Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

В методической разработке представлены правила и приёмы составления ребусов. Приведены примеры уроков по темам: 6 класс: "Разнообразие растений", «Понятие о систематике растений», Многообразие и значение грибов", 7 класс: "Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана", Итоговый обобщающий урок по теме «Птицы», где на разных этапах используются ребусы с зашифрованными видовыми названиями растений, грибов, рыб, птиц. В ходе уроков учащимся предлагается не только...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕБУСЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Введение

Современные подходы к школьному образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы с биологической тематикой.

Ребус - это один из видов головоломок, загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.
Разгадывание различных ребусов и их придумывание - гимнастика для развития интеллекта учащихся, увлекательный способ развития мышления, причем процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.

Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас, получить знания о специфической терминологии, научных бинарных названиях растений и животных. Разгадав неизвестное понятие, учащиеся задумываются о его значении. Разгадывание, без использования изображений, названий знакомых или не известных биологических объектов носит познавательный характер, служит для расширения кругозора, развития творческих способностей учащихся.

Биологические ребусы научных названий растений, животных, грибов - разработаны в результате многолетней работы учителем биологии и экологии, а также педагогом дополнительного образования. Они систематически применяются как на уроках, так и во внеурочной деятельности: во время работы школьного экологического объединения учащихся, экологическо-краеведческой секции на районных туристско-эколого-краеведческих фестивалях, сборах, при занятиях в летнем лагере с дневным пребыванием.

Методическое пособие рекомендовано для работников школ, учреждений дополнительного образования и актива учащихся.

Цель: совершенствование мыслительного аппарата учащихся через использование ребусов с биологической тематикой

Задачи:

1. Сформировать представление о научной терминологии.

2. Углубить теоретические знания учащихся по ботанике, зоологии, экологии.

3. Развить наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, творческое воображение, образное и абстрактное мышление.

4. Способствовать формированию индивидуальной и коллективной форм принятия решения.

Первоначально ребусы рисовались мною на полосах картона, позже, с появлением компьютерной техники, отсканированы, отредактированы в программе Paint и переведены в электронный вид. В настоящее время ребусы создаются сразу в электронном виде.

Разработанные ребусы используются в презентациях, включающих аудио- и видеофрагменты, что повышает интерес и эмоциональное восприятие материала.

Основные приёмы составления ребуса.
1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой

2. Переворачивание «вверх ногами» рисунка, знака, символа, фигуры служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

3. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:
- количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
- запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
- запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Ключ - ЛЮ-

Кит - ТИК

Лютик


4. Помещение буквы или нескольких букв справа (слева) от картинки, или между картинками, служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в данном месте загадываемого слова.

5. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними (рядом) пишутся заменяющие.

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Ветер - ВЕТРЕ-

Нитка - НИЧКА

Молоток - ОТО-

Магнит - ГН -

Утка - УТА-

Мяч - Я

Ветреничка отогнутая


6. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 - вторую и так далее). При этом:
- изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове»
- употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв

- употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Зебра - БЕРЕЗА,

Повар - ПОВ-

Лиса - ИСЛА-

Яд - Я

Береза повислая


7. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.


8. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии , Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Под О СИ, НО в И К - подосиновик

По НИ к + шая - поникшая

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии , Методическая разработка Ребусы на уроках биологии, Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

ЛЕС на Я - лесная, БОЛОТ на Я - болотная,

ЛИСТ на Я - листная

9. Использование цифр и чисел. Служат для зашифровки частей слов или предложений созвучных с произношением цифр и чисел. Например: 40 А (сорока)

10. Вопросительный знак ставится там, где необходимо обратить особое внимание

11. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях позволяет составить ребус любой степени сложности

Примеры использования ребусов на уроках биологии

6 класс.

Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Авторы: Пономарева И.Н, Корнилова О.А., Кучменко B.C.

  1. Раздел «Общее знакомство с растениями»

Темы: Разнообразие растений. Условия жизни растений. Разнообразие местообитаний.

Цель использования ребусов: активизация познавательной деятельности через игровые элементы

Разминка в начале урока - разгадывание 1 -3 ребусов.

После разгадывания учащимся показываются изображения и гербарии растений.

В конце урока учащиеся должны определить:

1. Культурные или дикорастущие данные растения.

2. Ядовиты или съедобны?

3. Как используются человеком (пищевые, лекарственные, сорные …)?

