Презентация по биологии на тему живая природа 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа Большемуртинского района красноярского края учитель биологии Кирьнова Вера Анатольевна.

Биология «Живая природа». Жизнь на Земле , 5 класс

Раздел: Биология- наука о живом. Единство живой и неживой природы.

Тема урока: Подведение итогов, проверим себя и оценим свои достижения.

Цель: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Задачи: определить круг своих знаний и выявлять пробелы; планировать свою работу.

Тип урока: обобщение, закрепление и контроль знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия для существования жизни на Земле, иметь обобщенные представления о жизни на Земле.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять развивать умение комбинировать элементы целого (темы), предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания;

Познавательные: определять, какие знания и умения должны быть сформулированы в процессе работы по разделу; сравнивать животных, классифицировать их по существенным признакам;

Коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал; проявлять интерес к чтению о животных; осознавать, что необходимо проявлять заботу о животных;

Оборудование: учебник биология «Живая природа» 5 класс (авт.Т.С.Сухова, В.И. Строганов), рабочая тетрадь, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, контрольно-оценочный лист на каждого ребёнка, в конце которого нарисована «Лесенка достижений», карточки с текстами, рисунками и заданиями; заготовка обобщающего кластера; микроскопы на столах; фиксированный микропрепарат эвглены зеленой; «черный ящик» с кусочком мела; физическая карта полушарий.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализа-ция знаний.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1. Проведение читательской разминки по напечатанному тексту.

- Прочитать текст на слайде, прочитать ещё раз шёпотом, затем вслух быстрее и очень быстро.

(Проверяют, оценивают в группах (парах): все красные фишки - 2б., все зелёные - 1б., все фиолетовые 0б.)

С незапамятных времен люди находили в земле окаменевшие кости, раковины фораминифер, скелеты погибших радиолярий, панцири и другие останки существ, вымерших много лет назад. И никто не догадывался, что останки некогда живших существ. Считали, что это останки великанов или драконов, с которыми сражались герои народных легенд. Ученые средних веков рассматривали такие находки как проявление творческих сил природы. И только в XVIII веке стали понимать, что кости, пролежав много времени в земле, окаменевают. В России коллекции окаменелостей были у ПетраI. Наука, которая занимается изучением ископаемых, называется…Основателем ее стал, Жорж Кювье.

2. Целеполагание и планирование урока.

Работа над названием темы.

Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли проблемы? (Идет обсуждение). Не все мы знаем о жизни на Земле, хотя много узнали о том, как идет жизнь на Земле.

Формулирование учебной задачи урока.

*Определите, что сегодня будет главным на уроке, какова основная задача урока, если тема урока нами озвучена. Будем учиться проверять, как мы усвоили пройденный материал по теме «Жизнь на Земле». Ребята, у нас сегодня урок не обычный. Это урок-эссе. Найдите это слово в словаре Ожегова. Дети ищут, но не находят, это слово появилось недавно в нашем обиходе. Это слово эпохи нашего времени. Учитель объясняет название (от французского слова еSSаl-опыт, набросок). Записи, заметки будем вносить в опорный конспект, который называется кластером (в переводе с английского cluster- кисть, гроздь, пучок), термин вносим в сборник понятий.

Проверка знаний

*Прочтите вслух предложения, в которых пропущены слова, предварительно вставив их в текст. Ученые считают, что жизнь на Земле зародилась около…лет назад, причем не на суше, а…постепенно живые существа заселили…Многие существа (какие?) полностью вымерли, другие изменились и сохранились до сих пор.

*Игра « черный ящик». В ящике лежит горная порода, которая образовалась из раковин мелких морских животных. (Мел).

*Немного об этих животных. Показ слайдовой презентации. Назовите их.

Запись в кластер: о чем самом важном узнали в этом разделе? (о разнообразии, кроме амебы протея в подтипе около 11 тысяч видов. К ним относятся раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы и др. (*.презентация). Всего известно около 30 тыс. видов фораминифер. Из них сейчас живет около 1000видов, остальные в ископаемом состоянии.

