План-конспект урока на тему Среда обитания

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока на тему Среда обитания.План-конспект урока на тему Среда обитания.План-конспект урока на тему Среда обитания.План-конспект урока на тему Среда обитания.План-конспект урока на тему Среда обитания.

План-конспект урока на тему Среда обитания.Урок биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

Цель урока: формировать экологическое мышление.

Задачи:

Образовательная: углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся..

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы и методические приемы: рассказ, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.

Средства обучения: комнатные растения, рисунки учебника, презентация.

Эколого-биологические понятия: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно - со сказки, которую вы мне поможете дополнить.

Итак, начнем! Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел?

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

Учитель: Правильно, конечно же вы знаете эти существа, имя им на планете - живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до настоящего, канули в прошлом лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они - и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно - быстрые…

Несмотря на многообразие живых организмов их объединили в 5 царств, какие? (Называют царства: бактерии, простейшие, грибы, растения, животные.)

- Почему же все живые организмы (показ слайдов) такие разные? Почему отличаются друг от друга? (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)

Учитель: В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения живых существ.

На фоне звуков природы звучат стихи:

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес -

В каком краю не окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому - в песок, кому - под куст.

И каждый выберет себе

Соседей в жизни и в судьбе.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Да, это стихотворение о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Запись темы урока на доске.



  1. Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, как можно сформулировать задачи урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

(Узнать, что такое среда обитания организмов; познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них).

Темы блоков:

1. Среда обитания.
2. Экология.
3. Экологические факторы.
4. Влияние света, воды, температуры на живые организмы.

5. Приспособление организмов к абиотическим факторам среды.

1. Среда обитания.

- Что такое среда обитания? (Это часть природы, где живут организмы.)

- У каждого организма своя среда обитания. Какие среды обитания вам известны из курса природоведения? ( Выделяют три основные среды жизни: водную, почвенную, наземно-воздушную.)

- Ребята, а в какой среде возникла жизнь? (В водной.)

- Каковы условия жизни в разных средах?

Заполнение учащимися таблицы: «Характеристика условий жизни в разных средах».

1 ряд - водная среда; 2 ряд - наземно-воздушная среда; 3 ряд - почвенная среда.

Условия жизни

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Почвенная среда

Плотность

плотная

неплотная

плотная

Кислород

недостаточно

достаточно

недостаточно

Вода

достаточно

недостаточно

достаточно

Свет

недостаточно

достаточно

отсутстие

Изменение температуры

незначительные

значительные

отсутстие резких перепадов температур

Учитель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы назовите животных, среду в которой они обитают и вспомните приспособления организмов к данной среде.

Загадка № 1

Зверь клыкастый,

Вместо ног - ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

(Морж. Водная среда.)

Приспособление моржа к среде обитания: Удлинённая, обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности: ласты. Под кожей развит толстый слой жира, способствующий защите организма от переохлаждения и уменьшающий плотность тела.

Справка учителя: на лёд или на сушу моржи выходят в основном в период размножения и линьки.

Загадка № 2

Над водой - водицей -

Царевна круглолица,

Поёт царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

(Лягушка.)

Учащиеся затрудняются определить среду обитания лягушки.

Учитель: Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше.

- Какие приспособления к жизни в водоёмах имеются у лягушки? (Плавательные перепонки между пальцами задних ног, кожное дыхание.)

- Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше? (Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей.)

Загадка № 3

Полосатый брат кота,

Шкура - просто красота.

С ним тягаться трудно в беге.

Не будите вы в нём зверя.

(Тигр. Наземно-воздушная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление тигра к среде обитания: Опорный скелет, развитые мышцы тела и конечностей, терморегуляция, внутреннее оплодотворение, высокое развитие органов зрения и слуха.

Загадка № 4

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот. Почвенная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление крота к среде обитания: Цилиндрическая форма тела, малые размеры, сильно развитая мускулатура, густая короткая чёрная шерсть, конечности роющего типа, редукция органов зрения, хорошо развитые обоняние и осязание.

Загадка № 5

Живу не в почве, и не в луже -

Мне кишечник домом служит.

И тепло, и сытно в нём,

Шведский стол: что хотим, то берём.

Коли что не по нутру -

Проверчу в кишке дыру.

(Паразитический червь - аскарида. Организменная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление паразита к среде обитания: Наличие плотных покровов тела, органов фиксации - приспособлений для прикрепления в организме (могут быть крючки, присоски, либо заострённые концы тела), редукция многих органов, высокая плодовитость.

Справка учителя: аскарида за 5-6 месяцев откладывает 50 - 60 млн яиц.

Учитель: Приведите свои примеры организмов, обитающих в разных жизненных средах.

Примерные варианты ответов: водная среда - дельфин, кит, окунь, краб, жемчужница, кувшинка, водоросли; наземно-воздушная - рысь, стрекоза, пчела, ласточка, кенгуру, лось; почвенная - крот, дождевой червь, почвенные бактерии, личинка майского жука, грибы; организменная - гельминты, дизентерийная амёба, вирусы, клещи, блохи, гриб-трутовик.

Запись в рабочих тетрадях схемы:

План-конспект урока на тему Среда обитания.

Запись в рабочих тетрадях новых терминов:

Гидробионты (греч. hydor - вода; biontos - живущий) - это организмы, обитающие в воде.

Эдафобионты (греч. edaphos - почва) - это организмы, обитающие в почве.

Аэробионты (греч. aer - воздух) - это организмы, обитающие в наземно-воздушной среде.

Эндобионты (греч. endon - внутри) - это организмы, обитающие внутри других организмов.