4. Какова жизненная форма растения (дерево, куст, травянистое ...)

5. В каких условиях произрастает?

6. Какие факторы оказывают влияние на распространение растений?

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Лютик едкий (ключ, кит - тик, ведро, кий)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Земляника лесная (змея - зем, ля, нитка - ника, лес на Я)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Липа мелколистная (линейка, лампа, метла, коса, лист на Я)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Калужница болотная (капля, уж, лестница, болт - болот на Я)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Ветреница уральская (ветер - ветре, мельница, урна, кальмар, доска, яд)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Валериана лекарственная

(валенок, гриб, банан, лес, рак - кар, стакан, ванна - венна, мяч)


  1. Раздел «Основные отделы царства растений»

Тема «Понятие о систематике растений»

Цель использования ребусов: закрепление ключевых понятий: систематика, вид, род, бинарная классификация.

Задачи:

- разгадать ребусы

- объяснить через родовые и видовые названия особенности разгаданных растений

- самостоятельно составить ребусы по заданной тематике

При закреплении изученного материала, разгадываются ребусы:

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Берёза повислая (зебра - берЁза, повар, лиса - исла, яд); (по НИ к + шая)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Крапива глухая (краб, пи в А, игла, уха, яд)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Полынь горькая (сапог, лыжи, пень, гора, Ь, банка, мяч)

В ходе разгадывания необходимо ответить на вопросы:

1. Какое слово является родовым, а какое - видовым?

2. Какими особенностями обладают данные растения?

3. Какие виды берез, крапивы, полыни известны учащимся?

Пояснения к третьему вопросу:

Рядом со школой растут два вида берез: береза поникшая (повислая) и береза пушистая (белая), мимо которых проходят учащиеся, кроме того, им известна береза карликовая.

Крапива глухая (яснотка белая) большинству учащихся не знакома, но по гербарному экземпляру и фотографиям можно обнаружить внешние сходства с крапивой двудомной и жгучей.

Предлагаются гербарии и фотографии полыни горькой, обыкновенной (чернобыльник), эстрагона (выращивается у многих на огородах)

В конце урока предлагается 2 набора предметов (изображений на магнитной или интерактивной доске):

1. берет, заяц, пушка, зажженный бенгальский огонь (искра), таз, яблоко;

2. водопроводный кран, пила (л = в), жук (к = г), часы, яйцо

В соревновательной форме 2 команды (по 2 человека) должны составить ребусы: береза пушистая и крапива жгучая

Домашнее задание: составить ребусы для данных растений: колокольчик полевой, тополь черный - осокорь, ромашка аптечная, одуванчик лекарственный, подорожник большой (или взять названия растений из учебника)

Дополнительный ребус:

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Пырей ползучий


  1. Раздел: Царство Грибы

Тема: Многообразие и значение грибов

Цель использования ребусов: активизация познавательной деятельности через игровые элементы

Ребусы используются в ходе урока как подсказки на поставленные вопросы:

  1. Объяснить понятие «микориза», разгадав ребус:

Методическая разработка Ребусы на уроках биологииПодосиновик

  1. Отгадайте загадку:

Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная,

На чулках пестринки, а нога - в ботинке,

Вокруг ворота - пораспорото.

Кто к ней прикоснется - никогда не проснется.

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Бледная поганка

  1. Отгадайте загадку: В подвале родился, в лапше пригодился

Объяснить применение черного фона, используя знания о способе питания гриба.

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Шампиньон

  1. Дайте как можно более подробную характеристику данным грибам.

7 класс Биология. Животные

Программа В.М.Константинов, И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко

1. Раздел: Тип Хордовые, надкласс Рыбы

Темы: Основные систематические группы рыб.

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Цель применения ребусов: активизация познавательной деятельности через игровые элементы

Этап урока - проверка домашнего задания, повторение, обобщение изученного.

Форма урока - игра «Рыбалка»

Учащиеся по желанию выходят к доске, разгадывают предложенный ребус, после чего вытягивают вопрос, записанный на карточке в форме рыбки. При ответе на вопрос за каждое положение, указанный признак, объяснение его строения, значения, происхождения и т.д. получают жетоны, в зависимости от количества которых выставляется оценка.

Вопросы могут быть связаны как с общими признаками рыб, признаками систематических групп, так и с особенностями конкретного вида.

Несколько ребусов сопровождается рядом изображений рыб, где необходимо выбрать искомый вид.