*Чтение текста

Английский ученый… более…лет назад рассматривал под микроскопом тонкий срез пробки пробкового дуба. Он обнаружил множество маленьких полостей, которые назвал.…Все живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки: ………………………………. В цитоплазме располагаются органоиды (органеллы). Сходство и различие животных и растений…………

Вставьте пропущенные слова. Кому трудно, загляните в рабочую тетрадь или в хрестоматию по ботанике. Обсудите с соседом по парте. Читаем вслух.

*Как называется прибор для изучения микроскопических объектов?

* Заполнение кластера

*Работа с микроскопом

Рассмотрите готовый микропрепарат эвглены зеленой. К какой группе организмов: одно- или многоклеточным относится данный вид живой природы? Доказательства?. Какие царства живой природы относятся к одноклеточным (Бактерии и простейшие). Назовите царства многоклеточных организмов.

*Перечислите по порядку слева направо рисунки каких царств живой природы представлены под названием «Тест3». Заполнение кластера.

Презентация по биологии на тему живая природа 5 классПрезентация по биологии на тему живая природа 5 классПрезентация по биологии на тему живая природа 5 класс

Презентация по биологии на тему живая природа 5 класс

Чтение текста 4. Это насекомое отыскивает пищу благодаря зрению, а органы обоняния развиты слабо. Насекомое охотится за летающими насекомыми: комарами, мухами, слепнями, оводами. Чтобы поймать на лету насекомое, его надо хорошо видеть, Поэтому глаза у этого хищника огромные, занимают чуть ли не всю голову. И угол охвата тоже очень большой чуть ли не вовсе стороны смотрит, не поворачивая головы. Прекрасный летун: быстр и маневренен. Имеет четыре крыла, но каждая пара действует так слажено, что получается всего два крыла. Взмахов делает до 100 и более в секунду.*О каком насекомом идёт речь? В какой среде обитает? Какие приспособления имеет стрекоза к жизни и питанию в воздухе?

*Игра «Три - четвертый лишний» Учитываются среды обитания.

а)кенгуру, страус, ласточка, гепард; б) крот, комар, слепыш, дождевой червь; в) речной рак, жук- плавунец, выдра, шмель

*Заполнение кластера

*Чтение текста , вставьте пропущенные слова(повышенный уровень). Основные природные зоны Земли -это……………………….Их распространение на Земле зависит от………..

Прочитайте текст и приготовьтесь прочесть вслух, вставив пропущенные слова Живые существа заселили все материки нашей планеты: самый жаркий-…самый влажный-…, самый холодный-…, а также…….Вот некоторые замечательные растения и животные материков:

Панда из…рис из…, кенгуру из…, жираф из…, секвойя из…, эвкалипт из…, пингвин из…*Заполнение кластера.

*Прочитайте текст 7о водомерках (повышенный уровень).

В наших водоемах есть надводные охотники-водомерки. Стоит упасть какому-нибудь насекомому в воду, и сразу со всех сторон мчатся к нему водомерки. Сшибаются на ходу, часто затевают потасовки. Но никто не уйдет ко дну. Густые волоски на теле водомерки всегда окружены пузырьками воздуха, и, даже насильно погруженная под воду, она выскочит на поверхность, как поплавок. Не «проваливается» и ноги водомерки: они тоже окружены густыми волосками и смазаны жиром.

*Заполните кластер, рассказав об особенностях этих животных друг другу по плану: сообщества, главная проблема, как решается проблема.

Учащийся _______________________

Оценить свою работу

Задания

Оценка

1. текст

2. текст

3. текст

4. текст

5. текст

6. текст

К - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л - понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.



Р - формулируют вместе с учителем учебную задачу урока, осмысливают её, понимают суть;

Р - осмысливают план урока, предложенный учителем, корректируют свои действия в соответствии с планом

П - делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; извлекают необходимую информацию из текстов; подводят под понятие.

