёстрый, белоспинный и седой дятлы (в деревне они становятся менее пугливы, и если в лесу дятел подпускает к себе для осмотра или фотографирования не более, чем на 30-40 метров, то в деревне к нему можно подойти чуть ли не расстояние вытянутой руки), желна (или чёрный дятел), сойка (эта яркая птица из семейства Врановые охотно промышляет во дворах, подбирая рассыпанный овёс или посещая мусорные ящики), обыкновенный снегирь (а этот вид у нас в заповеднике и окрестностях не только появляется на кочёвках, когда птицы из северных популяций России начинают продвигаться к югу в поисках урожайных на рябину, яблоки или крылатки клёна мест, но и в небольшом количестве встречается в горах Южного Урала).
На деревенских огородах и по окраинам можно застать стайки черноголовых щеглов, которые питаются семенами сорных трав - репейника, полыни. А из-за того, что деревню почти со всех сторон окружает лес, то здесь также можно встретить длиннохвостую синицу или ополовника (прозвана так за свой длинный хвост и маленький размер тела - всё это в целом делает птичку похожей на миниатюрный половничек, с чёрными глазками-бусинками и чёрным клювиком), буроголовую гаичку (другое её название - пухляк; птица и в самом деле частенько, особенно в сильные морозы, распушается и становится похожа на пуховой шарик с хвостом и на тоненьких ножках), обыкновенную чечётку (это - наш гость с севера; в гнездовой период известна только одна встреча этого вида на территории республики) и даже клеста-еловика.
Из дневных хищных птиц иногда отмечают ястребов - тетеревятника и перепелятника.

В нагорных смешанных лесах заповедника и в поймах рек Узян, Саргая, Кага зимой обычны следующие виды птиц: обыкновенная чечётка, чиж, буроголовая гаичка, большой пёстрый и белоспинный дятлы, желна. В отдельные годы, при хорошем урожае шишек хвойных деревьев (в нашем случае - сосны и лиственницы), обычен клёст-еловик. В этих биотопах редки такие виды птиц, как длиннохвостая синица, глухарь (в лесах заповедника встречается 2 подвида глухарей - белобрюхий Tetrao urogallus uralensis и таёжный, с тёмным брюхом T. u. urogallus), рябчик, сойка, сорока, серая ворона, ворон, большая синица, обыкновенный снегирь; очень редки - длиннохвостая неясыть, трёхпалый и седой дятлы, черноголовая гаичка, обыкновенный поползень, обыкновенная пищуха и другие. Поползни и пищухи зачастую в послегнездовой и зимний периоды предпочитают держаться с синицами (большой и длиннохвостой, буроголовой гаичкой, обыкновенной лазоревкой, московкой) в одной компании, образуя с ними общие стайки, к которым иногда присоединяются одиночные большие пёстрые дятлы.

Тетерев в заповеднике населяет разреженные сосново-берёзово-лиственничные леса с участками мелколесья, полянами, горными степями (распределение по территории заповедника у этого вида неравномерное). Серая куропатка встречается спорадически на безлесных сухих склонах, на лугах, полянах и огородах (согласно картотеке заповедника в зимний период отмечались стаи от 7 до 20 особей).

Есть в заповеднике зимой ряд редких видов птиц, встреча с которыми может считаться настоящей удачей. Это, например, оляпка (другое, народное её название - водяной воробей). Эту птицу и летом-то не часто можно встретить на реках Саргая и Большой Башарт, а зимой она обитает только возле незамерзающих участков рек, где, ныряя в воду и бегая по дну, ловко ищет свою добычу - личинок ручейников (потому и названа эта плотненькая, короткохвостая птица водяным воробьём).

В сосновом или смешанном сосново-берёзовом лесу можно встретить один из самых симпатичных наших видов синиц - хохлатую синицу или гренадёрку. Также немногочисленны встречи с совами - мохноногим и воробьиным сычами, ястребиной совой, бородатой неясытью. Если повезёт, то можно встретить щура (не ежегодно зимующая птица заповедника), обыкновенного дубоноса и пуночку (обычно встречается на центральной усадьбе заповедника, вдоль дорог и на больших полянах).