На заключительном уроке решают тест с использованием вопросов - ребусов.

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Катран черноморский (катушка, ранец, черт, нос, морковь, носки, улей)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Чехонь - рыба сабля (черепаха, ухо, огонь, крыша, бант, сабля)

Задание

Определить о какой рыбе идет речь:

Рыба отряда Осетрообразные

Семейство осетровые, род осетров

Единственная из своего рода постоянно живет в реках (не проходная), макси-мальная длина 1 - 1,2 метра при весе 16 кг. Половозрелой становится в 3 - 9 лет, выметывает от 6 до 140 тыс. икринок.

Встречается в Каме и Чусовой.

(Наумов Н.П., Карташев Н.Н.Зоология позвоночных. - Ч.1.-

Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог.спец.ун-тов. - М.: Высш. Школа, 1979. 333 с., ил.)

Стр.181


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Стерлядь (скатерть, ладья - лядья)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Карась (доска, радуга, ось)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Горбуша (рог - гор, булавка, шар)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Ставрида (стакан, весы, гриб, дартс)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Скумбрия (диск, бумага - умб, аквариум, мяч)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Барракуда (краб - бар, рак, лупа, вода)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Бычок подкаменщик (бык, часы, носок, подкова, безмен, ящик)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Латимерия (лапти, метр, лилия)

2. Раздел: Класс птицы

Итоговый обобщающий урок по теме «Птицы»

Фронтальный опрос в форме игры «Птичий Аукцион»

Цель урока: повторение изученного материала, проверка знаний

Цель применения ребусов: активизация деятельности через игровые элементы

План урока:

  1. Определение цели, объяснение правил игры.

  2. Игра «Птичий аукцион»

  3. Подведение результатов игры, выставление оценок.

Оборудование: ребусы с зашифрованными названиями птиц, пластиковые жетоны.

Описание игры:

Аукцион - форма торговли товарами проводится строго по определенным правилам. Правила предполагают повышение цены в процессе торгов. Цель аукциона: получение максимальной цены от продаваемых товаров во время состязания между потенциальными покупателями.

На урок-аукцион выставляется 6 лотов - 6 ребусов с названиями птиц. После разгадывания ребуса учащиеся покупают его. Денежными средствами являются знания, материализованные в жетоны. Состязание заключается в том, что учащиеся по очереди описывают особенности внешнего, внутреннего строения, происхождения птиц (общие признаки), особенности поведения, размножения, мест обитания, характер питания и т.д. (видовые признаки), не видя изображения птицы. За каждый ответ выдаются жетоны, причем за каждый следующий - на 1 жетон больше, чем за предыдущий ответ (практика показала, что быстрее называют наиболее простые признаки, поэтому последние ответы заслуженно оцениваются большим количеством жетонов)

В ходе игры учащиеся демонстрируют не только знания, полученные при изучении школьного материала, но и собственные наблюдения, дополнительную информацию

Правила:

1. За каждое разгаданное слово ребуса - по 2 жетона.

2. На работу по каждому лоту 5 - 7 минут

3. Начальный этап состязания происходит по очереди, устанавливаемой учителем, затем - по поднятой руке.

4. Ответы, данные вне очереди, не оцениваются, но данный признак (пример) может озвучить следующий игрок.

5. Примеры, (признаки) названные ранее во время «продажи» конкретного лота повторять нельзя.

6. Для лучшего повторения материала и большего количества ответов возможны повторы, например, 1, 3 лот - даются ответы по общим вопросам внешнего строения и образа жизни птиц, 2, 4 - внутреннего строения, 3-6 - общие особенности размножения, развития и происхождения птиц.

7. В конце урока-аукциона учащимися пересчитываются жетоны и устанавливается итоговая цена ответов - за каждые 10 жетонов оценка «5», оставшиеся жетоны в числе 9,8,7 - «4», ученик, набравший 11 - 16 жетонов, по желанию, получает две оценки «4».

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Полевой жаворонок (лопата - пол, Е в О Й, лужа, воронка, окно)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Деревенская ласточка (дерево, пень, доска, Я, ласты, точка)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Сокол сапсан (носок, стол, сапог, санки)

Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Домовой воробей (дом, овощи, Й, поворот, зуб, копейка)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Пестрый дятел (копьё, стул, рыба, Й до, пятка, ель)


Методическая разработка Ребусы на уроках биологии

Розовый скворец (роза, О в Ы Й, сковорода - скво, перец)

15

© 2010-2022