Рабочая образовательная программа по биологии 8 класс

  В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в опр...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая образовательная программа по биологии 8 класс

Рабочая образовательная программа по биологии 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пермяковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована

на методическим советом

от «___»__________20____г.

протокол № _________

Председатель МС

_________М.Ф. Дроздовская

Утверждаю:

Директор школы:

_____________А.И.Матыцина

Протокол педсовета

от________20____ г. №______



Рабочая программа

учебного предмета БИОЛОГИЯ

для обучающихся 8 класса

на 2014- 2015 учебный год


на 68 часов


Обсуждено Составитель:

на заседании методического ________ Лесникова Н.А.

объединения

от «___»_____________20___ г.

протокол №_______

Руководитель МО__________

___________________________

Пермяки

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса биология для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:


  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089.

  • Примерной программой основного общего образования по биологии для VI-XI классов, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ. - М.: Дрофа, 2005.

  • Авторской программой для общеобразовательных школ по предмету биология для 6-11 класов, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров и др. - Программы основного общего образования по биологии. Природоведение 5 класс. Биология. 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.

  • Учебным планом МБОУ «Пермяковская СОШ» на 2014/15 учебный год.

Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно - гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)


1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

7. Внутренняя среда организма (3ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевая. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

11. Обмен веществ и энергии (2ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ.

12. Выделение (2ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных - факторы антропосоциогенеза;

  • основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

  • науки, изучающие организм человека;

  • особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;

  • нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

  • внутреннюю среду организма, иммунитет;

  • обмен веществ и энергии;

  • развитие организма человека;

  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека.

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция.

10

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

Тема 8. Транспорт веществ.

4

Тема 9. Дыхание

5

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тема 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

ИТОГО

63+7

резерв






СТРУКТУРА КУРСА



№п/п

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

зачет

1

Место человека в системе органического мира

2

2

-

-

2

Происхождение человека.

2

2

-

-

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

-

-

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

2

2

-

5

Координация и регуляция.

10+1

9

1

1

6

Опора и движение

8

6

1

1

7

Внутренняя среда организма

3+2

3

1

1

8

Транспорт веществ.

4+1

1

3

1

9

Дыхание

5+1

2

3

1

10

Пищеварение

5+1

3

2

1

11

Обмен веществ и энергии

2

2

-

-

12

Выделение

2

2

-

-

13

Покровы тела

3+1

2

1

1

14

Размножение и развитие

3

3

-

-

15

Высшая нервная деятельность

5

4

1

-

16

Человек и его здоровье

2

2

-

-

ИТОГО

68

46

15

7



№ урока п/п

№ урока в теме

Тема

Дата

8 «А» класс

8 «Б» класс



Место человека в системе органического мира (2 ч.)

1

1

Место человека в системе органического мира.

2

2

Особенности человека.



Происхождение человека (2 ч.)

3

1

Происхождение человека. Этапы становления человека.

4

2

Расы человека их происхождение и единство.



Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)

5

1

История развития знаний о строении и функциях организма человека.



Общий обзор организма человека (4 ч.)

6

1

Клеточное строение организма человека.

7

2

Ткани. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

8

3

Органы, системы органов, организм.

Лабораторная работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

9

4

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Р.К.



Координация и регуляция (10 ч. + 1ч.)

10

1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

11

2

Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, ее нарушения. Р.К.

12

3

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

13

4

Спинной мозг.

14

5

Строение и функции головного мозг. Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

15

6

Полушария головного мозга. Р. К.

16

7

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

17

8

Анализаторы слуха и равновесия.

18

9

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

19

10

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

20

11

Зачет по теме «Координация и регуляция».



Опора и движение (8 ч.)

21

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета.

22

2

Строение, свойства костей, типы их соединений.

23

3

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

24

4

Мышцы, их строение и функции.

25

5

Работа мышц. Лабораторная работа: «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей ,мышц и суставов.»

26

6

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

27

7

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата. Опоры и движения человека.

28

8

Зачет по теме «Опора и движение».



Внутренняя среда организма. (3+2)

29

1

Внутренняя среда организма и ее значение.

30

2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа «Изучение строения клеток крови под микроскопом»

31

3

Иммунитет.

32

4

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

33

5

Зачет по теме «Внутренняя среда организма»


Транспорт веществ. (4+1ч.)

34

1

Органы кровообращения.

35

2

Работа сердца. Лабораторная работа: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

36

3

Движение крови и лимфы по сосуда. Лабораторная работа: «Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого»

37

4

Заболевание сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа: «Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях» Р.К.

38

5

Зачет по теме «Транспорт веществ».



Дыхание (5+1ч.)

39

1

Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхание Лабораторная работа: «Дыхательные упражнения для формирования дикции»

40

2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

41

3

Дыхательные движения.