Экологический проект Птицы (9 класс)

Гренадёрка

Обыкновенный дубонос

ПуночкаЭкологический проект Птицы (9 класс)Экологический проект Птицы (9 класс)

Как видите, птиц в наших краях на зиму остаётся не так уж мало. И если быть внимательными, упорными и не бояться морозов (а температура зимой в Башкирском заповеднике бывало опускалась до -51 Сº), то даже зимой можно увидеть много интересного и красивого.









ПЛАН РАБОТЫ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №2» Г.ОКТЯБРЬСКИЙ ПО ОХРАНЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЮ ПТИЦ.

Проводимые мероприятия

Примерные календарные сроки

Ответственные


1.







2.



3.


4.



5.


6.

I. ОСЕНЬ
Подготовить наглядные пособия для бесед.
Представить:
а) виды кормов для зимующих птиц;
б) рисунки зимующих птиц;
в) виды кормушек.

Провести во всех классах беседы о сборе семян для подкормки птиц.

Провести изготовление кормушек по классам.

Выпустить стенгазеты, приготовить презентации о зимней подкормке птиц.

Оборудовать подкормочные пункты.

Начать подкормки птиц и проводить её систематически, в течение всего осенне-зимнего периода.


Сентябрь







Сентябрь, октябрь


Октябрь, ноябрь


Октябрь, ноябрь, декабрь


Ноябрь


Ноябрь-март


Учащиеся, родители







Учитель биологии - (Торшина Людмила Сергеевна, ШехватоваЛуиза Гайратовна.)


Учащиеся, родители


Учащиеся и классные руководители



Родители, ученики


Учителя биологии


1.

2.



3.

4.

II. ЗИМА

Проводить работу по зимней подкормке птиц.
Провести классные часы по биологии: «Птицы - наши друзья», «Охрана и привлечение птиц».
Провести экскурсию на СЮН по теме «Птицы Башкортостана».

Организовать и провести между классами конкурс на лучшую подготовку к весенней встрече птиц (Конкурс «Юные друзья природы»).


Ноябрь-март

Январь

Февраль

Февраль-апрель


Ученики

Классные руководители


Классные руководители

Торшина Людмила Сергеевна, Шехватова Луиза Гайратовна

1.

2.


3.

III.ВЕСНА

Произвести развеску гнездовий (скворечники).

Выпустить стенгазеты по охране и привлечению птиц (отразить работу в весенний период наблюдений за жизнью зимующих птиц и прилётом перелётных).

Провести учёт заселенных скворечников.

Март

Март-апрель


Апрель-май

Учитель труда (Шаяхметов Руслан Каусарович), ученики, родители

Учащиеся, классные руководители


Ученики


1.

IV. ЛЕТО

Провести летние наблюдения за птицами в природе (голоса птиц, особенности поведения).

Июнь, июль, август

Ученики

Экологический проект Птицы (9 класс)

Фото Халикова Данила, 5Бкл. 16.03.2015г







ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК И СКВОРЕЧНИКОВ

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)



Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)



Экологический проект Птицы (9 класс)

АКЦИЯ КОРМУШКА

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

СТИШОК.

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)



Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)



Экологический проект Птицы (9 класс)

Экологический проект Птицы (9 класс)







Дневник наблюдения ученицы 5 Г класса МБОУ «Гимназия № 2» Шакиряновой Дины

(срок наблюдения за птицами - 1 месяц).


Дата



Количество птиц


Виды птиц


Вид корма

3.02.2015 г.

2

Воробей, снегирь

пшено, крошки

4.02.2015 г.

2

Ворона, воробей

Пшено, кусочки хлеба

5.02.2015 г.

3

Ворона, воробей, снегирь

Пшено, крошки

6.02.2015 г.

2

Снегирь, воробей

Пшено

7.02.2015 г.

3

Снегирь, ворона, воробей

Пшено, семечки, крошки

10.02.2015 г.

2

Воробей, ворона

Пшено.

11.02.2015 г.

4

Снегирь, воробьи, синица

Сало, пшено.

12.02.2015 г.

3

Снегирь, ворона, воробей

Кусочки хлеба, семечки,

13.02.2015 г.

2

Снегирь, воробей

Пшено, семечки

14.02.2015 г.

3

Воробей, ворона, снегирь.

Крошки, ягоды рябины, пшено.

17.02.2015 г.

2

Ворона, воробей

Пшено, крошки

18.02.2015 г.

2

Ворона, воробей

Пшено, крошки

19.02.2015 г.

