Планирование по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Советский район, ст. Советская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ

«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

Приказ от 28.08.15г. № 151

____________ Т.Н.Емельяненко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015 - 2016 учебный год



по биологии ________ ___

Уровень образования (класс)_____ основное общее 8 класс

Количество часов 68_

Учитель________Селивёрстова Любовь Ивановна ________

Программа разработана на основепримерной программы по биологии, авторской программы В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2012г. _____________________

(примерная программа/программы, издательство, год издания)




Раздел 1. Пояснительная записка

8 класс

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по биологии;

  • авторской программы В.В. Пасечника;

а также на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Распоряжения:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

- Конвенция о правах ребенка.

- Основная образовательная программа МБОУ СОШ ст.Советской ( по реализации БУП 2004 г.)

- Положение «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин» МБОУ Советской СОШ.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Цель обучения в 8 классе:

  • учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

  • Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье людей.

  • Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.

  • В курсе уделяется большое значение санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.







Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становле-нии в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического по-ложения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют уча-щимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, по-нять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется воле-вой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким обра-зом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на нача-льном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выя-вить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости дов-рачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой рабо-тоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природ-ной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудо-вую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.



Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 -го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, в год 68 часов соответственно.

Программа реализуется с помощью учебника: КолесовД.В., Маш И.Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: «Дрофа», 2012.



Последовательность изучения разделов.

Раздел

Количество

часов

Введение

2

1. Происхождение человека

3

2. Строение организма

6

3. Опорно - двигательная система

7

4. Внутренняя среда организма

3

5. Кровеносная и лимфатическая системы

6

6. Дыхание

4

7. Пищеварение

6

8. Обмен веществ и энергии

3

9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

10. Нервная и эндокринные системы

8

11. Анализаторы

6

12.Высшая нервная деятельность

6

13. Индивидуальное развитие организма

4

итого

68





Раздел 4. Содержание учебного предмета

Введение (2часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрации моделей «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Строение организма (6 часов).

Тема 2.1 Общий обзор организма.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственной информации. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.

Ткани, образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей. Микропрепараты клетки. Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.


Опорно-двигательная система (7 часов).

Скелет и мышцы, их функция. Химический состав костей, их макро- и микроскопическое строение, типы костей, скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки. Развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах костей, вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.

Внутренняя среда организма (3 часа).

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бицилло- и вирусоносители. Течение инфекционной болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцина, лечебная сыворотка. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Рассматривание крови человека под микроскопом.


Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.


Дыхательная система (4 часа).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания органов дыхания, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация. Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приёмов определения проходимости дыхательных путей, роли резонаторов, усиливающих звук; опыты по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких.

Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Пищеварительная система (6 часов).

Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа действие ферментов слюны на крахмал.


Обмен веществ и энергии (3 часа).

Обмен веществ и энергии - основное свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен веществ. Энергетическая ёмкость пищи.


Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 часа).

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные заболевания, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги и обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы, их предупреждение.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».Модели почки, таблицы «Органы выделения».

Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;


Нервная и эндокриннаясистемы человека (8 часов).

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы периферической нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга, спинного мозга.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза, почек с надпочечниками.


Анализаторы (6 часов).

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органа слуха, Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха.


Высшая нервная деятельность. (6 часов).

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловный и условный рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.


Индивидуальное развитие организма (4 часов).

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.










Раздел 5. Тематическое планирование

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение.(2 ч)

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Биосоциальная природа человека. Науки о че-ловеке и их методы. Значение знаний о чело-веке. Основные направления (проблемы) био-логии 8 класса, связанные с изучением орга-низма человека.

Объясняют место и роль человека в приро-де. Выделяют существенные признаки орга-низма человека, особенности его биологи-ческой природы. Раскрывают значение зна-ний о человеке в современной жизни. Выя-вляют методы изучения организма челове-ка.

Становление наук о человеке

Основные этапы развития анатомии, физиоло-гии и гигиены человека.

Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.

Раздел 1. Происхождение человека (3 ч)

Систематическое положение человека

Биологическая природа человека. Место чело-века в системе органического мира, система-тике. Черты сходства и различия человека и животных.

Объясняют место человека в системе орга-нического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млеко-питающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных.

Историческое прошлое людей

Происхождение и эволюция человека.

Объясняют современные концепции проис-хождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека.

Расы человека. Среда обитания

Расы человека и их формирование.

Объясняют возникновение рас. Обосновы-вают несостоятельность расистскихвзгля-дов.

Раздел 2. Строение организма (6 ч)

Общий обзор организма человека

Строение организма человека. Уровни орга-низации организма человека. Органы и систе-мы органов человека.

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организ-ма человека. Сравнивают строение тела че-ловека со строением тела других млекопи-тающих. Отрабатывают умение пользовать-ся анатомическими таблицами, схемами.

Клеточное строение организма

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки.

Устанавливают различия между раститель-ной и животной клеткой. Приводят доказа-тельства единства органического мира, про-являющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

Ткани:эпителиальная, соединительная, мышечная

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Выделяют существенные признаки организ-ма человека, особенности его биологичес-кой природы: клеток, тканей, органов и сис-тем органов. Сравнивают клетки, ткани ор-ганизма человека и делают выводы на ос-нове сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовыхмикропрепара-тах. Сравнивают увиденное под микроско-пом с приведённым в учебнике изображе-нием. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и прави-лах работы с ним.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Выделяют существенные признаки процесс-сов рефлекторной регуляции жизнедеятель-ности организма человека. Объясняют не-обходимость согласованности всех процес-сов жизнедеятельности в организме чело-века. Раскрывают особенности рефлектор-ной регуляции процессов жизнедеятель-ности организма человека. Проводят биоло-гические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Раздел 3. Опорно-двигательная система (7 ч)

Значение опорно­двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

Опорно-двигательная система. Состав, строе-ние и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выво-ды на основе полученных результатов.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

Скелет человека. Скелет головы.

Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов.

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных посо-биях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела чело-века и строения его позвоночника.

Соединения костей

Соединения костей. Сустав.

Определяют типы соединения костей.

Строение мышц. Обзор мышц человека

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.

Объясняют особенности строения мышц.

Работа скелетных мышц и её регуляция

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц.

Нарушения опорно-двигательной системы

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и дви-жения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нару-шение осанки и наличие плоскостопия.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: уши­

бах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилак-тики травматизма, нарушения осанки и раз-вития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Раздел 4. Внутренняя среда организма (3 ч)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды орга-низма и её функции. Кровь. Тканевая жид-кость. Лимфа. Свёртывание крови.

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выяв-ляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изу-чают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микрос-копа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значе-ние.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.

Выделяют существенные признаки иммуни-тета. Объясняют причины нарушения имму-нитета.

Иммунология на службе здоровья

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергические реакции. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент.

Раскрывают принципы вакцинации, дейст-вия лечебных сывороток, переливания кро-ви. Объясняют значение переливания кро-ви.

Раздел 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Транспортные системы организма

Транспорт веществ. Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатичес-кая системы.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таб-лицах органы кровеносной и лимфатичес-кой систем.

Круги кровообращения

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги крово-обращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Выделяют особенности строения сосудис-той системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кро-вяного давления.

Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная крове-носная система. Автоматизм сердца.

Устанавливают взаимосвязь строения серд-ца с выполняемыми им функциями.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Кровяное давление (артериальное), пульс.

Устанавливают зависимость кровоснабже-ния органов от нагрузки.

Гигиена сердечно­сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влия-ние курения и употребления спиртных напит-ков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для са-моконтроля своего физического состояния и тренированности.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилак-тики сердечнососудистых заболеваний.

Первая помощь при кровотечениях

Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при крово-течениях.

