- Преподавателю
- Биология
- Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book
Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хохлова И.А. |
Дата | 12.01.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема. Жизнь в морях и океанах
Цель: формирование представлений о природных сообществах морей и океанов в процессе работы с текстом учебника и выполнения лабораторной работы.
Задачи:
образовательная: называть сообщества морей и океанов, узнавать наиболее распространенные растения и животных;
развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, формулировать выводы;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Метод проведения: эвристическая беседа, работа с текстом учебником, с интерактивной доской, лабораторная работа в группах.
Элементы основного содержания: сообщество, сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество, планктон.
Требования к результатам образования:
-
Предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о природных сообществах морей и океанов;
знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;
уметь определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.
-
Метапредметные УУД:
-
Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Развивать навыки самооценки и самоанализа; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Планировать алгоритм действий по организации выполнения лабораторной работы.
-
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки и условия существования.
-
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;
-
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала; удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Междисциплинарные связи: география.
Внутри дисциплинарные связи: зоология, экология, морфология.
Педагогические средства: elite Panaboard book, влажные препараты (медузы, морские ежи), биологические объекты (морские звезды), фотографии.
Информационно методическое обеспечение: УМК, учебник, рабочие тетради, тесты.
Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания, осуществляют взаимопроверку, оценивают работу; слушают учителя, отвечают на познавательные задания, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы; работают с текстом учебника, выполняют лабораторную работу в группе.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, познавательные задания, лабораторная работа.
Измерители: познавательные задания, лабораторная работа.
Критерии оценки выполнения заданий:
- дали определения ключевым понятиям; назвали природные сообщества морей и океанов; узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах; подведены итоги урока.
УМК: Сонин Н.И.Биология (концентрический курс).
Класс: 5а класс
Учитель: Хохлова И.А.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Результаты / УУД
-
Организационный момент
1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.
Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на уроке
2.Актуализация знаний
2.Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Природные зоны земли», время 5 мин. Цель: коррекция знаний.
Выполняют тестовую работу
Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
3.Постановка темы и определение цели урока (мотивация)
-
Организует работу с упр. «Расшифруйте тему урока»
сл№1.На интерактивной доске представлен ребус, детям предлагается расшифровать его и определить тему урока.
Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.
3.2.Теперь определим цель урока, ответив на следующий вопрос «Что мы должны сегодня узнать и чему научиться?
Цель: развитие умения определять цель и ставить задачи.
Определение темы урока и постановка цели и задач урока.
Тема «Жизнь в морях и океанах»
Цель:
-какие существа населяют моря и океаны, где они обитают?
-называть особенности строения и жизнедеятельности организмов
-узнавать наиболее распространенные живые существа в морях и океанах.
Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
4.Комплексное применение знаний, умений, навыков.
-
Проводит работу с текстом учебника (беглое чтение):
1.Откройте учебник на с.121- 123. Обратите внимание на слова, выделенные в тексте учебника, что между ними общего?
Поиск информации, расшифровка отдельных фраз.
«Сообщество».
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты: иметь представления о природных сообществах в морях и океанах.
2.Организует работу с понятийным аппаратом:
«Давайте определим, что мы будем понимать под словом сообщество»?
Отрабатывают новые понятия, формулируют выводы.
- «Сообщество - это совокупность всех живых организмов, населяющих участок суши или водоема.
- Живые организмы, образуя сообщества, занимают определенные участки водоема…
3.Проводит беседу: «Какие природные сообщества складываются в морях и океанах?»
В морях и океанах складываются разнообразные природные сообщества:
1.Сообщество поверхности воды.
2.Сообщество толщи воды.
3. Донное сообщество.
4.Сообщество кораллового рифа
5.Глубоководное сообщество.
5.Выполнение лабораторной работы «Определение наиболее распространенных растений и животных»
4.Организует работу в группе с заданием слайд №2 «Распределите в правильном порядке природные сообщества»
Выполняют задания в группах.
Предметные результаты:
Знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;
уметь определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.
Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Планировать алгоритм действий по организации выполнения лабораторной работы.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки и условия существования.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Организует лабораторную работу в группах с использованием elite Panaboard book, влажных препаратов (медузы, морские ежи), биологических объектов (морские звезды, раковины моллюсков), фотографий.
Дает инструктаж ТБ, правила работы (алгоритм).
Цель: узнают наиболее распространенные живые организмы в сообществах, определяют особенности их строения и жизнедеятельности.
Алгоритм работы:
-
Смысловое чтение текста.
-
Отбор необходимой информации.
-
Представление результатов:
-перечисляют,
-называют…
4.Проверка ответов (таблица)- слайды
№ 3,5,7,9,11.
5.Представление результатов
-распознают,
-соотносят
слайды № 4,6,8,10,12..
4. Проверка ответов.
5. Выводы.
Группы:
№1 (слайд №3-4).
№2 (слайд №5-6).
№ 3 (слайд №7-8).
№4 (слайд №9-10).
№5(слайд №11-12).
Выводы:
- моря и океаны богато населены живыми организмами.
- здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество.
Знакомятся с алгоритмом работы.
Выполняют лабораторную работу в группе, используя фотографии живых организмов, влажные препараты, биологические объекты; текст и иллюстрации учебника.
Ход работы:
-
Прочитать текст учебника.
-
Рассмотреть предложенные биологические объекты.
-
Определить названия живых организмов в сообществах, согласно тексту и иллюстрациям учебника.
