Методические рекомендации Приемы запоминания на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы запоминания на уроках биологии.

(выступление учителя биологии Сухаревой О.В на заседании РМО учителей биологии

24.04.2015.)

Памятью обладают растения, камни, птицы, у всего живого есть генетическая память. Память служит для накопления и использования жизненного опыта. Именно память позволяет человеку оставаться на вершине эволюции, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт окружающих. Особенно важна память в период до 20-25 лет, когда накапливается большая часть необходимой для жизни информации.

В последнее время заметно снизился интерес к изучению биологии. Об этом говорит и снижение качества знаний обучающихся, и невысокий выбор биологии для сдачи в формате ГИА и ЕГЭ.

На мой взгляд, причин этому несколько.

Во-первых, знания, успехи в учебе не являются главной ценностью в современном обществе.

Во-вторых, дети перегружены разнообразной информацией и не успевают ее освоить.

В-третьих, достаточно высокая сложность биологии, как учебного предмета.

Школьный курс биологии - это система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов. (слайд 2 )

И терминов этих превеликое множество. Приведу всего один пример. При изучении темы «Онтогенез. Закономерности индивидуального развития организма» ( 2 часа в профильном классе) в содержание уроков включено 19 терминов! Их нужно не только правильно произносить, но и понимать их смысл. Даже тем, кто хочет запомнить необходимую информацию, сделать это достаточно сложно. (слайд 3)

«Не стоит опускать руки и думать, что именно у вас плохая память. Изначально данные у всех более-менее одинаковые. Секрет в том, чтобы научиться запоминать, подобрать методику, которая подойдет именно вам»

(Марк Шид)

Для запоминания информации и мы, и ученики, как правило используют 3 основных способа запоминания: (слайд 4)


Способы запоминания


↓ ↓ ↓

Рациональный механический мнемотехнический

(логический) («зубрежка») самый интересный

«понял-запомнил» самый неэффективный наиболее тренируемый

эффективный неэффективный дополняет другие способы

Для облегчения запоминания материала на уроках биологии стараюсь чаще подключать именно мнемотехнический способ запоминания.

Мнемоника - совокупность приемов и методов запоминания информации, связанных со зрительными образами.

При использовании этого приема запоминания важно знать, что: 1. Запоминанию мешает отсутствие интереса. Выдаваемая информация должна эмоционально возбуждать. Используемые образы должны быть яркими и веселыми.

2. Подбирая образы, опираться на жизненный опыт учащихся.

3. Наиболее прочна память, основанная на необычных действиях.

Обратимся к конкретным примерам использования мнемотехнического способа запоминания на уроках биологии.(слайд 5)

А) Тема «Ферменты» предусматривает изучение такого их свойства как специфичность, то есть воздействие только на определенное вещество (субстрат). Это связано с точным геометрическим соответствием молекулы субстрата и активного центра молекулы фермента. Они подходят друг к другу как замок и ключ. Другой ключ к данному замку уже не подойдет, как и другой субстрат к ферменту.(слайд 6)

Б) Тема «Строение клетки». Связь строения и функций митохондрий.

Какое значение имеет складчатая внутренняя мембрана органоида? Сравниваем две модели юбок. На какую модель больше пойдет ткани?

Значит и складчатость внутренней мембраны обеспечивает увеличение площади ее поверхности.(слайд 7)

В) На вводных уроках общей биологии говорим о природных системах разных уровней. Каждая из систем является составной частью следующей. Таким образом, природа устроена по принципу «матрешки».(слайд 8)

Г) Белок и ДНК помимо сложного строения молекулы имеют еще и особые структуры: белок имеет четыре структуры, а ДНК - две. Почему природа создала сложные конфигурации молекул этих веществ?

Дети легко отвечают на вопрос, если провести аналогию с чемоданом, который надо заполнить большим количеством вещей. Как это сделать? Все уложить компактно и аккуратно. Структуры молекул Белка и ДНК придают им компактность. (Слайд 9)

Д) Синтез белка происходит в рибосоме клетки, куда поступает информация о белке в виде И-РНК. Синтез белка может происходить с помощью полисомы. Что это такое легко запомнить, посмотрев на бусы. Полисома - это группа рибосом, нанизанных на одну молекулу и-РНК. (слайд 10)

Е) Одной из сложных и важных реакций, идущих в клетке, является самоудвоение (репликация) ДНК. Это целая цепь реакций, начинающихся с разрыва водородных связей между двумя цепями ДНК. Последовательность реакций можно показать с использованием двух застежек-молний. (слайд 11)

Ж) Урок обобщения знаний по теме «Строение клетки» позволяет детям хорошо запомнить функции органоидов клетки, если их попросить провести параллель со структурой города, его устройством. Почти каждый органоид клетки находит свой аналог в городском хозяйстве.

В дальнейшем, если что-то и забывается, то стоит только напомнить образ, с которым мы связали понятие или процесс, как большинство сразу вспоминают его. Легче будут запоминаться подобные объекты.

Прием запоминания существует огромное количество. Но, к сожалению, ни родители, ни учителя не владеют их многообразием, мы используем как правило одни и те же способы для всех. Нас не научили, мы не научились и не учим этому детей.

То, сколько вы учитесь, не равно тому, как вы учитесь.

Это как раз и отражает разницу между количеством и качеством.

(Слайд 12)

© 2010-2022