Осваивают приёмы оказания первой помо-щи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информа-цию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.

Раздел 6. Дыхание (4 ч)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Дыхание и его значение. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппа-рат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Выделяют существенные признаки процес-сов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы.

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

Газообмен в лёгких и тканях.

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Гигиена ор-ганов дыхания. Охрана воздушной среды.

Объясняют механизм регуляции дыхания.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокуре-

ния. Приёмы оказания первой помощи при от-равлении угарным газом, спасении утопающе-го. Заболевания органов дыхания и их выявле-ние и предупреждение.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилак-тики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при от-равлении угарным газом, спасении утопаю-щего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболева-ниях, оформляют её в виде рефератов, док-ладов.

Раздел 7. Пищеварение (6 ч)

Питание и пищеварение.

Питание и его значение. Пищеварение. Пищеварительная система. Органы пищеваре-ния и их функции.

Выделяют существенные признаки процес-сов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеваритель-ной системы.

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в ротовой полости.

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительнойсисте-мы.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстнойкиш-ке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наг-лядных пособиях органы пищеварительной системы.

Всасывание. Роль печени. Функции толстогокишечни-ка.

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подоз-рении на аппендицит.

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения.

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гумораль-ная регуляция пищеварения.

Объясняют принцип нервной и гумораль-ной регуляции пищеварения.

Гигиена органов пищеваре-ния. Предупреждение же-лудочно-кишечных инфек-ций.

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Нарушения работы пищеваритель-ной системы и их профилактика.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в пов-седневной жизни.

Раздел 8. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы рабо-ты ферментов. Роль ферментов в организме человека.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организ-ме человека. Описывают особенности об-мена белков, углеводов, жиров, воды, ми-неральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль фер-ментов в организме человека.

Витамины

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека.

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитами-нозов.

Энерготраты человека и пищевой рацион

Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Обсуждают правила рационального пита-ния.

Раздел 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Покровы тела.

Кожа - наружный покров-ный орган.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Лабораторные и практические работы

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки. Выделяют сущест-венные признаки покровов тела, терморе-гуляции. Проводят биологические исследо-вания. Делают выводы на основе получен-ных результатов.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены

Терморегуляция организ-

ма. Закаливание.

Роль кожи в терморегуляциии обменных про-цессах. Закаливание организма. Приёмы оказа-ния первой помощи при травмах, ожогах, об-морожениях, профилактика поражений кожи.

Приводят доказательства роли кожи в тер-морегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Выделение.

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Выделяют существенные признаки процес-са удаления продуктов обмена из организ-ма. Распознают на таблицах органы моче-выделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболева-ний мочевыделительной системы.

Раздел 10. Нервная и эндокринная система (8 ч)

Значение нервной системы.

Значение нервной системы в регуляции про-цессов жизнедеятельности.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение нервной системы. Спинной мозг.

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга.

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервнойсис-темы. Раскрывают функции спинного мозга.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продол-говатого и среднего мозга.

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга.

Функции переднего мозга

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их фун-кции.

Раскрывают функции переднего мозга.

Соматический и автоном-ный (вегетативный) отделы нервной системы.

Роль эндокринной регуляции.

Функция желёз внутренней секреции.

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Органы эндокринной системы и их функцио-нирование.Единство нервной и гуморальной регуляции.

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека.

Объясняют влияние отделов нервнойсис-темы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы.

Выделяют существенные признаки строе-ния и функционирования органов эндок-ринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции.

Раскрывают влияние гормонов желёз внут-ренней секреции на человека.

Раздел 11. Анализаторы. (6 ч)

Анализаторы

Понятие об анализаторах. Органы чувств.

Выделяют существенные признаки строе-ния и функционирования органов чувств.

Зрительный анализатор.

Строение зрительного анализатора. Строение и функции органа зрения.

Выделяют существенные признаки строе-ния и функционирования зрительного ана-лизатора.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Заболевания органов зрения и их предупреж-дение. Нарушения зрения и их предупрежде-ние.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

Слуховой анализатор.