П - определяют, какие знания и умения должны быть сформулированы в процессе работы по разделу;

Р - ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.

К -высказывают свое мнение; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л - способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.





Р - оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания;

II. Формулирование проблемы,

целеполагание,

планирование деятельности.

1.Практическая работа.

Выполнение заданий Описание, каких природных зон вы сейчас услышите? «Проверим себя и оценим свои достижения»: проверка знаний природных зон о оценивание уровня достижений. (Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать.)

Задание1: Работа в паре.

А) Здесь очень тепла, почва скованно многолетней мерзлотой, Природные сообщества составляют лишайники, мхи, карликовые деревья, грызуны- лемминги, белая куропатка.

Б) Самое богатое видами природное сообщество Земли.

В) Особенно засушливые районы Земли встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. Из животных много пресмыкающихся.

Г) Основа этого природного сообщества - нетребовательные к теплу хвойные деревья.

Задание2. Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами). Критерии: учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 7 пар. Если все фишки красные, учащийся получает 14 баллов, зелёные - 7 баллов, фиолетовые - 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист).

клетка

крот

динозавр

лемминг

т ундра

палеонтология

п ланктон

микроскоп

Австралия

рис

почва

эвкалипт

Евразия

лучевики

Физкультминутка



ΙII. Развитие умений - применение знания.

Практическая деятельность

Тест с выбором одного правильного ответа

1-й вариант

1.Какие организмы, появились первыми и где?

а) многоклеточные на суше;

б) одноклеточные на суше;

в) многоклеточные в воде

г) одноклеточные в воде

2.Динозавры-это:

а) древние земноводные;

б)одна из групп древних пресмыкающихся;

в)древние млекопитающие.

3.Зеленый цвет клетки растений придают

а) митохондрии; б) вакуоли; в) хлоропласты; г) клеточная стенка.

4.Для животных, живущих в водной среде характерно наличие:

а)крыльев; б)длинных конечностей; в)плавников, перепонок между пальцами. г) длинного узкого тела.

5.Для животных, сообщества поверхности воды главная проблема:

а)как ориентироваться в темноте;

б) как быстрее передвигаться;

в)как удержаться на поверхности

Вариант II. Тест «Верю - не верю», «+» верно; «-» не верно

1.Тело простейших состоит из одной клетки.

2.Грибы-это растения.

3.Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.

4.Органический мир делят на 3 царства: растения, животные, вирусы.

5.Пресмыкающиеся-обитатели наземно-воздушной среды обитания.

Задания творческого характера:

Устно: составить рассказ «Как помочь животным в зимнее время».

Можно предложить детям выполнить в группах, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно рассказывал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки.

П - осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Р - проводят пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях - самостоятельно.

К - адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

ΙV. Рефлексия.

Итог урока.

1. - Ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько каждый из вас набрал баллов при выполнении заданий. Сложите все баллы, которые вы получили за урок, и впишите общую сумму в строку «Всего баллов».

2. -Ребята, а кто из вас получил дополнительные баллы за творческие задания? Поаплодируем им и порадуемся за них!

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Что вам было особенно трудно? А что легко?

- Попробуйте выполнить остальные задания дома вместе с родителями.

2. Отметьте, что вы хорошо усвоили «+», (карточка)

Презентация по биологии на тему живая природа 5 классЯ научился рассматривать микропрепараты Презентация по биологии на тему живая природа 5 класс

Я вижу разницу между степными и водными животными, хотя животные никогда не живут изолированно, а контактируют между собой и с другими организмами.

П- ориентируются в своей системе знаний.

Р - оценивают собственную деятельность на уроке.

Л - проявляют интерес к предмету

VΙ. Домашнее задание.

Выполнить те задания, которые на уроке не затрагивались и которые они могли бы выполнить, например, вместе со взрослыми.

Р - принимают
и сохраняют учебные задачи





© 2010-2022