Внеклассное мероприятие по биологии «Охраняемые птицы Курской области»

"Выдержка из материала: (Слайды 2-5 – «Уголки родного края») Слово учителя: Красива и разнообразна природа Курской области. Однако, к сожалению, в последнее время снижается численность многих видов растений и животных. Это вызывает серьезные опасенияСегодня, когда в нашей школе традиционно проводится День птиц, мы постараемся привлечь ваше внимание к птицам. К их безграничному разнообразию и красоте, а также к необходимости помогать миру пернатых, вынужденному существовать с более сильным, но не...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к организации внеклассного мероприятия

«По страницам Красной книги Курской области. Охраняемые птицы Курской области.

Подготовила Енютина Лариса Михайловна, учитель биологии МКОУ

« Розгребельская СОШ» Большесолдатского района Курской области, (Сценарий мероприятия размещен на странице учителя на сайте рroskolu/ ru)

Дата проведения: 01 апреля 2013г.

В нашей школе есть замечательная традиция. Каждый год мы проводим праздник «День птиц». Этот праздник проводится в первых числах апреля. Учителя, ученики, родители: принимают активное участие в этом интересном и познавательном мероприятии, которое расширяет кругозор, внимание обучающихся, прививает любовь к братьям нашим меньшим, заставляет задуматься о будущем и всегда жить в гармонии с природой! День птиц в 2013 году мы посвятили птицам, которые стали редкими в нашей области и поэтому занесены в Красную книгу Курской области.

Методические рекомендации к организации и проведению внеклассного мероприятия «Птицы Красной книги Курской области

Предложенное мероприятие является частью экологической работы, проводимой в нашей школе. Материалы предназначены для классных руководителей, учителей биологии, географии, организаторов внеклассной работы в школе. Предложенное мной мероприятие позволит учителю, классному руководителю, сконструировать свой вариант его проведения, ориентируясь на возраст, уровень классного коллектива, предшествующую подготовительную и воспитательную работу.

Актуальность проведения экологических мероприятий данного уровня.

В документах национальной образовательной политики «Наша новая школа» определены направления развития современной школы. Она должна воспитывать гражданина/ готовить его к жизни, прививать любовь к природе, бережному отношению к ней. Учитывая выше обозначенные требования и приоритеты современного общества, в концепции обновления современной школы и была разработана система работы экологического воспитания в нашей школе, в основе которой важная роль отводится проведению мероприятий такого уровня.

Проведение внеклассного мероприятия я предлагаю готовить по следующим этапам:

1. Организационный период:

Основной подход к организации деятельности выражается в том, что она должна носить воспитательный характер, быть направлена на решение задач экологического характера.

В школе даётся объявление о предстоящем мероприятии в электронном виде (сайт школы) и в бумажном варианте. Организуются группы ребят, которые желают участвовать в данном мероприятии. Роли распределяются по согласованию, а также по предложению учителя, исходя из реальных способностей, возможностей детей и окружающей обстановки. На роль ведущих желательно назначать учащихся, которые обладают особым ораторским искусством; для чтения стихотворений предпочтительно выбирать ребят, которые обладают литературным талантом, так как от этого тоже зависит успех этого мероприятия. Необходимо правильно организовать это дело, чтобы каждый ученик почувствовал значимость и ответственность своей роли, чтобы всем было интересно и увлекательно.

2. Подготовительный период:

  • написание учащимися творческих работ по теме « Братья наши меньшие»

  • оформление рисунков и плакатов о птицах;

  • подготовка музыкальных номеров (хор, танец), музыкальной композиции «Голоса птиц»

  • создание презентации;

  • оформление класса, зала для мероприятия;

  • назначение даты, времени и места проведения мероприятия;

  • приглашение учащихся, гостей, родителей, учителей.

3. Внедренческий период.

  • Проведение мероприятия. Релаксация.

Инновационная направленность.

  • Во-первых, это изменение моей позиции как учителя в организации воспитательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача - сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

  • Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования гармонично развитой личности обучающихся через деятельностный характер обучения, т.е включение учащихся в реализацию конкретной для него деятельности; организацию продуктивной групповой работы.

Педагогическая целесообразность.

