Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

" Урок биологии в 5 класса . Тема. Жизнь в морях и океанах." Разработан в соответствии требованиям ФГОС, с использованием программы elite Panaboard book. УМК Н.И.Сонин, концентрический курс., подойдет и для линейного курса. " В конспекте подробно даны методические рекомендации по проведению урока. На каждом этапе прописаны формируемые УУД. " Основной идеей планирования урока является формирование читательской компетенции у учащихся 5 классов на уроках биологии как одного из ключевых УУД средства... - дали определения ключевым понятиям; назвали природные сообщества морей и океанов; узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах; подведены итоги урока. " Учитель: Хохлова И.А.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Жизнь в морях и океанах

Цель: формирование представлений о природных сообществах морей и океанов в процессе работы с текстом учебника и выполнения лабораторной работы.

Задачи:

образовательная: называть сообщества морей и океанов, узнавать наиболее распространенные растения и животных;

развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, формулировать выводы;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Метод проведения: эвристическая беседа, работа с текстом учебником, с интерактивной доской, лабораторная работа в группах.

Элементы основного содержания: сообщество, сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество, планктон.

Требования к результатам образования:

  1. Предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о природных сообществах морей и океанов;

знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;

уметь определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.

  1. Метапредметные УУД:

  • Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Развивать навыки самооценки и самоанализа; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Планировать алгоритм действий по организации выполнения лабораторной работы.

  • Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки и условия существования.

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;

  1. Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала; удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Междисциплинарные связи: география.

Внутри дисциплинарные связи: зоология, экология, морфология.

Педагогические средства: elite Panaboard book, влажные препараты (медузы, морские ежи), биологические объекты (морские звезды), фотографии.

Информационно методическое обеспечение: УМК, учебник, рабочие тетради, тесты.

Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания, осуществляют взаимопроверку, оценивают работу; слушают учителя, отвечают на познавательные задания, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы; работают с текстом учебника, выполняют лабораторную работу в группе.

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, познавательные задания, лабораторная работа.

Измерители: познавательные задания, лабораторная работа.

Критерии оценки выполнения заданий:

- дали определения ключевым понятиям; назвали природные сообщества морей и океанов; узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах; подведены итоги урока.

УМК: Сонин Н.И.Биология (концентрический курс).

Класс: 5а класс

Учитель: Хохлова И.А.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты / УУД

  1. Организационный момент

1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.

Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.

Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на уроке

2.Актуализация знаний

2.Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Природные зоны земли», время 5 мин. Цель: коррекция знаний.

Выполняют тестовую работу

Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

3.Постановка темы и определение цели урока (мотивация)




  1. Организует работу с упр. «Расшифруйте тему урока»

сл№1.На интерактивной доске представлен ребус, детям предлагается расшифровать его и определить тему урока.

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

3.2.Теперь определим цель урока, ответив на следующий вопрос «Что мы должны сегодня узнать и чему научиться?

Цель: развитие умения определять цель и ставить задачи.

Определение темы урока и постановка цели и задач урока.

Тема «Жизнь в морях и океанах»

Цель:

-какие существа населяют моря и океаны, где они обитают?

-называть особенности строения и жизнедеятельности организмов

-узнавать наиболее распространенные живые существа в морях и океанах.

Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

4.Комплексное применение знаний, умений, навыков.





  1. Проводит работу с текстом учебника (беглое чтение):

1.Откройте учебник на с.121- 123. Обратите внимание на слова, выделенные в тексте учебника, что между ними общего?

Поиск информации, расшифровка отдельных фраз.

«Сообщество».

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: иметь представления о природных сообществах в морях и океанах.



2.Организует работу с понятийным аппаратом:

«Давайте определим, что мы будем понимать под словом сообщество»?

Отрабатывают новые понятия, формулируют выводы.

- «Сообщество - это совокупность всех живых организмов, населяющих участок суши или водоема.

- Живые организмы, образуя сообщества, занимают определенные участки водоема…

3.Проводит беседу: «Какие природные сообщества складываются в морях и океанах?»

В морях и океанах складываются разнообразные природные сообщества:

1.Сообщество поверхности воды.

2.Сообщество толщи воды.

3. Донное сообщество.

4.Сообщество кораллового рифа

5.Глубоководное сообщество.

5.Выполнение лабораторной работы «Определение наиболее распространенных растений и животных»

4.Организует работу в группе с заданием слайд №2 «Распределите в правильном порядке природные сообщества»

Выполняют задания в группах.

Предметные результаты:

Знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;

уметь определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.

Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение задания учителя согласно установленным правилам работы. Планировать алгоритм действий по организации выполнения лабораторной работы.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки и условия существования.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Организует лабораторную работу в группах с использованием elite Panaboard book, влажных препаратов (медузы, морские ежи), биологических объектов (морские звезды, раковины моллюсков), фотографий.

Дает инструктаж ТБ, правила работы (алгоритм).

Цель: узнают наиболее распространенные живые организмы в сообществах, определяют особенности их строения и жизнедеятельности.



Алгоритм работы:

  1. Смысловое чтение текста.

  2. Отбор необходимой информации.

  3. Представление результатов:

-перечисляют,

-называют…

4.Проверка ответов (таблица)- слайды

№ 3,5,7,9,11.

5.Представление результатов

-распознают,

-соотносят

слайды № 4,6,8,10,12..

4. Проверка ответов.

5. Выводы.

Группы:

№1 (слайд №3-4).

№2 (слайд №5-6).

№ 3 (слайд №7-8).

№4 (слайд №9-10).

№5(слайд №11-12).

Выводы:

- моря и океаны богато населены живыми организмами.

- здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество.

Знакомятся с алгоритмом работы.