2

Ворона, снегирь

Ягоды рябины, пшено, кусочки хлеба

20.02.2015 г.

3

Воробей, снегирь, ворона

Кусочки хлеба, крошки

21.02.2015 г.

3

Сорока, воробей, снегирь.

Пшено, кусочки хлеба, крошки

24.02.2015 г.

2

Ворона, снегирь

Кусочки хлеба, сухие ягоды

25.02.2015 г.

3

Воробьи, снегирь

Пшено

26.02.2015 г.

3

Ворона, воробей, снегирь

Пшено, крошки

27.02.2015 г.

4

Стайка воробьёв

Пшено, семена

28.02.2015 г.

2

Снегирь, сорока

Ягоды рябины, кусочки хлеба, крошки.

Экологический проект Птицы (9 класс)


Дневник наблюдения учеников МБОУ «Гимназии № 2»

5 Г класса

Галлямова Данияра,

Халимовой Ульяны и Ильдарханова Эрика.



1 день наблюдений,
начало ноября.

Мы вывесили кормушки и положили в них крошки хлеба. Птиц пока нет.

2 день наблюдений, середина ноября.

Сегодня положили пшено, которое принесли из дома и высушили в классе. Через 30 минут появились синицы. Они робко подлетели к дереву, где висят кормушки.

3 день наблюдений,
конец ноября.

После того, как в кормушки насыпали семечки подсолнуха, через 15-20 минут прилетели синички и воробьи. Сели у ближней ветки и стали готовиться. Возьмут семечку в клюв и летят на ближайший куст, склюют и опять на кормушку.

4 день наблюдений,
начало декабря.

Сегодня смешали пшено и семечки подсолнуха, положили в кормушку. Синицы склевали быстрее семечки подсолнуха. Пшено все осталось. Через час прилетело 2 воробья, и, поклевав 5 минут, они улетели.

5 день наблюдений,
середина декабря.

Нарезали кусочки несоленого сала и привязали к кормушкам и веткам березы. Синицы сразу налетели на сало, а воробьев стало больше. Они начали драться за корм в кормушке.

6 день наблюдений,
конец декабря.

Сегодня у дерева с кормушкой появились гости: кошка. Сидит, караулит. Синицы и воробьи расселись на ветках и с опаской смотрят на кошку. Кошка ушла, и синицы тут же налетели на кормушку, отгоняя воробьев.

7 день наблюдений,
начало января.

У кормушки нас уже ждут синицы - привыкли, что их кормят. Мы положили дробленные пшеничные зерна. Такое впечатление, что они гонят нас от «столовой», чтобы быстрее приступить к трапезе. Мы ушли, а к ним присоединились воробьи.

8 день наблюдений,
середина января.

Ура! Сегодня у кормушки появились снегири. Такие важные, нахохлившиеся, как будто яблоки на ветках. Не подпускают синиц и воробьев. Но воробьи шустрые, приноровились: одни отвлекают, а другие клюют.

9 день наблюдений,
конец января.

Сала на ветках нет. На снегу появились крупные следы. Это вороны. Именно поэтому наших маленьких гостей пока что не видно. Видимо вороны их распугали. Мы положили семечки, ведь это любимая еда для птиц. В кустах всюду и под кормушкой шелуха, остатки от обеда.

10 день наблюдений,
начало февраля.

Возле кормушки появилась собака. Она слизывает со снега упавшие зерна. Синицы и воробьи её не боятся. Птички стали дружнее, сидят вместе на кормушке, и уже не воюют. Они уже привыкли к нам и ждут нас в определенное время.

11 день наблюдений, конец февраля.

Все больше гостей у нашей столовой: воробьи, синицы. Их стало намного больше. Летают стайками и уже не боятся нас. Ждут, когда мы положим им корм. Мы отходим на 2-3 метра, и первые, самые смелые, начинают таскать семечки. Повсюду, на кустах, сидят птицы, и после обеда на солнце чистят перышки. Они сидят нахохлившиеся, довольные и лениво поглядывают на своих запоздавших товарищей. Ведь самое вкусное уже съедено.

12 день наблюдений, начало марта.


Сегодня положили ягоды рябины, которые высушили осенью. Синичек и воробьев интересует больше пшено и семечки. Ягоды остались лежать на кормушке. Через час пролетавшая стайка свиристелей приземлилась на ближайшую к кормушке березу. Выждав некоторое время, они ринулись к ягодам и тут же их склевали.

