Элективный курс по биологии Основы гигиены и санитарии 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта занятия элективного курса по биологии.

Учитель биологии: Самотес Людмила Васильевна.

Класс: 11.

Учащихся в классе: 3

Тема урока: «Стресс».

Цель: познакомить с понятиями, влиянием стресса на организм и психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.

Задачи: определить понятия: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция»;

- в игровых ситуациях и упражнениях выделить главные стрессоры, самостоятельно оценить собственные реакции на стресс и возникающие проблемы;

- овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.

Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий дистресса. Эмоциональный настрой на сдачу ЕГЭ.

Методы:

  • информирование;

  • моделирование ситуаций;

  • работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;

  • анализ ситуаций.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация занятия

  • Раздаточный лист «Стратегии работы со стрессом»

  • Раздаточный лист «Техника мгновенного успокоения»

  • Карандаши, бумага, пластиковый стаканчик

  • Тесты для диагностики.

  • Музыка «Тень твоей улыбки», «Звуки дождя».


Здоровьесберегающие элементы:

  1. Санитарно - гигиенические требования к кабинету соответствуют СанПину.

  2. Комплекс физических упражнений соответствует оздоровлению детей и смене деятельности.

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Проблемное.

  2. Здоровьесберегающее

  3. Игровая технология.

  4. ИКТ.

  5. Тестирование

Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Биология 9 класс» автор Батуев М.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: кабинет биологии.

  2. Дидактическое оснащение: учебник, раздаточный материал.

  3. Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный.


Основные понятия: стресс, дистресс, саморегуляция, релаксация, стрссоустойчивость, регрессия, проекция.


Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цели учителя: способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.

Цели учащихся: настроиться на продуктивную работу.

Методы: словесная, рефлексия, гимнастика.

Время выполнения: 3 мин.

  • Здравствуйте, ребята,

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к работе, фиксация отсутствующих.

Гимнастика на дыхание, концентрация энергии.

Рефлексия. Как бы вы оценили свое настроение, если бы вы сравнили свое настроение с нейроном. Постоянное как тело нейрона или же вы дентрит , или аксон, которые стремятся к поиску новых связей.

Настроится на деловой ритм.

На доске изображение нейрона, разместить звездочки на нейроне.

Гимнастика на дыхание и концентрацию энергии.

2. Этапы проверки усвоения прошлой темы.

Цели учителя: выяснить знание темы прошлого занятия.

Цели учащихся: должны воспроизводить материал прошлого урока, находить ошибки, делать выводы.

Методы: словесная.

Время выполнения: 5 минут

Вопросы для проверки

  • Из каких отделов состоит нервная система человека?

  • Рассказать о строение нейрона и его функциях.

  • Зависит ли здоровье человека от состояния нервной системы?

Работа с таблицей.

Готовятся по учебникам и отвечают

на вопросы учителя.

3. Работа с новым материалом.

Цели учителя: сообщение темы урока и форм деятельности учащихся, формулировка цели урока совместно с учащимися, вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися темы урока, максимальное использование самостоятельности, взаимоподдержки в изучении материала.

Цели учащихся: формулировка цели урока вместе с учителем, работа с учебной книгой, раздаточным материалом, соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи изучаемого материала, делать сравнительную характеристику.

Методы: игра, ИКТ, физические упражнения.

Время выполнения: 15 мин















Давайте вспомним , что такое здоровье?

А что означает здоровый образ жизни?

Здоровье- это спокойствие души и отсутствие болезней тела.

Здоровый образ жизни- соблюдение режима дня, правильное питание, занятия спортом.

Посмотрите на доску, здесь вы видите высказывание древнего афинского государственного деятеля Перикла: «Здоровье - это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды.»

В этом определении отметим два чрезвычайно важных момента: во-первых - здоровье лежит в основе взаимодействия человека со средой, т.е. согласитесь со мной, что природа влияет на здоровье, во-вторых, человек может потерять способность к адаптации перед лицом серьезного жизненного кризиса, т.е. нервная система человека может не справиться с трудными жизненными ситуациями.

Одним из факторов риска для здоровья является стресс.

Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение».

Стресс возникает под влиянием разных факторов среды.

Слайды презентации 3-7

Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут вызвать стресс у человека?

Низкие температуры влекут развитие холодового стресса, высокие температуры - теплового. Так же мы можем привести пример длительной слякотной, пасмурной погоды в то время, когда положено лежать снежному покрову, температура воздуха должна быть отрицательной, периодически должно было появляться солнце. Отсутствие солнца в течение нескольких месяцев привело к возникновению стресса у большинства людей, некоторые впали в состояние депрессии.