  • Выстраивая направления своей работы, я учитывала, что главной идеей содержания экологического образования сегодня является личностное развитие учащихся. Исходя из этого, я определила основную цель своей деятельности: раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладают учащиеся и создание условий для его оптимального развития через индивидуализацию воспитания. Каждый ученик - это талант, только нужно подобрать к нему ключик, чтобы он раскрылся в полной мере. Достижение данной цели развивает индивидуальность школьников, их познавательные, личностные и духовно-нравственные качества.

Социальная направленность.

Опыт показывает, что участие обучающихся в практических природоохранных мероприятиях позволяет молодым людям лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для их личностного роста и творческого саморазвития.

Воспроизводимость.

Универсальность, уникальность данного мероприятия в том, что оно легко переносится в любое образовательное пространство, мой опыт может быть транслирован другим педагогам, в другие образовательные учреждения.

Эффективность и практическая значимость.

Мощный рост мотивации у участников мероприятия привел к созданию условий в школе, для формирования и развития социально-адаптированной личности.

Многие учащиеся стали постоянными участниками экологических слетов, фестивалей авторами исследовательских и проектных работ. Многие из них являются победителями и призерами.



РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«По страницам Красной книги Курской области. Охраняемые птицы Курской области»

Цель: познакомить учащихся с птицами, ставшими редкими в Курской области, содействовать формированию у обучающихся познавательного интереса, воспитание у них бережного отношения к природе через знакомство с птицами своей местности.
Задачи:
Образовательные: познакомить с основными характеристиками птиц занесенных в Красную книгу Курской области, особенностями их внешнего облика, гнездования и поведения.
Развивающие:
способствовать развитию внимания, мышления, памяти и творческого восприятия полученной информации.
Воспитательные: привлечь внимание к проблеме уменьшения численности отдельных видов птиц; содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедиа проектор

  • презентация

  • Красная книга Курской области

  • карта Курской области

  • выставка рисунков учащихся

Место проведения: актовый зал школы

Ход мероприятия:

(слайд №1). Курская область - наша малая Родина.

«Курский край», - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем родной землей.
Курский край! Отечество святое
Перелески, рощи, берега
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Степь родная, край безбрежный,
Вдаль течет река
Сердцу дорог милый, нежный
Мой родимый курский край.

(Слайды 2-5 - «Уголки родного края»)

Слово учителя: Красива и разнообразна природа Курской области. Однако, к сожалению, в последнее время снижается численность многих видов растений и животных. Это вызывает серьезные опасения

Сегодня, когда в нашей школе традиционно проводится День птиц, мы постараемся привлечь ваше внимание к птицам. К их безграничному разнообразию и красоте, а также к необходимости помогать миру пернатых, вынужденному существовать с более сильным, но не всегда более разумным человеком на одной планете Земля.

(слайд6 - « Страницы Красной книги Курской области»).

В 2001 году была создана Красная книга Курской области. Целью ее создания было привлечение внимания к уменьшению численности многих видов растений и животных на территории области. На сегодняшний день в Красную книгу Курской области занесено 119 видов животных и 212 видов растений и грибов, которые отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения.

Но сегодня речь пойдет о птицах. В Курской области обитает 265 видов птиц, к сожалению 62 вида стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу области

Что же это птицы?

(слайд 7) Дрофа


Очень крупная птица. Масса взрослой птицы 10-12 килограммов и даже больше.
В России дрофы охраняются в заповедниках, расположенных в степной зоне, в заказниках. Охота на этих птиц строго запрещена.


(слайд 8)

Некогда многочисленная и широко распространённая птица, дрофа в XX веке стала очень редким, исчезающим в дикой природе видом

(слайд №9)
Как узнать дрофу? Оперение у дрофы пестрое из сочетаний рыжего, белого, серого и черного цветов. Несмотря на то, что дрофа прекрасно летает, она всё же предпочитает передвигаться по земле. И если вам повезет, и вы увидите в поле птицу такого окраса, размером с небольшого страуса, то знайте - это дрофа.

(слайд 10)

На гербе древнего курского города Льгова вместе с летящими куропатками на зеленом поле изображена дрофа

(слайд №11)
Краснозобая казарка
Мелкие, ярко раскрашенные гуси с белыми отметинами. Бросается в глаза рыжеватая окраска шеи и зоба, резко контрастирующая с черным брюхом.

Численность вида в настоящее время на всей территории России - 75 000 особей.