13 день наблюдений, конец марта.

Наблюдаем за птицами и открываем что-то новое. Сегодня к кормушке вновь подлетели воробьи и синички. Сидят, чирикают, каждый по-своему. Такое впечатление, что делятся новостями. Самое интересное, что все это они делают дружно, не пугаясь друг друга.

14 день наблюдений,
1 апреля.

Сегодня нашу кормушку посетил важный и редкий гость - дятел. Редкая птица, но интересная. Она не сидит на месте. Склевав крошку хлеба, дятел попробовал семечку и тут же пробежался по стволу дерева, заглянул под сломанную ветку и быстро улетел. А наши постоянные гостьи ждали, когда же освободится столовая, и махом налетели. Еда быстро склевывается.


ОТЧЕТ ПО АКЦИИ «КОРМУШКА»

(составитель-учащиеся 5 г класса МБОУ «Гимназия№2»)

Руководитель - Торшина Людмила Сергеевна, учитель биологии, классный рук.

После проведения классного часа «Наши друзья - птицы» нам захотелось узнать больше о зимующих птицах. Мы задались целью наблюдать за образом жизни зимующих птиц у кормушек, выяснить , какой корм самый любимый у птиц, какая кормушка наиболее практична и долговечна.


Перед началом работы мы поставили цель и определили задачи своей исследовательской работы.

Цель: наблюдение за образом жизни зимующих птиц у кормушек.

Задачи:

- выяснить, какой корм можно назвать любимым для зимующих птиц:

- определить видовой и количественный состав птиц у кормушек разного типа;

- наблюдать за поведением птиц у кормушек;

- собрать сведения о поведении и взаимодействии разных видов птиц.

Выдвинули гипотезу:
Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц

Методика работы.
Свои наблюдения мы проводили по мере возможности(не реже , чем 2 раза в неделю) , в течение часа проводились наблюдения за поведением птиц на кормушках. Все данные заносились в дневники наблюдений.



Как же птицы переносят зимой морозы?

Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Мы часто видим, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать - подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках - холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.

Зима - очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом- поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком, и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным - пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.



Несколько наблюдений за птицами.

Чтобы птицы для наблюдений были «под руками», нужно заранее развесить для них искусственные домики, для мелких птиц - синичники:

Название гнездовья

На какой высоте вешать (м)

Где вешать

Для каких птиц

Скворечник

4-8

В поселках, на окраинах города, на опушке леса, в саду

Скворцы

Синичник

3-6

В лесу, саду, парке; меньше - на окраинах городов и в поселках

Синицы, мухоловки-пеструшки, горихвостки, вертишейки

Воробьи - юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири - спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый - они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена клена. Они прилетают к нам с севера - они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки - это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.


Виды кормов, употребляемые зимующими птицами на кормушке.

При подкормке птиц мы использовали корма с учётом видов прилетающих птиц; семечки подсолнечника, пшено, овёс, хлеб, сало, зерновую смесь, в состав которой входило просо, канареечное семя.

Для каждого вида корма предназначались отдельные чашечки, которые мы устанавливали на деревянную кормушку. Сало крепили на веточки деревьев. При наблюдениях за несколько месяцев мы (УЧАЩИЕСЯ 5Г класса) составили характеристику всех кормовых предпочтений прилетавших птиц (табл.№1)

Учёт видов кормов для зимующих птиц.


Вид птиц


Семя



Зерновая

смесь

подсолнуха

пшено

овёс

хлеб

сало


воробей

+

+

+

+

-

+


синица

+

-

+

+

+

+


снегирь

+

-

+

+

-

˗


Из таблицы видно, что воробьи едят все зерновые виды корма, сало не едят. Большая синица всеядна, но предпочтение отдаёт семечкам и салу.

В рацион питания большой синицы не входит пшено. Снегирь предпочитает семечки, но ест ещё овёс и хлеб. Большой пёстрый дятел ест овёс, хлеб и сало.

Вывод: наблюдения дали возможность установить, что универсальным кормом для всех зимующих птиц является овёс, хлеб, семечки.



АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ И ВЫВОДЫ.