Выполняют лабораторную работу в группе, используя фотографии живых организмов, влажные препараты, биологические объекты; текст и иллюстрации учебника.

Ход работы:

  1. Прочитать текст учебника.

  2. Рассмотреть предложенные биологические объекты.

  3. Определить названия живых организмов в сообществах, согласно тексту и иллюстрациям учебника.

  4. Выявить особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах

  5. Распознать живые организмы на фотографиях, назвать их, установить соответствие между природным сообществом и живыми организмами.

  6. Представляют результаты работы в группе:

- перечислить живые организмы,

- называть особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществе,

-распознать живых организмов по внешнему виду, называю их.

- распределить живые организмы в соответствии с природным сообществом.

7. Проверить с эталоном ответа.

8. Сформулировать выводы.

  1. Закрепление материала

Проводит беседу:

«Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?»

Организует самостоятельную работу с заданием слайд № 13. «Назовите организмы, изображенные на фотографиях, и определите, к каким сообществам они относятся».

Проводят проверку ответов, при необходимости корректируют полученные знания.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Проверяют с эталоном ответов.

Личностные результаты: уметь проводить самоанализ усвоенного материала.

  1. Рефлексия

Подводит итоги урока.

Итак, вспомним какие цели, мы ставили в начале урока, чего достигнули, чему научились?

Цель: развитие умений проводить самоанализ усвоенного материала. Результат: имеют представление о природных сообществах, знают наиболее распространенные живые организмы, населяющие различные сообществах, умеют выделять особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.

Несколько учащихся рассказывают, какие цели были достигнуты, что нового они узнали, чему научились.

Выставляют отметки за урок, согласно критериям:

Предметный результат: Знают наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;

умеют определять основные особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах.

Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

  1. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку, повторить раздел «среда обитания живых организмов»

Цель: обобщение знаний, подготовка к проверочной работе.

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД: уметь соблюдать единые требования на уроке.







Лабораторная работа

«Определение наиболее распространенных растений и животных»

Цель: определение наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявить особенности их строения и жизнедеятельности.

Ход работы:

  1. Прочитать текст учебника.

  2. Рассмотреть предложенные биологические объекты.

  3. Определить названия живых организмов в сообществах, согласно тексту и иллюстрациям учебника.

  4. Выявить особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах

  5. Распознать живые организмы на фотографиях, назвать их, установить соответствие между природным сообществом и живыми организмами.

  6. Представляют результаты работы в группе:

- перечислить живые организмы,

- называть особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществе,

-распознать живых организмов по внешнему виду, называю их.

- распределить живые организмы в соответствии с природным сообществом.

7. Проверить с эталоном ответа.

8. Сформулировать выводы.

Алгоритм работы:

  1. Смысловое чтение текста.

  2. Отбор необходимой информации.

  3. Представление результатов:

-перечисляют,

-называют…

4.Проверка ответов (таблица)- слайды № 3,5,7,9,11.

5.Представление результатов слайды № 4,6,8,10,12..

-распознают,

-соотносят

4. Проверка ответов.

5. Выводы.



Критерии отметки

«5»

-расшифровали тему урока,

-дали определения ключевым понятиям;

-назвали природные сообщества морей и океанов

-узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах

-выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах

«4»

-расшифровали тему урока,

-дали определения ключевым понятиям;

-назвали природные сообщества морей и океанов

-узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах

«3»

-расшифровали тему урока,

-дали определения ключевым понятиям;

- назвали природные сообщества морей и океанов

«2»

- Большинство важных фактов отсутствуют, выводы не делаются, факты не соответствуют рассматриваемой проблеме.

- Неумение выделить главное, постоянные нарушения последовательности.

- Не могут дать ответы на вспомогательные вопросы учителя.

-Допускают грубые ошибки в определении понятий.

«1»

- Не могут дать ответ на вопросы и выполнить задания.

Отметка


Ученика


Учителя







Характеристика 5а класса


В классе обучаются 18 человек. Из них 11 девочек и 6 мальчиков.

Учащиеся способные работать на «5»: Судаков Евгений, Власова Анастасия, Горлачева Светлана, Лузан Артем, Михалева Юлия, Нагаев Максим, Нескоромных Александр, Переверзева Валентина

Ученики используют правильную структуру ответа, грамотно сопоставляют факты и делают выводы. В ответе отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные факты, вымышленные, спорные, сомнительные. Выделяются все понятия и определяются наиболее важные. Умеют переходить от частного к общему или от общего к частному, соблюдают четкую последовательность в ответе.

Учащиеся способные работать на «4»: Алферов Михаил, Горковенко Анна, Морозов Руслан, Писаренко Яна, Размахнина Ксения, Страздин Иван.

Ученики используют структуру ответа, но не всегда удачно, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. Некоторые важные факты в ответе упускаются, но выводы правильные. Встречаются важные понятия, но не которые другие упускаются. В ответе частично нарушаются причинно-следственные связи, допускаются небольшие логические неточности.

Учащиеся, осваивающие программу на «3»: Александрова Инна, Загревская Дарья, Ковешникова Валерия, Рубцова Анна.

Ученики используют структуру ответа, но не всегда удачно, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. Некоторые важные факты в ответе упускаются, но выводы правильные. Встречаются важные понятия, но не которые другие упускаются. В ответе частично нарушаются причинно-следственные связи, допускаются небольшие логические неточности.





Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book



Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

Урок «Жизнь в морях и океанах», elite Panaboard book

А- лучевики, б -акула, в - кораллы, г - парусник, д -скат, е - осьминог, ж -сообщество кораллового рифа, з- дельфины, и - летучая рыба, к -глубоководная рыба, л - кальмар, м- актиния и рак отшельник.

© 2010-2022