Слуховой анализатор, его строение. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения.

Выделяют существенные признаки строе-ния и функционирования слухового анали-затора. Приводят доказательства необходи-мости соблюдения мер профилактики нару-шений слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоня-ние и вкус.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кож-но-мышечной чувствительности. Распоз-нают на наглядных пособиях различные анализаторы.

Раздел 12. Высшая нервная деятельность. (6 ч)

Вклад отечественныхучё-ных в разработку учения о высшей нервной деятель-ности.

Поведение и психика человека. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной дея-тельности.

Врождённые и приобре-тённые программы поведе-ния.

Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека.

Врождённое и приобретённое поведение.

Выделяют существенные особенности по-ведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии по-ведения и психики человека.

Сон и сновидения.

Сон и бодрствование. Значение сна.

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значе-ние сна в жизни человека.

Особенности высшей нер-вной деятельности чело-века. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Память и обу-чение. Виды памяти. Расстройства памяти. Спо-собы улучшения памяти.

Характеризуют особенности высшей нер-вной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти.

Воля. Эмоции. Внимание.

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания.

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания.

Раздел 13. Индивидуальное развитие организма (4 ч)

Жизненные циклы. Размножение.

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Определяют основные признаки беремен-ности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют ос-новные этапы развития зародыша человека.

Наследственные и врож-дённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

Наследственные заболевания. Медико-генети-ческое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма куре-ния, алкоголя, наркотиков. Инфекции, пере-дающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.

Раскрывают вредное влияние никотина, ал-коголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся поло-вым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консульти-рования для предупреждения наследствен-ных заболеваний человека.

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склон-ности, способности.

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность.

Определяют возрастные этапы развития че-ловека. Раскрывают суть понятий: «темпе-рамент», «черты характера».

Обобщение

Адаптация организма к природной и социаль-ной среде. Поддержание здорового образа жизни. Здоровый образ жизни.

Приводят доказательства взаимосвязи че-ловека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружаю-щей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют зна-ния о правилах поведения в природе. Осва-ивают приёмы рациональной организации труда и отдыха.













Раздел 6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Колич.

часов

Тип урока

Дата

Домашнее задание

План.

Факт.

Введение (2 часа)

1

Науки, изучающие организм человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

01.09.15.

§1

2

Становление наук о человеке.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

03.09.

§2

1. Происхождение человека (3 часа)

3

Систематическое положение человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

08.09.

§3

4

Историческое прошлое людей.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10.09.

§4

5

Расы человека.

1

Комбинированный урок

15.09.

§5, повт. §3-4

2. Строение организма (6 часов)

6

Строение и жизнедеятельность клетки.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

17.09.

§6, §7 стр.27-30

7

Деление клетки.

1

Урок изучения нового матер.

22.09.

§7 стр.30-33

8

Эпителиальная и соединительная ткани.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

24.09.

§8 стр. 33-36

9

Мышечная и нервная ткани.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

29.09.

§8 стр.36-39

10

Рефлекторная регуляция.

1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

01.10.

§9, повт. §6-8

11

Контрольная работа по теме «Строение организма человека».


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

06.10.

Стр. 43-44

3. Опорно - двигательная система (7 часов)

12

Строение костей. Соединения костей.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

08.10.

§10

13

Скелет человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13.10.

§11

14

Скелет поясов и свободных конечностей.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

15.10.

§12

15

Строение мышц.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

20.10.

§13

16

Работа скелетных мышц.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

22.10.

§14

17

Осанка.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

27.10.

§15

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

29.10.

§16

4. Внутренняя среда организма (3 часа)

19

Кровь.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12.11.

§17

20

Борьба организма с инфекцией.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

17.11.

§18

21

Иммунология на службе здоровья.

1

Комбинированный

19.11.