Для нашей местности краснозобые казарки являются пролетными птицами. Весной и осенью при перелетах они опускаются на водоемы.

(слайд № 12) (голос казарки )

Казарки очень интересные птицы. На земле они всегда очень суетливы. Это заметно и на лету. Стая, прежде чем опуститься на воду, облетает вокруг водоема несколько раз. Во время перелетов казарки почти не делают остановок и опускаются на воду лишь с наступлением ночи. При посадке они спускаются с громкими криками. Голос краснозобой казарки-характерный двусложный гусиный гогот, поэтому гоготу казарок отличают от других гусей. На казарок охотятся из-за вкусного мяса. Краснозобых казарок осталось очень мало, они занесены в Красную книгу нашей области как пролетная птица. Скоро наступит время пролета этой птицы, поэтому мы призываем всех охотников - не стреляйте в краснозобых казарок

(слайд № 13)

Белая цапля

Очень красивая крупная птица 94-104 см высотой и размахом крыльев до 1,5 метра

Оперение у цапли полностью белое. Клюв длинный, прямой, окрашен в жёлтый цвет. Передвигается медленно и величаво, вытягивая шею и вглядываясь впереди себя в поисках пищи. Пищу большой белой цапли составляют лягушки, змеи, рыба, речные раки, мелкие грызуны, сверчки, кузнечики и различные насекомые.

Число особей большой белой цапли в нашей области стремительно сокращается.

Защитите этих птиц!

(слайд №14)

Рыжая цапля

Оперение рыжей цапли каштаново-бурое. Рыжая цапля редко садится на деревья, благодаря длинным пальцам может ходить по болоту. если её испугать, она вытянется в тростниках, поднимает клюв вертикально вверх и так застывает, пытаясь слиться с окружающей средой. Основная пища рыжей цапли некрупная рыба. Цапля подкарауливает в воде подплывшую рыбу, молниеносно протыкает клювом и заглатывает.

В кладке у рыжей цапли от 3 до 5 бледно-голубых яйца, которые насиживаются обоими родителями в течение 4 недель.

Птенцов выкармливают оба родителя.
В нашей области рыжая цапля стала очень редкой птицей. Охраняйте этих птиц!

Вы, наверное, слышали, что если поселился на крыше дома аист - это к счастью. И хотя аисты не поют, люди любят этих больших добрых птиц. Сами поют о них песни, слагают легенды, придумывают сказки

(Исполняется песня «Аист на крыше)

(слайд 15)

Черный аист

Посмотрите, как красива эта птица - черное оперение и белая грудка. Как будто на большой праздник собралась. Это черный аист. К сожалению, редко кто теперь может встретить черного аиста в наших местах. А ведь раньше часто можно было увидеть гнездо аиста в кроне высоких деревьев возле водоёмов - лесных озёр, рек, болот. Аисты предпочитают селиться в экологически чистых местах, где чистый воздух и вода. Может быть, воздух у нас уже не очень чистый и вода загрязнена?

А теперь давайте поговорим о символе птичьей красоты, чистоты и верности - о лебедях.

(слайд 16)

Два вида лебедей, встречающихся в нашей области - лебедь-шипун и лебедь-кликун занесены в Красную книгу Курской области

(слайд 17)

Лебедь-шипун

Очень красивая, чрезвычайно редко встречающиеся не только на территории Курской области птицы. Взрослые самец и самка чисто-белые. Шишка над клювом, все основание клюва, края разреза рта - черные. Остальные части клюва красные.

Шипуна можно узнать по полету, во-первых, потому, что он не издает громких трубных звуков, как другие лебеди, во-вторых, по особому ритмичному, слышному за несколько сот метров поскрипыванию больших маховых перьев. Голос шипуна не такой звонкий, как у кликуна, более низкий, хриплый и слегка дребезжащий. Чаще голос этот слышен в брачную пору, когда самец издает звуки «кгиюрр», а самка «хиорр». Будучи раздраженным, он издает особый характерный шипящий звук, из-за которого и получил свое название.

