Рабочая программа по биологии 5класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 г Лесосибирска»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на МО ест зам. директора директор МБОУ «СОШ№18

мат цикла по УВР______ _______Н.П.Кириченко

Л.Б.Герасимова Л.А.Сенюта «__» ___2015г

Пр. №__ от______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5КЛАСС

(35часов в год, 1час в неделю)



Программа составлена

учителем биологии и географии

Е.Г. Шумиловой


Лесосибирск

2015год



Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на обучающихся 5класса общеобразовательного учреждения. Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образователь-ной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Цели и задачи

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Курс «Биология» На изучение предмета отводится 1 час в неделю,

итого 35 часов в год. Отбор форм организации обуче-ния осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы

Сроки реализации программы: 2015-16 учебный год.

Форма обучения- традиционная, классно- урочная. Методы обучения: игровые, проблемно- поисковые, исследовательские, практические. Отбор форм организации обучения проводится с учетом темы урока.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

-реализация установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

-умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

-умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

-приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

-объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-различие на таблицах частей и органоидов клетки;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

-выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

-овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

-освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

-выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание курса

Живая и неживая природа (6часов)

Отличие живого от неживого.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экс-

перимент. Правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличительные призна-

ки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неор-

ганические вещества; их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых

организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент

Клеточное строение организмов (7часов)

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений и животных на микропрепаратах и их описание. Клетки, ткани и органы. Изучение одноклеточных и многоклеточных организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторные и практические работы

1. Знакомство с микроскопом.

2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха.

3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Опыты, выполняемые в домашних условиях

Выращивание плесени на хлебе.

Жизнедеятельность организмов ( 20часов)

Рост и развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Изучение органов цветкового растения. Вегетативное размножение комнатных растений. Процессы жизнедеятельности растений: питание, фотосинтез. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов

обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организ-

мов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности ор-

ганизмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии - признак

живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Среда - источник веществ и энергии. Роль дыхания

в жизнедеятельности клетки и организма. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение строения семени фасоли (гороха).

2. Рассматривание корней растений.

3. Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.

4. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.

Опыты, выполняемые в домашних условиях

1. Изучение испарения воды листьями.

2. Изучение направления роста корня.


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Формы и методы контроля

Вид занятия

1

Живая и неживая природа

6

Стартовый контроль

Текущий контроль (устная и письменная форма)

Тестирование (тематическое, итоговое)

Самостоятельная работа

Практическая работа

Лабораторная работа

Экскурсия

Урок ознакомления с новым материалом

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Урок контроля знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок коррекции знаний

2

Клеточное строение организмов

7

3

Жизнедеятельность организмов

20

4

Обобщение

2

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

- использовать различные источники информации ( статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать биологическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты, процессы и явления;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание объектов, процессов и явлений с использованием разных информации;

- представлять в различных формах информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-выращиванию и размножению культурных растений, домашних животных;

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижений учащихся

Стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Рабочая программа предусматривает следующую оценку достижений обучающихся: оценивание результатов в виде проведения итоговых работ после изучения раздела, зачетов по теме, тестирования. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме тестирования (задания указаны в приложении).

Инструментарием для оценивания результатов являются контрольно-измерительные материалы в виде тестов на печатной основе, вопросов к зачету по теме.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих

ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

Оценка «3» ставится, если обучающийся

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если обучающийся:

1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. ли не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. е более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если обучающийся :

  1. не приступал к выполнению работы;

  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить обучающийся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающийся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и лабораторных работ по биологии

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающийся .

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.










Календарно- тематический план

дата

Тема

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

УУД

метапредметные

личностные

Живая и неживая природа (6 ч)

1/1

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

изучение нового материала

фронтальный

Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования

Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

2/2


Различаются ли тела живой и неживой природы?

комбинированный

Фронтальный Индивидуальный Работа в группах

Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм).

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

3/3


Какие вещества содержатся в живых организмах?

комбинированный

фронтальный

Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

4/4


Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

комбинированный

фронтальный

Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

5/5


Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

комбинированный

Фронтальный

работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

6/6

Подведем итоги

Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальный

П. Выделение существенных признаков живых систем.

Умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Клеточное строение организмов (7ч)

7/1


Клеточное строение - общий признак живых организмов.

изучение нового материала

фронтальный

Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани.

Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

8/2


Клеточное строение - общий признак живых организмов

. комбинированный

фронтальный

Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани.

Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

9/3


Прибор, открывающий невидимое.

комбинированный

Фронтальный

работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов

10/4


Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом»

практическая работа

работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

11/5


Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Лабораторная работа № 2 «Живое и неживое под микроскопом».

Практическая работа

работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

12/6


Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Практическая работа

работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов

13/7


Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»

Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная

Выделение существенных признаков живых систем.

Умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Знание строения клетки и микроскопа; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Жизнедеятельность организмов (20 ч)

14/1


Как идет жизнь на Земле

изучение нового материала

фронтальный

Сформировать общебиологическую закономерность что «живое только от живого, у каждого существа есть родители».

Умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей в исследовательской деятельности.

Анализировать взгляды разных ученых и высказывать свои предположения и выводы.

15/2


Как размножаются живые организмы

комбинированный

Фронтальный

Групповой

Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными).

Умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

16/3


Как размножаются животные?

комбинированный

Фронтальный

Индивидуальный

Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития.

Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) при изучении различных способов размножения.

Умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

17/4


Как размножаются растения?

комбинированный

Фронтальный

Групповой

Овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение).

Умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

Формирование целостного мировоззрения в процессе изучения способов размножения растений; развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; соблюдение правил работы в кабинете биологии.

18/5


Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

комбинированный

Фронтальный

Групповой

Формирование общебиологического понятия о бесполом размножении.

Развитие аналитического мышления обучающихся используя работу с текстом и рисунками учебника, практического опыта по разведению растения, работой с дополнительной литературой; развивать приемы самоконтроля при работе с таблицами.

Формирование основ экологической культуры и уметь применять их на практике.

19/6


Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство?»

комбинированный

Индивидуальный. Работа в группах

Формирование общих понятий и выявление закономерностей наследственности; формирование умений давать аргументированный ответ.

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

20/7


Как питаются растения?

комбинированный

фронтальный

Формирование общебиологического понятия о питании как общем признаке живых организмов; понятия о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека.

Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

Формирование ответственного отношения к лабораторному оборудованию

21/8


Только ли лист кормит растение?

комбинированный

Фронтальный

Групповой

Формирование общих биологических закономерностей связанных с питанием.

Формирование умений самостоятельно получать информацию из учебника; формирование экологических понятий о взаимосвязи растений и неживой природы и пищевых связей «хищник - жертва».

Развитие интереса к природе и наукам, изучающим ее.

22/9


Как питаются разные животные?

комбинированный

Фронтальный

Работа в парах

Формирования понятий о разнообразии способов добывания пищи.

Развитие логического мышления с помощью рисунков учебника; установление взаимосвязи между способами питания животных и средой, в которой оно обитают

Формирование и развитие эстетического сознания и формирование социальных норм и правил поведение во время еды.

23/10


Как питаются паразиты?

комбинированный

фронтальный

Формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит - хозяин» в регулировании численности других живых организмов.

Использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника.

Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены.

24/11


Как питаются паразиты?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит - хозяин» в регулировании численности других живых организмов.

Использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника.

Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены.

25/12


Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?»

комбинироканный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Продолжить формирование знаний о пищевых цепях.

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

26/13


Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Развитие общебиологических понятий о минеральных веществах.

Развитие интереса обучающихся к работе с дополнительной литературой; обсуждение таблиц и рисунков учебника.

Формирование понятия о влиянии деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

27/14


Можно ли жить без воды?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Л. Формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье.

М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста.

П. Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.

Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста.

Формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье.

28/15


Можно ли жить без воды?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.

Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста.

Формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье.

29/16


Можно ли жить, не питаясь?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный,работа в группах.

Выделение общебиологических закономерностей об органических веществах как основном источнике энергии для животных и человека; закрепление понятий «растительноядный», «хищник», «паразит».

Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Формирование ценности здорового полноценного питания

30/17


Как можно добыть энергию для жизни?

комбинированный

Групповой

Фронтальный

Индивидуальный

Использование биологического эксперимента для развития самостоятельной учебной деятельности.

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий; развитие умения использовать рисунки в качестве источника информации

Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира.

31/18


Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах

Формулирование общих закономерностей свойственных растениям, животным, человеку.

Использование рисунков как источник информации

Формирование представления о здоровом образе жизни человека, режиме труда и отдыха с позиций расхода энергии и отложения питательных веществ про запас.

32/29


Можно ли жить и не дышать?

комбинированный

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах.

Формирование представлений о дыхании на клеточном уровне, о процессе газообмена.

Формирование интеллектуальных умений сравнивать органы дыхания разных живых организмов, использование рисунков как источник информации.

Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира

33/20


Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»

Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальный

Продолжить формирование знаний о живой природе и закономерностях ее развития.

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

Обобщение (2ч)

34/1


Промежуточная аттестация

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный

Продолжить формирование знаний о пищевых цепях

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

35/2


Защита проектов

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный

Групповой

Продолжить формирование знаний о живой природе и закономерностях ее развития

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе


Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно- методический комплекс

  1. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176 с.

  2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология 5 - 6 класс. в 2х ч. : рабочая тетрадь . - Москва : Вентана - Граф, 2013

  3. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология 5 - 6 класс : методическое пособие . - Москва : Вентана - Граф, 2012

  4. Биология 5 - 9 класс : программа . - Москва : Вентана - Граф, 2012 .

Оборудование и приборы

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Проектор

  4. Цифровая доска

  5. Комплект портретов для биологии

  6. Гербарии

  7. Микроскопы

  8. Комплекты микропрепаратов по биологии

  9. Коллекции семян растений

  10. Таблицы по биологии

Методические пособия


  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.

  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002

  3. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.

  4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.

Интернет ресурсы

  1. school-collection.edu.ru/). «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. fcior.edu.ru/

  3. bio.1september.ru - газета «Биология».

  4. bio.nature.ru - научные новости биологии.

  5. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

  6. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  7. video.edu-lib.net - учебные фильмы.

Список литературы

Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), основной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Ульяновска», Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 304 с.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.








Приложение

Темы проектов и исследовательских работ

1.«Удивительный микромир».

2.«Клетка - современный мегаполис».

3.«Паразиты внутри нас».

4.Комнатные растения(уход)

5.Озеленение кабинета

6.Размножение растений без семян

7.Удобрение растений

8.Выращивание плесени

9.Изучение испарения воды листьями

10.Изучение направления роста корня


© 2010-2022