Все цели, которые мы ставили перед собой в период наблюдений, были достигнуты. Мы отметили, что наиболее результативными оказались наблюдения, проводившиеся у деревянной кормушки. Другие виды кормушек менее удобны для подкормки птиц зимой и, следовательно, дают меньше информации при проведении наблюдений.
Были сделаны следующие выводы:
1.Кормушки должны быть установлены не позднее ноября с тем, чтобы птицы привыкли к их местонахождению.
2.Видовой состав птиц, прилетавших к деревянной кормушке: воробьи, большие синицы, снегири и редко дятел.
3. Видовой состав птиц, прилетавших к кормушке из пластиковых бутылок: воробьи, синицы;
4.Поведение видов птиц на кормушке:
- снегири предпочитают питаться в одиночестве;
- большие синицы захватывают лидерство у воробьёв;
- больше трёх больших синиц одновременно не садятся на кормушку;
- в отсутствие других видов птиц воробьи могут атаковать кормушку большим количеством.


ПЭкологический проект Птицы (9 класс)

одкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна,
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-не счесть!


Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

РЕЦЕНЗИЯ.

На экологический проект « Наблюдения за зимующими птицами у кормушек» учащихся 5г класса МБОУ «Гимназия№2».

Этим вопросом ребята заинтересовались после проведения праздника «Покормите птиц зимой !». Они были ведущими и для проведения внеклассного занятия, готовили сообщения про зимующих птиц . Их это так увлекло, что они решили провести наблюдения за зимующими птицами.

Ребята решили выяснить, какой корм можно назвать любимым для зимующих птиц, собрать сведения о поведении и взаимодействии разных видов птиц на кормушке.

Они провели наблюдения за зимующими птицами и собрали материал по данному вопросу. Конференция предоставила возможность весь собранный материал систематизировать.

За время подготовки к конференции ребята старались овладеть основами исследовательской деятельности. Данная работа соответствует структуре, предъявленной конкурсными требованиями.

Тема работы раскрыта полно и целенаправленно. Главное внимание было уделено изготовлению кормушек и скворечников, наблюдениям за птицами. В ходе которых выявили лучшие виды кормушек, изучили видовой состава птиц, прилетавших к различным кормушкам.

Ученики показали умения работать с литературой по данной теме, находить необходимые сведения.

Актуальность исследования обоснована( как на уровне общезначимом, так и на личном уровне).
Цель исследования ясна и доступна. Работа отличается самостоятельностью и обоснованностью суждений, личностным подходом к данному вопросу.

В основной части подробно изложены полученные результаты исследования, сделаны выводы.

Намечены перспектива для дальнейшего исследования.

Руководитель __________________ /Л.С.Торшина/

Заместитель директора________________ /А.Р. Минибаева/

КЛАССНЫЙ ЧАС «НАШИ ДРУЗЬЯ - ПТИЦЫ»

Экологический проект Птицы (9 класс)

Цель:

-познакомить учащихся с многообразием пернатых;

-закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

-прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

-углубить знания о птицах у учащихся.

Задачи:

-воспитывать доброе отношение к птицам, к природе, к традициям народа;

-развивать познавательный интерес.

Оборудование:

1.Картинки, фотографии птиц

2. Рисунки детей с изображением птиц.

Форма проведения:
учебно-игровое занятие, 5г класс МБОУ «Гимназия №2».

Ход классного часа:

1.Организационный момент

Ребята, с 1 апреля 1924 года отмечается день птиц. И сегодня наш классный час посвящается нашим пернатым друзьям.

2.Вступительная часть:

-О каком времени года говорится в загадке:

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

С шумом птичьих голосов. (Весна)

- А знаете ли вы, что в природе бывает 3 весны:

весна света - март,

весна воды - апрель,

весна зеленой травы - май.

( Ребята называют приметы весны)

- Увидел грача - весну встречай.

-Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.

- Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.

3.Основная часть.

Конечно же, с приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Первыми к нам прилетают грачи. А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет вид мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнездо при помощи крепких волокон крапивы, конопли. Нелегко строить гнездо камышевке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Экологический проект Птицы (9 класс)

Давайте, вспомним, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

1. Могучий, как … (орёл).

2. Вольный, как … (птица).

3. Надутый, как … (индюк).

4. Плывёт (идёт плавно), как … (лебёдушка).

5. Трещать, как … (сорока).

6. Щебетать, как … (воробей).

7. Ворковать, как … (голубь).

8. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

9. Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).