§19

5. Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

22

Транспортные системы организма.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

24.11.

§20

23

Круги кровообращения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

26.11.

§21

24

Строение и работа сердца.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

01.12.

§22

25

Движение крови по сосудам.

1

Урок закрепления знаний

03.12.

§23

26

Гигиена сердечно - сосудистой системы.

1

Урок закрепления знаний

08.12.

§24, 25, повт. §20-23, 10-19

27

Контрольная работа по теме «Опора и движение. Внутренняя среда. Транспорт веществ».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

10.12.

Стр. 129-130

6. Дыхание (4 часа)

28

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

15.12.

§26

29

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

17.12.

§27

30

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

22.12.

§28

31

Болезни и травмы органов дыхания.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

24.12.

§29, повт. §26-28

7. Пищеварение (6 часов)

32

Питание и пищеварение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

29.12.

§30

33

Пищеварение в ротовой полости.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

31.12.

§31

34

Пищеварение в желудке.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12.01.16.

§32

35

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

14.01.

§33, 34

36

Гигиена органов пищеварения.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

19.01.

§35, повт. §30-34

37

Контрольная работа по теме «Дыхание. Пищеваре-ние».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

21.01.

Стр. 181

8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

38

Обмен веществ и энергии.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

26.01.

§36

39

Витамины.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

28.01.

§37, презентация

40

Энерготраты человека и пищевой рацион.

1

Комбинированный

02.02.

§38, стр. 198

9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

41

Кожа - наружный покровный орган.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

04.02.

§39

42

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

09.02.

§40

43

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Комбинированный

11.02.

§41

44

Выделение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

16.02.

§42

10. Нервная и эндокринная системы (8 часов)

45

Нервная система.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

18.02.

§43

46

Нервная система.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

23.02.

§44

47

Строение головного мозга.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

25.02.

§45, стр.229-230

48

Функции переднего мозга.

1

Комбинированный урок

01.03.

§46

49

Соматический и автономный отделы нервной системы.

1

Урок изучения и перв. закр.

03.03.

§47, стр. 239-240

50

Роль эндокринной регуляции.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

08.03.

§58

51

Функция желёз внутренней секреции.

1

Комбинированный

10.03.

§59, повт.§43-47§58

52

Контрольная работа по теме «Нервная система».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

15.03.

Стр. 306

11. Анализаторы (6 часов)

53

Зрительный анализатор.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

17.03.

§48, 49

54

Зрительный анализатор.

1

Урок закрепления знаний

22.03.

§49, стр.249

55

Гигиена зрения.

1

Урок закрепления знаний

05.04.

§50

56

Слуховой анализатор.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

07.04.

§51

57

Слуховой анализатор.

1

Урок закрепления знаний

12.04.

§52, повт. §48-51

58

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

14.04.

Стр.263-264

12. Высшая нервная деятельность (6 часов)

59

Высшая нервная деятельность.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

19.04.

§53

60

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

Урок закрепления знаний

21.04.

§54

61

Сон и сновидения.

1

Комбинированный

26.04.

§55

62

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Комбинированный

28.04.

§56

63

Воля, эмоции, внимание.

1

Урок закрепления знаний

03.05.

§57, повт. §53-56

64

Контрольная работа по теме «Органы чувств. Высшая нервная деятельность».


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

05.05.

§57

13. Индивидуальное развитие организма (4 часа)

65

Жизненные циклы. Развитие зародыша и плода.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10.05.

§60, §61

66

Наследственные и врожденные заболевания.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12.05.

§62

67

Развитие ребенка после рождения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

17.05.

§63

68

Интересы, склонности, способности.

1

Комбинированный

19.05.

§64













Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники и учебные пособия

1. Биология. Человек: учеб.для 8кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В.

Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-7-е изд., стереотип. - М.,Дрофа,2006. - 332,(4)с.: ил.

