Использование компьютерных технологий на уроке биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Использование компьютерных технологий на уроке

биологии

Каспакова Ш.А.

Средняя школа - гимназия №14, г. Талдыкорган

Обучение в школе - сложный, целенаправленный процесс, который формируется под непосредственным влиянием учителя, зависит от его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования.

Для того, чтобы идти в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими учениками, учителю приходится дополнительно постигать компьютерную грамоту. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях учитель? Учитель должен использовать новые технологии, а для этого нужно знать содержание своего предмета, уметь моделировать занятие, владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Использование компьютерных технологий на уроке биологии позволяет задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включает в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Таким образом, учебный процесс направлен не на механическое усвоение учеником определенной суммы знаний, а на усвоение знаний с творческим подходом, появление потребности в самостоятельном овладении знаниями, информацией, а самое главное - возникающую необходимость передачи ее окружающим. Поэтому еще одной из компетентностей, которые формируются на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. Учитель на уроке - полноценный участник коммуникативного процесса, партнер в собеседовании, помощник в овладении методами коммуникации. Его задача состоит в общей организации структуры урока, предоставлении перечня творческих заданий для учащихся, коррекции деятельности учащихся, предоставлении информационной помощи. На уроке приветствуется атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся может не только усовершенствовать уже существующие у него способности интеллекта и способ восприятия и усвоения новой информации, но и развить новые умения и навыки.

В нашей школе имеются 2 компьютерных класса: Интернет, лингафонный, мультимедийный кабинеты. В этом году в кабинетах биологии, химии, физики, математики установлены интерактивные доски.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время нами используются энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10 - 11», электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника», «Открытая биология» и др., которые помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена.

Главной задачей учителя биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Слайды, выведенные на большой экран, прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить к уроку богатейший материал. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно.

Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность
ученика и учителя должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников, будь то Internet или CD-диски. Эта потребность продиктована временем. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта
традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

Содержание учебной программы по биологии с использованием компьютерных технологий позволяет разнообразить проведение уроков, включая перечисленные ниже виды деятельности.

Урок - лабораторное занятие формирует исследовательские умения и навыки, способствует развитию мыслительной деятельности школьников, учит планированию экспериментов с подведением определенных
итогов.

Урок - практическое занятие развивает практические занятия с возможностью их применения в реальных условиях.

Урок межпредметных связей позволяет углублять свои знания не только по конкретной учебной дисциплине, но и по взаимосвязанным с нею предметам, одновременно способствуя развитию поликультурной компетентности школьников. Используя знания сопутствующих дисциплин, можно легко усваивать биологические понятия.

Урок усвоения и закрепления нового учебного материала для достижения поставленной задачи развития познавательной деятельности - должен включать разнообразные методы работы на уроке. Это позволяет включать различные типы интеллекта учащихся и повышает уровень качества полученных знаний. При этом большее внимание следует уделять методам самостоятельного усвоения знаний: работе с учебником, составлению плана, постановке вопросов и ответам на них и т. д.

Урок обобщения знаний по теме ярче всего свидетельствует о качестве познавательной деятельности ученика, проводимой во время ее изучения. Для контроля полученных знаний можно использовать разноуровневое тестирование и творческие задания. При тестировании в качестве проверки достижений низкого уровня можно использовать вопросы с ответами «да» или «нет» на них. Достижение среднего уровня требует выбора одного из вариантов ответа на вопрос, который является правильным. Задания достаточного уровня содержат различные варианты ответа на вопрос, несколько из которых, а не один, являются правильными.

Основными дидактическими частями урока являются вступление, органи­зационная часть, актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН), изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД), закреп­ление материала - повторение и применение, контроль усвоения, коррекция, обоб­щение, объяснение домашнего задания. Все дидактические части урока могут быть компьютеризи­рованы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств).

1. Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает, а «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску заменяет огромный электронный экран. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фрон­тально, без компьютера или с компьюте­ром. Индивидуальное общение с ком­пьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно (диалог, лекция-бесе­да, тренинг, тест).

2. Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока - трудность учёта индивидуальных особенно­стей усвоения материала учащимися.

Применение компьютера позволяет либо применить индивидуальное программиро­вание, разветвлённую программу закреп­ления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию.

Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хо­рошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа ра­ботает по своему варианту и своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей работает учитель (затем происходит смена групп).

3. Повторение. В первой части урока в компьютерном варианте могут быть представлены репро­дуктивное тестирование, экспериментальные задачи, проблемные ситу­ации, развивающие игры и т.д. Та­ким образом, все учащиеся оказываются включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Они могут само­стоятельно ставить цели, искать реше­ния поставленной задачи, творчески ра­ботать, выводить формулы, уйти в сво­бодное путешествие.

4. Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учи­тывается разная скорость работы уча­щихся; задания дифференцируют­ся по степени трудности; повыша­ется объективность оценки; ученик видит детальную картину собст­венных недоработок; оценка может вы­даваться (причём быстро) не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Все эти качества определяют мно­гомерную структуру особенностей ком­пьютерного урока.


МИспользование компьютерных технологий на уроке биологииИспользование компьютерных технологий на уроке биологииИспользование компьютерных технологий на уроке биологииИспользование компьютерных технологий на уроке биологииногомерная структура особенностей компьютерного урок


В обучении особый акцент ставится на собственной деятельности ребенка по поиску новых знаний. Наша задача - организовать работу ученика так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть ученика к получению знаний. Без метода активизации с помощью компьютера (как одного из основных сегодня инструментов, позволяющих включить все физические потенциалы организма, направленных на активизацию мыслительного процесса) достичь успеха сейчас архитрудно, так как у учащихся превалирует внимание рассеянного типа. Интереса к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда - выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше привыкают к усидчивости, развиваются все виды памяти, внимание, компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.

Насколько грамотно поставлен процесс получения информации, будет ли он интересен ученику, зависит от того, как преподнесет материал учитель, и как будет составлена компьютерная программа. За последнее время для учащихся и учителей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты).

В своей работе мы пользуемся электронными учебниками с 6 по 11 классы, которые включают такие темы, как «Строение клетки», «Многообразие животного мира», «Анатомия человека», «Возникновение жизни на земле», «Основы генетики и селекции», «Биосфера и охрана окружающей среды» и т.д., 1С - репетитор «Биология», тесты по биологии. Использование интерактивной доски при объяснении нового материала дает возможность увидеть многие интересные моменты: сложные превращения на клеточном уровне, построение схем, таблиц, графиков. Для дополнительного закрепления темы можно использовать звуковое сопровождение материала. В общей биологии есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания. К наиболее сложным можно отнести вопросы о микромире клетки, строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на земле и другое. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения , понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создает модель, явление, но также позволяет изменить условия протекания процесса, посмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

Возможности использования интерактивной доски на уроке биологии огромны. При объяснении нового материала можно:

- попросить ученика прокомментировать наблюдаемое на экране, затем просмотреть еще раз со звуком;

- остановить кадр, попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса.

На промежуточном этапе между получением новой информации и контролем знаний необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы. Одним из эффективных способов является обучающее тестирование, которое дает возможность ученику работать в удобном для него темпе и обращать внимание на те вопросы , которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, которые нуждаются в помощи.

Также на уроках биологии ИТ используются при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся (компьютерное тестирование). При этом использование компьютерных программ решает ряд важнейших задач:

  • повышает объективность оценки ответов;

  • позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

  • сокращает время проверки знаний учащихся.

Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы свое отношение к ним». Так и с контролем знаний.

Тренировочное решение компьютерных задач, тестов, контрольных работ ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление.

Компьютерные тесты ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание. Они содержат не только тестовый, но и графический материал, а также, где это возможно, видеофрагменты.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации. Урок становится более интересным и увлекательным, качество обучености повышается, но, самое главное, данный материал надолго остается в памяти учеников.


© 2010-2022