10. Поет как, … (соловей)

Так же существует очень много пословиц о птицах, вспомним их.

1. Слово не… Вылетит - не поймаешь.(Воробей)

2. Всяк … свое болото хвалит. (Кулик)

3.… свинье не товарищ. (Гусь)

4.Лучше… в руке, чем … в небе. (Синица, Журавль)

5.Старого … на мякине не проведешь. (Воробья)

6.…невеличка, а птичка. (Синичка)

Но о птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Как вы думаете, что это за птица? Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все тревожило людское воображение. Сов били, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. За год одна сова уничтожает в среднем от1000 до 1200 мышей. А это означает, что она спасает, как минимум, одну тонну зерна.

А вот вторая легенда. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно, это клесты. Узнать их легко по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя - вверх. Пища клестов - семена еловых и сосновых шишек, которые содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго - иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. Даже представить себе трудно - на дворе мороз чуть не 40 градусов, а в гнезде - голенькие птенчики.

Еще одна легенда. В одном из распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила семью своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, еще называют ее вещуньей и иногда спрашивают, сколько им лет суждено прожить, а каково же ее настоящее имя? Правильно, это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называют гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди этих гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка поедает их с удовольствием.

Скажите, пожалуйста, какая птица стала символом мира на Земле? Конечно, голубь. Голубей всегда любили и специально разводили, стараясь улучшить их природные данные. Существует 192 вида голубей. Есть голуби почтовые и спортивные, летающие с большой скоростью. Голуби ведут дневной образ жизни, питаются главным образом, семенами различных растений. Дикие голуби селятся на скалах и обрывах, домашние с комфортом устраиваются в специальных голубятнях.

Много легенд связано и с такими птицами, как лебеди. Об их верности сложено немало песен. Также любимыми героями народных песен были всегда журавли. Летящий журавлиный клин - величественное, трогающее душу зрелище.

А как называется наука, изучающая птиц? ( Орнитология)

ЗНАКОМСТВО С МНОГООБРАЗИЕМ ПТИЦ

Экологический проект Птицы (9 класс)

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в парке нужно знать.

-Назовите, каких птиц вы знаете?

(ребята называют известных им птиц)

-Игра «Найди лишнюю птицу»

Ворона, дятел, попугай, грач, сорока, скворец.

- Почему лишняя?

- Где живут птицы?

- Кто ухаживает за птицами в лесу?

- Что можно сказать про грача и скворца (перелетные, остальные зимуют).

Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному.

- Давайте закроем глаза и представим, что вы маленькая птичка.

- Подумайте, о чем они поют? ( Дети имитируют голоса птиц)

Игра «Птичьи разговоры»

С помощью стрелок дети должны показать, кто как разговаривает.

Гуси крякают

Вороны кричат

Голуби гогочут

Синицы свистят

Совы воркуют

Утки каркают

Ласточки пищат

Журавли ухают

Соловьи щебечут

Игра «Летает - не летает»

Иногда говорят: «животные и птицы». Птица- это тоже животное. Но…

- Чем отличается от других животных?

- Если животное, которое я называю, летает, поднимаете руки вверх и машите, если нет - топаете.

Синица, утка

Мышь

Воробей

Снегирь

Кошка

Пингвин

Зяблик

Журавль

Лошадь

Вывод: а все ли птицы летают?

(Выслушиваются ответы ребят)

Загадки о птицах

1.Что за весенняя птица

Трактору чуть ли на нос не садится

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

2.Я выступаю перед вами,

Я рад увидеться с друзьями!

Как молодой весны гонец

Ну, а зовут меня… (скворец)

3. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд - приятель».

И оставит подпись: (дятел)

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая. (сорока)

5. Воробей - птица оседлая. Питается тем, что найдет: крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей

6. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (синица)

7. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих.

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы филины и (совы)

8.Прилетает к нам с теплом.

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

9.Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает (кукушка)

Птичьи трудности. Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17ч, ласточка 18ч, стрижи 19ч. Меньше им работать нельзя! Чтобы накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35раз, скворец около 200 раз, ласточка - 300 раз.

Об охране птиц. Весна: Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

4. Заключение. Подведение итога.

В 2015г птицей года стала ГОРИХВОСТКА.

- Что понравилось?

- Что интересного узнали о птицах?

- Будем помогать птицам?