(слайд 18)

Яйца у шипунов насиживает одна только самка, самец в это время находится поблизости, охраняет ее. Пуховички появляются в середине июля. Птенцы находятся под присмотром обоих родителей на воде. Вся семья плавает вместе, и самка часто обогревает маленьких птенцов, давая им возможность взобраться к ней на спину. Ночь семья проводит в гнезде, а когда молодые подрастут в камышах. Пища шипунов состоит из подводных частей растений, корни, корневища и побеги которых эти лебеди отрывают на мелких местах в воде клювом.

(слайд 19)

Лебедь - кликун

Лебедь-кликун крупная снежно-белая птица с длинной шеей. На воде он виден хорошо еще издали. Передняя часть его тела погружена в воду больше, чем задняя. Шея поднята вертикально, палкой, голова направлена вперед, а клюв держится горизонтально. Плавает в спокойной обстановке довольно медленно. Лебедь-кликун очень осторожная птица, обладающая зоркими глазами. Он почти всегда держится вдали от берегов, на широких открытых водных пространствах, где и ночует. Это в большинстве случаев дает ему возможность избегать преследования со стороны человека.

(слайд 20)

Пары у лебедей-кликунов очень привязаны друг к другу и соединяются на всю жизнь. Косвенно об этом свидетельствует соотношение полов приблизительно 1 : 1, а также и то обстоятельство, что на своих гнездовьях кликуны появляются всегда парами. Выбранный гнездовой участок строго охраняется от вторжения других лебедей.

Много легенд, сказаний и песен посвящены лебединой преданности. Послушайте песню «Лебединая верность» на слова А. Дементьева).

- Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта песня?

В случае опасности лебеди кликуны активно защищают своих птенцов, не проявляя при этом обычной своей осторожности. Семьями лебеди держатся долго и не разлучаются даже после того, как молодые начинают летать; зачастую весь выводок вместе с родителями направляется в осенний путь. Лебеди встречаются в нашей местности все реже и реже. Наша с вами задача не спугнуть прилетевших птиц.

А теперь поговорим о хищных птицах

(слайд 21)

Скопа, орел-могильник, орел -змееяд, орел -беркут, коршун черный, орлан -белохвост, орел-карлик - занесены в Красную книгу области.

(слайд 22)

Скопа

Скопа - редкая птица. Прилетает в апреле , когда реки освобождаются от ледового покрова, улетают на зимовку в сентябре. Длина -
55-60 см., вес 1.3 - 1.9 кг. Самки крупнее самцов. Распространена вблизи водоемов богатых рыбой. Скопа занесена в Красную книгу.
( голос скопы)

Любимая пища скопы - рыба. Рыба ловится скопой с полета, путем ныряния - поэтому непрозрачность воды, дождливая или туманная погода препятствуют охоте. Весной, когда на разливах вода мутна, сколе приходится кормиться лягушками, сусликами, мышами. Во время рыбной ловли скопа иногда гибнет, вцепившись в крупную рыбу и будучи увлеченной ею под воду.

(слайд 23)

У скопы мощный клюв, который размалывает даже кости.

(слайд 24)

Гнездо скопы используется много лет. Обычно гнезда располагаются на высоких деревьях с отмершей вершиной, высоко от земли, от 8-10 и до 20-25 метров. Средний диаметр гнезда около метра, а высота до 70 сантиметров. Насиживание начинается с откладки первого яйца, при участии обоих родителей. Семьи держатся вместе до отлета.

(слайд 25)

Орел -курганник

Очень редкая для наших мест птица. Крупный длинноногий и длиннокрылый орел. Полет легкий, часто парит в воздухе. Осторожен. Садится обычно на землю, редко на деревья. Голос подает редко, при этом крик более напоминает клекот, а не «мяуканье» сарычей.

(слайд 26)

Пары у курганников постоянные, взрослые держатся вместе и на зимовках, молодые первогодки поодиночке. Гнездовые участки постоянны, известны случаи, когда одно гнездо занималось 30 лет подряд. Гнезда располагаются на деревьях. Старые гнезда очень велики, до 1,5-2 м в диаметре и до 1-1,5 м в высоту; новые постройки меньше. В стенках гнезд иногда гнездятся полевые воробьи.

(слайд 27)

Гнездо у курганника может располагаться прямо на земле и быть вот таким огромным

(слайд 28)

Орлан - белохвост (голос орлана-белохвоста)

Эти птицы очень редки и занесены в Красную книгу. Охота на них строжайше запрещена.
Орлан - белохвост встречается на весеннем и осеннем пролете.
Крылья у орлана широкие и длинные, в размахе 2-2.5 метра. Вес птицы - 3.8 - 4.9 кг Окраска бурая, голова и нижняя сторона тела несколько светлее, хвост чисто, клюв желтый.