42

4

Регуляция движения. Лабораторная работа: «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки».

43

5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Лабораторная работа: «Гигиеническая оценка микроклимата помещений ( измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения)».

44

6

Зачет по теме «Дыхание».



Пищеварение (5+1ч.)

45

1

Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. Лабораторная работа: «Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах».

46

2

Пищеварение в ротовой полости.

47

3

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа: «Воздействие желудочного сока на белки».

48

4

Пищеварение в кишечнике.

49

5

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Обобщение знаний о пищеварении. Р.К.

50

6

Зачет по теме «Пищеварение».



Обмен веществ и энергии (2ч.)

51

1

Обмен веществ и энергии.

52

2

Витамины.



Выделение (2ч.)

53

1

Выделение. Строение и работа почек.

54

2

Заболевание почек, их предупреждение.



Покровы тела (3+1ч.)

55

1

Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Лабораторная работа: «Изучение строения кожи, волос, ногтей».

56

2

Роль кожи в терморегуляции организма.

57

3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Р.К.

58

4

Зачет по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела».



Размножение и развитие (Зч.)

59

1

Система органов размножения.

60

2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.

61

3

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Р.К.



Высшая нервная деятельность (5ч.)

62

1

Рефлекс-основа нервной деятельности.

63

2

Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

64

3

Типы нервной системы.

65

4

Биологические ритмы Сон и его значение. Гигиена сна.

66

5

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Лабораторная работа: «Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания». Р.К.




Человек и его здоровье (2ч.)

67

1

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой до врачебной помощи.


68

2

Укрепление здоровья. Факторы риска.









МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Д - демонстрационные пособия, имеются в одном экземпляре.

Р - раздаточное оборудование, 1 экземпляр на 2х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета.



№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания

Номенклатура: библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарт основного общего образования по биологии.

Д


2

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Д


3

Примерная программа основного общего образования по биологии.

Д


4

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Д


5

Авторская программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений.

Д


6

Методические пособия для учителя.

Д


7

Учебники по биологии (базовый уровень)

- для 7 класса;

- для 8 класса;

- для 9 класса;

- для 10 класса.

Р


8

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (7-10 классы).

Р


9

Справочник по биологии.

Р


10

Энциклопедия по биологии.

Р


Печатные пособия

1

Комплект портретов ученых-биологов.

Д


2

Серия инструктивных таблиц по биологии:

- место человека в системе органического мира;

- происхождение человека;

- общий обзор строения и функций организма человека;

- координация и регуляция;

- опора движение;

- внутренняя среда организма;

- транспорт веществ;

- дыхание;

- пищеварение;

- обмен веществ и энергии;

- выделение;

- покровы тела;

- размножение и развитие;

- высшая нервная деятельность;

- человек и его здоровье.

Д

Сменная экспозиция

Информационно-коммуникативные средства

1

CD - диск. Шпаргалки для старшеклассников.


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

2

CD - диск. 1 С: репетитор (для абитуриентов, старшеклассников и учителей).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

3

CD - диск. Биология 6-9 класс.


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

4

CD - диск. Биология. Анатомия и физиология человека (2 диска).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

5

Биология 7 класс. Многообразие живых организмов (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

6

Биология 8 класс. Человек (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

7

Биология 9 класс. Общие закономерности (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

8

Городские птицы (познавательная программа для детей).

Д


9

Экология.

Д


Экранно-звуковые пособия

1

Комплект видеофильмов по анатомии человека.

Д


Технические средства обучения

1

Интерактивная доска.

Д


2

Мультимедийный проектор.



3

Ноутбук Dell.

Д

С пакетом прикладных программ; с возможностью подключения к Интернету.

4

Телевизор.

Д


5

Видеомагнитофон.



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

Держатель.

Р


2

Спиртовка.

Р


3

Штатив металлический ШЛБ.

Р


4

Микроскоп.

Р


5

Лупа.

Р


6

Комплект предметных стекол.

Р


7

Чашка Петри.

Р


Натуральные объекты коллекции

1

Муляжи:

Строение глаза

Строение сердца

Челюсти

Печень

Гортань

Селезёнка

Грудная клетка

Предстательная железа

Поджелудочная железа

Ухо

Череп

Скелет человека

Р








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  2. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.

  3. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология, гигиена: поурочные тесты и задания 9 класс. - М.: «Аквариум», 1998г., 239с.

  4. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2007. - 240с. Маркина В.В.

ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ

  1. gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. l-micro.ru/index.php?kabinet=3 Информация о школьном оборудовании.

  3. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

bio.1september.ru

  1. Биология в Открытом колледже

college.ru/biology







© 2010-2022