Какие еще примеры влияния погоды на возникновения стресса у человека мы можем привести? Период половодья, когда по улицам мы наблюдаем бурлящие потоки воды, наши огороды и дома подмывает разлившаяся река. Что мы испытываем в этот момент? Нервное напряжение, страх, т. е. стресс. Также стресс вызывает длительная засуха летом, когда мы переживаем за свои огороды и вынуждены в дневное время суток прятаться от палящих лучей солнца.

Существует лекарственный стресс, возникающий в результате избыточного употребления лекарств. Но наиболее распространен эмоциональный стресс.

Слайды презентации 8-10

Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье, который установил, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в три стадии.

1 стадия тревоги. Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору.

2 стадия устойчивости. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, которым был вызван стресс. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.

3 стадия истощения. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

В тот момент, когда человек испытывает стресс, учащается сердцебиение. Тютчев писал:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые их переносят легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности человека передаются по наследству.

Итак, как уже было сказано, наиболее распространен эмоциональный стресс, который возникает в ответ на конфликтные ситуации.

Слова Вольтера на буклете «Советы старшеклассникам по подготовке к ЕГЭ»

Слайды презентации 3-5 «Экзаменационный стресс».

Ребята, какие конфликтные ситуации вызывают стресс у людей?

Это непонимание со стороны окружающих, завышенные требования, наказания, отсутствие дружеских отношений со сверстниками, высокий темп жизни и др.

Если мы достаточно подробно рассмотрим режим дня школьника, то увидим , что в течение дня организм несколько раз испытывает напряжение.

Так для многих из вас стрессом является подъем с постели, сбор в школу ( вспомним про «сов», людей, которым необходим утренний сон до 8-ми, 9-ти часов).

Многие из вас не всегда бывают готовы к урокам, поэтому в течение учебного дня испытывают стресс, боясь , что учитель спросит и поставит неудовлетворительную оценку.

Участвуя в мероприятиях, где вам приходится выступать перед классом , родителями вы также испытываете нервное напряжение.

Придя домой, вы сразу включаете телевизор и получаете негативную информацию об убийствах, пожарах, наводнениях и других катастрофах, при этом наверняка поглощаете обед, плохо пережевывая пищу. И это тоже стресс для организма.

Некоторые из вас забыли выполнить просьбу родителей, и в семье возник конфликт.

Работа с раздаточным материалом «Влияние стресса на организм человека», «Методы адаптации к стрессу».

Ребята, можно ли визуально определить то, что человек находиться в состоянии стресса?

Упражнение «Стаканчик» и рисунок «Мое стрессовое состояние».

Да, конечно, при этом кто-то грызет ногти, накручивает волосы на пальцы, смотрит в одну точку, теребит ручку или платок, грубо отвечает на вопросы, хлопает дверью и т. д.

А сейчас я для вас исполню песню из кинофильма «Приключения электроника» «Это что же такое», а вы определите, чем у Сыроежкина был вызван стресс.

Примеров эмоционального стресса множество.

Так в современном мире стресс может быть вызван массовой нищетой населения развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, где люди голодают и иногда со смертельным исходом. Согласно статистическим данным, в этих странах ежегодно умирают 15 млн. детей.

В развитых странах (США) психические и социальные стрессы у 13 млн. детей вызваны неработающими отцами, 2/3 детей становятся свидетелями развода своих родителей, 17% детей и подростков живут в нищете, убогих перенаселенных домах, страдая от загрязненной среды, несчастных случаев, грубого отношения.

Статистика, представленная Национальным советом здравоохранения Щвеции, показывает, что каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет психические отклонения ( ночные страхи, недержание мочи, агрессивность). Каждый третий взрослый страдает от недомогания, бессонницы, усталости, угнетенного состояния и тревоги. Каждый десятый алкоголик.

Согласно исследованиям ВОЗ, в мире 48 млн. наркоманов. Но это лишь один пример патологической реакции на стресс. Другой пример реакции на стресс - курение, которое является основной причиной 1/3 всех раковых заболеваний, 75% хронических бронхитов и 25% инфарктов миокарда.

Эмоциональный стресс и его последствия можно избежать.

Работа с упражнениями в буклете «Упражнение на снятие эмоционального напряжения».


  1. Быстрому снятию стресса способствует глубокое дыхание.

Давайте вместе сделаем глубокий вдох и выдох. Повторяйте за мной.

  1. Общение с домашними животными.