ЛИТЕРАТУРА.

Соколов, Н.А. Любите и охраняйте птиц //М.: Просвещение - 2005гг

Грехова, Л. И. В союзе с природой // М.: Илекса - 2007г

Ляхов, П.Р. Я познаю мир // М.:Астрель - 2008г

Запартович, Б.Б. С любовью к природе // В.: Дом педагогики - 2008г

Герасимов, В.П. Животный мир нашей Родины, М.: ВАКО - 2009г

Зверев, А.Т. Экологические игры // М.: Дом педагогики - 2005г

Феотистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность школьников // В.: Учитель - 2010г


Интернет-ресурсы:

ecosystema.ru/

yandex.ru/

vladimir-obl.tiu.ru/Ptitsa.html

protown.ru/





ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОРОБЬИ


ВЭкологический проект Птицы (9 класс)

оробей - это маленькая птичка, которую в любое время года можно увидеть около дома. Длина тела воробья достигает 16 см, а масса 23-35 г. Общая окраска оперения - вверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.
Чем же самец отличается от самки? Наличием большого чёрного пятна охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а иногда тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом и места бледная серо-жёлтая полоса.


Домовый воробей ведёт оседлый образ жизни. Воробьи живут самостоятельно, очень многие селятся в самой непосредственной близости от человека. Обычно воробьи устраивают примитивные гнезда, где придется: под крышей дома или под карнизом, за наличником окна или в старой водосточной трубе, под стропилами или в дупле растущей в саду дерева

Зимой воробьям приходится не просто. Они держатся в основном стайками который сохраняются в течение всей зимы. Живут поближе к человеку. Очень помогаю им всевозможные кормушки, которые люди устраивают на ветках деревьев и за своими окнами. Учитывая то, что много молодых птиц гибнет в первую зиму, люди в меру своих возможностей, должны помогать птицам с кормом в суровые холода.

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми которыми также вскармливает птенцов. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда садах, весной цветочные почки.



О воробьях люди знают много: что едят, где живут, как ведут себя в различных условиях. Не знают только одного - полезен или вреден воробей. Когда в Америке появились воробьи, им очень радовались - о воробьях писали газеты, в их честь сочинял стихи, было даже создано "общество друзей воробья". Но затем «нахальный» воробей, не оценив доброжелательного отношения, так набедокурил, произведя опустошение на поля и в садах, что их число стали ограничивать.
В Китае в 60-е годы, оценив, сколько пшеницы и риса уничтожают воробьи, объявили войну этим птицам. Кое-где воробьев полностью истребили. Через некоторое время пришлось китайцам покупать эту птицу в Монголии и выпускать в тех местах, где воробьев истребили. А все потому, что воробьи поедают не только культурные растения или их семена. По ориентировочным подсчетам, стая воробьев (1000 птиц) за один месяц уничтожает 8 килограммов семян сорняков. Но и это не все, ведь воробьи уничтожают насекомых. А если учесть что воробьи относятся к числу самых распространенных птиц, то число насекомых, которых они уничтожают, астрономическое. Воробьями в свою очередь питаются полезные хищные птицы и совы.

СИНИЦЫ Экологический проект Птицы (9 класс)

«Очень трудно прокормиться
Юрким маленьким синицам
Им зимой суровою -
Сделали столовую»
Многообразие: Большая синица, синица - гаичка, лазоревки, московки, гренадерки с полосатыми хохолками на голове.
Плодовитость: 8 - 10 птенцов. Молодые синички покидают родной дом, спустя 15 - 20 дней после рождения, и сразу пробуют летать.
Место обитания: дупло, гнездо в отверстии стены, в железной трубе, в почтовом ящике, в выброшенной консервной банке или банке. С удовольствием занимают скворечники, выстилая их толстым слоем мха, в котором делают углубление и выкладывают его шерстью.
Форма клюва: Тонкий заостренный клюв, позволяющие доставать насекомых из расщелин коры, схватывать с листьев, доставать из чешуек шишек.
Острые коготки и длинные пальцы позволяют этим птицам удерживаться на ветках.

Питание: Крошки, крупу, кусочки сала и мяса, жуки, древесные семечки.
Значение: Они отыскивают и уничтожают вредителей и их личинки и яйца практически круглый год. Ареал: Европа, Азия, Северная Африка.

34


© 2010-2022