2. Экология

Учитель: Ребята, живые организмы неразрывно связаны между собой и с окружающей средой. У меня в руках таинственная шкатулка. Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь - символ взаимосвязи, единства. Уберем одно звено, нарушится целостность всей цепочки. И человеку, который тоже является звеном этой цепи природы, всегда нужно помнить об этом. Есть даже наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Как она называется? (Экология)

Справка учителя: Экология (греч. сл. ойкос - дом, логос - наука, учение)
Впервые термин « экология» ввел в 1869 году нем. ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.

Учитель:

Экология, друзья,

Наука очень нужная,

Без неё ты ни за грош

В наше время пропадёшь.

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда

Ей не причинить вреда.

3. Экологические факторы.
Учитель: Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все компоненты и свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. Их можно оценить и измерить.

Запись в рабочих тетрадях нового термина:

Экологические факторы - это компоненты среды, воздействующие на живые организмы.

Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные. Послушайте стихотворение и попытайтесь найти в нем все группы факторов.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Кусты, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек, вода, погода -

Это факторы природы.

Запись в рабочих тетрадях схемы:

Экологические факторы среды




Абиотические Биотические Антропогенные

(Факторы неживой природы) (Факторы живой природы)

Свет Деятельность Влияние человека

Вода живых организмов на природу

Температура (грибов, растений, животных,

Состав почвы микроорганизмов)

Ветер

4. Влияние света, воды, температуры на живые организмы.

Учитель: Сегодня мы свами познакомимся подробнее с абиотическими факторами среды.

Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.

Давайте послушаем сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов.

Сообщения учащихся о значении абиотических факторов (готовят заранее).

Сообщение 1:

Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. Вода необходима для таких жизненно необходимых процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода придаёт клеткам объём и упругость.

Сообщение 2:

Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению.

Сообщение 3:

Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет - это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном итоге используют все остальные организмы. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелёты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение.

Сообщение 4:

В жизни растений значимую роль играет ветер. Он усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений.

Учитель: А, сейчас, давайте совершим небольшое путешествие по страницам учебника.

Вопрос № 1

С какими абиотическими факторами связано питание растений ( см. рис. с. 59 учебника)?

(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)

Вопрос № 2

Какой фактор играет важнейшую роль в жизни водных организмов? (см. рис с. 70 учебника) (Вода.)

Вопрос № 3

Какой фактор повлиял на изменение окраски растений, изображённых на с. 82 учебника?

( Свет.)

Вопрос № 4

Какой фактор поможет козлобороднику освоить новые территории ( см рис. с. 140 учебника)? (Ветер.)

Вопрос № 5

Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика (см. рис. с. 147)? (Тепло.)

Учитель: На столе 2 комнатных растений: пеларгония (герань) и фикус. Определите какое из растений светолюбивое, а какое теневыносливое? (Пеларгония - светолюбивое, а фикус - теневыносливое)
- По каким признакам определили? (По окраске и размерам листовой пластинки: у светолюбивых растений листья мелкие, светлой окраски, а у теневыносливых листья крупные, широкие, темной окраски ).

Учитель:

Зимой и летом - круглый год

У каждого полно забот,

Ошибок не простит среда,

Знай, где спасенье, где беда.

Но каждой божьей твари дан

Природой уникальный дар,

Чтоб в той борьбе у них у всех

Имелись шансы на успех.

- Организмам приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоёмов, и нехватку пищи. Чтобы успешно жить, развиваться и размножаться в своей среде обитания, каждый организм должен хорошо приспособиться к действию экологических факторов. Такое умение называется адаптацией. ( Учащиеся записывают определение в тетради.)

Учитель: У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке тоже имеются адаптации.

На нашем окошке

Поселился ёжик -

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

Учитель: Перед вами растение пустынь - кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни и может обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы считаете? (Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный - запас воды.)

Учитель: Послушайте следующую загадку.

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Говорят все о нём,

Что приносит счастье в дом. (Толстянка)

Учитель: Ещё одно хорошо знакомое вам растение (демонстрирует) - толстянка или

« деревце счастья». Это растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась толстянка к дефициту воды? ( У толстянки сочные листья, покрытые восковым налётом, уменьшающим испарение.)

Учитель: А теперь попытайтесь сами объяснить следующие факты в соответствии с адаптацией к факторам среды.

  • Для многих растений характерна листовая мозаика. (Приспособление для лучшего улавливания света.)

  • У верблюжьей колючки, произрастающей в пустыне очень длинные корни. (Приспособление к недостатку влаги.)

  • У молодой берёзы листья клейкие. (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

  • Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в окружающую среду.)

  • Осенью многие лиственные деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)

  • Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных морозов.)

  • У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела (уши, лапы, хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)

  • Лягушки, обитающие в австралийских пустынях, накапливают запасы воды в мочевом пузыре. (Приспособление к недостатку влаги.)

  • У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью изолирует тело от горячей атмосферы; при расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.)

Учитель: Какой абиотический фактор является главным?

Вывод: Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.

Учитель: C учетом всего сказанного на уроке, какую новую формулировку мы можем дать понятию среда обитания?

Ответ учащихся: Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определенное воздействие. (Делают записи в рабочих тетрадях.)

III. Закрепление

- Составить синквейн на основные понятия урока: среда, экология, фактор (экологический).

Составление синквейна:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - ключевая фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры синквейнов, составленные учениками:

Среда Фактор

Разнообразная, необычная Биотический, абиотический

Радует, удивляет, огорчает Действует, влияет, усиливает

Надо беречь Необходим всему живому

Жизнь Адаптация

Экология

Промышленная, сельскохозяйственная

Изучает, исследует, рассматривает

Взаимосвязь в природе

Наука

V. Домашнее задание

1) Стр. 156-157 учебника читать.
2) Выполнить задание в рабочей тетради стр. 43-44.


VI. Оценки за урок.

© 2010-2022