-
Выявить особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах
-
Распознать живые организмы на фотографиях, назвать их, установить соответствие между природным сообществом и живыми организмами.
-
Представляют результаты работы в группе:
- перечислить живые организмы,
- называть особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществе,
-распознать живых организмов по внешнему виду, называю их.
- распределить живые организмы в соответствии с природным сообществом.
7. Проверить с эталоном ответа.
8. Сформулировать выводы.
-
Закрепление материала
Проводит беседу:
«Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?»
Организует самостоятельную работу с заданием слайд № 13. «Назовите организмы, изображенные на фотографиях, и определите, к каким сообществам они относятся».
Проводят проверку ответов, при необходимости корректируют полученные знания.
Отвечают на вопрос учителя.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Проверяют с эталоном ответов.
Личностные результаты: уметь проводить самоанализ усвоенного материала.
-
Рефлексия
Подводит итоги урока.
Итак, вспомним какие цели, мы ставили в начале урока, чего достигнули, чему научились?
Цель: развитие умений проводить самоанализ усвоенного материала. Результат: имеют представление о природных сообществах, знают наиболее распространенные живые организмы, населяющие различные сообществах, умеют выделять особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.
Несколько учащихся рассказывают, какие цели были достигнуты, что нового они узнали, чему научились.
Выставляют отметки за урок, согласно критериям:
Предметный результат: Знают наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;
умеют определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.
Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
-
Домашнее задание
Объясняет домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку, повторить раздел «среда обитания живых организмов»
Цель: обобщение знаний, подготовка к проверочной работе.
Записывают домашнее задание
Регулятивные УУД: уметь соблюдать единые требования на уроке.
Лабораторная работа
«Определение наиболее распространенных растений и животных»
Цель: определение наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявить особенности их строения и жизнедеятельности.
Ход работы:
-
Прочитать текст учебника.
-
Рассмотреть предложенные биологические объекты.
-
Определить названия живых организмов в сообществах, согласно тексту и иллюстрациям учебника.
-
Выявить особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах
-
Распознать живые организмы на фотографиях, назвать их, установить соответствие между природным сообществом и живыми организмами.
-
Представляют результаты работы в группе:
- перечислить живые организмы,
- называть особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществе,
-распознать живых организмов по внешнему виду, называю их.
- распределить живые организмы в соответствии с природным сообществом.
7. Проверить с эталоном ответа.
8. Сформулировать выводы.
Алгоритм работы:
-
Смысловое чтение текста.
-
Отбор необходимой информации.
-
Представление результатов:
-перечисляют,
-называют…
4.Проверка ответов (таблица)- слайды № 3,5,7,9,11.
5.Представление результатов слайды № 4,6,8,10,12..
-распознают,
-соотносят
4. Проверка ответов.
5. Выводы.
Критерии отметки
«5»
-расшифровали тему урока,
-дали определения ключевым понятиям;
-назвали природные сообщества морей и океанов
-узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах
-выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах
«4»
-расшифровали тему урока,
-дали определения ключевым понятиям;
-назвали природные сообщества морей и океанов
-узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах
«3»
-расшифровали тему урока,
-дали определения ключевым понятиям;
- назвали природные сообщества морей и океанов
«2»
- Большинство важных фактов отсутствуют, выводы не делаются, факты не соответствуют рассматриваемой проблеме.
- Неумение выделить главное, постоянные нарушения последовательности.
- Не могут дать ответы на вспомогательные вопросы учителя.
-Допускают грубые ошибки в определении понятий.
«1»
- Не могут дать ответ на вопросы и выполнить задания.
Отметка
Ученика
Учителя
Характеристика 5а класса
В классе обучаются 18 человек. Из них 11 девочек и 6 мальчиков.
Учащиеся способные работать на «5»: Судаков Евгений, Власова Анастасия, Горлачева Светлана, Лузан Артем, Михалева Юлия, Нагаев Максим, Нескоромных Александр, Переверзева Валентина
Ученики используют правильную структуру ответа, грамотно сопоставляют факты и делают выводы. В ответе отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные факты, вымышленные, спорные, сомнительные. Выделяются все понятия и определяются наиболее важные. Умеют переходить от частного к общему или от общего к частному, соблюдают четкую последовательность в ответе.
Учащиеся способные работать на «4»: Алферов Михаил, Горковенко Анна, Морозов Руслан, Писаренко Яна, Размахнина Ксения, Страздин Иван.
Ученики используют структуру ответа, но не всегда удачно, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. Некоторые важные факты в ответе упускаются, но выводы правильные. Встречаются важные понятия, но не которые другие упускаются. В ответе частично нарушаются причинно-следственные связи, допускаются небольшие логические неточности.
Учащиеся, осваивающие программу на «3»: Александрова Инна, Загревская Дарья, Ковешникова Валерия, Рубцова Анна.
Ученики используют структуру ответа, но не всегда удачно, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. Некоторые важные факты в ответе упускаются, но выводы правильные. Встречаются важные понятия, но не которые другие упускаются. В ответе частично нарушаются причинно-следственные связи, допускаются небольшие логические неточности.
А- лучевики, б -акула, в - кораллы, г - парусник, д -скат, е - осьминог, ж -сообщество кораллового рифа, з- дельфины, и - летучая рыба, к -глубоководная рыба, л - кальмар, м- актиния и рак отшельник.