2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Рез-никова В.З. Биология. Сборник за-даний для проведения экзамена в 8 классе, М., «Просвещение», 2006

3.Банколе А.В., Васильева Г.Д. Био-логия. Ответы на экзаменационные вопросы. 9 класс, М., «Айрис Пресс», 2010

4. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2011 г.

5. Т.А. Бирилло. Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 126 /2/ с. - (Учебно-методический комплект).

6. Биология. 7-8 классы: тесты / авт. - сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007. - 150 с.

7. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. Мето-дическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. - (Игровые методы обучения).

8. Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое посо-бие.-5-е, стереотип. - М.Дрофа - 2001г.- 80 с.

9. Т.С.Сухова. Контрольные и про-верочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа - 2001 г. - 127 с.

10. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие/авт. - сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. - 9-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 234, /6/ с.

11. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. Издательский Дом «Ли-тера»- Санкт- Петербург -2006г. - 95с.

12.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 128 с., ил. (Серия:«Учиться надо весело»).

13. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М. Богданарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.

14. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 352 с.

15. Сивоглазов В.И., Марина А.В., Суматохин С.В. Биология: человек и его здоровье: дидактические кар-точки: 8 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 160 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).

16. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие/ И.В. Приходько (и др.) - Ростов - на -Дону: феникс, 2010 г.

17. Биология: Пособие для подгот. отд. мед. институтов/ Под общей ред. Н.Е.Ковалева. - М.: Высшая школа, 1986 г.

18. Органы чувств человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

19. Дыхательная система человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

20. Сердце и сердечно - сосудистая система/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

21. Клеточное и генетическое стро-ение человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

22. Пищеварительная система че-ловека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

Учебное оборудование

1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп.

2.Комплект посуды и принадлежностей для опытов.

3. Портреты выдающихся биологов

4.Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».

5.Видеофильм «Первая медицинская помощь».

6. Микропрепараты по физиологии и анатомии человека.

7. МОДЕЛИ: глазное яблоко, гортани в разрезе, ДНК, мозга в разрезе, почки в разрезе, сердца (лабораторная), сердца в разрезе (Демонстрационная), скелет человека на штативе, торс человека разборный, увеличенная модель ушной раковины.

8. Барельефные модели к разделу «Человек»: строение спинного мозга, строение уха человека, органы полости тела человека, почка человека, строение легких, пищеварительный тракт.

9. CD - диск Биология. Человек. 1С: Школа.

10. CD - disc Интерактивные творческие задания. Биология 7-9

11. CD - disk Виртуальная школа КИМ «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс.

Техническое обеспечение:

  1. мультимедиа-проектор

  2. компьютер

  3. принтер Epson













Раздел 8. «Результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценки»

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Должны знать:

- главные анатомические понятия, термины;

- этапы развития человека до рождения и после рождения;

- общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма;

- основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;

-обмен веществ и превращения энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

- особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- клетки, ткани органы и их системы человека.

Должны уметь:

- характеризовать процесс деления клеток;

- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;

- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;

- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;

- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

-обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

-обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

-обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;

- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

- вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;

- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;

- определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;

- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих работ и дополнительных сообщений.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учебно-управленческие умения.

1) Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.

2) Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причин

Учебно-информационные умения.

1) Составлять сложный план письменного текста.

2) Составлять тезисы письменного текста.

3) Составлять реферат по определенной теме.

4) Осуществлять цитирование устного текста.

5) Составлять доклад устного текста.

6)Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).

Учебно-логические умения.

1) Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

2) Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.

3) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

4) Определять отношения объекта с другим объектом.

5) Определять Существенные признаки объекта.

6) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам.

7) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род.

8) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

9) Различать родовое и видовое понятия.

10) Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

11) Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.

12) Определять проблемы устанавливать несоответствие между желаемым и действительным определять общие



Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

3) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.







СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета

МБОУ Советской СОШ ___________ Старун Е.С.

от 26.08.2015 года № 1

____________ Старун Е.С. 26.08.2015 года



© 2010-2022