Обитает орлан-белохвост в разных ландшафтах, держится около рек и озер с древесной растительностью. Зимует на Каспийском побережье. Питается рыбой, птицами, зайцами, сусликами, охотно ест падаль. Орлан-белохвост одна из самых редких птиц нашей области

(слайд 29)

Степной лунь (голос степного луня)

Эта хищная птица водится на открытых равнинах, болотах и пустошах. Охотится на маленьких животных, таких, например, как ящерицы, грызуны и птицы. В поисках пищи птица парит низко над лугами. Гнездо птица асполагает на земле. В кладке бывает 4-6 белых яиц.

(слайд 30)

Орел-могильник

Эта птица нуждается в защите. У нас в области обитает несколько пар орлов-могильников. Вырубка высокоствольных деревьев и беспокойство в гнездовое время вынуждают могильников покидать привычные места обитания. Борьба с сусликами и обработка растений поля ядами отрицательно влияют на успешность размножения орлов-могильников

.

(слайд 31)

Гнезда орлы-могильники строят на деревьях, высоко от земли. В гнезде бывает до трех яиц. Выкармливает птенцов самка, а самец ловит и приносит добычу. Если птенцов два, то одного из них она кормит утром, а другого вечером (при достаточно крупной добыче; если добыча мелкая, то кормление происходит 5-4 раз в день). Гибель младшего птенца наблюдается, но не так часто как у других орлов; выживают и два, и даже три птенца.

(слайд 32)

Орел - змееяд

Очень редкий исчезающий вид птиц, занесён в Красную книгу России. Один из самых пугливых и недоверчивых по отношению к человеку пернатых хищников. Размах крыльев 160-190 см, длина крыла 52-60 см. Самки крупнее самцов, но окрашены одинаково с ними. Окраска спинной стороны птицы - серовато-бурая, молодые птицы по окраске сходны со взрослыми.

(слайд 33)

У орла-змееяда очень острое зрение, с высоты своего полета он замечает ящерицу или змею.

(слайд 34)

Змееяд выкармливает птенцов в основном змеями. Птенец хватает змею за хвост и начинает тянуть её из родительской глотки. Для взрослой птицы операция эта вряд ли приятна, тем более, что змеиные чешуйки направлены назад. Такое вытягивание длится 5-10 минут. Вытянув добычу изо рта родителей, птенец начинает сам её заглатывать и тоже обязательно с головы

(слайд 35)

Орел-карлик

Среднего размера пернатый хищник. С зимовки орлы-карлики всегда возвращаются на прежние места гнездовий. Хотя пары зимуют порознь, весной на местах ежегодно воссоединяются вновь. Орел-карлик прекрасный охотник. На земле и на лету он ловит мелких и среднего размера птиц - жаворонков, воробьёв, скворцов, дроздов, а также разоряет их гнёзда.

(слайд 36)

Отличительными признаками орла-карлика являются большая голова, мощный клюв и почти полностью мохнатые и сильные ноги.

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, стоит ли охранять хищных птиц? Почему?

Какие меры по защите птиц можете предложить вы?


Слово учителя: Наш праздник - День птиц - подошел к концу. Подумать обо всем живом на Земле как об очень большой семье, и о птицах, которые в этой семье также имеют право на любовь и заботу, в том числе и на любовь человека. Берегите птиц и заботьтесь о них! Зимой развешивайте кормушки, к весне сделайте новый скворечник. Помните, что птицы - наши верные друзья!

(Исполняется песня «Давайте сохраним»)

Литература:

1. Красная книга Курской области. - Курган, 2002.
2. Зотов В.В. Лесная мозаика. - М.: Просвещение, 1993.
3. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово», 1997, с.321.
4. Краснощеков Ю. Сова - большая голова.// Юный натуралист.-1990.№3 - с. 33.
5. Фото-факт //Юный натуралист.-1987 №7- с.35.
6. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника.- М., ОЛМА Медиа Групп 2006.

Материалы сайтов: сайт Дикой природы, Википедия.

© 2010-2022