Поднимите руку т е ребята, у которых есть домашние животные. Какие эмоции они у вас вызывают? Конечно только положительные, мы любим за ними наблюдать, играть с ними. Животные очень преданные, мы с вами знаем, что их любовь бескорыстна. Давайте посмотрим на фотографии кошек. Они вызывают у нас чувство умиления.


  1. Прослушивание мелодичной музыки.


  1. Физические упражнения и подвижные игры.

Играете ли вы в подвижные игры? Какие игры самые любимые? Да , это футбол, волейбол, баскетбол и др. Во время игры вы забываете обо всем, о делах, проблемах, И организм восстанавливается.


  1. Но наиболее эффективное средство - это полноценный сон.

Сколько часов длится полноценный сон ? Да, не менее 8 часов в сутки.

Именно за этот период организм успевает восстановиться после трудового дня.

Помимо выше перечисленных способов борьбы с напряжением организма, существуют и другие способы релаксации. Но они требуют специальной подготовки. Об этом вы узнаете дома при подготовке домашнего задания.

А сейчас мы вместе выполним упражнение, предназначенное для снятия психического и физического напряжения. Называется оно «Чередующееся носовое дыхание».

Сидя на стуле, выпрямите спину. Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую зажимая пальцем . Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счет 6. Вдыхайте правой ноздрей и т. д. Повторить 5-6 раз.

Старайтесь делать это упражнение не реже 1 раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

Ребята, так почему стресс является негативным биосоциольным фактором?

Потому, что стресс вызывается природными и общественными причинами.

Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.

А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.

Беседа по содержанию высказывания.

1. Слушают, предполагают тему и цели урока.

2. Знакомятся с планом урока.

3. Знакомятся с новыми словами на доске.

4. Работа с текстом выяснение причин стресса.

5. Решение задачи: чем вызван стресс Сыроежкина, героя фильма «Приключения Электроника».

6. Работа с режимом дня школьника.

7. Выполнение упражнения «Стаканчик» и рисунка «Мое стрессовое состояние».

8. Работают с раздаточным материалом.

4. Физическая гимнастика

Цели учителя: закрепить полученные знания через комплекс упражнений, обеспечивать осмысление учащимися ЗОЖ.

Цели учащихся: активно принимать участие в выполнение комплекса упражнений, осмысление ЗОЖ.

Методы :словесный, комплекс физических упражнений, музыка

Время выполнения: 5 мин.

Учитель:

Постоянный положительный настрой - неоценимая привычка в жизни!

В любых случаях нужно завершать работу. После работы целесообразно отдыхать, но лучший отдых - это смена занятий; после сосредоточенности и тишины - музыка, общение с друзьями, после умственных - физические нагрузки.

В здоровом теле - здоровый дух,

Об этом сказал хороший друг.

  • Упражнение «Вверх по радуге»

  • Упражнение «Волшебное слово»

  • Упражнение «Космонавт на взлете»

  • Гимнастика на дыхание

  • Крик

  • Релаксация

Выполняют физические упражнения.

5. Закрепление изученного материала.

Цели учителя: обеспечить закрепление новых понятий, осмысление материала.

Цели учащихся: уметь делать выводы, воспроизводить их в стандартных и измененных условиях.

Методы: беседа, работа с источниками информации.

  • Работа с тестами, диагностика.

  • При помощи раздаточного материала определить пути выхода и стресса.

  • Экзаменационный стресс

Слайды презентации 6-10

Составляют целое из изученных частей, делают выводы.

6. Этап контроля и самоконтроля знаний.

Цели учителя: проверить объем и правильность знаний, их глубину, корректировка выявленных проблем в знаниях и способах действий.

Цели учащихся: закрепление и контроль знаний полученных на уроке.

Метод:

Время выполнения: решение задач, беседа.

- Занятие завершено. Давайте подведем его итоги.

- О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что вызвало интерес?

- Какие выводы вы можете сделать?

Итак, управление стрессом - это то, что нужно для полноценной жизни. Пытаться подавлять стресс - значит бороться с самим собой. А вот научиться управлять им - значит создавать именно тот ресурс, который позволяет нам двигаться по жизни. Необходимо маневрировать на волнах жизненных подъемов и падений, действовать! Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: "Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни".


8. Подведение итогов.

Цели учителя: оценить работу учащихся.

Цели учащихся: рефлексия.

Комментарий работы учащихся, рефлексии.

Закончите, пожалуйста предложения:

  • Во время занятия я понял, что….

  • Самым полезным для меня было…

Расположить свои звезды в зависимости от настроения в конце урока.


© 2010-2022